бесплатно рефераты
 

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

в защиту демократических свобод и экономических интересов трудящихся.

9 Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов.

Весной 1988 г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции

состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих

кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран,

Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР

баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр,

занимавший пост премьер-министра в 1976– 1981 гг.

В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и

Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное

поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7%

голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж.-М. Ле Пена

впервые высказалось более 14% избирателей – в два раза больше, чем за

кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты

призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В

результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции.

Как и в 1981 г., президент Миттеран распустил парламент, в котором

преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись

летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая

почти 35% голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои

результаты: за нее проголосовало 11,3% избирателей – на 710 тыс. больше,

чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли

часть избирателей, собрав в общей сложности 37,7% голосов (вместо 43% в

1986 г.). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз

проголосовало менее 10% избирателей.

Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей

продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран,

в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать

равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических

свобод и социальных завоеваний трудящихся.

Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из

руководителей Социалистической партии М. Рокара. Все основные

правительственные посты заняли социалисты, но в правительство вошло и

несколько представителей буржуазных «центристских» групп.

Правительство Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно

отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных

предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был

восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались

для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию.

Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.

Главной задачей внешней политики правительство Рокара, как и

предшествующее правительство правых, провозгласило завершение «интеграции

Европы» в рамках «Общего рынка». Оно подтвердило свою приверженность

Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США. Улучшились

отношения между Францией и СССР. В результате взаимных визитов руководители

СССР и Франции договорились о проведении регулярных советско-французских

встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений.

В октябре 1990 г., во время очередного визита президента М. С. Горбачева

во Францию, был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и

СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные

государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и

сотрудничестве».

Основные направления политики социалистов продолжали осуществляться и

после того, как в мае 1991 г. пост премьер-министра Франции заняла Эдит

Крессон.

10 После 1991 г.

Как уже было сказано, в мае 1991 г., когда Рокар ушел а отставку,

Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой

женщиной-премьером Франции. Крессон откровенно спорная политическая фигура

вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 г. после поражения

социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года

социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии

консерваторов. Союз во имя Республики, коалиция RPR Ширака, Союз во имя

Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и

несколько небольших консервативных партий выиграла 484 места в Парламенте,

социалистам же досталось лишь 54 места. По результатам выборов президент

Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, члена RPR.

В мае 1993 г. ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура,

показала, что прежний премьер-министр Береговой неумело справлялся с

экономикой, или намерено вводил в заблуждение французов относительно

экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в

затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный

реальный дефицит бюджета оказался намного выше, чем многие думали ранее.

Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опасности планы страны по

вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь в Европейский

Союз, или EU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее

политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского

Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов

проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство.

Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993

г., собрав 45% голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее

союзники набрали лишь 29%.

Экономика

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счет

государственного влияния, что является довольно характерным для развитых

стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование

которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены

некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые

особенности ее развития.

Франция производит электронику, самолеты большинства типов, суда,

электрическое оборудование, химическую продукцию и многое другое. Валовой

национальный продукт составляет около 1,25 триллиона долларов. Национальная

валюта – французский франк (1$ ( 5 FF).

1 Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики.

Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было

трудным. Только в 1948 г. объем промышленного производства превысил

довоенный уровень. В 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского

хозяйства. Затем экономическое развитие ускорилось, хотя было

неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс,

крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали

повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского

промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По

темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии

и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная,

химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли –

угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском

хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других

сельскохозяйственных машин. Стали широко использоваться химические

удобрения и средства защиты растений. Большинство сельскохозяйственных

районов было электрифицировано.

В связи с быстрым ростом промышленности, транспорта и сельского хозяйства

французский империализм постепенно утрачивал ростовщический характер.

Основная масса капиталовложений теперь направлялась в промышленность. Вывоз

капитала за границу сократился и стал осуществляться главным образом в

форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в.

французские капиталовложения в облигации государственных займов и

иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и

торговлю, то в конце 50-х годов размер вывезенных за границу капиталов был

почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт.

Ведущую роль во французской экономике по-прежнему играли промышленные

монополии и финансовый капитал. В 1952 г. крупнейшие предприятия,

численность которых не превышала 0,5 % от общего количества промышленных и

торговых заведений, использовавших наемную рабочую силу, выплатили почти

половину (48,2%) всей суммы заработной платы. Зато на долю мелких и средних

предприятий, составлявших 54,3% общей численности, пришлось всего 2,5 %

суммы заработной платы.

Наряду с высококонцентрированной промышленностью во Франции продолжало

существовать множество мелких и мельчайших предприятий, ремесленных

мастерских, мелких лавочек с 1–2 рабочими или совсем без наемных рабочих. В

1948 г. в стране насчитывалось около 1 млн. ремесленных заведений, причем

половина из них не применяла наемного труда.

В сельском хозяйстве число крупных капиталистических хозяйств (свыше 50

га) за годы Четвертой республики выросло почти в два раза. Составляя всего

5% общего числа хозяйств, они обрабатывали более 25% земли. Напротив,

мелкие хозяйства (около 50% всех хозяйств) располагали лишь 16%

обрабатываемой земли.

Главными особенностями послевоенного французского государственно-

монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и

широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности

государства находилось 36% всего национального имущества. Через

государственный бюджет и государственные финансовые учреждения

перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло

основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в

нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные

предприятия.

Наличие крупного национализированного сектора создавало возможность

прямого государственного регулирования и планирования французской

экономики. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий

государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план

Монне). После его завершения появился так называемый второй план

(1954–1957), действовавший почти до конца Четвертой республики.

Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали

постоянным элементом французской экономики.

Французская система программирования или планирования носила не

обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством

программы были обязательны только для предприятий национализированного

сектора. С частными предприятиями государство заключало специальные

контракты, по которым предприниматели в обмен на предоставленные им

преимущества обязывались придерживаться плановых заданий. Кроме того,

системой косвенных мер (предоставлением государственных кредитов и

налоговых льгот, введением предварительных разрешений на строительство

крупных предприятий и т. п.) правительство также могло влиять на развитие

экономики.

Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах

монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые

ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем,

электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство

способствовало концентрации производства и техническому переоснащению

крупных предприятий.

Развитие промышленности и научно-технический прогресс повлияли на

структуру населения Франции, как и других высокоразвитых капиталистических

стран. Численность самостоятельных хозяев – ремесленников, торговцев,

лавочников – сокращалась, количество лиц наемного труда увеличивалось.

Сельскохозяйственное население уменьшалось, городское росло.

За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве

сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество

занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы

обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37%

активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере

обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и

урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в

таких странах, как США, Япония или ФРГ.

2 Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля.

Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции

развивалась быстрыми темпами.

За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился

более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были

реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе

металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная;

возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более

чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти

увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза.

Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального

развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической,

технической и социальной политики государства[2]. Стремясь к повышению

конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло

огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более

возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю

французскую экономику. На долю контролируемых ими предприятий приходилось

более 60% всех капиталовложений. Тем не менее степень концентрации

промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых

капиталистических странах. В 1966 г. только 3 французские фирмы имели

оборот более 1 млрд. франков, тогда как в США существовало 80 таких фирм, а

в ФРГ – 29. Более 80% общего количества французских предприятий относилось

к числу мелких, в каждом из которых было менее 5 рабочих.

Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. К 1965 г.

тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным

временем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате

крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических

достижений урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота

возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось

на 66%. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По

наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих

французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики.

Оно перешло в индустриальную стадию развития.

Основные выгоды от интенсификации и индустриализации сельского хозяйства

достались крупным капиталистическим фермам, получавшим правительственные

субсидии. В 1968 г. всего 12% общего количества ферм производили около 50%

сельскохозяйственной продукции. Положение не прибегающих к наемной рабочей

силе семейных ферм, которые составляли почти 90% всех хозяйств, оставалось

трудным. До 60% семейных ферм были нерентабельны и не получали субсидий от

государства. Многим крестьянам приходилось искать работу в городе. За годы

Пятой республики сельскохозяйственное население сократилось почти в два

раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% активного населения.

Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в

непроизводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный

аппарат, наука, образование, здравоохранение и т. д.). С 1954 по 1968 г.

количество лиц умственного труда выросло в три раза.

Общая численность рабочего класса увеличилась незначительно, но в его

составе произошли существенные перемены. Сокращалось число занятых в старых

отраслях промышленности (угольная, текстильная), возрастало в новых

(радиоэлектроника, атомная промышленность). В состав рабочего класса

вливались такие категории трудящихся, которые раньше причислялись к

служащим: торово-конторские работники, часть техникор и даже инженеров.

Быстро увеличивалось количество иностранных рабочих. Это были в основном

жители прежних французских колоний в Африке, занятые главным образом «а

тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе.

Благодаря упорной борьбе трудящимся удалось добиться улучшения своего

материального положения. За 10 лет, с 1958 по 1967 г., реальная заработная

плата увеличилась примерно на 25%. Срок ежегодного оплачиваемого отпуска

был увеличен с 3 до 4 недель. Тем не менее значительная часть трудящихся

продолжала получать заработную плату на уровне официального минимума.

3 Общие тенденции экономического развития.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое

место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По

размерам территории (551 тыс. км2) и населения (57 млн чел.), она

принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического

развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании,

Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%

сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными

темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений

государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства,

переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на

промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская

промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. – 5,7% ВВП

мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6

до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы

превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную

специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на

рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата

связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е

гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях

большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах

бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло

доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно

проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных

промышленных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры

хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто

крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В

ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной

металлургии две крупнейшие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70%

производства стали, «Компани женераль д'электрисите» (КЖЕ), «Томсон» – 50%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.