бесплатно рефераты
 

Гибель Титаника

переборки были настолько прочными, что должны были выдержать значительное

давление, которое могло возникнуть, получи судно пробоину.

Первые две переборки в носовой и последняя в кормовой части, были

сплошными. Во всех остальных имелись герметичные двери, позволяющие команде

и пассажирам передвигаться между отсеками. На настиле второго дна судна в

переборке К были единственные двери, которые вели в холодильную камеру. На

палубе G двери в переборках отсутствовали, и на палубах F и E почти во всех

переборках имелись герметичные двери, соединявшие используемые пассажирами

помещения. Все эти двери можно было задвигать как дистанционно, так и

вручную с той палубы, до которой доходила переборка, при помощи устройства,

расположенного непосредственно на двери. Для закрытия таких дверей на

пассажирских палубах требовался специальный ключ, который имелся только у

старших стюардов.

В переборках от D до O, непосредственно над вторым дном в отсеках, где

располагались машины и котлы, находилось 12 вертикально закрываемых дверей.

С помощью электрического привода ими управляли с ходового мостика. Когда

эти двери были открыты их удерживали защелки. В случае опасности или аварии

либо в том случае, когда так сочли необходимым капитан или вахтенный

офицер, электромагниты по сигналу с мостика освобождали защелки и все 12

дверей под действием собственной тяжести опускались и пространство за ними

оказывалось герметично закрытым. Если двери закрывались по электросигналу с

мостика, то открыть их можно было только после снятия напряжения с

электропривода.

В потолке каждого отсека, закрывавшегося герметически, находился

запасной люк, обычно он вел на шлюпочную палубу. По его железному трапу

могли подняться те, кто не успел покинуть помещение до закрытия дверей.

На "Титанике" имелось 16 основных подпалубных отсеков, разделенных

переборками, обеспечивавшими герметичность по горизонтали. Только настил

второго дна судна от отсека паровой турбины до кормы и от первой переборки

А до носа был водонепроницаемым. Остальные палубы не обладали

герметичностью. На них имелась масса люков, трапов и шахт, включая лифты,

по которым вода могла проникнуть в какой угодно отсек и достичь верхних

палуб. Несмотря на этот недостаток, конструкция судна была такова, что при

заполнении водой любых двух отсеков оно удерживалось на плаву и не могло

затонуть даже при затоплении первых четырех отсеков. Казалось, безопасность

предельно обеспечена.

На "Титанике" имелось три винта и комбинированная силовая установка.

Она состояла из двух групп четырехцилиндровых поршневых паровых машин,

приводивших во вращение два трехлопостных боковых винта, каждый весом 38

тонн, и паровой турбины низкого давления, вращавшей четырехлопастной

средний винт весом 22 тонны.

Зарегистрированная мощность паровых машин и турбины равнялась 50.000

к, но в действительности она достигала как минимум 55.000 к, что позволяло

развивать скорость более 23 узлов. Турбина размещалась в пятом

водонепроницаемом отделении в кормовой части судна. В следующем отсеке,

ближе к носовой части, располагались паровые машины, далее шесть отсеков

были заняты 24 двухпроточными и 5 однопроточными котлами, вырабатывавшими

пар для главных машин, турбины, генераторов и вспомогательных механизмов.

Диаметр каждого котла составлял 4.79 метра, длина двухпроточных котлов

равнялась 6ю08 метра, однопроточных - 3.57 метра. У каждого двухпроточного

котла имелось шесть топок, а у однопроточного - три топки. "Титаник" был

оснащен четырьмя вспомогательными машинами с генераторами, каждый мощностью

400 киловатт, которые вырабатывали ток напряжением 100 вольт. Рядом с ними,

были еще два генератора по 30 киловатт.

Огромное судно, каким был "Титаник", должно было иметь

достаточное количество электроэнергии. К распределительной сети были

подсоединены 10.000 лампочек, 562 электрообогревателя, прежде всего в

каютах I класса, 153 электромотора, в том числе электроприводы для восьми

кранов общей грузоподъемностью 18 тонн, четыре грузовые лебедки

грузоподъемностью 750 килограммов. Электричество обеспечивало работу

вентиляторов в котельных и машинных отделениях, четырех лифтов для

пассажиров, каждый на 12 человек, из которых три обслуживали пассажиров I

класса и один - II класса, и большое количество телефонов. Помимо основных

телефонных линий, соединявших мостик с носовой частью, кормой, машинным

отделением, вахтенным постом на передней мачте и другими важными участками,

на "Титанике" имелся коммутатор с 50 линиями, обеспечивавшими связь с

другими помещениями и постами судна. Электричество питало также

пятикиловаттный генератор беспроволочной телеграфной станции "Маркони",

электроприборы в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях,

нагреватели и холодильники.

Над палубами "Титаника" возвышались четыре эллипсовидные трубы.

Диаметр каждой из них составлял 7.3 метра, величину, достаточную для

проезда рядом двух локомотивов. Расстояние между верхними краями труб и

килем достигало 53.5 метра. Три первые трубы отводили дым из топок котлов,

а последняя, расположенная над отсеком турбины, выполняла функции вытяжного

вентилятора. К ней был подведен трубопровод для вентиляции судовых кухонь.

Еще больше чем трубы, поднимались передняя и задняя мачты. Обе мачты были

стальные, а верхняя их часть была сделана из тикового дерева. На передней

мачте на высоте 29 метров над ватерлинией размещался наблюдательный пост,

знаменитое "воронье гнездо". Добраться до него можно было по металлическому

трапу, расположенному внутри полой мачты, входная дверь к которому

находилась на уровне трубы С. На высоте 15 метров над трубами между обеими

мачтами были натянуты антенны судовой радиостанции.

[pic]

[pic]

Почти перед самым полуднем на "Титанике" раздался удар сигнального колокола

и над Саутгемптонским заливом далеко разнеслось эхо судового гудка,

извещавшего, что самое большое судно в мире выходит в плавание. Друзья и

родственники пассажиров, журналисты, фотографы и прочие посетители спешно

прощались, обменивались пожеланиями и устремлялись на берег. Последними

покинули судно портовые чиновники. Буквально перед тем, как был поднят

трап, примчались несколько запоздавших кочегаров с матросскими чемоданами

через плечо и стали требовать пропустить их на судно. Сержант, стоявший у

трапа, отказался пропустить их на палубу. Решительным жестом он прервал

дискуссию, трап был убран, и опоздавшие остались на берегу, продолжая шумно

протестовать. До конца своих дней эти люди, вероятно, были признательны

неизвестному сержанту, который благодаря непреклонному чувству служебного

долга и дисциплине не позволил им ступить на последний трап, соединявший

"Титаник" с причалом, и тем самым буквально спас им жизнь.

Через некоторое время на судно прибыл лоцман Джордж Боуйер. Как только

он ступил на палубу, на мачте взвился флаг, оповестивший о его присутствии.

Затем лоцман представился капитану Смиту, стоявшему на мостике. Командиры

судов, приходивших в Саутгемптон, называли Боуйера "дядюшка Джордж". Он был

одной из наиболее известных фигур в порту, где его предки служили лоцманами

из поколения в поколение. Сам он начал службу с двенадцати лет, более

тридцати лет проводил суда и компания "Уайт стар лайн" всегда прибегала к

его услугам, когда выходило в море или возвращалось одно из его судов.

После непродолжительного разговора с капитаном лоцман отправился

удостовериться, все ли готово и на местах ли офицеры: старший и второй

помощники капитана на баке, первый помощник на корме, третий на кормовом

мостике, четвертый на ходовом мостике у машинного телеграфа, готовый

передать команды лоцмана и капитана в машинное отделение, пятый помощник на

ходовом мостике у телефона. На причале для отдачи швартовых приготовилась

целая бригада: пятнадцать человек у носа и пятнадцать у кормы "Титаника".

Как только капитану Смиту доложили, что последний трап убран и

закреплен, лоцман взялся за дело. Его команду "Подать буксиры" пятый

помощник капитана передал по телефону на нос и на корму. Вскоре был принят

доклад, что команда выполнена. Слабое подрагивание корпуса указало на то,

что глубоко под палубами заработали машины. Последовали новые команды

лоцмана. На причале отдали швартовы, крепившие нос и корму к мощным

береговым тумбам, и матросы быстро выбрали их, намотав на вьюшки. Затем

принялись за дело буксиры. Длинный корпус "Титаника" сантиметр за

сантиметром начал удаляться от причала. Наконец лоцман скомандовал: "Малый

вперед!" На ходовом мостике четвертый помощник капитана перевел ручку

судового телеграфа, в машинном отделении раздался звонок, и два бортовых

винта пришли во вращение. "Титаник" пошел в море, в свое первое и последнее

плавание:

За сложными маневрами отплытия наблюдали сотни пассажиров,

находившихся на прогулочных палубах "Титаника", и тысячи людей на берегу. И

тут произошло нечто такое, что могло окончиться очень печально. В гавани у

стенки стояли пароходы "Нью-Йорк и "Оушеник". В тот момент, когда "Титаник"

проходил мимо "Нью-Йорка" и носовые части обоих судов оказались почти на

одной линии, шесть стальных тросов, которыми был пришвартован "Нью-Йорк",

неожиданно натянулись и раздался сильный треск, похожий на выстрелы из

револьвера, и тросы лопнули. Их концы засвистели в воздухе и упали на

набережную в испуганную, разбегающуюся толпу. Освободившийся "Нью-Йорк",

будто под действием неведомой силы, кормой вперед, стал неудержимо

приближаться к "Титанику". Матросы на палубе "Нью-Йорка", подгоняемые

криками офицеров, помчались на корму, готовую вот-вот удариться о борт

"Титаника" и начали сбрасывать за борт кранцы. Капитан Смит мгновенно

приказал застопорить машины. Тут один из буксиров, которые минуту назад

помогали "Титанику" отойти от причала, спешно обошел "Нью-Йорк" со стороны

набережной, закрепил трос, брошенный ему с палубы и всей мощью своих машин

попытался оттянуть судно назад к берегу. Но хлопоты с "Нью-Йорком" на этом

не кончились. Несмотря на тщетные усилия небольшого буксира, он продолжал

медленно двигаться в сторону стоявшего на якоре "Оушеника". Его носовая

часть метр за метром приближалась к судну. Только потом, с помощью еще

одного буксира, удалось оттащить "Нью-Йорк" к месту стоянки.

После предотвращения столкновения с "Нью-Йорком" машины "Титаника"

опять заработали, и он стал медленно приближаться к выходу из гавани. Когда

он проходил мимо "Оушеника", драматическая ситуация повторилась. Толстые

канаты, которыми был пришвартован "Оушеник", натянулись, как струны.

Корабль приближался к "Титанику" с такой силой, что было видно, как он

накренился. На сей раз к счастью тросы выдержали. После этого "Титаник"

направлялся в воды Саутгемптонского залива. Команда и пассажиры оживленно

обсуждали взволновавшее их событие, свидетелями которого они стали.

"Титаник" шел по заливу малым ходом. При входе в пролив, отделяющий

побережье Южной Англии от северных берегов острова Уайт, он еще больше

сбавил ход, повернув вправо, обошел Калшотскую косу, вошел в довольно узкий

и мелкий Торнский канал, миновал буи, отмечавшие опасные мели, и на

скорости всего в несколько узлов изменил курс влево, на восток, вдоль

северного побережья острова Уайт.

Во второй половине дня "Титаник" прошел пролив Ла-Манш. Дул слабый

ветерок и море оставалось почти спокойным. Солнце заливало светом палубы,

но было довольно холодно. Однако это не мешало многим пассажирам,

расположившимся в шезлонгах на прогулочных палубах, проводить время в

приятной беседе. Когда солнце скрылось за горизонтом, показалось побережье

Франции, большой маяк на мысе Аг и длинный волнорез, защищавший вход в

шербурский порт. На "Титанике" застопорили машины, и к его борту подошли

два вспомогательных судна компании "Уайт стар лайн" - "Номадик" и

"Траффик", доставившие новых пассажиров и мешки с почтой.

Побережье Ирландии явилось взорам на следующий день после обеда.

Машины вновь застопорили ход, чтобы в нескольких милях от Куинстауна взять

на борт ирландского лоцмана. Затем медленно, непрестанно измеряя глубину

"Титаник" двинулся к порту и примерно в двух милях от берега стал на якорь.

Как и в Шербуре, вскоре после остановки к борту "Титаника" подошли два

вспомогательных судна, был спущен трап, и пароход принял на борт последних

130 пассажиров, их багаж и почти 1400 мешков с почтой. Короткой стоянкой

воспользовались журналисты и фотографы. Капитан Смит принял их очень

любезно и позволил осмотреть судно, что было в интересах компании.

Ровно в половине первого раздался гудок, и все гости покинули лайнер.

Пока небольшие суда отходили на безопасное расстояние, на "Титанике"

подняли трапы и якорь, его винты вновь завращались. Теперь на палубах

лайнера находились все участники первого плавания, всего 2201 человек.

Экипаж составляли 885 человек, из них 66 человек палубной команды, 325 -

машинной команды и 494 человека обслуживающего персонала, в том числе 23

женщины. Восемь судовых оркестранта были включены в список пассажиров II

класса. После выхода из Куинстоуна число пассажиров на "Титанике"

составляло 1316 человек: в I классе - 180 мужчин и 145 женщин(включая 6

детей), во II втором классе - 179 мужчин и 106 женщин(включая 24 ребенка) и

в III классе - 510 мужчин и 196 женщин(включая 79 детей). Это означало, что

жилые помещения I класса были заняты на 45 процентов, каюты II класса на 40

и III класса на 70 процентов.

"Титаник" взял курс на запад и начал увеличивать скорость. Его сопровождали

стаи голодных чаек, привлекаемых остатками пищи и другими отходами,

падавшими в воду. Всю вторую половину дня "Титаник" шел вдоль южного

побережья Ирландии на расстоянии четырех-пяти миль от берега, обогнув юго-

западный мыс Фастнет Рок и после захода солнца оказался в водах второго по

величине океана на Земле.

На второй день плавания вечером, в четверг 11 апреля, "Титаник" шел со

скоростью 21 узла по темным и холодным водам Атлантического океана.

Пассажиры на ярко освещенных палубах развлекались, восхищаясь великолепным

оснащением судно и его остойчивостью, отдавали должное, почти не слышной

работе машин.

Утром 12 апреля на далеком горизонте неожиданно возник розовый

солнечный диск. Он медленно поднимался на небо, озаряя лучами бескрайнюю

зеленоватую водную равнину. И на четвертый день плавания, в субботу 13

апреля, на палубе "Титаника" царило полное спокойствие. Погода была

великолепная, комфорт и роскошь такие, как было обещано: Дни бежали слишком

быстро. Каждое утро колокол "Титаника" извещал, что в ресторанах подан

завтрак, стюарды приносили пассажирам, согласным заплатить несколько

шиллингов, двенадцатиполосный экземпляр газеты "Атлантик дейли бюллетин".

[pic]

Воскресное утро 14 апреля обещало очередной приятный день. Вскоре

после завтрака капитан в сопровождении старшего помощника, распорядителя

рейса, старшего механика, старшего стюарда и старшего врача начал осмотр

судна. Эта торжественная процедура, во время которой капитан и руководители

отдельных служб, одетые в парадную форму, проходили по всему кораблю от

носовой части до кормы и от самой верхней палубы до нижней, совершалась на

подобных рейсах каждое воскресенье. В 11 часов, те из пассажиров, кто этого

пожелал, собрались в ресторане I класса на богослужение. Проводить его было

привилегией капитана. Своим спокойным ровным голосом Э. Дж. Смит читал

молитвы, под музыку судового оркестра звучало религиозное песнопение.

Как только богослужение закончилось, стюарды начали готовить ресторан

к обеду. Посередине просторного и светлого зала стоял стол капитана. Он

любил обедать и ужинать в обществе пассажиров. Получить приглашение к его

столу считалось честью. В этот воскресный день погода была такая же

хорошая, как и в предыдущие дни. Море было спокойным, дул легкий ветерок,

видимость была прекрасной. Этим утром развели пары в резервных котлах.

Машины работали нормально, и Исмей со Смитом были уверены, что "Титаник"

добьется лучших результатов, чем год назад его родственник "Олимпик" во

время своего первого плавания. Днем "Титаник" шел со скоростью 21 узла, и

для многих бывалых пассажиров постоянное увеличение скорости не оставалось

не замеченным. Все были уверены, что "Титаник" станет на якорь в нью-

йорском порту еще вечером во вторник.

Вторая половина воскресного дня проходила так же спокойно, как и

предыдущие дни плавания. Но одно изменение все же произошло - заметно

похолодало, а с приближением вечера становилось еще холоднее. Стояла такая

же ясная погода при почти полном безветрии, но быстрый ход судна создавал

неприятный холодный ветер, защищаясь от которого те немногие пассажиры,

какие еще отважились оставаться на открытых палубах, кутались в теплые

пальто. Остальные предпочли уйти в помещение или на закрытые прогулочные

палубы.

Только около одиннадцати часов холлы, рестораны и курительные салоны

стали пустеть. Оркестр на прощание исполнил отрывки из оперы Жака Оффенбаха

"Сказки Гофмана". И лишь в курительном салоне I класса на палубе А

оставались несколько молодых полуночников. Неожиданно резко похолодало, и

некоторые пассажиры, перед тем как лечь спать, включили в своих каютах

электрорадивторы. Но ночь была необыкновенно прекрасной.

Из двадцати девяти котлов "Титаника" работало двадцать четыре, больше,

чем в начале плавания. Когда "Титаник" вышел в море, в его бункерах было

6000 тонн угля, и он поглощал за четырехчасовую смену около 101 тонны. В

машинном отделении механики вслушивались в ход работы турбины и поршневых

машин, малейшее отклонение от нормального ритма не должно было пройти мимо

их внимания.

Уже несколько дней радиостанция "Титаника" принимала сообщения судов,

проходивших вблизи Большой Ньюфаундленской банки, которые обращали внимание

на необычно большое скопление айсбергов, оказавшихся значительно южнее, чем

бывало в это время года. Каждое такое сообщение после приема передавалось

вахтенному офицеру, а затем в штурманскую рубку. Однако в воскресенье 14

апреля ситуация выглядела значительно серьезнее.

Ходовые вахты на мостике в воскресенье были распределены таким

образом: с 10 часов утра до 2 часов дня вахту нес первый помощник капитана

Мэрдок, до 6 часов вечера - старший помощник Уайлд, до 10 часов вечера -

второй помощник Лайтоллер, а затем вновь Мэрдок. Младшие офицеры заступали

на вахту в следующем порядке: с 12 часов до 4 часов дня - третий помощник

капитана Питман и пятый помощник Лоу, с 4 до 6 часов вечера - четвертый

помощник Боксхолл и шестой помощник Муди. Затем с 6 до 8 часов вечера -

Питман и Лоу и с 8 часов до полуночи - Боксхолл и Муди.

[pic]

Приближался одиннадцатый час вечера. В "вороньем гнезде" Реджинальд

Робинсон Ли внимательно всматривался в горизонт. Вдруг ему показалось, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.