бесплатно рефераты
 

Культурология

около 1500 г. до н.э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную

слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование

финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно

более поздние алфавиты.

Крупные храмы и дворцы правителей нередко имели кроме хозяйственно-

административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них —

библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853

г. при раскопках на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не

только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире

настоящая, систематически подобранная библиотека.

Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и

ассирийцев, была получена при изучении 25 тыс. табличек и фрагментов,

извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров.

К древнейшим текстом относятся списки богов, некоторые мифы и гимны,

позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях,

складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика,

записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым

знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».

Гильгамеш — реально существовавший исторический персонаж, царь в ХХVП-

ХХVI веках до н.э. Еще в древности он стал героем ряда поэм

Музыка. Данные раскопок, литературные памятники, изображения на

рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной

жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже

жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только

любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты

стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось

летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии

придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные

меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах,

доходившие до 150 человек.

Исторические источники позволяют говорить о богатом, разнообразном и

сравнительно совершенном музыкальном инструментарии уже к началу III

тысячелетия до н.э.

Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки

самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно

барабанов и систров); из духовых — архаическая продольная флейта. близкая

древнеегипетской; язычковые — типа гобоя; из струнных встречаются знакомые

уже по Древнему Египту арфообразные лиры, арфы, лютни.

В ансамблях Шумеро-Вавилонии ударные инструменты сочетаются со

струнными и с духовыми.

Архитектура и строительство. Каждому богу-покровителю посвящался

центральный храм города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в

котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Жилые дома

лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса.

Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и

узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без

окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик.

Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была

канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной,

достигавшей значительной толщины. Такой тип поселения, характерный для

Двуречья, складывается окончательно к концу IV — началу III тыс. до н.э.

В Двуречье стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то

мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, храм

стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или

пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было

сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик.

В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен

храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но

позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик,

непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора

было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами.

Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья

росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с

росписями, который пока нам известен, — храм в Телль-Укайре: алтарь храма,

его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью

(конечно, не фреской — стены просто были раскрашены посуху) с

геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато-

коричневой гамме.

Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и

большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в

развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый

кирпич. формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника.

был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки

перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что

переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части

дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный

колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и

ведущими к ней боковыми лестницами. Уникальность этой постройки, видимо,

связывается с ее общественным назначением — перед нами, по всей видимости,

помещение для народных собраний, что характерно для период;

первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья). К

концу III тыс. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма -

«зиккурат», до конца эпохи древности остается наиболее типичным для

культовой архитектуры сооружением.

С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе

дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной

крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа — так называемый

«дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве

светского здания и крепости — система обводных стен защищала дворец не

только от врага, но и от жителей города.

«Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из

всех городов, которые я знаю» – писал Геродот.

Изобразительное искусство и скульптура. Количество храмовой скульптуры

Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.э., но это все не

монументальная скульптура. Памятники представляют собой небольшие, размером

до 35-40 см, статуэтки, выполнена из мягких пород камня. Большинство

статуэток ставилось в храме для того, чтобы молиться за поставившего их

туда человека.

Барельеф Ур-Нанше Изображения людей на рельефах обобщены, фигуры их

обычно очень приземисты, формы угловаты, голова и ноги человека повернуты в

профиль, плечи изображены в фас. Бог или правитель города-государства

всегда, изображался на рельефах значительно большего размера, чем все

остальные персонажи. Одним из интересных произведений раннешумерской

скульптуры является мемориальный рельеф с изображением Ур-Нанше, правителя

города-государства Лагаша. Он, по-видимому, находился на двери храма, к

которой был прикреплен при помощи деревянного или каменного болта.

Барельеф Ур-Нанше исполнен в характерной для раннешумерского искусства

технике невысокого рельефа с суммарной трактовкой деталей, с изображением

людей с неестественно большими глазами и клювообразными носами.

Произведений изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло

немного. К числу лучших относится «Стела Хаммурапи». Она была найдена в

1901 году в Сузах французскими археологами.

Этот монумент является одним из замечательных произведений искусства и

одним из первых документов в области права. Высеченный на нем свод законов

дает возможность изучить административный и хозяйственный строй Вавилона.

Большая часть пространства стелы занята клинописным текстом, в верхней же

ее части, помещен барельеф. На барельефе представлена сцена вручения

земному владыке Хаммурапи знаков власти от бога.

Искусство Ассирии. В искусстве Ассирии в I тыс. до н.э. появляется

жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все

официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие

ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не

антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела

как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-

идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке,

воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ

могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в

период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и

законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии.

Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда

погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем

организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло

такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и

образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто

изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в

подчеркнуто пышном убранстве — отсюда монументальная статичность фигур и

внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и

в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь

страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными — в виде анналов

ассирийских царей, славящих их подвиги.

Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской

персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного

искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при

ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей

художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той

свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области

композиции и в изображениях животных.

Научные знания. Определенных успехов достигла математика. Шумеры

создали шестидесятиричную систему счета, в основе которой лежали числа 1,

60, 600. 3600. В дальнейшем возникла десятеричная система — с числами 1,

10, 100 в основе. Употреблялась также смешанная, соединявшая элементы этих

двух, система счисления. Древние жители Месопотамии знали четыре правила

арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в

квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. Знакомы они были с

началами геометрии, знали число «я», умели вычислить длину окружности,

площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами

прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система

мер и веса. В последней выделялись как максимальная мера — талант (30,3

кг), так и минимальная — шеум (зерно — 0,046 г).

Значительного развития в Месопотамии достигла астрономия, тесно

связанная с астрологией. Ведение астрономических наблюдений стимулировалось

не только практическими потребностями, но и верой в зависимость судьбы

человека и государства от расположения светил на небе. Результаты этих

наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин

зиккуратов, тщательно фиксировались и привели к важным астрономическим

открытиям.

Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30

дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календаря

с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требовалась

вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с марта —

апреля (месяц «нисан»). В III тысячелетии до н.э. в каждом шумерском городе

имелся свой календарь, где большая часть месяцев называлась по характеру

хозяйственных работ. На рубеже III — II тысячелетий до н.э. календарь

унифицировали, взяв за основу нип-пурскую систему. Велись наблюдения за

движением Солнца («путь Солнца»), Луны («путь Луны»), Венеры и других

планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения,

отмечались появления комет, метеоритов. землетрясения. Известны были

эклиптика и знаки Зодиака, положение Солнца в системе этих созвездий,

менявшееся раз в 2000 лет. Пользовались солнечными и водяными часами

(гномоном и клепсидрой, как их впоследствии называли греки). День начинали

не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по 2 часа каждая,

дни складывались в 7-дневную неделю. Античные авторы сохранили имена

древних вавилонских астрономов Набу-риманни (VI в. до н.э.), Кидинну (IV в.

до н.э.), сведения о существовании специальных школ «звездочетов». В

библиотеке Ашшурбанапала сохранилась копия древнего учебника «Руководство

по астрономии».

Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в

Египте, возможно потому, что здесь не делали вскрытия трупов для их

бальзамирования. Медицина была тесно связана с магическими действиями,

главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60 недугами. Но имелись и

боги врачевания и здоровья, покровители и спасители страждущих: Энки (Эа),

Ниназу, Нингиззида. Издревле больных подвергали лечению магическими

средствами. В Лагаше, например, практиковалось возложение тяжелобольного на

«тростник бога Энки». Но в городе имелись и врачи — «знающие воду», как

называли их в Месопотамии. Из Лагаша до нашего времени дошла ваза «энси» Гу-

деа с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих

жезл, — эмблема, заимствованная современной медициной.

Сохранились медицинские справочники, пособия (одно из них на 40

табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является

«Ниппурский справочник врача» (XXIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептов,

среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При

приготовлении лекарств использовались разнообразные растительные, животные

и минеральные вещества.

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области

природоведения. Сохранились классификационные списки животных, растений,

минералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые

«висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и животные.

Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде литературных и

мифологических произведений.

Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы физики,

об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов,

использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд

химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств,

умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные

камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку.

Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов,

стран, рек, тор. каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные

реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов:

Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона

Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на

глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного

рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов,

треугольников, символизирующих отдаленные страны.

Вопрос № 4. Основные религиозные учения Древней Индии.

Ответ: Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа,

Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н.э на

берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н.э., в

эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана

своеобразная духовно мировоззренческая система индуизма - ядро индийской

культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста -

это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие

индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы

раздела общества на 4 станы (касты):

1. Брахманов (жрецов).

2. Кшатриев (волнов).

3. Вайшвив (землеробов)

4. Шудров (слуг)

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в

зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной

варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия

определенным ремеслом. Индийская каста - это результат длительного процесса

становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми,

которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и

законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской

культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2

пол. 1 тыс. до н. э.). Особенного расцвета государственно-политическая

жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в

до н. э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения

на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное

место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное

на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли

индуизм, буддизм, ислам.

Ведийская религия. Древнейшая известная нам религия Индии — ведийская,

это религия ариев, корни которой уходят в глубину векон — во времена

индоевропейской праобщности. В ряде ее черт прослеживается сходство с

религией древних греков, славян. Несомненно, что за сотни лет существования

и развития на территории Индии она впитала в себя и ряд местных верований,

которые далеко не всегда можно выявить. Само название «ведийская»

происходит от названия священных книг — вед (тот же корень, что и в русском

слове «ведать», т.е. знать). Веды же являются практически единственным

источником сведений об этой религии на ее древнейшем этапе: так как

жертвоприношения совершались на открытом месте как приношения огню (Агни).

который должен был отнести их другим богам, то не существовало ни храмов,

ни изображений богов, которые могли бы быть дополнительным источником

информации об этих верованиях. Веды представляют собой сборники гимнов

(самхит). древнейшие из которых относятся ко II тыс. до н.э. В течение

многих столетий они существовали исключительно в устной форме и должны были

заучиваться наизусть, причем изучение их было не только делом жрецов —

брахманов, но и всех дважды рожденных, т.е. еще и кшатриев, и вайшьи.

Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном

Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен.

Именно она и явилась создателем «Ригведы» и других ведийских сборников

(самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.