бесплатно рефераты
 

Культурология

Землетрясения, кометы, затмения — вот сюжеты, достойные удивления и

исследования.

В поисках новых доказательств схоласты (по крайней мере, некоторые из

них) все шире применяли наблюдение и эксперимент. Чаще всего вспоминают в

этой связи имя Роджера Бэкона. Рождающаяся схоластика попыталась установить

связь между свободными искусствами и механикой, между науками и техникой. А

университетские профессора относили себя к социальным группам, гнушавшимся

ручного труда. Последствия разрыва теории и практики были во многих

областях огромны. Физики экспериментам предпочитали Аристотеля, медики и

хирурги вместо вскрытия предпочитали ссылаться на Галена. Именно

предрассудки докторов в гораздо большей степени, чем нерешительность и

уклончивость церкви, задержали развитие практики вскрытии и прогресс

анатомии, которая делала, однако, первые многообещающие шаги в Болонье и в

Монпелье на рубеже XIII и XIV вв. Те же внутренние противоречия переживали

в свою очередь и гуманисты.

Красота в средневековом мире понимается, прежде всего, как разумная

соразмерность частей, гармония, порядок, пропорциональность, ясность,

чистота. Материальная красота трактуется как символ невидимой божественной

красоты. Прекрасное — это нечто невидимое, становящееся видимым. Прекрасное

и безобразное определяются через субъектно-объектные отношения. Безобразное

— это то, что вызывает отвращение. Созерцание прекрасного доставляет

наслаждение само по себе, вне практического использования вещи, и в то же

время прекрасное — это объективные «пропорции и блеск», гармония;

упорядоченность, соразмерность, доброцветность, мера в цвете и размере.

Назначение искусства — воплощать сверхчувственную идею божественного

архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Творчество

Бога беспредельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека

относительно, ограничено, и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне

Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве — Христос и его

учение.

Вопрос № 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Ответ: Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре)

можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры,

сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей

вплоть до XVII в. н.э. Культурная история Китая восходит к рубежу 111-11

тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось

постепенно.

Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая

охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э. (когда в

конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь

могущественнейших»), эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во

главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь шн хуанди — первый император

Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли

сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.).

Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже

в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох

позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней

цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной

культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т.е.

централизованной властью и бюрократической системой управления),

сакрализацией власти императора — Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие

деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого

централизацию государственного и административного управления. Но

складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в

гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в

политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до

н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии

земледелия, ремесел, торговли.

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и

создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал

административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-

управленца. Государственные чиновники не превратились в замкнутую касту.

Уже Шань Ян связал (середина IV в. до н.э.) занятие административных

должностей не со знатностью рождения, а с заслугами (в первую очередь

военными) перед государством. В последующем ранги, позволяющие занять

административные должности, стали продаваться за деньги (что также нарушало

сложившуюся аристократическую иерархию власти), и, наконец, утвердилась

знаменитая экзаменационная система занятия административных должностей

(мандарлнат). Рационализм как культура управления был неискореним в истории

Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного

поведения («китайские церемонии»).

Древнекитайская культура. Древнекитайская культура представляет

огромный интерес для культурологии, так как в своей основе она автономна,

создана китайским народом в условиях относительной изоляции. Этому в

немалой степени способствовала значительная отдаленность Китая от Средней

Азии и, как следствие, слабость непосредственных контактов с другими

культурами.

Китай в первом тыс. до н.э. представлял собой множество отдельных

государств, среди которых семь наиболее крупных: Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао,

Хань, Ци. Все царства вели между собой борьбу. Это был период, когда

близкие по культуре государства, находясь в состоянии острого

соперничества, в то же время взаимообогащались достижениями в области

культуры, технологии, военного дела, политики, права и т.д. Это был период

небывалого расцвета культуры, приведший к глубоким изменениям

древнекитайского общества.

Принципиально новое качество в развитии производительных сил было

связано с освоением новых, необходимых для ведения войны технологий. Это

прежде всего освоение технологии плавки железа, что, в свою очередь,

создало условия для быстрого развития ремесла и земледелия. Новый уровень

земледелия потребовал создания мощной сети гидротехнических сооружений в

бассейнах Хуанхе и верховьях Янцзы. Развитие земледелия привело к росту

городов, которые достигали размеров крупного (полумиллионного) современного

города.

Государственная структура совершенствуется в соответствии с динамикой

культурной жизни. Так, в IV в. до н.э. осуществляется реформа, приведшая к

административно-территориальному переустройству в соответствии с процессом

политической централизации, вводится система законодательства и

судопроизводства, опередившая аналогичную европейскую систему более чем на

тысячу лет.

Процессы исторической интеграции борющихся царств и формирования

уникального своеобразия китайской духовной культуры в значительной степени

определялись иероглифической письменностью. Благодаря своему основному

принципу — связи между реальным образом и символом, способом графического

начертания — она не была жестко связана с лингвистическими особенностями

конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка,

что способствовало культурному сближению народов различных царств.

Древнекитайская культура была первооткрывателем во многих областях

науки и техники, она дала миру важные научные открытия и изобретения. В

основном они были связаны с практическими потребностями китайской культуры.

В Ш—II тысячелетиях и в эпоху Шан (конец 2 тыс. до н.э.) китайцы знали

начала геометрии и счет до десятков тысяч.

Однако центральное место в системе знаний получила астрономия, в

которой на тысячи лет раньше, чем в Европе, были зафиксированы особенности

лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-летним

солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китайские астрономы фиксируют и

предсказывают появление кометы Галлея, лунных и солнечных затмений,

составляют и совершенствуют звездный каталог.

В Ханьскую эпоху (206 г. до н.э.. — 220 г. н.э..) в астрономии

появляется представление о планетах солнечной системы, а в 28 г. до н.э.

ханьские астрономы открывают пятна на солнце, также был сконструирован

прототип сейсмографа, создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд,

разработана теория Земли и безграничности Вселенной во времени и

пространстве.

Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные

числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа (.

Для эффективного развития земледелия была создана целая наука,

занимающаяся вопросами грядковой культуры, способами удобрения земель и

т.д.

В дальнейшем наиболее крупные достижения становятся достоянием мировой

культуры (изобретение компаса, пороха и т.д.). К этому ряду можно

причислить успехи китайской культуры в сфере лакового производства,

шелководства, изобретение бумаги, что создало условия для развития

искусства и техники эстампов, а затем и для печатания книг.

С изобретением туши было связано развитие китайской письменности. Еще

в Ханьскую эпоху создается эталонный стиль письма («образцовое письмо»),

заложивший основу современного начертания иероглифов. Зарождаются

филология, поэтика, создаются первые словари, появляются произведения

художественной и исторической прозы. В I в. н.э. создается фундаментальное

произведение «Исторические записи» (Шицзи) — 130-томная энциклопедическая

история Древнего Китая, уникальный памятник прозы эпохи Хань.

В середине I тыс. до н.э. в Китае широко развивается система

образования, связанная с именем Конфуция (551— 449 г. до н.э.), крупнейшего

мыслителя Древнего Китая. Учение Конфуция (прежде всего, трактат «Беседы и

суждения») вплоть до XX века составлял основу системы китайского

образования. В учении Конфуция преобладала практическая философия,

связанная с проблемами нравственного воспитания и управления, естественной

гармонии общественной жизни. Главной задачей Конфуций считал формирование

личности, способной занять достойное и естественное для нее место в

обществе, четко и однозначно регламентировавшем обязанности каждого своего

члена.

Даосизм. Основателем Даосизма был Дао Цзы - историограф-архивариус при

Чжоуском дворе. Он написал «Дао лэ Цзин», состоящую всего лишь из 5000

иероглифов. Самая древняя рукопись Дао дэ Цзин относится ко II в. до н.э.:

она была найдена при раскопках княжеского захоронения и несколько

отличается от традиционного текста.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый

вездесущий естественный закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая

все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего

предела, они переходят друг в друга.

Письменность и книги. Древнейшие китайские тексты, гадательные

надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире,

относятся к III-II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помешались в

огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и расположению

образовавшихся трещин.

Во П тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах,

а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые

планки, скрепленные шнуром, текст писался вдоль планки по вертикали. На

одной такой планке вмешалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по

содержанию книга имела значительный объем. В Ш в. до н.э. китайцы начали

применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I

в. до н.э. — начале I в. н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало

широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее

— на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из

каменного угля или из сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись

путем подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для

обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли

потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко пенится,

живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей

Юго-Восточной Азии.

Литература. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской

литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг. н.э.). В своей работе «Описание

искусств и словесности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»),

он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские

книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке,

книги по астрологии, медицинские книги.

Наиболее древними дошедшими до нас памятниками поэзии Древнего Китая

являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из

книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае

развивается авторская поэзия, в основном и двух жанрах: песни и поэмы,

причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для

скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу)

являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ. Мэй Шэн. Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо

особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но

и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской

историографии» Сыма Няня (II в. до н.э.). повлиял на создание

повествовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в 1-11 вв. н.э. Еще

одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения»

— уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для

доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы

практически не сохранились.

Музыка. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает

много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В

основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются образования,

построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь,

пила, хуцинь или эрху. ли, шэн... Изучением китайской музыки занимались

древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем

учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянъ

создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-тянь занимался вопросами равномерной

темперации и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось

придворным церемониалом и религиозным культом.

Архитектура и строительство. Китайские задчие приобрели славу двумя

разнообразными памятниками – Великий канал (2000 л – почти с XI в. до н.э.

– по XIX в. н.э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными

приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая

Китайская стена — одно из самых грандиозных строительно-технических

сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года

до н.э. при императоре Цинь Шихуанди.

Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота Она

была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпича. С ее

сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью — с помощью

сигнальных огней — можно было распространять информацию по всей стране с

никогда дотоле невозможной скоростью.

Около 300 000 человек трудились в поте лица над возведением этой

стены. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы было

исключительным достижением. Военное значение стены, когда она бывала

укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным.

Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450

километров, а со всеми ответвлениями и изгибами она равна от 6000 до 6500

километров.

Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина — 5,5

метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом

пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять

метров, а высота дозорных башен — двенадцать метров.

Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры

Ханьского государства Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в

трактатах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре

мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как

завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с

высокими деревянными дозорными башнями и расположенными строго друг против

друга массивными воротами.

План богатых усадеб повторял в миниатюре очертания столицы...

Замкнутые в прямоугольник стен, ориентированные фасадом на юг, они состояли

из ряда построек, обращенных окнами в глубь двора, расчлененного посредине

стеной и входом на две части — жилую и хозяйственную. Типы планировки

усадеб сводились к двум: сань-хэюань, и котором двор обрамлялся тремя

павильонами и воротами, и сы-хэюань, в котором его ограждали четыре

павильона.

Не менее продуманными по своей структуре были и погребальные склепы

знати. В связи с тем что культ усопшего стал одним из важнейших

священнодействий, покойника должны были окружать все прижизненные почести и

оберегающие знамения.

Дворец Вэйангун в Чанъане (столице Ханъской империи) занимал по

периметру 11 км и состоял из 43 зданий. Основным строительным материалом в

это время по-прежнему служило дерево, но крыши уже делались из черепичных

желобов, украшенных на концах рельефными изображениями зверей-охранителей.

Тяжелые и массивные, они опирались на балки и колонны, капителями которых

служили узорные кронштейны — доугуны, облегчающие вес и давление кровли.

Дворцы ... строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои

украшались стенными росписями и пропитывались, ароматическими благовониями,

каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами.

Изобразительное искусство. Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие

для жертвенных возлияний духам — покровителям племени особенно ярко

отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности.

О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий,

свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше

600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие.

Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием

ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ

земледелия определили характер орнамента, его расположение, смысл и систему

образов. Огромные, зачастую почти неподвижные в силу своей массивности

сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются

рельефные головы реальных и мифических животных, имеют яркий, ни с чем не

сравнимый облик.

Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения появилось и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.