| |||||
МЕНЮ
| Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековчтобы каким-то образом объединить коми-пермяцкий язык и русский. Этот же съезд признал необходимым ввести в коми-пермяцкую азбуку букву Л, которой не было в иньвенском диалекте. Развитие литературного языка началось в 1925 году, когда коми-пермякам была дана автономия. С этого времени начинается второй этап развития коми-пермяцкого литературного языка. В 1926-27 годах А. Н. Зубов и М. П. Лихачев перешли в своем творчестве на язык объединенного диалекта, в который, как и в зырянский, была введена буква Л. С этого же объединенного диалекта они начали работу над новыми учебниками. В 1928 году “Центриздат” выпустил новую коми-пермяцкую азбуку, автором которой был М. П. Лихачев. С этого же года у А. Н. Зубова и М. П. Лихачева начали выпускаться учебники на основе новой азбуки: у А. Н. Зубова – “Коми- грамматика”(1928), у М. П. Лихачева – “С новой жизни”(1929). Совместно у А. Н. Зубова и М. П. Лихачева вышла книга для чтения – “Ясное утро”(1931) (Зубов,1988,с.63). В 1932 году М. П. Лихачевым на основе азбуки были переработаны все учебники на латинизированный лад. В этот период (с 1932 по 1938) все учебники и научно-методические разработки издавались в округе на латинизированной основе. С 1938 года они были поставлены на основу русского языка, по которым мы учимся читать и писать на родном языке по сегодняшний день. По этой же азбуке были составлены самые первые национальные учебники, с помощью которых писали и читали как молодые, так и пожилые жители нашей автономии. К 1932 году, благодаря этим же учебникам, среди коми-пермяков была ликвидирована неграмотность (Бачев,1991,с.39). Таким образом, М. П. Лихачев и А. Н. Зубов стали основоположниками не только национальной литературы, но в первую очередь, национальной письменности. Это они развивали и дали народу родной коми-пермяцкий язык, который дорог и ценен. По этому языку жители округа учились и учатся сегодня читать, писать, понимать друг друга, развивают свою культуру. А. Н. Зубов и М. П. Лихачев оставили после себя большой и значительный след. Они навечно остались в сердцах коми-пермяков. Очень больно и тяжело на сердце, что нашим начинателям национальной письменности и литературы, таким талантливым коми-пермяцким сыновьям, какими были А. Н. Зубов и М. П. Лихачев, не удалось прожить столько, сколько им дано было матушкой-природой. К сожалению, в период Сталинских репрессий, в 1937 году, они были расстреляны. Многие светлые их, мечты, какие большие творческие планы так и остались незаконченными (Фадеев,1989,с.5). §2 Ликвидация неграмотности в крае. После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим инспекции был утвержден учитель, активный участник гражданской войны М. В. Чечулин. В 1928 г. инспекция была реорганизована в окружной отдел народного образования. Заведующим окроно был утвержден энтузиаст и организатор народного образования округа В. Е. Попов (1888-1953), работавший инспектором окружной инспекции (Бачев,1995с.142). К моменту организации округа сеть учреждений образования была необычайно мала. В 1924-25 учебном году на территории округа работало всего 89 школ. Из 13500 детей школьного возраста обучением было охвачено всего 6580 человек или 49%. Задача состояла в том, чтобы расширить сеть общеобразовательных школ и охватить обучением всех детей. К началу 1925-26 учебного года было открыто 23 новых школы. Сеть школ постепенно увеличивается. Число учащихся по сравнению с дореволюционным временем возросло с 4762 человек до 7521, или в 1,65 раза (Бачев,1995,с.142). В эти годы главной задачей была ликвидация неграмотности и малограмотности. Создание новой школы началось сразу после установления Советской власти в крае. Церковно-приходские школы преобразовывались в общеобразовательные (школы I ступени). Теперь первоочередная задача состояла в том, чтобы ликвидировать сплошную неграмотность в крае, охватить обучением всех детей, расширить сеть школ и перейти к обучению на родном языке. В годы ликвидации неграмотности и малограмотности в округе проводилась большая организаторская работа. При окрисполкоме работала особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности, возглавляемая заместителем прдседателя окрисполкома М. В. Чечулиным. Подобные комиссии работали также в районах и сельских советах. Основная тяжесть всей организаторской и практической работы выпала на органы народного образования и учителей. По учету еще в 1930-31годах оказалось неграмотных почти 30 тысяч, в том числе допризывной молодежи 284 человека. Работали культармейцы, учителя-ликвидаторы, более 1000 человек (Бачев,1995,с.143). Важную роль в борьбе с неграмотностью среди населения округа сыграло созданное в 1923 году в стране добровольное общество “Долой неграмотность” (ОДН). В 1923 году было организовано окружное управление ОДН, а к 1 января 1926 года в округе было уже 43 ячейки ОДН. В этот период выдвигается лозунг “Грамотный – обучи неграмотного”. Каждый член профсоюза должен был обучить 5-6 человек неграмотных (Бачев,1995,с.143). В 1924-25 учебном году было организовано уже 79 ликпунктов, в которых обучалось 3608 человек. В 1927 году было охвачено обучением более 13 тысяч человек. В культпоходах “Против темноты и невежества”, “За сплошную грамотность населения”, “За парту, за книгу!” участвовали учителя, учащиеся старших классов школ и колхозной молодежи. С 1 сентября 1931 года во главе со своими преподавателями учащиеся Кудымкарского педтехникума в Кудымкарском и Юсьвинском районах, а Косинского педтехникума в своем районе в течение трех месяцев вели занятия на пунктах ликвидации неграмотности, созданных в каждой деревне (Бачев,1995,с.143). В 1932 году в феврале и марте в округе работали культбригады студентов пермских, свердловских вузов и техникумов. Они создали десятки красных уголков, дошкольных учреждений, собрали 40 тысяч рублей в фонд ликбеза, обучили 27 тысяч неграмотных и малограмотных. Создавались военные сборы для неграмотных и малограмотных допризывников. Комсомольцы работали в составе чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности, ремонтировали помещения, собирали письменные принадлежности, проводили субботники, заработанные деньги перечисляли в фонд ликбеза. Но трудностей было много. На допризывном пункте в Усолье, где обучалось 250 крестьянских парней из коми-пермяцких деревень, было всего 28 букварей, 2 разрезные азбуки и 48 карандашей. Делили карандаши на части, писали обожженными палочками на бересте, на газетах, делали чернила из сажи, свеклы (Бачев,1995,с.144). Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек” (Бачев,1995,с.144). Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”- работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь. Заведующая Сервинской базовой школой А. А. Устюжанцева обучила в деревне Малая Серва Кудымкарского района 52 человека (Бачев,1995,с.144). После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый трудный участок – деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932 году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38 человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в школе ликбеза (Бачев,1995,с.144). Была методистом и организатором по ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А. Будрина в числе первых занесена в Красную книгу Урала и награждена Красным знаменем окрисполкома. Из воспоминаний ветерана просвещения округа З. В. Распоповой: “Во время учебы в школе второй ступени в Кудымкаре с педагогическим уклоном многие учащиеся привлекались к работе по ликвидации неграмотности. Я была направлена в деревню Заболотная, где 2-3 раза в неделю проводила занятия с малограмотными и неграмотными. Их приходило по 10-12 человек. В основном это были женщины и подростки. Мне казалось, что мы, старшеклассники, выполняем общественное поручение, а в действительности мы уже участвовали в большом деле. В 1930 году я окончила Кудымкарскую школу второй ступени и была направлена на работу в Деминскую начальную школу Кудымкарского района. Мне дали один класс, где было 56 учеников. Было очень трудно, но и меня закрепили к трем ликпунктам неграмотности. Я оказывала методическую помощь ликвидаторам. Помню, за столом стоит керосиновая лампа, сидят 8-10 человек, иногда и больше, водя пальцем по букварю, громко читают по слогам и крупно, как первоклассники, пишут в тетрадях первые слова. Кто учился на ликпунктах, им предоставлялись льготы (первоочередной размол зерна на всех мельницах, бесплатное посещение кино, бесплатное получение лесоматериалов)” (Бачев,1995,с.145). Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы Советов, органов народного образования, комсомольских организаций и самоотверженного труда учительства округа, удалось в основном ликвидировать неграмотность в округе к 7-й годовщине образования округа, осуществить всеобщее начальное обязательное обучение за два десятилетия. Это было большой победой в деле обучения грамотности в нашем крае. После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69 стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по национальной программе на родном языке, была начата комизация народного образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын). Успехи в развитии народного образования в значительной мере зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г. Кудымкаре и в 1930 году в с. Коса были открыты педагогические техникумы (КПГА,Ф.31,Д.11,Оп.16,Л.11-13). В 1936 году они были объединены. Шла подготовка учителей и в других вузах страны. В 1933 году в Пермском двухгодичном учительском институте обучалось 32 человека из округа. Большим событием в культурной жизни округа было открытие в 1940 году учительского института в Кудымкаре, где готовились на четырех отделениях преподаватели для семилетних и средних школ. В годы первых пятилеток значительно улучшился состав учительских кадров. С 1933 по 1935 годы количество учителей с высшим образованием увеличилось с 5 до 12,9%, со средним – с 74,7 до 78,5%, в то же время с низшим образованием сократилось с 20,3 до 8,6%. Однако, по всем школам округа в 1938 году еще половина учителей была с незаконченным средним образованием. Для подготовки учительских кадров и повышения образования тех, кто не имел образования за неполную среднюю школу, была организована межрайонная база ИПКНО (институт повышения квалификации кадров народного образования) при Кудымкарском педтехникуме. В неполных средних и средних школах была развернута сеть вечерних школ для обучения учителей, организовано заочное обучение с охватом до 200 человек. В годы первой пятилетки стали открываться школы крестьянской молодежи, которые охватывали учащихся из числа подростков и давали профессиональные навыки, много времени отводилось на изучение сельского хозяйства, сельхозтехники, проводили опыты с разными удобрениями, выполняли работу по огородничеству и животноводству. Практику проходили в колхозах. Оканчивающие эти школы поступали в техникумы, что позволяло создавать кадры местной интеллигенции. Первая школа крестьянской молодежи была открыта в 1924 году в с. Юсьва, а в 1932 году их было уже 20 , в них обучалось более трех тысяч учащихся. Школы крестьянской молодежи открывались на базе четырех классов первой ступени с трехлетним сроком обучения. Сеть школ из года в год увеличивалась. В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против 85 школ в год образования округа. К 1936 году задача всеобщего начального обучения детей школьного возраста в округе была решена. Самоотверженный труд учителей, ликвидаторов неграмотности и малограмотности, борцов за всеобщее начальное и семилетнее образование получил высокую оценку. Более 100 учителей были удостоены звания ударника труда I и II пятилеток. Большой вклад в становление школы, ликвидацию неграмотности и осуществление начального образования в округе внесли учителя: Е. А. Будрина, И. И. Фирсов, А. П. Тупицына, Е. Е. Четин, Н. А. Красикова, О. Е. Теребихина, А. Е. Вилесова, Н. М. Вилесов, А. Ф. Петрова, В. А. Девятков, Г. К. Томилин. Постановлением РПС (революционно-производственного Совета) при газете “Уральский рабочий” и облсовета культстроительства коми-пермяцкая окружная комиссия по ликбезу была премирована 5000 рублями, имена лучших борцов за дело ликбеза занесены в Красную книгу ударников Урала (Бачев,1995,с.147). Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам характеризуется следующими данными: |Годы |Учтено |Обучено |Учтено |Обучено | | |неграмотных | |малограмотных | | |1926-27 |34200 |3667 |- |- | |1928-29 |30685 |2432 |- |- | |1929-30 |27508 |6975 |- |- | |1930-31 |30000 |11376 |14303 |1809 | |1931-32 |18624 |7662 |15449 |7140 | |1932-33 |11150 |3055 |16503 |3163 | |1933-34 |7028 |7328 |15429 |6425 | |1934-35 |7318 |874 |11973 |2500 | По данным таблицы, подготовленной в сборнике “10 лет Коми- Пермяцкого автономного округа” (1935), можно констатировать, что ликвидация неграмотности в Коми-Пермяцком национальном округе, в некогда бывшей отсталой царской окраине, была успешно завершена. К этому периоду уже создана сеть школ и дошкольных учреждений на всей территории округа, открылись первые средние учебные заведения: Кудымкарское педагогическое училище, Косинский педагогический техникум, Кудымкарская фельдшерско- акушерская школа, Кудымкарский лесной техникум и Коми-Пемяцкий сельскохозяйственный техникум. Народное образование в Коми-Пермяцком национальном округе в этот период начало успешно развиваться. Заключение. Исследуемый период распространения грамотности в Коми-Пемяцком крае имел свои специфические особенности. На его развитие влияли следующие факторы: развитие организованной промышленности, влияние миссионерской деятельности Стефана Пермского, организация и функционирование заводских школ, открытие и становление земских школ и развитие сети церковно- приходских школ. Следует отметить прогрессивную роль в открытии и функционировании в данный период заводских школ в пос. Пожва и в с. Майкорское (Никитинское), где в основу обучения была введена ланкастерская система обучения. Свое название она получила по именам английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Ланкастерская система обучения позволяла обучать детей пермяцких крестьян, привлекаемых на различные работы этих графских заводов, давала основные навыки письма и чтения, а также навыки по рабочим специальностям. Анализируя положительные и отрицательные моменты земских школ края, следует подчеркнуть, что они также внесли положительную роль в распространение грамотности в Коми-Пермяцком крае. В эти земские школы для обучения привлекалось существенно большее количество пермяцких крестьянских детей обоих уездов, Чердынского и Соликамского. Примечательностью этих школ является тот факт, что обучение в них учителями зачастую велось на родном коми-пермяцком языке. Большое значение в этот период сыграли первые словари Н. А. Рогова, Ф. Волегова и других исследователей и краеведов. С выходом в све этих пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей создано начало зарождения коми-пермяцкой письменности и становление языка. Со времени выхода в свет первого пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря Н. А. Рогова – знаменитого исследователя нашего Коми-Пемяцкого края прошло 132 года. Именно эта историческая дата, на мой взгляд, определяет отправную точку становления пермяцкой письменности и языка. Из трех видов школ исследуемого периода Коми-Пермяцкого края наиболее важное значение сыграли церковно-приходские школы. В конце прошлого века они были открыты в крае повсеместно, и определяли уровень грамотности косинско-камских, иньвенских, язьвинских и зюздинских пермяков. Учебные программы церковно-приходских школ по своему объему были более полными: включали грамматику и письмо, историю и географию, чтение псалтыря и знания по другим жизненным отраслям. Такие школы, как правило, функционировали в более крупных селах края, некоторые базировались при церквях региона. На обучение в таких школах привлекались дети из всех деревень церковного прихода. К положительному моменту можно отнести и тот факт, что, как правило, учителями этих школ были местные священники, отставные офицеры и проповедники. Учителя церковно-приходских школ были местными писателями, поэтому многие прдметы они преподавали на коми- пермяцком языке. Учитывая выше сказанное, ученики школ лучше понимали изучаемые предметы. Анализируя период после Великой Октябрьской Социалистической революции, следует отметить, что в короткий срок, практически в течение десяти лет, в округе была создана коми-пермяцкая письменность, сформирован литературный язык, открыты первые учебные заведения по подготовке кадров – Косинский и Кудымкарский техникумы. Практически полностью ликвидирована неграмотность. Эти годы (с 1920 по 1930) являются началом зарождения коми- пермяцкой культуры, письменности и языка коми-пермяцкого этноса. Список использованной литературы и источников. 1. Архивные материалы: Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга – Фонд 2. Оп.1. Д.2. Л.4-6 – окрисполком – Фонд 3. Оп.1. Д.4. Л.1-3 – окрисполком Государственный Архив Пермской области – Фонд 15. Оп.1. Д.302. Л.39-48. 2. Полевые материалы: Коми-Пермяцкий Окружной Краеведческий музей им. П. И. Субботина- Пермяка. Материалы экспедиций Л. С. Грибовой в Коми-Пермяцком автономном округе в 1963, 1964, 1968 и 1970-х годах. Коми-Пермяцкий отдел общественных наук ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Материалы экспедиций в Коми-Пермяцком автономном округе в 1994-2000 годах. 3. Общая и специальная литература: 1. Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995. – С.142. 2. Бачев Г. Т. Коми-Пермяцкий национальный округ: краткий справочник. 2 издание. – Кудымкар, Пермское книжное издательство. Коми-Пермяцкое отделение, 1975. – 167с. 3. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX-начала XX. - М., 1958. Т. XIV. – С.316-332. 4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973. 5. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. – М., Наука, 1981.– С. 210. 6. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов. – Ижевск, “Удмуртия”, 1992.- 176с. 7. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль как часть тотематической Социально-идеологической системы. Его стадиальный характер. – Сыктывкар, 1975. – С.3-5. 8. Гусев Д. И. Коми-Пермяки в период капитализма и в годы советской власти. // Историко-этнографические исследования: Дис… кан.ист.наук: 07.00.02. М., 1955. – 627с. 9. Добротворский Н. Г. Пермяки: Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы – СПб, 1883, март – С.240. 10. Житие Стефана Пермского. // Древнерусские повести. – Пермь. 1991. 11. Зубов А. Н., Лихачев М. П.. Избранное (на коми-пермяцком языке). – Кудымкар, 1989. – 440с. 12. История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе // (М-лы I и II научно-практических конф.). – Кудымкар, Коми-Пер. кн. изд-во,1993. – 204 с. 13. Коми-Пермяцкий национальный округ. – М-Л., АН СССР, 1949. – 431с. 14. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. – Пермь, Перм. кн. изд-во, 1977. – 183 с. 15. Коми-Пемяцкий автономный округ. Страницы истории. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во. 1988. – 237 с. 16. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во., 2000. – 388 с. 17. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки под ред. Д. А. Чугаева и др. – Пермь. 1977. – 292 с. 18. Лепехин И. И. Продолжение дневниковых записок путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году – СПб., - Ч.З. 189-203. 19. Мальцев Г. И. Традиционная народная медицина у коми-пермяков. //Коми-пермяки и Финно-угорский мир. – Кудымкар, 1997. – 291-294 с. 20. Наш край. – Кудымкар. Коми-Перм. кн. изд-во, 1970. – Вып. 4,- 178с. 21. Наш край. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во, 1979. – Вып. 5,- 158с. 22. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере- Богатыре. – Пермь, 1984. 23. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков. // Ж-л М.В.Д., Т. 29, отд.VII, 1858. – 82 с. 24. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с древних времен до XIX века. – В Сб: Из истории народного образования Урала. – Пермь, 1976. 25. Прокошев В. В. Первые школы Коми-Пермяцкого края. – В Сб: История народного образования в Коми-Пермяцком округе. – Пермь. 1976. 26. Теплоухов Ф. А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий сборник. – Пермь, 1926. – Вып.11. 27. Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк. // ИОАИЭ. – Казань, Т.9, Вып.2. – 286 с. 28. Чагин Г. Н. Этногенез и этнокультурное развитие коми-пермяков // Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков: Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пем. Кн. изд-во, 2000. – С.9-17. 29. Чагин Г. Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998. – С.102-104. 30. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки сегодня.//Войвыв кодзув. – 1991. №6 – С.6-8. 31. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881, 67 кн. – Пермь. 1881-1889. 32. Янович В. М. Пермяки. Этнографический очерк. // Живая старина, Т. 1-2. – 1903. 33. Коми-Пермяцкий округ за годы Советской власти. – Кудымкар: Коми- Перм. кн. изд-во, 1958. – 234 с. 34. 10 лет Коми-Пермяцкого округа. (1925-1935). – Свердловск. 1935. С.34-36. 35. Кривощекова А. Ф. Очерки истории коми-пермяцкой школы. – Кудымкар. 1957. - 251 с. 36. Коми-Пермяки и финно-угорский мир. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1997. – 582 с. 37. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. – М., 1948. – 279 с. 38. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. - М., 1949. – С. 519-520. 39. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала. - М., 1956. – С. 9. 40. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XX века. – М., 1971. – С. 31. 41. Вежлев А. М. Учительские съезды и курсы во 2-ой половине XIX века. – М., 1958. – С. 10. 42. Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь. 1900. – Вып.8. 43. Шишкин Н. И. Коми-пермяки (этно-географический очерк). – Сыктывкар, 1947. – 140 с. 44. Слудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во 2-ой половине XIX века. -–В Сб: Из истории народного образования 1873. - Урала. – Пермь, 1976. – 14 с. 45. Хлопов В. А. Хозяйственный и нравственный быт пермяков. // Журнал Министерства государственных имуществ. – 1852, Т.44, №8. 46. Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края. – Пермь, 1924. – С.30-36. 47. Коми-Пермяцкий округ: единоличные крестьянские хозяйства на завершающем этапе коллективизации. // Коми-пермяки и финно-угорский мир. – 1997. – С. 249-257. 48. Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке. – М., - С.9. Список сокращений. 1. АН – академия наук. 2. ГАПО – Государственный архив Пермской области. 3. Д – дело. 4. ИОАИЭ – Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 5. КНЦ УрО РАН – Коми научный Центр Уральского отделения Российской Академии Наук. 6. КПАО – Коми-Пермяцкий автономный округ. 7. КПОКМ – Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей. 8. КПНО – Коми-Пермяцкий национальный округ. 9. ОДН – общество “Долой неграмотность”. 10. Оп. – опись. 11. РАН – Российская Академия Наук. Приложение. Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово Кочевского района. В 1904 году окончил Казанскую учительскую семинарию. Работал в Косинском районе учителем, в деревне Чазево и заведующим районо. После революции работал в Кочевском районе. В 1908 году, в Казани, издал букварь для коми-пермяцких детей – на Чердынском наречии. В 1909 году вышла его книга для чтения и практических занятий на пермяцком языке. Ветеран края, краевед, собирал материал по археологии и устному народному творчеству, имел переводы с русского языка на коми-пермяцкий. Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур Кудымкарского района. В 1874 году окончил Кудымкарское мужское двухклассное училище. В 1881 году стал учителем. Изучал историю своего народа. В Кудымкарском училище организовал первый музей. Издал коми-пермяцкую азбуку, а в 1894 году – букварь для коми-пермяцких детей на Иньвенском диалекте, на основе русского алфавита. Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя Егва, ныне Ильинского района Пермской области. Благодаря незаурядным способностям ему удалось получить образование в Строгановской четырехгодичной школе сельского хозяйства и горнозаводских наук, которая существовала в Петербурге. По окончанию школы в 1846 году был назначен лесным токсатором, а затем лесничим Иньвенской дачи Пермского имения Строгановых. Живя среди коми-пермяков, стал изучать их язык при поддержке русского географического общества, а в 1849 году приступил к составлению пермяцкого словаря. Составленный им “Пермяцко - русский и русско – пермяцкий словарь” опубликован в 1869 году в Петербурге. Кроме букваря была издана грамматика пермяцкого языка, в Петербурге, в 1860 году. Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино, просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми- пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге “Около Камы” Я. В. Шестаков с уважением пишет о самоотверженной просветительной деятельности представителей Пермской интеллигенции:”Нельзя не отметить почетной деятельности Е. А. Будриной с любовью и верой в лучшее будущее инородцев, сеющих разумное, вечное…” Андрей Никифорович Зубов (Питю Эньэ) (1899-1937). Родился в селе Верх-Иньва, в семье крестьянина. Окончил Пермский госуниверситет, работал в научно-исследовательском бюро при окрисполкоме, преподавателем в Кудымкарском педтехникуме. Поэт и собиратель произведений устного народного творчества, учитель литературы, автор учебников и художественных произведений. Член Союза писателей СССР. Михаил Павлович Лихачев (1901-1937). Родился в селе Егва. Один из основоположников коми-пермяцкой литературы и языка, член Союза писателей, делегат первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Работал учителем родного языка в Кудымкарском педтехникуме, в аппарате окроно, научном бюро при окрисполкоме. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|