бесплатно рефераты
 

Культурология

Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где

процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы

существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В

результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение

слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу

потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним

повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные

мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их

комментировать. В результате сформировались центры, в которых была

сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах,

где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре,

наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города.

Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и

передовых достижений в области искусства.

Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения

античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь

свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика —

овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением;

четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов

мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей

знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было

попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа,

Его слово.

Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов

— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие

университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права

присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться

массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя,

начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем

странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо

научить, встречались редко...

К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, —

и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более

богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов

собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро

распространяться по разным землям.

Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам,

и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно

условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К.

литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой

пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого

европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и

наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали

образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые

клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых,

проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера,

из которых особое место занимают труды мистиков.

Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество

вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из

страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые

стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как

переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями

средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка

(1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).

Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из

знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был

настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой

римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник

рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в

виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.

Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они

послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для

многочисленной «рыцарской литературы».

ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство.

Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои

представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец

за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена

(верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник

слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ

Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии,

не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление.

Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им

посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о

Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида

Страссбургского, «Роман о Розе».

Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они

выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать

нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме,

которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения

и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к

пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской

философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских

трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное

произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой

дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал

учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел своего учителя и сам

стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учеников со всей

Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был

много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с

любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был.

Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое

влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков.

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья,

предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому

кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим

представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно

требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является

облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода

— книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на

итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу

вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы

обрамлением и комментарием к стихам. Заканчивается «Новая жизнь»

пророческими словами о том, что после своей смерти его возлюбленная

Беатриче становится путеводной звездой его жизни.

После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических

произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский

трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически-

философский трактат «О народной речи».

Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия»

(Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о

странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай,

проводником его по Аду и Чистилищу становится душа Вергилия — любимого

поэта Данте, но Вергилию как язычнику нет дороги в Рай, в Раю герой Данте

встречает Беатриче.

«О подражании Христу» — одна из самых известных и распространенных

книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором

книга по традиции считается Фома Кемпийский — Томас Хемеркен или Хамеркен

(около 1380-1471 гг.), живший в Германии. Фома Кемпийский большую часть

жизни провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием

собственных трудов — не указывая при этом своего авторства; анонимность

творчества — одна из характерных черт средневековой культуры в целом. «О

подражании Христу» — это мистический трактат, главное здесь не рассуждения,

а переживания, в нем ярко выражено стремление к экстазу, вызываемому

ощущением присутствия Бога.

Театр и драматургия. В истории средневекового театра четко выделяются

два периода: ранний — У-Х1 вв. и зрелый — ХП-ХIV вв. Для раннего периода

характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации,

часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые

церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в.

практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры,

переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов.

Во Франции их называли гистрионы, в Германии — шпильманами, в Польше —

франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистряонов

происходит «разделение труда»: выделяются комики-буффоны, искусство которых

близко к цирковому, и жонглеры, являющиеся рассказчиками, певцами и

музыкантами, среди которых в свою очередь выделяются трубадуры — сочинители

и исполнители стихов, баллад и поэм.

Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль

(около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные

мотивы с сатирическо-бытовыми.

В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают

театрализованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто

светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где

изображение сатирических бытовых картин перемежилось с чудесным

вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные

сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были

уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквях, и не на

церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками

мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились

мистерии под контролем церкви. Текст мистерий часто импровизировался,

поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере

спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за

сильного критического элемента в них.

Музыка. Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в

духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя

они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую

очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов,

трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения

музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в, — соборы и

университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему

унисонному пению приходит сложное многоголосие. которое позднее будет

широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Архитектура и строительство. В архитектуре Средневековья

господствовали два основных стиля: романский (в период раннего

Средневековья) и готический — с XII в.

Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени

рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами

архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было

порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться

каменными донжонами. Это были высокие прямоугольные башни, служившие

сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные

стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло

вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились

круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили

распространение. В состав замка были включены хозяйственные сооружения,

водопровод и цистерны для сбора воды.

Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа

храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь

страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во

Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской

манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета

готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда

феодальное общество достигло апогея в своем развитии...

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений

эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика зародилась во

владениях французских королей, и государи других стран — Англии, Испании,

Чехии — внедряли готику как символ христианской монархии, готическую

архитектуру распространяли и монашеские ордены. Собор был важнейшим

общественным местом города и оставался олицетворением «божественной

вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением

схоластических «сумм», а в изображениях — связь с рыцарской культурой.

Сущность готики — в сопоставлении противоположностей, в способности

объединить абстрактную идею и жизнь.

Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании

строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода.

Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские

соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные

башни, возносящиеся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения.

Так, длина Реймсского собора 138 метров и высота около сорока метров.

Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок

и остальных архитектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о

высшей жизни.

Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека,

среди них особенно прославились собор Парижской Богоматери, соборы в

Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени.

Готическая архитектура была единым целым с подчиненной ей скульптурой,

живописью, прикладными искусствами. Особенный акцент делался на

многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выражение

лиц одухотворенное, позы благородные.

Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для

общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль

распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде становятся

модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания

Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом».

Математические и физические знания, требовавшиеся для создания грандиозных

сооружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы высокие

практические навыки, значительный опыт и интуиция.

О понимании значения техники говорит тот факт, что на рельефах фасадов

готических соборов изображается аллегорическая фигура с атрибутами,

символизирующими Геометрию — циркулем, линейкой и угольником. Архитекторы

были убеждены, что искусство без науки — «ничто». Чем больше требовалось

точных знаний для создания архитектурного сооружения, тем больше оно

ценилось. В художественном плане архитекторы придерживались прежде всего

гармонии и правильных пропорций.

Геометрия и другие точные науки пробивают себе дорогу и в других

искусствах. Так, Виетело в XIII веке вводит понятие перспективы

(разработанное ранее арабским ученым Альхазеном) в русле теории зрительного

восприятия, геометрической и физической оптики. В XIII веке были

воздвигнуты величественные готические соборы. В архитектурных сооружениях

ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные

украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось

внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.

Изобразительное искусство. Росписи романских храмов сохранились лишь в

редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом

заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой

и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, использовали восковую

темперу. Чаще всего страдали поверхностные, лессировочные слои, краски со

временем осыпались, как и сама штукатурка. Палитра романского фрескиста

была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но

прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали

более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя

употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли

воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял

охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы

предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в

последовательности, обусловленной средневековой типологией священного

текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход

столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного

канона — по отношению к росписи романского храма, скорее можно говорить

лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи

центральной апсиды. Здесь помешали изображение Христа во славе, реже —

фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апостолы, святые,

аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиографические сцены,

они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене

храма, если она была свободна от эмтгор, возникала картина Страшного суда,

но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней,

цокольной зоне живописали платы, она служила иногда прибежищем гротескных и

фантастических фигур.

Научные знания. Средневековая наука, так же как и богословие строилась

на вере в авторитет — Священного Писания (Библии), Священного Предания

(труды отцов церкви, постановления соборов и т.п.), по мере знакомства с

античными авторами к ним тоже стали относиться как к абсолютным

авторитетам.

К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью,

прибавлялось доказательство чудом. Средневековые умы привлекало совсем не

то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным законом, регулярно

происходящим повторением, а как раз. наоборот, то, что было необычно,

сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. Даже наука более

охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.