бесплатно рефераты
 

Курсовая: Центральный Банк

3) страховым обществам;

4) страховым учреждениям.

Центральный Банк России

Создание Центральный Банк России происходило в условиях вступления России в

капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором

Александром II.

Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного

коммерческого кредита. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и

упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и

других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и

продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным

денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг

за свой счет.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два

периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной

степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть

ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование

казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную

часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку

произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении

всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа

экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в

поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая

началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого

монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности

Госбанка. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших

европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас. Госбанк

осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и

через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании

промышленности и торговли.

Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в

основном на ее финансирование.). История дореволюционного Государственного

банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась

история Государственного банка советского типа.

Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного

банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские

коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации

банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная

монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были

национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал

называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком

РСФСР.

Народный банк функционировал на основании устава 1894 г. Однако реально его

деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, ВЦИК и ВСНХ и

приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег.

С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал

финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой.

Народный банк противоречил идее безденежного хозяйства, которое в то время

пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк

РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Государственный банк СССР

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября

1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью

способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию

промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью

концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к

установлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлять

кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а

также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и

экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата

финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г.

Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с

валютой и валютными ценностями.

В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк

СССР.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства

Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности

Госбанка и Наркомфина.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка

коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными

темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в

тяжелую промышленность в течение короткого времени.

В июне 1927 г. на Госбанк была возложена обязанность непосредственного

оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был

наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с

правительственными директивами. В области кредитной политики Госбанк стал

монопольным.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через

Госбанк..

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на

собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного

банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами

дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный

кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные

с процессом производства и обращения товаров.

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила

коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского

типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и

расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление

международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы,

просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению

новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также

методов контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80%

налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности

Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с

планированием и регулированием денежного обращения, финансированием

капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами

кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных

ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате

которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк

СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции

главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного

плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном

банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим

лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В

законе были определены функции банка в области организации денежного

обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности

и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и

упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР

единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного

и валютного регулирования экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1

января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление

материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его

учреждений и организаций, все его активы и пассивы, а также имущество на

территории РСФСР .

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана

широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть

расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их

компьютеризация.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк

России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также

систему валютного регулирования и валютного контроля.

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят

Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности

государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и

исполнительным органам государственной власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной

структурой управления.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган,

определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий

руководство и управление Банком России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение

единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банковский

надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений,

осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

В феврале этого года Государственная Дума предприняла попытки для принятия во

втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету

и по кредитным организациям смягчили поправки в закон. Согласно

законопроекта, ЦБ перестал быть органом государственной власти, а от

Национального банковского совета (НБС) полномочия перешли совету директоров.

НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет

только рассматривать. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать

правила бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ

в капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается

проведение самостоятельной курсовой политики.

2. Деятельность ЦБ.

2.1.Формы организации ЦБ.

Формы организации

ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают:

· государственные – капитал которых принадлежит

государству (в Германии, Великобритании, Франции, России)

· акционерные (США, Италия);

· смешанные - акционерные общества, часть капитала которых

принадлежит государству (Япония, Бельгия).

Некоторые ЦБ были сразу образованы в качестве государственных (к ним

относится Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г.,

как и его предшественник – Рейхсбанк (1875 г.), а также созданный в 1990 г.

Центральный банк РФ (Банк России), равно как и созданный в 1860г.); другие

создавались как акционерные, а затем национализировались (например, Банк

Англии (1694 г.), Банк Франции (1800 г.)). Самым ярким представителем

акционерных центральных банков является ФРС США, учрежденная Федеральным

резервным актом в 1913 г. капитал федеральных резервных банков образован за

счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС.

Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших

государственных учреждений, руководство которых назначается президентом

страны. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых

вместе с государством участвует частный сектор. Среди центральных банков этой

группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только

55 % уставного капитала банка принадлежит государству.

Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически

между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно

усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ

в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его

экономической политики.

Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может

безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его

капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от

имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень

независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей

самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США,

Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные

министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень

независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности

его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности,

которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями

правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это

особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать

ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция

независимости ЦБ от правительства усилилась.

В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку

экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования

и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой

политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется

приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой

ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа.

2.2. Правовой статус ЦБ.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,

отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества

государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в

государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться

им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного

банка, имущество которого контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах:

законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной

деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым

актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о

центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус,

функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с

государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает

полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Правовой статус ЦБ РФ:

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-

правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление

денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и

обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции

и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

и другими федеральными законами.

2.3.Задачи ЦБ.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому

их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и

обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по

отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы

страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставиться пять основных задач.

Центральный банк призван быть:

· Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться

монопольным правом на выпуск банкнот;

· Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с

банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты

(кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый

уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

· Банкиром правительства – поддерживать государственные

экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;

предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить

(официальные) золотовалютные резервы;

· Главным расчетным центром страны, выступая посредником

между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на

зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

· Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной

покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение

бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий

федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность

национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность

цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России

являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление

банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и

бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется

функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и

осуществлению денежно – кредитной политики.

2.4. Функции ЦБ.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

- монопольная эмиссия банкнот;

- «банк банков»;

- банк правительства;

- регулирование денежно-кредитной системы;

- главный расчетный центр страны.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая,

если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо

определенной задачи.

1. Монопольная эмиссия банкнот.

Во всех странах с течением времени соответствующим ЦБ было монополизировано

право печатать и выпускать деньги. Правда, право чеканки монет было частично

предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству.

Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным

средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк

устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных

фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение

централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной

эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться

только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их

разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в

оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не

открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск

наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в

резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в

соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется

автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

2. «Банк банков».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.