бесплатно рефераты
 

Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков

чтобы каким-то образом объединить коми-пермяцкий язык и русский. Этот же

съезд признал необходимым ввести в коми-пермяцкую азбуку букву Л, которой

не было в иньвенском диалекте. Развитие литературного языка началось в 1925

году, когда коми-пермякам была дана автономия. С этого времени начинается

второй этап развития коми-пермяцкого литературного языка. В 1926-27 годах

А. Н. Зубов и М. П. Лихачев перешли в своем творчестве на язык

объединенного диалекта, в который, как и в зырянский, была введена буква Л.

С этого же объединенного диалекта они начали работу над новыми учебниками.

В 1928 году “Центриздат” выпустил новую коми-пермяцкую азбуку, автором

которой был М. П. Лихачев. С этого же года у А. Н. Зубова и М. П. Лихачева

начали выпускаться учебники на основе новой азбуки: у А. Н. Зубова – “Коми-

грамматика”(1928), у М. П. Лихачева – “С новой жизни”(1929). Совместно у А.

Н. Зубова и М. П. Лихачева вышла книга для чтения – “Ясное утро”(1931)

(Зубов,1988,с.63).

В 1932 году М. П. Лихачевым на основе азбуки были переработаны все

учебники на латинизированный лад. В этот период (с 1932 по 1938) все

учебники и научно-методические разработки издавались в округе на

латинизированной основе. С 1938 года они были поставлены на основу русского

языка, по которым мы учимся читать и писать на родном языке по сегодняшний

день. По этой же азбуке были составлены самые первые национальные учебники,

с помощью которых писали и читали как молодые, так и пожилые жители нашей

автономии. К 1932 году, благодаря этим же учебникам, среди коми-пермяков

была ликвидирована неграмотность (Бачев,1991,с.39).

Таким образом, М. П. Лихачев и А. Н. Зубов стали основоположниками

не только национальной литературы, но в первую очередь, национальной

письменности. Это они развивали и дали народу родной коми-пермяцкий язык,

который дорог и ценен. По этому языку жители округа учились и учатся

сегодня читать, писать, понимать друг друга, развивают свою культуру.

А. Н. Зубов и М. П. Лихачев оставили после себя большой и

значительный след. Они навечно остались в сердцах коми-пермяков. Очень

больно и тяжело на сердце, что нашим начинателям национальной письменности

и литературы, таким талантливым коми-пермяцким сыновьям, какими были А. Н.

Зубов и М. П. Лихачев, не удалось прожить столько, сколько им дано было

матушкой-природой. К сожалению, в период Сталинских репрессий, в 1937 году,

они были расстреляны. Многие светлые их, мечты, какие большие творческие

планы так и остались незаконченными (Фадеев,1989,с.5).

§2 Ликвидация неграмотности в крае.

После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была

образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим

инспекции был утвержден учитель, активный участник гражданской войны М. В.

Чечулин. В 1928 г. инспекция была реорганизована в окружной отдел народного

образования. Заведующим окроно был утвержден энтузиаст и организатор

народного образования округа В. Е. Попов (1888-1953), работавший

инспектором окружной инспекции (Бачев,1995с.142). К моменту организации

округа сеть учреждений образования была необычайно мала. В 1924-25 учебном

году на территории округа работало всего 89 школ. Из 13500 детей школьного

возраста обучением было охвачено всего 6580 человек или 49%. Задача

состояла в том, чтобы расширить сеть общеобразовательных школ и охватить

обучением всех детей. К началу 1925-26 учебного года было открыто 23 новых

школы. Сеть школ постепенно увеличивается. Число учащихся по сравнению с

дореволюционным временем возросло с 4762 человек до 7521, или в 1,65 раза

(Бачев,1995,с.142). В эти годы главной задачей была ликвидация

неграмотности и малограмотности. Создание новой школы началось сразу после

установления Советской власти в крае. Церковно-приходские школы

преобразовывались в общеобразовательные (школы I ступени). Теперь

первоочередная задача состояла в том, чтобы ликвидировать сплошную

неграмотность в крае, охватить обучением всех детей, расширить сеть школ и

перейти к обучению на родном языке.

В годы ликвидации неграмотности и малограмотности в округе

проводилась большая организаторская работа. При окрисполкоме работала

особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности,

возглавляемая заместителем прдседателя окрисполкома М. В. Чечулиным.

Подобные комиссии работали также в районах и сельских советах. Основная

тяжесть всей организаторской и практической работы выпала на органы

народного образования и учителей. По учету еще в 1930-31годах оказалось

неграмотных почти 30 тысяч, в том числе допризывной молодежи 284 человека.

Работали культармейцы, учителя-ликвидаторы, более 1000 человек

(Бачев,1995,с.143).

Важную роль в борьбе с неграмотностью среди населения округа

сыграло созданное в 1923 году в стране добровольное общество “Долой

неграмотность” (ОДН). В 1923 году было организовано окружное управление

ОДН, а к 1 января 1926 года в округе было уже 43 ячейки ОДН. В этот период

выдвигается лозунг “Грамотный – обучи неграмотного”. Каждый член профсоюза

должен был обучить 5-6 человек неграмотных (Бачев,1995,с.143).

В 1924-25 учебном году было организовано уже 79 ликпунктов, в

которых обучалось 3608 человек. В 1927 году было охвачено обучением более

13 тысяч человек. В культпоходах “Против темноты и невежества”, “За

сплошную грамотность населения”, “За парту, за книгу!” участвовали учителя,

учащиеся старших классов школ и колхозной молодежи. С 1 сентября 1931 года

во главе со своими преподавателями учащиеся Кудымкарского педтехникума в

Кудымкарском и Юсьвинском районах, а Косинского педтехникума в своем районе

в течение трех месяцев вели занятия на пунктах ликвидации неграмотности,

созданных в каждой деревне (Бачев,1995,с.143).

В 1932 году в феврале и марте в округе работали культбригады

студентов пермских, свердловских вузов и техникумов. Они создали десятки

красных уголков, дошкольных учреждений, собрали 40 тысяч рублей в фонд

ликбеза, обучили 27 тысяч неграмотных и малограмотных. Создавались военные

сборы для неграмотных и малограмотных допризывников. Комсомольцы работали в

составе чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности, ремонтировали

помещения, собирали письменные принадлежности, проводили субботники,

заработанные деньги перечисляли в фонд ликбеза. Но трудностей было много.

На допризывном пункте в Усолье, где обучалось 250 крестьянских парней из

коми-пермяцких деревень, было всего 28 букварей, 2 разрезные азбуки и 48

карандашей. Делили карандаши на части, писали обожженными палочками на

бересте, на газетах, делали чернила из сажи, свеклы (Бачев,1995,с.144).

Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности

принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном

слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был

закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы

вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек”

(Бачев,1995,с.144).

Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в

школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в

наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе

было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”-

работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь.

Заведующая Сервинской базовой школой А. А. Устюжанцева обучила в деревне

Малая Серва Кудымкарского района 52 человека (Бачев,1995,с.144).

После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась

за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый

трудный участок – деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932

году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38

человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в

школе ликбеза (Бачев,1995,с.144). Была методистом и организатором по

ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А.

Будрина в числе первых занесена в Красную книгу Урала и награждена Красным

знаменем окрисполкома. Из воспоминаний ветерана просвещения округа З. В.

Распоповой: “Во время учебы в школе второй ступени в Кудымкаре с

педагогическим уклоном многие учащиеся привлекались к работе по ликвидации

неграмотности. Я была направлена в деревню Заболотная, где 2-3 раза в

неделю проводила занятия с малограмотными и неграмотными. Их приходило по

10-12 человек. В основном это были женщины и подростки. Мне казалось, что

мы, старшеклассники, выполняем общественное поручение, а в действительности

мы уже участвовали в большом деле. В 1930 году я окончила Кудымкарскую

школу второй ступени и была направлена на работу в Деминскую начальную

школу Кудымкарского района. Мне дали один класс, где было 56 учеников. Было

очень трудно, но и меня закрепили к трем ликпунктам неграмотности. Я

оказывала методическую помощь ликвидаторам. Помню, за столом стоит

керосиновая лампа, сидят 8-10 человек, иногда и больше, водя пальцем по

букварю, громко читают по слогам и крупно, как первоклассники, пишут в

тетрадях первые слова. Кто учился на ликпунктах, им предоставлялись льготы

(первоочередной размол зерна на всех мельницах, бесплатное посещение кино,

бесплатное получение лесоматериалов)” (Бачев,1995,с.145).

Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы

Советов, органов народного образования, комсомольских организаций и

самоотверженного труда учительства округа, удалось в основном ликвидировать

неграмотность в округе к 7-й годовщине образования округа, осуществить

всеобщее начальное обязательное обучение за два десятилетия. Это было

большой победой в деле обучения грамотности в нашем крае.

После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на

родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по

народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69

стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было

введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех

общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по

национальной программе на родном языке, была начата комизация народного

образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году

был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын).

Успехи в развитии народного образования в значительной мере

зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г.

Кудымкаре и в 1930 году в с. Коса были открыты педагогические техникумы

(КПГА,Ф.31,Д.11,Оп.16,Л.11-13). В 1936 году они были объединены. Шла

подготовка учителей и в других вузах страны. В 1933 году в Пермском

двухгодичном учительском институте обучалось 32 человека из округа. Большим

событием в культурной жизни округа было открытие в 1940 году учительского

института в Кудымкаре, где готовились на четырех отделениях преподаватели

для семилетних и средних школ. В годы первых пятилеток значительно

улучшился состав учительских кадров. С 1933 по 1935 годы количество

учителей с высшим образованием увеличилось с 5 до 12,9%, со средним – с

74,7 до 78,5%, в то же время с низшим образованием сократилось с 20,3 до

8,6%. Однако, по всем школам округа в 1938 году еще половина учителей была

с незаконченным средним образованием. Для подготовки учительских кадров и

повышения образования тех, кто не имел образования за неполную среднюю

школу, была организована межрайонная база ИПКНО (институт повышения

квалификации кадров народного образования) при Кудымкарском педтехникуме. В

неполных средних и средних школах была развернута сеть вечерних школ для

обучения учителей, организовано заочное обучение с охватом до 200 человек.

В годы первой пятилетки стали открываться школы крестьянской молодежи,

которые охватывали учащихся из числа подростков и давали профессиональные

навыки, много времени отводилось на изучение сельского хозяйства,

сельхозтехники, проводили опыты с разными удобрениями, выполняли работу по

огородничеству и животноводству. Практику проходили в колхозах.

Оканчивающие эти школы поступали в техникумы, что позволяло создавать кадры

местной интеллигенции. Первая школа крестьянской молодежи была открыта в

1924 году в с. Юсьва, а в 1932 году их было уже 20 , в них обучалось более

трех тысяч учащихся. Школы крестьянской молодежи открывались на базе

четырех классов первой ступени с трехлетним сроком обучения. Сеть школ из

года в год увеличивалась.

В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против

85 школ в год образования округа. К 1936 году задача всеобщего начального

обучения детей школьного возраста в округе была решена. Самоотверженный

труд учителей, ликвидаторов неграмотности и малограмотности, борцов за

всеобщее начальное и семилетнее образование получил высокую оценку. Более

100 учителей были удостоены звания ударника труда I и II пятилеток. Большой

вклад в становление школы, ликвидацию неграмотности и осуществление

начального образования в округе внесли учителя: Е. А. Будрина, И. И.

Фирсов, А. П. Тупицына, Е. Е. Четин, Н. А. Красикова, О. Е. Теребихина, А.

Е. Вилесова, Н. М. Вилесов, А. Ф. Петрова, В. А. Девятков, Г. К. Томилин.

Постановлением РПС (революционно-производственного Совета) при газете

“Уральский рабочий” и облсовета культстроительства коми-пермяцкая окружная

комиссия по ликбезу была премирована 5000 рублями, имена лучших борцов за

дело ликбеза занесены в Красную книгу ударников Урала (Бачев,1995,с.147).

Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам

характеризуется следующими данными:

|Годы |Учтено |Обучено |Учтено |Обучено |

| |неграмотных | |малограмотных | |

|1926-27 |34200 |3667 |- |- |

|1928-29 |30685 |2432 |- |- |

|1929-30 |27508 |6975 |- |- |

|1930-31 |30000 |11376 |14303 |1809 |

|1931-32 |18624 |7662 |15449 |7140 |

|1932-33 |11150 |3055 |16503 |3163 |

|1933-34 |7028 |7328 |15429 |6425 |

|1934-35 |7318 |874 |11973 |2500 |

По данным таблицы, подготовленной в сборнике “10 лет Коми-

Пермяцкого автономного округа” (1935), можно констатировать, что ликвидация

неграмотности в Коми-Пермяцком национальном округе, в некогда бывшей

отсталой царской окраине, была успешно завершена. К этому периоду уже

создана сеть школ и дошкольных учреждений на всей территории округа,

открылись первые средние учебные заведения: Кудымкарское педагогическое

училище, Косинский педагогический техникум, Кудымкарская фельдшерско-

акушерская школа, Кудымкарский лесной техникум и Коми-Пемяцкий

сельскохозяйственный техникум.

Народное образование в Коми-Пермяцком национальном округе в этот

период начало успешно развиваться.

Заключение.

Исследуемый период распространения грамотности в Коми-Пемяцком

крае имел свои специфические особенности. На его развитие влияли следующие

факторы: развитие организованной промышленности, влияние миссионерской

деятельности Стефана Пермского, организация и функционирование заводских

школ, открытие и становление земских школ и развитие сети церковно-

приходских школ.

Следует отметить прогрессивную роль в открытии и функционировании

в данный период заводских школ в пос. Пожва и в с. Майкорское

(Никитинское), где в основу обучения была введена ланкастерская система

обучения. Свое название она получила по именам английских педагогов А.

Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод

обучения. Ланкастерская система обучения позволяла обучать детей пермяцких

крестьян, привлекаемых на различные работы этих графских заводов, давала

основные навыки письма и чтения, а также навыки по рабочим специальностям.

Анализируя положительные и отрицательные моменты земских школ

края, следует подчеркнуть, что они также внесли положительную роль в

распространение грамотности в Коми-Пермяцком крае. В эти земские школы для

обучения привлекалось существенно большее количество пермяцких крестьянских

детей обоих уездов, Чердынского и Соликамского. Примечательностью этих школ

является тот факт, что обучение в них учителями зачастую велось на родном

коми-пермяцком языке.

Большое значение в этот период сыграли первые словари Н. А.

Рогова, Ф. Волегова и других исследователей и краеведов. С выходом в све

этих пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей создано начало зарождения

коми-пермяцкой письменности и становление языка. Со времени выхода в свет

первого пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря Н. А. Рогова –

знаменитого исследователя нашего Коми-Пемяцкого края прошло 132 года.

Именно эта историческая дата, на мой взгляд, определяет отправную точку

становления пермяцкой письменности и языка.

Из трех видов школ исследуемого периода Коми-Пермяцкого края

наиболее важное значение сыграли церковно-приходские школы. В конце

прошлого века они были открыты в крае повсеместно, и определяли уровень

грамотности косинско-камских, иньвенских, язьвинских и зюздинских пермяков.

Учебные программы церковно-приходских школ по своему объему были более

полными: включали грамматику и письмо, историю и географию, чтение псалтыря

и знания по другим жизненным отраслям. Такие школы, как правило,

функционировали в более крупных селах края, некоторые базировались при

церквях региона. На обучение в таких школах привлекались дети из всех

деревень церковного прихода. К положительному моменту можно отнести и тот

факт, что, как правило, учителями этих школ были местные священники,

отставные офицеры и проповедники. Учителя церковно-приходских школ были

местными писателями, поэтому многие прдметы они преподавали на коми-

пермяцком языке.

Учитывая выше сказанное, ученики школ лучше понимали изучаемые

предметы.

Анализируя период после Великой Октябрьской Социалистической

революции, следует отметить, что в короткий срок, практически в течение

десяти лет, в округе была создана коми-пермяцкая письменность, сформирован

литературный язык, открыты первые учебные заведения по подготовке кадров –

Косинский и Кудымкарский техникумы. Практически полностью ликвидирована

неграмотность.

Эти годы (с 1920 по 1930) являются началом зарождения коми-

пермяцкой культуры, письменности и языка коми-пермяцкого этноса.

Список использованной литературы и источников.

1. Архивные материалы:

Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга

– Фонд 2. Оп.1. Д.2. Л.4-6 – окрисполком

– Фонд 3. Оп.1. Д.4. Л.1-3 – окрисполком

Государственный Архив Пермской области

– Фонд 15. Оп.1. Д.302. Л.39-48.

2. Полевые материалы:

Коми-Пермяцкий Окружной Краеведческий музей им. П. И. Субботина-

Пермяка.

Материалы экспедиций Л. С. Грибовой в Коми-Пермяцком автономном

округе в 1963, 1964, 1968 и 1970-х годах.

Коми-Пермяцкий отдел общественных наук ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.

Материалы экспедиций в Коми-Пермяцком автономном округе в 1994-2000

годах.

3. Общая и специальная литература:

1. Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. –

Пермь, 1995. – С.142.

2. Бачев Г. Т. Коми-Пермяцкий национальный округ: краткий справочник. 2

издание. – Кудымкар, Пермское книжное издательство. Коми-Пермяцкое

отделение, 1975. – 167с.

3. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX-начала XX. -

М., 1958. Т. XIV. – С.316-332.

4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973.

5. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. – М., Наука, 1981.–

С. 210.

6. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов. – Ижевск, “Удмуртия”, 1992.-

176с.

7. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль как часть тотематической

Социально-идеологической системы. Его стадиальный характер. –

Сыктывкар, 1975. – С.3-5.

8. Гусев Д. И. Коми-Пермяки в период капитализма и в годы советской

власти. // Историко-этнографические исследования: Дис… кан.ист.наук:

07.00.02. М., 1955. – 627с.

9. Добротворский Н. Г. Пермяки: Бытовой и этнографический очерк //

Вестник Европы – СПб, 1883, март – С.240.

10. Житие Стефана Пермского. // Древнерусские повести. – Пермь. 1991.

11. Зубов А. Н., Лихачев М. П.. Избранное (на коми-пермяцком языке).

– Кудымкар, 1989. – 440с.

12. История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе //

(М-лы I и II научно-практических конф.). – Кудымкар, Коми-Пер. кн.

изд-во,1993. – 204 с.

13. Коми-Пермяцкий национальный округ. – М-Л., АН СССР, 1949. –

431с.

14. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. – Пермь,

Перм. кн. изд-во, 1977. – 183 с.

15. Коми-Пемяцкий автономный округ. Страницы истории. – Кудымкар:

Коми-Перм. кн. изд-во. 1988. – 237 с.

16. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков. Справочное издание. –

Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во., 2000. – 388 с.

17. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки под ред.

Д. А. Чугаева и др. – Пермь. 1977. – 292 с.

18. Лепехин И. И. Продолжение дневниковых записок путешествия Ивана

Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году –

СПб., - Ч.З. 189-203.

19. Мальцев Г. И. Традиционная народная медицина у коми-пермяков.

//Коми-пермяки и Финно-угорский мир. – Кудымкар, 1997. – 291-294 с.

20. Наш край. – Кудымкар. Коми-Перм. кн. изд-во, 1970. – Вып. 4,-

178с.

21. Наш край. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во, 1979. – Вып. 5,-

158с.

22. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-

Богатыре. – Пермь, 1984.

23. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков. // Ж-л М.В.Д.,

Т. 29, отд.VII, 1858. – 82 с.

24. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с

древних времен до XIX века. – В Сб: Из истории народного образования

Урала. – Пермь, 1976.

25. Прокошев В. В. Первые школы Коми-Пермяцкого края. – В Сб: История

народного образования в Коми-Пермяцком округе. – Пермь. 1976.

26. Теплоухов Ф. А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий

сборник. – Пермь, 1926. – Вып.11.

27. Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк. // ИОАИЭ.

– Казань, Т.9, Вып.2. – 286 с.

28. Чагин Г. Н. Этногенез и этнокультурное развитие коми-пермяков //

Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков: Справочное издание. – Кудымкар:

Коми-Пем. Кн. изд-во, 2000. – С.9-17.

29. Чагин Г. Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских

крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998. – С.102-104.

30. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки сегодня.//Войвыв кодзув. – 1991. №6 –

С.6-8.

31. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881, 67 кн. – Пермь.

1881-1889.

32. Янович В. М. Пермяки. Этнографический очерк. // Живая старина, Т.

1-2. – 1903.

33. Коми-Пермяцкий округ за годы Советской власти. – Кудымкар: Коми-

Перм. кн. изд-во, 1958. – 234 с.

34. 10 лет Коми-Пермяцкого округа. (1925-1935). – Свердловск. 1935.

С.34-36.

35. Кривощекова А. Ф. Очерки истории коми-пермяцкой школы. – Кудымкар.

1957. - 251 с.

36. Коми-Пермяки и финно-угорский мир. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во,

1997. – 582 с.

37. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические

очерки. – М., 1948. – 279 с.

38. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. - М., 1949. – С. 519-520.

39. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала. - М., 1956. – С. 9.

40. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XX

века. – М., 1971. – С. 31.

41. Вежлев А. М. Учительские съезды и курсы во 2-ой половине XIX века. –

М., 1958. – С. 10.

42. Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь. 1900. – Вып.8.

43. Шишкин Н. И. Коми-пермяки (этно-географический очерк). – Сыктывкар,

1947. – 140 с.

44. Слудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во

2-ой половине XIX века. -–В Сб: Из истории народного образования 1873. -

Урала. – Пермь, 1976. – 14 с.

45. Хлопов В. А. Хозяйственный и нравственный быт пермяков. // Журнал

Министерства государственных имуществ. – 1852, Т.44, №8.

46. Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских

построек Пермского края. – Пермь, 1924. – С.30-36.

47. Коми-Пермяцкий округ: единоличные крестьянские хозяйства на завершающем

этапе коллективизации. // Коми-пермяки и финно-угорский мир. – 1997. – С.

249-257.

48. Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке. –

М., - С.9.

Список сокращений.

1. АН – академия наук.

2. ГАПО – Государственный архив Пермской области.

3. Д – дело.

4. ИОАИЭ – Известия общества археологии, истории и этнографии при

Императорском Казанском университете.

5. КНЦ УрО РАН – Коми научный Центр Уральского отделения Российской

Академии Наук.

6. КПАО – Коми-Пермяцкий автономный округ.

7. КПОКМ – Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей.

8. КПНО – Коми-Пермяцкий национальный округ.

9. ОДН – общество “Долой неграмотность”.

10. Оп. – опись.

11. РАН – Российская Академия Наук.

Приложение.

Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово

Кочевского района. В 1904 году окончил Казанскую учительскую семинарию.

Работал в Косинском районе учителем, в деревне Чазево и заведующим районо.

После революции работал в Кочевском районе. В 1908 году, в Казани, издал

букварь для коми-пермяцких детей – на Чердынском наречии. В 1909 году вышла

его книга для чтения и практических занятий на пермяцком языке. Ветеран

края, краевед, собирал материал по археологии и устному народному

творчеству, имел переводы с русского языка на коми-пермяцкий.

Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур

Кудымкарского района. В 1874 году окончил Кудымкарское мужское двухклассное

училище. В 1881 году стал учителем. Изучал историю своего народа. В

Кудымкарском училище организовал первый музей. Издал коми-пермяцкую азбуку,

а в 1894 году – букварь для коми-пермяцких детей на Иньвенском диалекте, на

основе русского алфавита.

Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей

интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя

Егва, ныне Ильинского района Пермской области. Благодаря незаурядным

способностям ему удалось получить образование в Строгановской

четырехгодичной школе сельского хозяйства и горнозаводских наук, которая

существовала в Петербурге. По окончанию школы в 1846 году был назначен

лесным токсатором, а затем лесничим Иньвенской дачи Пермского имения

Строгановых. Живя среди коми-пермяков, стал изучать их язык при поддержке

русского географического общества, а в 1849 году приступил к составлению

пермяцкого словаря. Составленный им “Пермяцко - русский и русско –

пермяцкий словарь” опубликован в 1869 году в Петербурге. Кроме букваря была

издана грамматика пермяцкого языка, в Петербурге, в 1860 году.

Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино,

просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на

работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской

церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском

училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми-

пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал

первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и

рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге

“Около Камы” Я. В. Шестаков с уважением пишет о самоотверженной

просветительной деятельности представителей Пермской интеллигенции:”Нельзя

не отметить почетной деятельности Е. А. Будриной с любовью и верой в лучшее

будущее инородцев, сеющих разумное, вечное…”

Андрей Никифорович Зубов (Питю Эньэ) (1899-1937). Родился в селе

Верх-Иньва, в семье крестьянина. Окончил Пермский госуниверситет, работал в

научно-исследовательском бюро при окрисполкоме, преподавателем в

Кудымкарском педтехникуме. Поэт и собиратель произведений устного народного

творчества, учитель литературы, автор учебников и художественных

произведений. Член Союза писателей СССР.

Михаил Павлович Лихачев (1901-1937). Родился в селе Егва. Один из

основоположников коми-пермяцкой литературы и языка, член Союза писателей,

делегат первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Работал учителем

родного языка в Кудымкарском педтехникуме, в аппарате окроно, научном бюро

при окрисполкоме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.