бесплатно рефераты
 

Управление социальной сферой

. Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении

или отмене нормативных актов и документов по вопросам

здравоохранения, если они противоречат Конституции Российской

Федерации и федеральным законам;

. Запрашивать у органов государственной власти, организаций и

учреждений необходимую для осуществления возложенных на

Управление задач, информацию;

. Участвовать в международном сотрудничестве в области охраны

здоровья и лекарственного обеспечения граждан;

. Образовывать межведомственные советы по охране здоровья и

постоянные комиссии по направлениям специализированной

медицинской помощи;

. Разрешать муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать

платные медицинские, фармацевтические и иные услуги в

установленном законом порядке.

. Пользоваться возможностями средств массовой информации для

предупреждения жителей об угрозе их здоровью.

Структура Управления здравоохранения:

Управление Здравоохранения возглавляет начальник управления.

Начальник управления и два его заместителя принимаются на должность и

увольняются с должности распоряжением главы города.

Структурными подразделениями управления являются;

. Лечебный отдел

. Фармацевтический отдел

. Финансово – экономический отдел

. Сектор по работе с кадрами

. Сектор по специальной работе

. Производственный сектор

Глава 3. Рынок труда, управление им

3,1 Политика государства в области труда и занятости

Государственная политика занятости населения представляет собой

систему мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую

сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики

занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо

достичь, решая в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы

занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан

от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения –

работающих, но находящиеся под угрозой увольнения граждан, и безработных

граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долгосрочных и

краткосрочных мер, цель реализации которых – достижение эффективной,

оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в

национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой

безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной

безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов,

влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости,

цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий

заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены

данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Государственную политику занятости следует рассматривать как

процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и

местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и

исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости,

осуществляется следующее:

1. Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической,

социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок

входят:

V Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного

населения);

V Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество

рабочей силы, в первую очередь новой);

V Социальная политика (с точки зрения поддержки слабозащищенных групп:

молодежи, женщин, инвалидов и других);

V Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;

V Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных

переселенцев.

2. Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с

финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической

политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования

занятости, к которому относятся вопросы:

V Государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и

налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства

(и рабочих мест) в приоритетных отраслях;

V Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для

занятости;

V Государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь

оборонного, инфраструктурного (авиационной, морской и другие виды

транспорта, связь и прочее), экологического и социального назначения;

V Государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого

и среднего бизнеса.

3. Политику трудоустройства и социальной поддержке незанятого населения.

Основа данного блока – политика органов Государственной службы

занятости на рынке труда.

Меры по реализации государственной политики занятости определенны

Федеральной целевой программой содействия занятости населения, утвержденной

постановлением Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570.

Основными мерами являются следующие.

Информация о рынке труда. Цель: улучшение функционирования рынка

труда путем информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда,

перспективах трудоустройства и обучения.

Содействие в трудоустройстве. Цель: минимизация времени поиска

гражданином работы, сокращения периода безработицы и периода заполнения

вакансий на предприятиях.

Профессиональное обучение. Цель: предоставить возможность

безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для

последующего трудоустройства.

Профессиональное консультирование. Цель: повысить обоснованность

выбора гражданами деятельности и формы занятости в соответствии с личными

склонностями и потребностями рынка труда.

Молодежная практика. Цель: снизить уровень молодежной безработицы,

предоставить возможность молодым людям приобрести профессиональные умения и

навыки для получения постоянного рабочего места.

Временная занятость подростков. Цель: адаптировать

несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставить возможность

получения временной работы.

Общественные работы. Цель: предоставить незанятым гражданам на

период активного поиска постоянного места работы, возможность для временной

занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих

длительный перерыв в работе.

Квотирование рабочих мест. Цель: расширение возможности

гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут быть

трудоустроены обычным путем.

Поддержка предпринимательства. Цель: создание дополнительных

возможностей для трудоустройства безработных, способных открыть собственное

дело.

Территориальное перераспределение рабочей силы. Цель: содействие

географической мобильности рабочей силы.

Поддержка доходов безработных граждан. Цель: государственная

поддержка (выплата пособий по безработице) доходов безработных в период

активного поиска работы.

Компенсационные выплаты. Цель: сдерживание массовых увольнений,

временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся

в вынужденных отпусках, а также работающим неполный рабочий день (неделю)

по независящим от них причинам.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном

осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов

политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с

общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в

число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции и

возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять

социальную политику.

На уровне регионов в интересах политики занятости возможно также

осуществление следующих программ:

V Жилищного, транспортного и производственного строительства;

V Государственных (в том числе муниципальных) закупок продукции для

экологических, социальных и других нужд;

V Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот, направленных

на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных

отраслях экономики.

На региональном уровне меры поддержки во многих случаях более

эффективны, чем на общегосударственном. Например, поддержки фермерства,

индивидуального, малого бизнеса.

Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого

населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи

данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах

за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем

центральных органов власти.

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое

и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций,

индивидуальных зарегистрированных (формальных сектор) и домохозяйств

(семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую

предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата

пособий и так далее.

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на

основе общеэкономической концепции социально-орентированной рыночной

экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно

избранной занятости.

Основной практической целью политики занятости в условиях спада

производства последних лет явилось упреждение массовой хронической

безработицы и смягчение ее социальных последствий. Стабилизация ситуации в

сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в

общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия

содействия занятости населения может быть реализована только в том случае,

если стабилизация занятости будет, является одним из основных приоритетов

государственной социально-экономической политики.

3,2 Характеристика рынка труда

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место.

На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей,

которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные

организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко

выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные

потребности большинства населения страны.

Рынок труда представляет собой элемент рыночной экономики,

экономическую категорию, которая характеризует систему социально-трудовых

отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и

реализации гражданами права на труд, осуществляемых на основе спроса, на

рабочую силу и предложения рабочих мест. В узком смысле под рынком труда

понимается сфера обращения рабочей силы.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого

позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности

социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная

экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к

качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и

уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым

актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют

процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его

развития.

Занятость населения составляет необходимое условие для его

воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки

общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации

кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые

лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения,

безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда,

актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

Занятость населения. Среднесписочная численность работающих на

предприятии и организации составила 332,8 тысяч человек или более 36,8%

общей численности населения.

В ходе экономических реформ изменилось и структура распределения

численности по отраслям.

Таблица 11

[22,стр. 40]

Распределение численности работающих по отраслям

В процентах

| |2001 год |2002 год |

|Всего по городу |100,0 |100,0 |

|Промышленность |34,1 |33,4 |

|Сельское хозяйство |1,0 |1,1 |

|Лесное хозяйство |0,2 |0,2 |

|Транспорт |6,4 |6,2 |

|Связь |4,3 |4,3 |

|Строительство |5,2 |4,9 |

|Торговля и общественное питание |4,5 |4,8 |

|Материально – техническое снабжение |0,7 |0,4 |

|Заготовки |0,0 |0,0 |

|Информационно – вычислительное обслуживание |0,2 |0,2 |

|Операции с недвижимостью |0,1 |0,1 |

|Общая коммерческая деятельность по |0,1 |0,1 |

|обеспечению функционирования рынка | | |

|Геология |0,2 |0,2 |

|Прочие виды деятельности сферы материального|1,8 |1,8 |

|производства | | |

|Жилищно-коммунальное хозяйство |5,0 |5,1 |

|Непроизводственные виды бытового |0,4 |0,4 |

|обслуживания населения | | |

|Здравоохранение и физическая культура и |10,9 |11,1 |

|соцобеспечение | | |

|Образование |11,6 |11,7 |

|Культура и искусство |1,6 |1,6 |

|Наука и научное обслуживание |11,3 |4,3 |

|Финансы, кредит, страховое и пенсионное |2,1 |2,3 |

|обеспечение | | |

|Управление |5,0 |5,4 |

|Общественные объединения |0,3 |0,4 |

Из таблицы видно, что структура распределения численности

работающих, кроме науки и научного обслуживания, где численность снизилась

на 7% , заметно не изменилась.

Общее число замещенных рабочих мест на крупных и средних

предприятиях, являющееся суммой численности работников списочного состава,

совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-

правового характера, в 2002 году составило 5,3 тысячи человек , что 0,7

тысячи человек меньше, чем в 2001.

[pic]

Рисунок 3. Изменение числа замещенных рабочих мест в 2002 году

[22,стр. 41]

Из рисунка видно, что общая численность работников за 2002 год по

сравнению с 2001 годом уменьшилась, тогда как структура замещенных рабочих

мест изменилась в незначительной степени.

Безработица. На конец декабря 2002 года в органах государственной

службы занятости состояло на учете 10,4 тысячи человек, ищущих работу и не

занятых трудовой деятельностью, из них 7,9 тысячи граждан были

зарегистрированы в качестве безработных. За год эти показатели увеличились

соответственно на 26,5 и 6,5 процента.

В 2002 году было признано безработными 16,5 тысяч человек, снято с

учета 16,1 тысяча человек. При содействии службы занятости нашли работу

10,5 тысяч человек, что на 19,3% больше, чем за 2001 год. Оформлено на

досрочную пенсию 151 человек.

В структуре официально зарегистрированной безработицы заметно

преобладала доля женщин – 73,2%, 29,4% - составила молодежь в возрасте 16 –

29 лет, 5,9% - граждане имеющие инвалидность.

[pic]Рисунок 4. Численность безработных по продолжительности

перерывов в работе

[22,стр. 45]

Из рисунка видно, что наибольшая часть численности безработных по

продолжительности перерыве в работе составила от 1 до 4 месяцев, что

показывает эффективность городских служб занятости.

За прошедший год средняя продолжительность периода безработицы лиц,

состоящих на учете, составила 5,3 месяца, увеличившись по сравнению с 2001

годом более чем на третью часть месяца.

Потребность организаций в работниках на предприятиях и в

организациях города составило на конец декабря 2002 года 6,5 тысяч человек,

что на 20,5% меньше, чем на такую же дату 2001 года.

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и

состаявщих на учете, превысило потребность в работниках, заявленную

предприятиями и организациями в службы занятости, в 1,6 раза.

В течении 2002 года по направлению службы занятости прошли

профессиональное обучение 3820 человек, что на 6,8% выше уровня 2001 года.

В конце 2002 года 58 предприятий и организаций города сообщили о

намеченном высвобождении 1243 работников, что на 39% меньше уровня декобря

2001 года. Из общего числа намеченных к высвобождению работников более 62%

составили женщины, 8,4% - молодежь в возрасте 16 – 29 лет.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в

обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры,

а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и

внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие

основные функции:

. гарантии занятости населения;

. активное противодействие безработице;

. социальная защита безработных.

Главным приоритетом экономической политики государства в части

регулирования рынка труда в настоящее время становится обеспечение

скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание

механизма государственного регулирования процессов формирования и движения

инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.

Основными формами государственного регулирования рынка труда

являются:

. сохранение, поддержание и создание рабочих мест;

. регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;

. предоставление государственных гарантий занятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.