бесплатно рефераты
 

История

позволило членам Северного общества организовать выступление в момент

приведения солдат к присяге Николаю. Оно состоялось 14 декабря 1825 г. на

Сенатской площади в Петербурге. Накануне был принят «Манифест к русскому

народу», Провозглашавший отмену крепостного права, ликвидацию сословного

неравенства и пр. Руководителем восстания стал С. П. Трубецкой.

Разработанный план реализован не был: Трубецкой на площадь не пришел, А.

И. Якубович стрелять в Николая отказался. Сенат и Государственный совет

были приведены к присяге накануне. После многочасового противостояния

верных царю войск и трех тысяч солдат, выведенных дека- бристами,

восставшие были разогнаны картечью. Двумя неделями позже было разгромлено

восстание Черниговского полка, поднятое С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П.

Бестужевым-Рюминым на Украине. Движение декабристов стало самым

значительным событием в русской истории. Они разработали первую

революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была

совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему

России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на

следующие поколения общественных деятелей. 14. 1. Россию времени правления

Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск

скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их

осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная,

духовная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в

том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким.

Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое

влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное

(консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами

западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой

формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие,

самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная

страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма

правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное

воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха;

народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии

сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от

самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не

преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу,

а борьба с «крамолой». Независимая общественная мысль развивалась в

оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами

внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Трагическая судьба П.

Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (журнал «Телескоп», 1836)

высказавшем горькие, обидные и многими крупными писателями (А. С. Пушкиным

в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не давшей

миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна. Формой

существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали

немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных

течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И

западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства

страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность

власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об

историческом пути России, о ее прошлом и будущем. Западники (Т. Н.

Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия

развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские

страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть

это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы

правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо

республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников —

Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся

преодолеть ее вековое отставание. Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф.

Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к

личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил

исконную самобытность России. В отличие от Европы допетровская Русь, по их

мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала

гармо- нию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство

интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами

отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось

православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества,

не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I,

насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в

деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил

общество всесильной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым

отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и

самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую

общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников. Революционное

направление общественной мысли в 20—30-е гг. развивалось под влиянием идей

декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). В 40-е гг.

характер революционной мысли изменился. Все большую популярность

приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских

социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно

значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В.

Петрашевского, разгромленный правительством в 1849 г. среди его членов

были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние

этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями

западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по

европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам,

Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к

справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг.,

находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного»,

социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед

европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично

воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием,

традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма».

Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен,

приведут Россию к социализму. 16. Естественным продолжением отмены

крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и

другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и админк

гратив-ное управление в соответствие с новой социальной структур! Я, в

которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали

продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую

модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к

развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах

господствующего класса. Реорганизация местного управления. После отмены

крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В

1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались

земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей

всех сословий. Высокий имущественный ценз я многоступенчатая сословная (по

куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности

ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения:

устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о

торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и

местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление

земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии

просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования

либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Следующим шагом была

городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах

всесословные органы—городские думы. Они занимались вопросами

благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали

просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким

имущественным избирательным цензом, гла- венствующая роль принадлежала

крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем

правительственной администрации. Судебная реформа. «Новые судебные уставы»

1864 Т. вводили в Рс сии принципиально новую систему судопроизводства. Они

предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации,

несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В

нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат. Вопрос о виновности

обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена

компетенция разных судеб-инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в

мировом ;, уголовные и тяжкие—в окружном. Особо важные государст-ше и

политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей

судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система жала самые прогрессивные

тенденции в мировой судебной практике;. Однако, проводя реформу,

правительство оставило множество лазеек для вмешательства в

судопроизводство. Некоторые принципы декларировались. Например, крестьяне

подлежали своему волосному суду. Для политических процессов было создано

Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер,

нарушало принцип гласности. Военная реформа. Поражение в Крымской войне

показало, что Российская регулярная армия, основанная на рекрутском

наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо

было создать армию, обладающую обученным запасом личного СО-1, современным

оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом

реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин,

достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных

войсках до 6, на флоте—до 7 лет. Сроки действительной службы в

значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценз».

Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах

началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным,

введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка.

Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для

подготовки офицерских кадров создавались военные гимна-зии,

специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба.

Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления

вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в

мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Реформы в сфере

образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически

потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав

гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное

и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было

введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными

возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети

всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый Устав

вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них

восстанавливалась самостоятельность решения административнофинансовых и

научно-педагогических вопросов. В 1865 г. были введены «Временные правила»

о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий:

книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также

центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на

провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60х годов

правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные

положения реформы образования и цензуры. Значение реформ. Проведённые

преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу

для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени

приблизилась к передовой для того времени европейской социально-

политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли

общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

17. Развитие капитализма пореформенные годы: а) особенности его развития в

сельском хозяйстве; б) особенности его развития в промышленности. В

экономике России аграрный сектор занимал господствующее положение. Именно

в этой области эволюция капиталистических отношений шла более медленными

темпами. Лишь небольшая часть земли находилась в частном владении.

Остальная и более плодородная – в руках помещиков, в котором сложилось 3

типа хозяйства. Отработочная система, состояла в отработке земли помещика

крестьянами своим инвентарём. Обуславливалась малоземельем и безденежьем

крестьян, вынужденных идти в кабалу к помещику за арендованную у него

землю Капиталистическая система – применение вольнонаёмного труда

крестьянбатраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарём. Шире

внедрялась сельскохозяйственная техника. Смешанная. Использовался

вольнонаёмный труд и отработки. Помещики, не сумевшие перевести свои

хозяйства на новые рельсы, разорялись и продавали свои поместия. В стране

шёл процесс перераспределения земли, так как часть её скупала буржуазия.

Крестьянское хозяйство ещё медленнее, чем помещичье приспосабливалось к

капиталистическим отношениям. Это в первую очередь было вызвано

малоземельем. Кроме того, крестьяне были задавлены налогами и высокими

выкупными платежами, что приводила к нехватке денежных средств,

необходимых для развития хозяйства. Его также сдерживали периодические

переделы внутри общины, поголовная неграмотность и темнота крестьян.

Большинство их хозяйств находилось на грани выживания. Лишь отдельным

крестьянам удалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на

рынок. В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному

пути. Рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся за счёт расширения

посевных площадей и освоения новых районов. Однако характерное для

частновладельческих хозяйств приенение вольнонаёмного труда, использование

сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приёмов – привели к

некоторому подъёму урожайности. Определилась специализация

сельскохозяйственных районов. Это способствовало завершению образования

российского рынка. Несмотря на все сложности, аграрный сектор в экономике

России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. В

развивающийся и товарный. Вместе с тем незавершённость капиталистического

преобразования сельского хозяйства сохранила резкие противоречия крестьян

и помещиков. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для

быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась

свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов,

постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Однако

развитие капитализма в промышленности России имело ряд особенностей..

Бурный темп производства сократил фазу «свободного», домонополистического

промышленного капитализма. За несколько десятилетий Россия прошла путь,

который в Европе занял 2 столетия. Сохранилась многоукладность

промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с

мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Ещё одной

особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории

России. Продолжали оставаться неосвоенными Сибирь, Дальний Восток и

Средняя Азия. Промышленность неравномерно распределялась по отраслям.

Ведущую роль играла лёгкая промышленность. Текстильная была самым

передовым в техническом отношении. Для России было характерно сильно

государственное вмешательство в промышленную сферу путём кредитов,

правительственных субсидий, казённых заказов, финансовой и таможенной

политики. Усилился приток иностранных капиталов. Утверждение капитализма в

России прошло в 2 этапа. В 60-70-е годы осуществлялась её перестройка.

Поэтому замедлились темпы производства, особенно в традиционных

промышленных районах. В 80-90-е годы произошёл бурный экономический

подъём. Это было следствием экономического подъёма, начавшегося ещё в

первой половине XIX в. Отныне основная продукция находилась на

предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. 18.

Основой идеологии революционного народничества 1870-х гг. была теория

«общинного социализма», впервые сформулированная в работах А. И. Герцена:

русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и

самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс

перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству

путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир. В 60-е гг. XIX в.

определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам

Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных»,

предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного

общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным

революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны

сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин,

С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что

для революционера нравственно все, «что способствует революции». В начале

70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три

основных идейных течения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. Критически

мыслящие личности, по его мнению, возглавляют и направляют исторический

процесс. Интеллигенция должна «идти в народ», просвещать его, готовить к

будущей революции. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя

представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании

революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить,

бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в

деревню, чтобы «звать к топору». Идеолог заговорщического направления П.

Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока

народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская

монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных

корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том,

чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату

власти. В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие

тысячи молодых людей, — «хождение в народ». Переходя из деревни в деревню,

они раздавали пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами,

убеждали их, что «более терпеть нельзя». Одевались молодые пропагандисты в

крестьянскую одежду и говорить пытались так, как должен был, по их мнению,

говорить простой народ. Нет ничего удивительного в том, что деревня

встретила их настороженно: она с подозрением относилась к чужакам, да и их

призывы показались странными, опасными. «Да ведь земля божия? Общая?» —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.