бесплатно рефераты
 

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

ограничений на литературу, газеты, видео, кино, театр; - перевод

творческих работников на самоокупаемость, отказ от дотаций творческим

союзам; - предоставление церкви средств массовой информации, свобода

миссионерской деятельности; - переоценка научной методологии и

истории; - пропаганда западного образа жизни, антикоммунизм;

- свобода националистической пропаганды, идеологический плюрализм.

После отказа Коммунистической партии от руководящей роли в обществе в 1988

году ее идеологическая работа стала замирать. Возникли многочисленные

партии с альтернативной идеологией, получившие свободу политической и

пропагандистской деятельности. После запрета компартии РСФСР в августе

1991 года, официальной политической идеологией стал антикоммунизм.

Господствующим принципом был провозглашен плюрализм идей и свобода

пропаганды и информации. Возникло большое количество новых газет и

журналов, частных издателств, которые обрушили на российского гражданина

поток самой противоречивой и зачастую непроверенной информации. В

современных условиях всемирного активного воздействия американских

телекомпаний, их кино-и видеофильмов, что иногда называют "информационным

империализмом", на культурно-идеологическом российском рынке возобладала

интеллектуальная продукция США и некоторых западноевропейских стран.

Переход культуры и искусства на коммерческую основу вызвал большие

изменения в их существовании. Значительно сократилось производство

отечественной кинопродукции, в телевидении стали

превалировать коммерческие игровые программы и реклама, а также

закупленные за рубежом не всегда качест венные многосерийные телефильмы.

Возрос отток творческой интеллигенции за границу.

В области общественных наук была проведена переоценка, прекращено

преподавание марксизма-ленинизма, научного коммунизма, истории КПСС,

научного атеизма. Школьные и вузовские гуманитарные программы претерпели

качественные изменения. Появились новые учебные предметы, такие как

политология, религиоведение, история цивилизаций и др.

Религиозные конфессии получили свободу миссионерской и пропагандистской

деятельности, возникли многочисленные секты. Вновь открылись храмы, ранее

заброшенные, началось строительство новых церковных сооружений. Появились

такие общегосударственные праздники как Рождество Христово. Церковь,

прежде всего православная, получила доступ к центральному телевидению

и радио.

Такие духовные преобразования еще не означали глубокого изменения

общественного сознания, но знаменовали собой крупный сдвиг. Полному

утверждению буржуазного сознания мешали издержки реформ, связанные с

ухудшением экономического положения большинства масс, отсутствие

господствующего класса собственников.

Основными приоритетами духовной жизни политическое руководство избрало

антикоммунизм, религию и национальное самосознание. Однако известная

инерция в формировании нового сознания способствовала сохранению у

части населения господствовавших прежде идей коммунизма,

интернационализма и атеизма. Полное преодоление духовного наследия

прошлого связано прежде всего с завершением экономических реформ и

эффективностью политической системы.

Решение новых экономических, социальных и духовных задач, глубокое

реформирование общественной жизни зависит в первую очередь от реформы

политической системы. . Прежняя политическая система была построена на

жесткой вертикальной структуре управления, где на вершине политической

пирамиды находилось руководство правящей Коммунистической партии, через

Центральный Комитет руководившей 20-миллионным отрядом коммунистов.

Партия в свою очередь руководила массовыми организациями, такими как

профсоюзы, комсомол, Советы, детские и ветеранские организации. По сути

дела, компартия была ядром

политической системы и охватывала своим влиянием все слои населения.

Таким образом, ее руководство носило всеобъемлющий, тоталитарный характер,

и в условиях войн или для решения крупномасштабных общегосударственных

задач было достаточно эффективным.

Переход к рыночной экономике без государственного регулирования потребовал

свободы торговли и предпринимательства, чему соответствует

демократическая политическая система. Реформа политической системы

осуществлялась по следующим ос новным направлениям: . - отказ от

партийно-государственной системы управления; - введение

президентского правления с вертикальной структурой глав администраций;

- ликвидация Советов и замена их общедемократическими органами власти;

- многопартийность; - создание независимых профсоюзов; -

роспуск Комсомола и пионерской организации; - предоставление полной

самостоятельности бывшим союзным республикам; - создание СНГ с

системой двусторонних и многосторонних договоров; - провозглашение

принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Процесс реформирования политической системы прошел несколько этапов:

1. Июнь 1988 - август 1991 гг. . - ликвидация руководства КПСС и

переход к президентскому правлению.

После исторического решения XIX Всесоюзной конференции КПСС об отказе

партии от руководящей роли возникла необходимость создания новой структуры

власти. Была предпринята попытка усилить власть Советов, сформировав

высшие органы на демократической основе. В конце мая 1989 года собрался I

съезд народных депутатов СССР, провозглашенный высшим органом власти.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев был избран председателем

постоянного органа - Верховного Совета СССР.

Однако столь быстрая замена высшего руководства без создания

соответствующих низовых структур, обеспечивающих связь с массами,

оказалась малоэффективной. Управление все более слабело, терялся

контроль над государством в условиях нарастания экономического кризиса.

Были предприняты шаги укрепления высшей исполнительной власти. Так

возникла впервые в истории страны должность Президента СССР, которым в

марте 1990 года стал М.С.Горбачев, избранный III

съездом народных депутатов.

Прежняя вертикальная структура партийно-государственного управления была

разрушена; возникли многочисленные партии,не получившие властных функций;

профсоюзы провозгласили свою независимость и ушли от партийного влияния.

Президент потерял рычаги управления и остался один на один с массами.

Попыткой укрепления связи с народом явилось избрание в июне 1991 года

Президента РСФСР всенародным голосованием. Им стал Б.Н.Ельцин. Спустя два

месяца события августа 1991 года привели к фактическому отстранению от

власти Президента СССР, полной ликвидации структур КПСС,

исполнительная власть сосредоточилась в руках Президента России, который

уже не смог управлять союзным государством, распущенным через несколько

месяцев. 2. Август 1991 - октябрь 1993 гг. . - ликвидация

Советов, усиление власти Президента России.

После августовского переворота трансформация политической системы проходила

по двум направлениям: - во-первых, шло дальнейшее укрепление

власти Президента России; - во-вторых, усилилось противостояние

между президентской властью и Советами.

С роспуском Советского Союза Россия стала его правопреемником в области

международной и военно-политической, что способствовало усилению власти

Президента. В марте 1992 года своим указом Б.Н.Ельцин образовал

министерство обороны России и стал министром обороны. В мае были созданы

Вооруженные Силы Российской Федерации, министром обороны назначен

П.С.Грачев. Позднее были созданы федеральные службы контрразведки,

внешней разведки, пограничная служба и управление охраны, подчиняющиеся

непосредственно Президенту России.

Проводимые реформы, связанные с введением свободных цен, вызвали

скачок гиперинфляции, что сказалось на спаде производства и ухудшении

жизни населения. Настроения неуверенности передавались народным депутатам

и отражались на решениях съездов Советов. Противоборство между Президентом

и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года.

На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено

предложение Б.Н.Ельцина о референдуме по доверию президентской власти и

проведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце

марта 1993 года

проголосовал за отрешение от власти Б.Н.Ельцина, однако не набрал

необходимых двух третей голосов (за отрешение проголосовало 465

депутатов, против - 350).

Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политике президента

России. К осени противоборство между народными депутатами и Президентом

обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал указ о

роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народных

депутатов, однако те отказались подчиняться. Президент был вынужден

применить военную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к

человеческим жертвам. По официальным данным 196 человек было убито, 598 -

ранено.

7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета,

а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом в

октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти,

прекратили свое существование.

3. Октябрь 1993 - июнь 1996 гг. . - формирование президентско-

парламентской системы управления, принятие Конституции.

После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая

структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти

являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций.

Поскольку законодательные представительные органы отсутствовали,

специально созданная Б.Н.Ельциным комиссия разработала проект

Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12

декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу -

нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали

свое отношение к новой Конституции.

За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58,4%

голосовавших), против высказались 23,5 млн. (41,6%). Конституция была

принята. Она утвердила президентскопарламентскую систему управления.

Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали

Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же

назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках

двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая

Государственная Дума, Верхняя палата - Совет Федерации- из назначаемых

Президентом глав

администраций и других представителей регионов.

Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли

представители либерально-демократической партии 23,9% голосов,

правительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской

Федерации - 13,6% голосов. За ранее популярное движение

"Демократическая Россия" было подано всего 4,3% голосов. Состав Думы

отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных

отношений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что

инфляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения

социально-политической напряженности.

Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых

выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ

было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правительственный блок "Наш

дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей.

Политическая ситуация была осложнена начавшимся в декабре 1994 года

военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска несли большие потери

без заметных успехов.

В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой

нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на

16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после

двух туров голосования привели к победе Б.Н.Ельцина, опередившего лидера

КПРФ Г.А.Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн.) голосов. Процесс

реформ продолжался.

Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на

противоборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения

внутренней политики привели к новому курсу в области военной ..

Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям: -

ликвидация военной организации Советского Союза; - создание

национальных российских Вооруженных Сил; - реформа армии на основе

смешанного комплектования; - роспуск Организации Варшавского

Договора; - значительное сокращение вооруженных сил и вооружений;

- пересмотр военной доктрины; - ориентация на сближение с НАТО.

После второй мировой войны военная организация Советского Союза

создавалась в качестве противовеса военной организации

капиталистических государств во главе с США. К 90-м годам друг другу

противостояли внушительные армии, вооруженные смертоносным ракетно-ядерным

оружием. В Европе у НАТО имелось 94 боеготовых дивизии, у Варшавского

Договора - 78, численность войск достигала почти по 5 млн. человек у

каждой из сторон. 5 (*)

В январе 1986 года М.С.Горбачев выступил с заявлением о программе

взаимного сокращения вооружений НАТО и ОВД, однако оно было встречено

прохладно на Западе. Продолжалось выполнение программ, развернутых в

начале 90-х годов. Тогда в декабре 1988 года М.С.Горбачев с трибуны

Организации Объединенных Наций объявил об одностороннем разоружении и

сокращении Вооруженных Сил Советского Союза. Начался вывод советских войск

из зарубежных государств, в том числе из Афганистана. В 1990 году была

распущена Организация Варшавского Договора, военно-политический блок

европейских социалистических государств, просуществовавший 35 лет. Призывы

к одновременному роспуску НАТО не нашли ответа.

Рубежным этапом советской военной политики явился 1991 год. Распад

Советского Союза означал ликвидацию военной организации СССР. Вместо

одной ядерной державы - СССР - возникло четыре: Россия, Казахстан, Украина

и Белоруссия. Новые суверенные государства потребовали пропорционального

раздела Вооруженных Сил и вооружений, соответствующей военной

инфраструктуры, что и было произведено. Рухнула когда-то единая система

противовоздушной и противоракетной обороны, создававшаяся десятки лет.

В течение 1992 года каждая из бывших союзных республик сформировала

собственный аппарат управления войсками, в мае 1992 года указом

Президента России Б.Н.Ельцина были созданы российские вооруженные силы.

Они создавались в новых условиях, когда было ликвидировано руководство

КПСС Вооруженными Силами и вновь остро стал вопрос о внутренней функции

армии, то есть об использовании для подавления выступлений внутри

страны и в "горячих точках". Укрепляются внутренние войска, создаются

части специального и особого назначения. ---------------------------------

-------------------------- 5* 0 4См.: Откуда исходит угроза миру. - Изд. 4-

е. - М.: Воениз 4дат, 1987. - С.85.

Непопулярные действия войск во внутренних конфликтах

вызвали нежелание молодежи служить в армии, уклонения от службы,

выросло дезертирство. Правительство было вынуждено перейти на смешанный

принцип комплектования армии, то есть наряду с призывом прохождение

службы по контракту. Добровольцы-контрактники направлялись в "горячие

точки", использовались в специальных мероприятиях по охране общественного

порядка.

Углубляющийся экономический кризис и изменение предназначения вооруженных

сил, отказ от политики конфронтации с Западом ускорил сокращение армии

и вооружений. С Соединенными Штатами был подписан договор о сокращении

обычных вооружений, несколько тысяч танков, артиллерийских систем и

самолетов были отправлены на слом, проходило значительное сокращение

личного состава. Политическое руководство избрало путь на сближение с

НАТО, были выведены из боевого дежурства и перенацелены ракетно-

ядерные средства, подписан договор об ограничении стратегических

вооружений ОСВ-3. В июне 1992 года президенты России и США подписали

Вашингтонскую хартию о дружбе. Россия подписала договор с НАТО о

присоединении к программе "Партнерство ради мира". Военная доктрина

России была пересмотрена. В ней указывалось, что в нынешних условиях у

российского государства нет врагов, вооруженные силы будут строиться для

оборонительных задач.

Однако бывшие военно-политические противники Советского Союза и его

правопреемника - России сделали немного в области сокращения вооружений и

вооруженных сил. Блок НАТО продолжал укрепляться и провозгласил программу

расширения на Восток за счет присоединения восточно-европейских

государств. Задачу обеспечения внешней безопасности новому российскому

руководству решить не удалось. Она продолжает оставаться актуальной в силу

того, что достаточных средств на реформирование и перевооружение армии

не имеется, сохраняется внутренняя нестабильность в обществе, не гаснут

конфликты в "горячих точках".

Избрав стратегический курс на сближение с развитыми

капиталистическими странами Запада, российское политическое

руководство круто изменило внешнюю политику .. В области

внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по

следующим направлениям: - отказ от сотрудничества с бывшими

социалистическими странами, роспуск Совета Экономической

Взаимопомощи; - пересмотр союзнических обязательств со странами

"третьего мира"; - разрыв с международным коммунистическим и

рабочим движением; - сближение с западными капиталистическими

странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок; -

активное участие в акциях под эгидой ООН; - восстановление отношений

с Китаем.

Курс на сближение с капиталистическими странами означал разрыв с прежними

социалистическими союзниками. По своим масштабам такой крутой

поворот явился событием всемирно-исторического значения. Социалистическая

система в лице 15 социалистических стран выпускала около 40% мировой

промышленной продукции, имела треть населения земного шара. С 1991

года, когда руководство СССР объявило об отказе от прежних форм

экономического сотрудничества и переходе к прямой торговле на

конвертируемую валюту, начался быстрый распад социалистического

содружества. Был распущен Совет Экономической Взаимопомощи, ставший

ненужным. Восточноевропейские социалистические страны оказались в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.