бесплатно рефераты
 

Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков

неприличном состоянии посещать лекции" (Прокошев,1976,с.15). Он обеспокоен

нищенским состоянием своих учеников. Учитель добивается от правления

"обратить внимание на дошедшего до такой крайней бедности ученика

Пожевского" домашнего училища Матвея Лопатина, что он за неимением

надлежащей одежды не может являться в училище" (Прокошев,1976,с.15). Из-за

ветхой одежды и обуви ученики Матвей и Дмитрий Лопатины простудились и

заболели. Из дома один из них прислал записку: "Ваше благородие Павел

Иванович, я болен в горле и грудью. Ваш покорный ученик М. Лопатин".

Учитель направляет больных учеников на лечение в госпиталь. Вместе с отцом

Сергея Горбунова он настаивает перед правлением о переводе мальчика по

причине крайней бедности н постоянной болезни из школы в госпиталь учеником

штаб-лекаря Петрова. П. И. Иванов требовал и от родителей, чтобы они не

мешали, а помогали детям учиться. Так, 26 февраля 1845 г. он заявлял

правлению: "По дошедшим до меня слухам, мать ученика Ивана Сигова не

отпускает его в училище, несмотря на мои отношения в Пожевскую контору сего

месяца от 16 числа № 9, 17 числа № 10 и 22 числа № 13, под тем предлогом,

что намерена отправить его в село Дедюхино к родственникам на учебу. Прошу

известить меня: во-первых, имеет ли право вышеупомянутая женщина брать

своего сына из училища без донесения об этом училищу... Если же поступок

выше упомянутой дерзкой женщины будет дознан несправедливым, то прошу

поступить с нею надлежащим образом за многие нанесенные мне оскорбления и

сына ее доставить в училище" (Прокошев,1976,с.16).

С 15 марта 1846г. в Пожвинской школе восстанавливается ланкастерский

класс, в который первоначально был принят 41 человек, в основном дети

мастеровых из Пожвинского, Никитинского и Елизаветопожвинского заводов.

В конце сентября правление уведомило П. И. Иванова, что "мальчикам до

12 лет есть положение провианта, а свыше 12 лет должно: или на штат школы

помещать, или отдавать в цеха на задельную плату" (Прокошев,1976,с.16).

Ученики старше 12 лет были разделены на штатных и сверхштатных. Штатные

ученики получали от правления провиант, одежду и обувь, сверхштатные ничего

не получали. П. И. Иванов распорядился так, что среди штатных учеников были

в основном дети рабочих, а среди сверхштатных дети служащих.

Учителя Пожвинской и Александровской школ П. И. Иванов и П. Ф.

Федоров завоевали уважение правления завода. Они получают от них лестную

характеристику: "...за сим должно справедливо и с покорности доложить

попечительству, что учители г. Иванов и Федоров продолжают обучать детей с

отличным усердием, и что поведение их весьма хорошее, и никаких дурных

наклонностей Правление до настоящего времени заметить не могло, кроме

оказываемого всегдашнего попечения за детьми" (Прокошев,1976,с.17).

С этого времени улучшается снабжение школы учебно-наглядными

пособиями. К 1847 г. в ней имелось уже 187 учебных книг, 2 больших классных

доски со станками, 2 малых классных доски, 7 новых ланкастерских столов, 66

аспидных досок, 90 рейсфедеров, 2 архитектурных циркуля и т. п.

(Прокошев,1976,с.17). Увеличивается количество учащихся и расширяется

программа обучения. Отдельные ученики, например Петр Колпаков и Иван

Ознобишин, стали изучать латинский язык, т. к. готовились к должности

лекарских учеников в госпиталь.

Рост школы не случаен. Вследствие уменьшения притока

квалифицированных рабочих и служащих на заводах упала производительность

труда и снизились доходы. С целью получения больших прибылей от завода и

эксплуатации трудящихся заводчики Никита и Александр Всеволожские ввели

новый порядок подготовки рабочих кадров, напоминающий порядки,

существовавшие до 1837 г. Об этом говорит инструкция А. В. Всеволожского

Пожвинскому заводскому правлению:

"Отношением моим в правление от 3 января сего года предложил я г.

управляющему определить порядок перехождения подростков, кончивших курс в

школе, по мастерствам для практического обучения оных. Ныне же, сообразив

сей порядок, предлагаю оный к исполнению.

1. Мальчики входят в школу 7 лет.

2. Проходят 2 класса до 12 лет, неспособные выходят тех же лет и из 1-

го класса.

3. От 12 до 16 лет переходят мастерства: столярное, литейное,

слесарное и кузнечное, оставаясь в каждом цехе по одному году и занимаясь

в чертежной по два часа в день, посещают воскресные школы, дабы дать

возможность тем из мальчиков, коих способности не развились до 12 лет в

школе, догнать своих товарищей в умственном образовании, нерадивые и

непонятливые остаются в цехах, в коих более оказали успехов.

4. На 17 году переходят по четырем главным цехам: доменному,

пудлинговому, сварочному и катальному, оставаясь по 3 месяца в каждом, не

оказавшие успехов остаются и доле.”

5. На 18 году зачисляются в комплект цехов или поступают, смотря по

успехам и аттестации, в высшее училище (находилось в имении Рябове под

Петербургом - В. П.), в коем проходят куре в два года, третий год находятся

на практической съемке, а на 21 году изучают практические обязанности

протоколиста и бухгалтера по пол году, назначаются, смотря по способностям

и по вакансиям,, в цеховые, заводские и вотчинные конторы и правления”

(Прокошев,1976,с.18).

Данная инструкция вступила в. силу с начала 1847 г. 24 февраля П. И.

Иванов представил в правление список учащихся, которые должны были

поступить на завод для обучения в нем мастерствам: из первого

(ланкастерского) класса -11 учеников и из второго (теоретического) класса -

7 учеников.

Вскоре произошли изменения в жизни школы. 2 марта 1847 г. Пожвинская

заводская школа перешла в ведение Министерства народного просвещения и

причислена в разряд приходских училищ, но с правом преподавания некоторых

предметов в размере уездных училищ. В ней сохранены были ланкастерский и

теоретический классы. Помощником П. И. Иванова назначается после сдачи в

Пермской гимназии экзамена на звание учителя крепостной Николай Николаевич

Беспалов, выпускник Петербургского (Рябовского) горнозаводского училища.

Пение вел крепостной Егор Лаврентьевич Чекалов. До отмены крепостного права

школа в пос. Пожва содержалась за счет владельца. В 18.55 г. в

ланкастерском классе открыто отделение для девочек.

Статистическая таблица о количестве учащихся Пожвинского приходского

училища до отмены крепостного права.

|Таблица 1 |

|Год |Всего учащихся |Мужского пола |Женского пола |

|1847 |97 |97 |- |

|1848 |97 |97 |- |

|1849 |97 |97 |- |

|1850 |89 |89 |- |

|1851 |96 |96 |- |

|1852 |65 |65 |- |

|1853 |53 |53 |- |

|1854 |41 |41 |- |

|1855 |152 |72 |80 |

|1856 |181 |102 |79 |

|1857 |218 |129 |89 |

|1858 |244 |158 |86 |

|1859 |257 |102 |155 |

|1860 |330 |175 |155 |

В 1849 г. произошел раздел имения между Александром и Никитой

Всеволожскими. С этого времени Пожвинское училище готовило мастеровых людей

и служащих для частных заводов А. В. Всеволожского: Пожвинского,

Елизаветопож-винского, Всеволодовильвенского и Всеволодоблагодатского;

Александровское и вновь открытое Никитинское училище в с. Майкоре

обслуживали заводы Н. В. Всеволожского: Александровский, Никитинский и

золотые промыслы (ГАПО,Ф.43,Д.13,Оп.12,Л.17-18).

Вопрос об открытии школы в с. Майкор был поставлен священником

Кудымкарской церкви Н. Е. Гиляровым 20 апреля 1846г. Он писал управляющему

Е. Е. Ингаму: "Я состою в обязанности покорнейше просить Вас, милостивый

государь, содействовать открытию на правах домашнего обучения в означенном

Никитинском заводе - учинением распоряжения о выборе мальчиков, на первый

раз хоть несколько человек и о назначении для обучения их помещения. На

основании вышеозначенных правил наставниками должны быть местные

священнослужители... Они должны обучать детей безмездно. Обо всем, что от

них требуется по сему предмету, им уже предписано" (Прокошев,1976,с.21).

Управляющий поручил П. И. Иванову заняться непосредственной подготовкой к

открытию Никитинского училища в с. Майкор. 19 сентября 1846 г. учитель

осмотрел в Никитинском заводе "два зала, один в доме иерея означенного

завода и другой в отделении конторы: в первом доме зал длиною в 11,5 аршин,

шириною 7 аршин, во втором же длиною 15,5 аршин и шириною 11 аршин. В

первом зале число учеников может простираться. До 30 человек, во втором же

до 50 человек. Но должно заметить, что оба означенные зала не оштукатурены

и первый зал без печей, белых полов и потолков, слишком низок, что неудобно

для ланкастерского метода, во втором же нет печей и окна слишком велики. По

моему мнению, удобнейшее место для школы находится в отделении конторы и по

приведении оного в надлежащий порядок можно приступить к открытию ее"

(Прокошев,1976,с.21). Правление согласилось с мнением учителя и приказали

готовить под школу помещение в отделении заводской конторы.

Накануне отмены крепостного права в 1860 г. в Никитинском заводе

находились: "православная церковь, 8 часовен, госпиталь и школа для

мальчиков, на детей до 12-летнего возраста выдается провиант безденежно"

(Прокошев,1976,с.21).

Итак, в имениях помещиков Всеволожских перед реформой 1861 г. в Коми-

Пермяцком крае находились две начальные школы – в пос. Пожва и в с.

Майкор. Обе школы имели целью профессиональную подготовку детей крепостных

рабочих и служащих к труду на заводах и религиозное воспитание. Помещики

грубо утилитарно подходили к проблеме просвещения: народное образование они

рассматривали как своеобразное ответвление экономики, основной и

единственной целью которого была подготовка рабочей силы. Образование в

школах Всеволожского носило ярко выраженный сословный характер. Однако, они

сыграли положительную роль в распространении грамотности среди коми-

пермяков.

§2 Земские и церковно-приходские школы края.

В 1870-х годах наряду со школами министерства народного

просвещения появились земские школы в Пермской губернии, в том числе и в

нашем крае.

В Российской империи же усилиями передовых земских деятелей, к

числу которых принадлежал известный педагог Н. А. Корф, было достигнуто

значительное увеличение количества школ. К примеру, в 1863 году по всей

России было 15660 школ (не считая школ духовного ведомства), то в 1896

году их было уже 68358. Этот прирост школ надо отнести прежде всего за счет

деятельности земств (Бачев,1988,с.34).

Рядовая земская школа в России 1870-80-х годов по своим программам

и постановке учебного процесса была значительно лучше школ министерства

народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало

ведущее место в распространении среди сельского населения грамотности и

элементарных сведений по арифметике, истории и географии. С 1871 года по

1900 год число школ в Пермской губернии увеличилось с 248 до 1003, а

количество учащихся - с 8597 до 74879 человек (Прокошев,1976,с.65). Из 755

школ, организованных земством Пермской губернии, 21 школа была открыта в

коми-пермяцких деревнях Соликамского и Чердынского уездов

(Коньшин,1999,с.38). Пермское земство считалось передовым, но и у него

забота о распространении грамотности среди национальных меньшинств занимала

последнее место. Вообще расходы на школу занимали небольшое место в земском

бюджете. Подтверждением выше сказанному следует отметить, к примеру, за

первые тридцать лет своего существования Пермское земство израсходовало на

народное образование лишь 12 процентов своего бюджета. Основные средства

были отданы на среднее и высшее образование и только 15 процентов на нужды

начальной школы, главным образом на школьное строительство. Деятели

Пермского земства признавали, что школьная сеть далеко недостаточна для

обучения детей, живущих во всех населенных пунктах Пермской губернии.

Обсуждая в 1898 году вопрос о введении всеобщего обучения, они выдвинули

предложение организовать “подвижные школы” (Прокошев,1976,с.8). В докладе

Пермской губернской управы губернскому земскому собранию говорилось, что

нужно “открыть подвижные школы с таким расчетом: 4 года школа существует в

одном селении и ее посещают дети от 7 до 14 лет; учитель подготовляет два

выпуска, первый-малый, второй-большой, и переселяется в другую школу; через

4 года из второй школы переходит опять в первую и т. д.“ Такие “подвижные

школы” предполагалось создать в пос. Гайны и в д. Кекур (современный

Кудымкарский район) (Прокошев,1976,с.8).

Сеть “подвижных школ”, точнее “кочующих учителей”, и система

периодического обучения поколений, отделенных друг от друга четырьмя

годами - вот к какому решению пришли земские деятели Пермской губернии в

конце XIX века.

Первые сведения о деятельности земства среди коми-пермяков

относятся к 1868 году, когда было открыто начальное народное училище в селе

Архангельском (Бачев,1988,с.45).

Архангельское начальное народное училище – одна из старейших школ

округа. О времени открытия школ в других селах данных не сохранилось.

Известно только, что в 1877 году было открыто двухклассное училище в селе

Юрла (Бачев,1988,с.46).

К 1887 году в Коми- Пермяцком крае было 21 земское училище. Они

находились в Юрле, Мошево, Юксеево, Усть-Зуле, Кочево, Юме, Гайнах,

Архангельском, Белоево, Верх-Иньве, Верх-Юсьве, Егве, а в Ошибе, Куве,

Кудымкаре, Купросе и Юсьве было по два народных училища - мужскому и

женскому (Прокошев,1976,с.69).

Одновременно с Пермским земством школами занималось и церковное

ведомство - синод. Оно до 1890 года открыло на коми-пермяцкой территории

всего четыре школы - Отевскую и Пешнигортскую(1885), Жеребцовскую и Верх-

Сервинскую(1888) (Струминский,1911,с.32). Все эти школы функционировали на

территории современного Кудымкарского района.

Однако, если в 70-80 годах земство по количеству открытых школ

обгоняло синод, то в последнее десятилетие XIX века картина резко

изменилась. Царское правительство решило вытеснить земскую школу, заменив

ее церковной. В 1884 году вышло положение о церковно-приходской школе, как

основной школе сельской местности. Над земскими школами был усиленный

контроль инспекторов, цензура резко ограничила выпуск учебников, которые

писались земскими деятелями народного просвещения, ряд земских школ был

закрыт (Бачев,1988,с39).

Все же земские школы, на всем протяжении их исторического

существования в Коми-Пермяцком крае, были главными очагами распространения

грамотности и элементарных знаний из области различных наук. Программы и

учебные планы земской школы для своего времени были передовыми. Через

земскую школу, ее программы, учебники, руководства преподавателей учителя

края знакомились с идеями таких выдающихся представителей русской

педагогической мысли, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Н.

А. Корф и других (Прокошев,1976,с.25).

В Коми – Пермяцком крае большинство земских школ имело трехлетний

срок обучения и только немногие были четырехгодичными. Школы с

четырехгодичным курсом обучения находились в крупных населенных пунктах:

Белоево, Верх-Иньве, Купросе (Бачев,1988,с.43).

Но даже и земская школа не отвечала нуждам пермяков и не давала

детям знания об окружающем мире. К примеру, учебная программа школы

включала ниже следующие разделы. На изучение связанных с культом предметов

(закон божий, старославянская церковная грамота) в плане отводилось 4 часа,

фактически же на это уходило больше времени, если учесть, что до начала

уроков, во время большой перемены и после уроков для всех учащихся было

обязательным изучение и пение молитв (Зубов,1988,с.76).

Примерный типовой учебный план земской школы выглядел так:

Закон божий -2часа

Чтение старославянских текстов -2часа

Письмо -6часов

Чтение -6часов

Арифметика -6часов

Чистописание -2часа

Пение -1час

Рукоделие -1час

Всего 26часов

Письмо и чистописание заключалось в изучении правил каллиграфии с

некоторыми элементами грамматики. Каллиграфия занимала первое место.

Арифметика сводилась к изучению четырех действий с целыми числами

в пределах тысячи.

Чтение было объяснительное. Этот предмет преподавался ежедневно и

включал элементы сведений по истории, географии и естествознанию

(Зубов,1988,с.77). Для исследуемого периода данные программы земских школ,

на мой взгляд, были прогрессивными.

0сновное направление в развитии народной школы в России дал

великий русский педагог XIX века, отец русской педагогики К. Д. Ушинский,

выдвинувший идею народности – наиболее полное и всесторонее отражение в

педагогической теории и практике истории, культуры и требований народа.

Ушинский считал, что народность – это основа воспитания. Свой народ, его

историю, культуру учащиеся познают через родной язык. “В светлых прозрачных

глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся

история духовной жизни народа” – писал К. Д. Ушинский. Он глубоко понимал,

что воспитание без обучения невозможно. Обучение следует начинать с

грамоты. Он дал тщательную разработку звукового метода обучения грамоте,

составив на его основе азбуку и первую книгу для чтения – “Родное слово”.

Для учителей и воспитателей было написано “Руководство по преподаванию по

“Родному слову” (Прокошев,1976,с.5).

В коми-пермяцкой школе широко использовались такие замечательные

учебные пособия, как книги К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”,

принятые земской школой в качестве учебников по русскому языку. В своем

руководстве к преподаванию по “Родному слову” К. Д. Ушинский дал основные

методические указания о преподавании родного языка. Простота и доступность

методики обучения, разнообразие и занимательность учебного материала,

самостоятельность детей при его изучении – вот главные советы великого

педагога.

Наряду с учебниками К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”

в земской школе использовались также “Азбука” и I, II, III, IV “Книжки для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.