бесплатно рефераты
 

Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

предприятиями области по всем видам деятельности, составил 865.8 млн.

деноминированных рублей. Наибольшую долю, 61 % от этой величины, составил

объем производства малых предприятий промышленности и строительства, 17.2%

- предприятий торговли и общественного питания.

Значимость малого предпринимательства в отдельных отраслях экономики

области за последние пять лет возросла, как по числу работающих, так и по

объему производства продукции (работ, услуг):

24. в промышленности - удельный вес занятых на малых предприятиях в

общем числе работающих в этой отрасли увеличился в 2.3 раза, а в

объеме производства в 3.3 раза;

25. в строительстве - в 6.5 раза по числу работающих и в 2.6 раза по

объему работ;

26. в торговле и общественном питании (без учета индивидуальных

предпринимателей, занимающихся торговлей) - в 2.6 раза по числу

работающих и в 1.2 раза по объему выполненных работ (услуг).

Для характеристики результативности малого предпринимательства в

области были использованы показатели развития малого предпринимательства за

1997 год и динамики роста за последние 5 лет: по объему производства

(работ, услуг), выполненному малыми предприятиями; доле в общем объеме

производства по области в сфере основных отраслей экономики; числу вновь

созданных рабочих мест; балансовой прибыли; объему освоенных инвестиций;

объему налоговых поступлений в бюджет области и доле малого

предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений и др.

Параметры для анализа результативности были выбраны исходя из

имеющейся статистической информации и экспертных оценок, полученных при

проведении выборочных исследований деятельности малых предприятий и

материалов по развитию малого бизнеса экономических служб районов.

Анализ оценок результативности малого предпринимательства в области

по приведенным в таблице параметрам позволяет сказать, что несмотря на

достигнутые относительные успехи области в развитии малого бизнеса за

последние годы, уровень развития малого предпринимательства недостаточен с

точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики. По

степени удовлетворительности фактические значения почти всех параметров

результативности малого предпринимательства в области признаны экспертами

неудовлетворительными.

Очень неудовлетворительными признаны следующие параметры:

- объем выполненных работ в промышленности малыми предприятиями и его доля

в общем объеме промышленного производства;

- балансовая прибыль малых предприятий.

Объем выполненных работ малыми предприятиями области в 1997 году (по

данным статистического исследования) составил 865.8 млн. деноминированных

рублей, что составляет более 10 процентов областного ВВП.

По мнению экспертов, этот показатель должен быть значительно выше,

так как в статистическом исследовании, проведенном по заказу экономического

комитета области, участвовало всего лишь 1546 малых предприятий из 2300

действующих. Кроме того, наиболее быстрыми темпами в последние годы малое

предпринимательство стало развиваться на основе индивидуально-трудовой

деятельности (половина всех занятых в малом бизнесе отдают предпочтение

именно этой форме) а статистических показателей (по объему производства,

работ, услуг и т.д ) по этому роду деятельности на сегодняшний день нет. Но

даже делая досчеты, учитывая не отчитавшиеся малые предприятия, удельный

вес малого предпринимательства в экономике области остается относительно

низким - 15-16 процентов ВВП (тогда как в развитых странах он достигает

более 50 процентов).

Наиболее динамично малые предприятия развиваются в сфере торговой

деятельности. Так, например, из 198 малых предприятий, вновь созданных в

1997 году, 21.7 процента начали функционировать в сфере промышленности,

12.1 процента - в строительстве и почти 40.0 процентов - в торговле и

общественном питании.

Однако, несмотря на большое количество малых предприятий,

занимающихся торговлей, удельный вес малого предпринимательства в торговле

по данным статистической отчетности очень незначителен - 6.6 процентов. По

мнению же экспертов, а также данных экономических служб районов, реально

этот показатель составляет около 70 процентов. Проблема заключается прежде

всего в том, что при существующей системе налогообложения малые торговые

фирмы стремятся не показывать в полной мере размеры своей деятельности. Это

приводит к постоянному искажению реальной картины и, как хорошо видно,

существенному недобору налогов в бюджеты.

Удельный вес малых промышленных предприятий в общем объеме

производства по области менее 4 процентов, что значительно ниже, чем в

среднем по России. Объясняется это следующим: в Новгородской области

основной объем промышленного производства приходится на химическую отрасль

(30.6 процента от общего объема промышленного производства), которая

представлена, по существу, только двумя крупными предприятиями - химическим

комбинатом и заводом стекловолокна. Доля других отраслей промышленности в

общем объеме производства гораздо ниже: машиностроения и металлообработки -

11.3%, лесной и деревообрабатывающей - 11.0%, промышленности строительных

материалов - 2.3%, легкой - 0.4%, пищевой - 17.8%. Промышленные малые

предприятия сосредоточены именно в этих отраслях. Здесь развитие

предпринимательства требует относительно меньших капитальных вложений, чем

в химической или электронной промышленности. .Доля малого

предпринимательства в этих отраслях более ощутима, превышает средний

показатель по области: в легкой промышленности приходится 12.5 процентов

всего объема производства этой отрасли, в производстве строительных

материалов - 10.6 процентов, машиностроении и металлообработке - 8.9

процентов, пищевой - 7.6 процентов, лесной и деревообрабатывающей - 6.0

процентов полиграфической - 14.6 процентов.

Более всего, как показывает статистическая отчетность, малое

предпринимательство развито в отрасли пищевой промышленности. Всего в

области действует около 200 предприятий по производству продуктов питания,

из них 26 - крупные и средние предприятия, которые сосредоточены в городах

области - Новгороде, Старой Руссе, Боровичах и Валдае. На этих предприятиях

работает половина всех занятых в сфере производства продуктов питания,

здесь же производится и основной объем мясных, молочных и др. продуктов.

Почти 80 процентов всех колбасных изделий области производятся на трех

предприятиях - ОАО “Новгородский мясной двор”, ОАО “Комбинат пищевых

продуктов “Старорусский” и ООО “Боровичский мясокомбинат”, 70 процентов

хлебобулочных изделий изготавливаются в области на трех предприятиях - ОАО

“Новгородхлеб”, ОАО “Боровичский хлеб” и ОАО “Старорусский хлеб”. В

остальных районах пищевая отрасль промышленности представлена мелкими

фирмами с небольшой численностью работающих, небольшими предприятиями

облпотребсоюза и цехами по переработке молока и мяса, минипекарнями при

крестьянских хозяйствах и товариществах. В комплексных программах развития

малого предпринимательства (первого и второго этапов) одним из приоритетных

направлений развития малого предпринимательства было определено активное

развитие малого бизнеса в производственной сфере и особенно в пищевой

отрасли. Третья часть финансовой поддержки оказанной конкретным

предприятиям за период 1993-1997 годов из областного бюджета была

направлена на организацию хлебопекарного производства, развитие предприятий

по выпуску продуктов питания прежде всего в районах области.

Значение балансовой прибыли малых предприятий по степени

результативности малого предпринимательства в области признано очень

неудовлетворительным. В 1997 году удельный вес прибыли, полученной от

деятельности малых предприятий, в общем объеме прибыли по области составил

1.7 процента. В предыдущих годах этот показатель был выше: в 1994 году -

18.1 %, в 1995 году - 6.2 %, в 1996 - 14.7 %. Такой разброс показателей

характерен для всех регионов России. (в 1997 году прибыль от деятельности

малых предприятий в целом по Российской Федерации уменьшилась в два раза,

по сравнению с предыдущим годом). Объясняется он, во-первых, заметным

оттоком субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в сферу

индивидуальной предпринимательской деятельности, что влечет за собой

изменение общих показателей результативности малого предпринимательства, в

т.ч. прибыли. Во-вторых, действующая фискальная система налогообложения

деятельности МП буквально выталкивает их в теневую сферу, где находится

множество способов сокрытия реальных доходов.

В целом по области малые предприятия промышленности и строительства

в отчетном году получили убыток от своей деятельности более 15.0 млн.

деноминированных рублей. Только в торговле и общественном питании

предприятиями малого бизнеса получена балансовая прибыль в объеме 36.7 млн.

деноминированных рублей.

Однако, несмотря на низкий процент прибыли малого

предпринимательства в общем объеме по области, более половины всех малых

предприятий (51.2% от общего числа) отчетном году получили прибыль в

размере 146.0 млн. деноминированных рублей (в расчете на одно предприятие -

0.15 млн. рублей.

Успешнее всего работают малые производственные предприятия

пищевой промышленности: из 57 МП этой сферы, отчитавшихся перед органами

статистики в 1997 году, более 30 получили прибыль в размере 54.4 млн.

деноминированных рублей.

Для характеристики структуры и потенциала малого предпринимательства

были использованы следующие основные и дополнительные параметры: число

зарегистрированных и реально действующих малых предприятий; число малых

предприятий на 1 тысячу жителей (плотность); стоимость основных фондов;

износ основных фондов; оборотные средства собственные и привлеченные;

капитальные вложения; технологический потенциал предприятий; потенциал

менеджмента; число новых предприятий, регистрируемых за год; темп роста

(сокращения числа малых предприятий за год и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

На протяжении нескольких последних лет количество зарегистрированных и

реально действующих малых предприятий на территории области остается

примерно на одном уровне - 7.0 - 7.5 тысяч зарегистрированных и более 2.0

тысяч реально действующих. Таким образом, развитие малых предприятий,

значительно ускорившееся в 1992-1993 годах, под влиянием объективных

факторов в настоящее время существенно замедлилось. В целом по области, при

общей численности населения около 740 тысяч жителей, число

зарегистрированных малых предприятий на данном этапе можно считать

удовлетворительным. Однако для получения устойчивой налогооблагаемой базы

необходимо существенно увеличить число действующих МП.

По данным областной статистики и проведенных исследований в

секторе малого предпринимательства занято около 23 процентов от общего

числа работающих по области, (учитывая лиц, занимающихся индивидуально-

трудовой деятельностью).10-13 процентов от общего числа занятых в экономике

области работают на малых предприятиях, что соответствует уровню среднего

показателя в целом по России. Важным для региона на ближайшую перспективу,

по мнению экспертов, является достижение численности занятых в сфере малого

предпринимательства около 135-150 тысяч человек, что позволит дать

стабильную среднюю величину налоговых поступлений в бюджет около 40

процентов.

По данным проведенного новгородским областным комитетом

государственной статистики исследования малых предприятий за 1996 и 1997

год, в котором была использована информация о деятельности 64.4 % всех

действующих малых предприятий области, объем капитальных вложений малых

фирм всех видов деятельности зафиксирован в размере: 47.2 млн.

деноминированных рублей - в 1996 году и 98.1 млн. рублей - в 1997 году, а с

учетом досчета на число не отчитавшихся предприятий: в 1996 году - 73.3

млн. рублей и в 1997 году - 152.3 млн. рублей.

Общая характеристика среды МП

Эксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий

момент общие условия деятельности малых предприятий в области. И тот факт,

что несмотря не отдельные положительные моменты в своем развитии, малое

предпринимательство области находится еще в очень несовершенной внешней

среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного

внимания к становлению этого сектора экономики.

В силу объективных причин малое предпринимательство пока не обрело той

степени устойчивости, позволяющей в широком плане осуществлять

межрегиональную и, особенно, международную деятельность. Уровень подготовки

менеджеров, технологии управления хозяйствующими субъектами, экономическая

и финансовая подготовка кадров и многое другое сегодня таковы, что

существенно ограничивают возможности эффективного международного и

межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства. Это не

означает, что такая деятельность отсутствует вовсе. Многие малые

предприятия достаточно успешно освоили правила и стандарты международного

бизнеса и являются субъектами внешнеэкономических отношений области.

Особенно со странами т.н. ближнего зарубежья, где предпринимательская

культура пока совместима с российской. Но это капля в море, по сравнению с

желаемыми параметрами такой работы.

Потребность во внешнеэкономической деятельности МП для области

крайне актуальна и требует специального инструментария для развития всех ее

компонентов. В рамках программ зарубежной технической помощи предстоит

большое количество различных мероприятий, направленных на повышение

внешнеэкономической деятельности МП области на основе как минимум четырех

крупных Международных программ, в которых участвует регион: программа

“Региональные инвестиционные инициативы” (США), программа ЕС “ТАСИС”,

программа ЕС “ЭКОС/УВЕРТЮРА, Российско-Итальянского проекта “Сеть

Новгородских центров”.

Ситуация с внутрироссийскими связями и контактами малых

предприятий несколько более привлекательна. География деловых отношений

Новгородских МП весьма обширна и продолжает расширяться. Однако

неравномерность развития различной инфраструктуры по регионам России

сдерживает этот процесс: трудности с получением достоверной маркетинговой

информации, сведений о субъектах рынка, их состоятельности, о товаре и

ценах и т.п. - типичная для межрегиональных контактов проблема. Частично

Торгово-промышленные палаты регионов пытаются улучшить ситуацию, оказывая

информационные услуги такого характера. Определенные надежды вызывает

получающая все большее распространение система ММЦ - Межрегиональных

маркетинговых центров, направленная на решение затронутых здесь проблем МП.

Такой центр создается и в Новгородской области. Его поддержка является

одним из мероприятий настоящей программы.

Пока не в полной мере, но у МП появилась возможность получать

гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России.

Эту возможность им предоставляет 24 статья областного закона о бюджете

области, которой создан специальный Гарантийный фонд. 10% его объема

целевым назначением предназначены для МП области. С улучшением бюджетной

ситуации объемы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на цели

гарантирования рисков МП и банков будут соответственно возрастать.

При содействии Администрации области были созданы:

1. АО “Новгородский бизнес-парк”. Одна из первых в России комплексных

структур негосударственной поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет свою деятельность как холдинговая структура, контролируя

деятельность нескольких организаций, осуществляющих функции поддержки МП

области. От консультаций по азам бизнеса, до разработки бизнес-планов и

программ регионального уровня - таков диапазон бизнес-парка.

2. ОАО “Новгородский технопарк”. Вначале было структурным подразделением

бизнес-парка, выделившись в 1994 году в самостоятельную структуру

традиционного профиля, входящую в холдинг “Бизнес-парк”. Размещено

непосредственно в университете и ведет активную работу с университетскими и

иными структурами инновационного характера.

3. ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Создана в 1995 году и занимает

важное место в сфере финансовой поддержки МП региона. Единственная в

области имеет лицензию Минэкономики Российской Федерации на осуществление

лизинговой деятельности.

4. Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Боровичи). Действует с 1994

года. Обслуживает несколько районов области и второй по величине город.

Спектр услуг сопоставим с бизнес-парком. Играет большую роль в становлении

МП в регионе.

5. Новгородская Торгово-промышленная палата. Образована в 1994 году.

Является одной из основных структур развития предпринимательства в области.

Обладает широкими правами и возможностями, находясь в системе Торгово-

промышленных палат России. Осуществляет большую пропагандистскую,

методическую, экспертную деятельность, защищает интересы бизнеса во всех

инстанциях, организует международное и межрегиональное сотрудничество

новгородских предпринимателей.

6. Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса (г.Новгород).

Работает с 1995 года как многопрофильное негосударственное некоммерческое

образовательное учреждение. Создано при поддержке Агентства США по

международному развитию (USAID). Взаимодействует с британским фондом “Ноу-

хау”. Подготовило и переподготовило несколько сотен предпринимателей

области.

7. Муниципальное научно-образовательное учреждение “Диалог”. Год создания

1993. Многопрофильное некоммерческое образовательное учреждение

универсального характера. Обладает возможностью вести подготовку кадров для

рыночной экономики от государственных и муниципальных служащих до

предпринимателей любого уровня. Взаимодействует практически со всеми

ключевыми интеллектуальными центрами России.

8. Агентство развития малого и среднего бизнеса. Создано в 1996 году в

рамках Федеральной программы государственной поддержки малого

предпринимательства.

9. Межрегиональный маркетинговый центр. Образован в 1998 году по инициативе

Московского фонда поддержки малого предпринимательства как составная часть

межрегиональной системы маркетинговых центров. В настоящее время

разворачивает свою деятельность. Требуется финансовая и организационная

поддержка Администрации области.

Кроме этого, в области действует большое число различных учебных

заведений системы народного образования, открывших при себе специальные

негосударственные учебные центры или курсы, где за небольшую плату есть

возможность усовершенствовать знания по финансово-экономическим,

юридическим и другим направлениям работы МП. Эти структуры постоянно

организуют изучение налоговых документов, правил торговли, постановлений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.