бесплатно рефераты
 

Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

28.12.94 N115-ОД "О предоставлении льгот предприятиям с иностранными

инвестициями" постановляю:... [эти предприятия] освобождаются от уплаты в

городской бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий до

полной окупаемости»(

Кроме этих актов, следует упомянуть и о Положении о центре информационной

поддержки предпринимателей от 13.07.94 № 106, который создается при

Администрации города в рамках работы Совета экономического развития города

и не является отдельным структурным подразделением Администрации. Работа в

Центре выполняется специалистами комитета по экономике и отдела АСУ в

течение рабочего времени наряду с основными функциональными обязанностями.

Центр призван оказывать предпринимателям и предприятиям малого бизнеса

помощь в получении доступа к информационным компьютерным сетям. Информация

предоставляется на платной основе по тарифам, утвержденным Администрацией

города. Средства, полученные за предоставляемую информацию, зачисляются на

счет сумм по поручениям Администрации 000142050 в коммерческом банке

"Славянбанк" и расходуются согласно Положению о спецсчете (от 22.11.93 N

141) для поддержки развития предпринимательства и малого бизнеса и на

техническое оснащение Центра. Центр создается и ликвидируется

Администрацией города. Информационное обслуживание включает в себя:

подключение к абонентской сети; выдачу заказанной информации на дискете или

в распечатке на бумаге; передачу информации в сети Релком и Фринет;

размещение информации в периодической печати Санкт-Петербурга через сеть

Фринет.

Таблица 1 Распределение ответов респондентов о наиболее ценных видах

информации среди тех, кто основной проблемой считает сбыт продукции (число

респондентов, давших положительный ответ - 113 человек, т.е. 56,2% )

|Виды информации |Человек |% |

|О внутренних рынках сбыта |82 |72,6% |

|О поставщиках |38 |33,6% |

|О зарубежных рынках сбыта |26 |23,0% |

|О партнерах для совместного |29 |25,7% |

|производства | | |

|Об источниках и условиях кредитования |32 |28,3% |

|О новых технологиях |30 |26,5% |

|О новых методах управления и |17 |15,0% |

|организации производства | | |

|О хозяйственном законодательстве |55 |48,7% |

|Другое |6 |5,3% |

|Нет ответа |0 |0% |

Что касается инвестиционной инициативы, то в Новгородской области, крайне

привлекательной с точки зрения зарубежных и отечественных инвесторов,

разработана оптимальная программа, направленная на развитие этой сферы

предпринимательской деятельности: программа «Региональные инвестиционные

инициативы». «Для успешного развития предпринимательства в России важное

значение приобретает реализация его инвестиционной функции.»(

Оживление инвестиционной деятельности – это основное условие для выхода

России из нынешнего кризиса и создания предпосылок для устойчивого

экономического роста.

Администрацией города Новгорода в течение 1994-1997 годов принимались

меры по оказанию содействия в развитии малого бизнеса, привлечении

инвестиций в эту сферу хозяйственной деятельности. Определены основные

принципы поддержки предпринимательства. На малый бизнес, вкладывающий

собственные и привлеченные средства в развитие производства,

распространяются все налоговые льготы, определенные местным

законодательством. Только в 1997 году предоставлены налоговые освобождения

малому и среднему бизнесу, осуществляющему инвестиционные проекты на сумму

5711 млн. руб. Естественно, что для нормального ведения бизнеса необходимо

создать условия, позволяющие предпринимателю нормально работать. Основной

упор делается на развитие инфраструктуры по поддержке предпринимательства.

В городе созданы и все активнее начинают помогать малому бизнесу:

«Новгородский бизнес-парк», «Новгородский государственный фонд поддержки

предпринимательства», лизинговая компания, региональное агентство поддержки

малого предпринимательства, учебно-деловой центр предпринимательства. Все

эти структуры оказывают предпринимателям широкий спектр услуг по развитию

производства, привлечению инвестиций, финансированию проектов. Так за

последние три года через эти структуры малые предприятия получили льготные

кредиты и ссуды на сумму около четырех миллиардов рублей. Администрация

содействует развитию малых предприятий в привлечении внебюджетных

источников финансирования , в первую очередь банковского капитала. Им

предоставляются налоговые льготы в части прибыли, полученной от

кредитования одобренных Администрацией инвестиционных проектов, оказывается

помощь при разработке бизнес-планов, в распространении информации, поиске

партнеров по совместному ведению бизнеса, проведении выставок, конкурсов,

встреч, как с отечественными, так и иностранными инвесторами. Существенный

толчок в развитии структур поддерживающих малый бизнес оказала программа

«Новгород Великий - Партнерство во имя свободы» В рамках этой программы

удалось значительно расширить и удешевить спектр финансовых услуг малому

бизнесу, с основными из них можно познакомиться в этом материале.

Справочник, выпущенный Управлением по промышленной политике и

внешнеэкономическим связям Администрации города Новгорода, с помощью

Программы США - Россия «Новгород Великий - Партнерство во имя свободы»,

станет хорошим попутчиком в бизнесе и информационным мостом между

предпринимателями и структурами поддержки малого предпринимательства.

Налоговое бремя для малых предприятий также снижено. С декабря 1994

года действует областной Закон «О налоговых льготах предприятиям и

организациям, расположенным на территории Новгородской области», согласно

которому предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся

производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области,

освобождаются до полной окупаемости вложенных средств от уплаты налогов в

областной бюджет, по которым право льготирования принадлежит субъектам

Федерации. Методика расчета периода полной окупаемости проектов

подготовлена всемирно известной консалтинговой фирмой «Артур Андерсен».

Кроме того эти предприятия независимо от суммы привлеченных инвестиций

освобождаются от уплаты части налогов в территориальный дорожный фонд. В

свою очередь, многие районы и города области предоставляют предприятиям с

иностранными инвестициями дополнительные льготы по местным налогам. 1

января 1997 года в четырех районах (ранее планировалось в двух!) области

созданы зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом

(Постановление Администрации Новгородской области «О зонах экономического

благоприятствования» от 27.12.96.). Все коммерческие организации (за

исключением занимающихся торговлей) освобождаются от уплаты всех налогов,

по которым право льготирования принадлежит областной Думе (налоги на

прибыль и имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за

недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, земельный и

транспортные налоги, лесной доход, плата за воду), а налог на прибыль,

уплачиваемый ими в федеральный бюджет, возмещается налогоплательщикам из

областного бюджета. Таким образом предприятия, вкладывающие собственные и

привлеченные средства в реализацию проектов на территории Новгородской

области и освобождаемые от уплаты в среднем до 30% от общей суммы налогов,

имеют гораздо больше налоговых льгот, чем аналогичные предприятия в

Калининградской области (свободная экономическая зона «Янтарь»).

Законодательные и исполнительные органы области гарантируют иностранным

инвесторам неухудшение областных законодательных условий деятельности их

предприятий существовавших на момент принятия решения об инвестировании.

Гарантии могут быть пересмотрены только в случае их несоответствия

последующим изменениям законодательства Российской Федерации.

Администрацией Новгорода и Новгородской области также предусмотрена

помощь малому бизнесу в сфере маркетинга. Это ознаменовалось, в первую

очередь, созданием Межрегионального маркетингового центра с участием

советника мэра Москвы по малому предпринимательству, председателя

общественного совета по малому предпринимательству при правительстве и мэре

Москвы, президента Российской Ассоциации развития малого

предпринимательства Александра Иоффе и вице-президента Московского фонда

поддержки малого предпринимательства, руководителя проекта системы ММЦ

Елены Емельяновой. 5 августа в областной администрации состоялись

официальные переговоры по созданию ММЦ и подписание соответствующих

документов.

Анализ рынка продукции предприятий и выбор стратегии

ценнобразования составляют основу маркетинговой политики розничной

торговли. Однако характер принимаемых решений существенно зависит от

внешней среды. Важнейшие ее особенности на сегодня – это инфляция, снижение

уровня жизни населения и ненасыщенность товарного рынка.

Межрегиональный маркетинговый центр в Новгороде будет 25-м по счету,

созданный в рамках Московского проекта по созданию единого информационного

поля для предпринимателей. Аналогичные центры созданы в Новосибирске,

Краснодаре, Ставрополе, Екатеринбурге и других городах страны «В 21 регионе

страны создается сеть агентств поддержки малого бизнеса, формируя

общероссийскую инфраструктуру для малого производства. При активном участии

Комиссии Европейского Союза намечаются поставки новых технологий, обучение

персонала, реализация пилотных проектов, в ходе которых будущие бизнесмены

могли бы оценить перспективы своего дела».(

Развертывание деятельности этих центров включает как решение чисто

организационных вопросов, так и накопление информации, налаживание

взаимодействия регионов со столицей и между собой, маркетинговую проработку

по товарным группам и конкретным проектам, создание совместных проектов, в

том числе и связанных с инвестированием.

| C 1992 года в области активно создаются структуры для |

|поддержки развития предпринимательства всех видов. |

|Одним из первых в России, в августе 1997 года, создано Агентство |

|развития и привлечения инвестиций. Основными задачами его являются|

|поиск и сопровождение инвесторов, решивших вкладывать средства в |

|экономику России; их полное информационное обеспечение; |

|прединвестиционная подготовка предприятий и ориентация инвестора |

|на капитальные вложения именно в Новгородскую область. |

|Аудиторская фирма «Новгородаудит» оказывает клиентам весь спектр |

|аудиторских и консультационных услуг и осуществляет свою |

|деятельность на основе российских и международных стандартов. |

|Новгородская торгово-промышленная палата (ТПП), учрежденная в |

|апреле 1994 года и входящая в систему территориальных палат |

|Российской Федерации, имеет доступ к Единой информационной системе|

|ТПП России и оказывает своим клиентам информационные, рекламные, |

|экспертные, консультационные услуги. Членами Палаты являются более|

|60 предприятий Новгородской области, в том числе и предприятия с |

|иностранными инвестициями. |

|Акционерные общества «Новгородский бизнес-парк», «Новгородский |

|технопарк», «Новгородская лизинговая компания», а также |

|Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса стали |

|первичными звеньями взаимодействия с развивающейся |

|предпринимательской средой и удовлетворения ее потребностей. |

|Для обучения новгородских предпринимателей широко используется |

|опыт западных стран с развитой рыночной экономикой. В рамках |

|«Новгородского учебно-делового центра» создана с британской |

|стороной (Фонд «Ноу-Хау») «Международная школа бизнеса». |

|Три года действовала «RASBA» («Российско-американская школа |

|делового администрирования») на базе Портлендского университета |

|(США). |

|В области действует один из старейших и стабильно развивающихся в |

|системе Госстандарта России территориальный Центр стандартизации и|

|метрологии (ЦСМ). Центр сотрудничает со Швейцарским союзом |

|электротехников по сертификации за рубежом (SEV). |

|Реализуется областная программа информатизации. При Администрации |

|области создан информационно-аналитический центр. |

|Ведется работа с банками и страховыми компаниями Новгородской |

|области по организации страхования рисков реализации |

|инвестиционных проектов. Привлекаются к этому процессу банки, |

|страховые организации и коммерческие структуры крупных |

|промышленно-финансовых центров России, международные и зарубежные |

|финансовые и страховые институты. |

|Высокое качество услуг обеспечивается сотрудничеством с ведущими |

|консалтинговыми фирмами мира «Артур Андерсен», «Куперс и |

|Лайбранд», «Карана», «Прайс Уотерхаус». |

|В Великом Новгороде работает Западно-Российский Венчурный Фонд |

|Европейского Банка Реконструкции и Развития под управлением |

|итальянской компании «Софитек». |

3.4. Целевая сбалансированная маркетинговая бизнес-программа. Комплексная

программа «Малый бизнес»

Данная бизнес-программа определяет формы, методы и механизмы

целостного формирования пути социально-экономического развития

муниципальных образований депрессивных районов.

Отличительными признаками программы от используемых регионами

являются:

1. Расчет оптимального числа новых экономических структур, организованных в

зоне экономического благоприятствования и формирующих достаточную

налогооблагаемую базу для формирования бездотационного муниципального

бюджета.

2. Расчетное определение ценного продукта (ликвидности), экономически

обоснованного для производства на данной территории с учетом перспективы

деятельности соответствующего предприятия.

3. Расчетное определение связей, рынка сбыта, результатов деятельности

каждого субъекта хозяйствования в зоне экономического

благоприятствования.

4. Системный подход муниципальных органов власти и самоуправления по

организации поддерживающих мероприятий и вовлечения новых финансовых,

материальных и трудовых ресурсов.

5. Определение условий для развития транспортной инфраструктуры и иного

обеспечения.

6. Определение параметров возвратных финансовых и иных ресурсов.

Обычные программы, разработанные для муниципальных образований носили в

большой степени директивный характер. приход на территорию района крупного

производства достаточно рискован. Привлечение же относительно небольшого

капитала под создание малых и средних форм бизнеса, представляет

относительно меньшую проблему. Но, находясь в жестких условиях финансовой

несостоятельности, органам местного самоуправления трудно организовывать

этот процесс самостоятельно. Поэтому разработанная бизнес-программа нового

типа была призвана решить, в первую очередь. эту задачу.

Общий подход к разработке программы состоит в следующем:

1. Путем разноуровневых маркетинговых исследований выявлялась товарная

конъюнктура (список ликвидных продуктов), обладающая устойчивым

платежеспособным спросом. Наиболее вероятные виды этих продуктов

подвергались экономическому анализу, после чего составлялся маркетинговый

паспорт территории.

2. Далее происходил этап определения параметров будущих новых субъектов

хозяйственного комплекса муниципальных образований, в этом случае главным

ориентиром служит конкретная величина дефицита местного бюджета, который

необходимо сбалансировать доходами от вновь образуемых предприятий.

5. Комплексное бизнес-инкубирование

Эффективность хорошо организованного бизнес-инкубирования достаточно

привлекательно для использования ее как формы поддержки малого бизнеса при

решении проблем местного самоуправления. Задачей бизнес-инкубатора в

условиях новгородской области стало обеспечение гарантии быстрого

преодоления депрессивных явлений и запуск процесса активного саморазвития

муниципальных образований. По оценкам специалистов в этих условиях

практическое формирование рациональной производственной структуры района

целесообразно осуществлять на основе лизинговой схемы, подкрепленной особой

системой управления комплексным трастовым инкубированием. Данное трастовое

бизнес-инкубирование гарантирует выполнение целевой сбалансированности

маркетинговой программы, оплату маркетинговых сделок и является действенным

способом привлечения интересов коммерческих банков к кредитованию программ

данного типа. Стадии реализации программы:

1. Начальная стадия (бизнес-икубирование депрессивной территории). Рабочая

группа специалистов (организующая группа), взаимодействуя с

администрацией области и района, с федеральными структурами, а также с

консалтинговыми и другими элементами рыночной инфраструктуры разработала

целевую маркетинговую программу, которая является руководством к действию

для всех участников проекта, но главное для бизнес-инкубатора и

лизинговой компании. Особенно это важно, учитывая длительность проекта:

только начальная стадия бизнес-инкубирования длится от 2 до 2,5 лет.

(Приложение 2 )

Бизнес-инкубатор совместно с лизинговой структурой выполняет:

- поиск оптимальных путей технологической реализации инвестиционных

проектов;

- решение, организационных, правовых и технических вопросов по

созданию фирмы;

- многоступенчатый конкурсный отбор арендаторов;

- контроль выполнения условий лизингового договора.

Кроме того, бизнес-инкубатор реализует функции трастового управления,

а именно:

- выполняет консалтинговое управление до полной финансово-

экономической устойчивости фирмы;

- принимает управленческие решения по вопросам жизнедеятельности

фирмы (организационная структура, финансы, маркетинг, персонал,

связи с общественностью, сбыт);

- занимается продвижением производимых товаров и услуг;

- передает органам местного самоуправления управленческие технологии

применительно к обновленной экономической структуре района.

2. Основная стадия (оптимальное расширенное развитие территории на основе

микро финансово-проышленной группы или общества взаимного кредитования).

В результате нахождения в бизнес-инкубаторе фирмы укрепляют свое

состояние, создают общество взаимного кредитования для обеспечения

устойчивой работы и расширения своей деятельности на территории района .

В предполагаемом варианте наиболее органично сочетаются интересы всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.