бесплатно рефераты
 

Диплом: Ликвидность и платежеспособность

регулирования деятельности кредитные организаций" определены 12 обязательных

нормативов для обеспечения устойчивой уровня ликвидности кредитных

организаций. Четыре из них непосредственно характеризуют состояние

ликвидности банка:

Н2 - норматив текущей ликвидности - от ношение ликвидных активов к

обязательствам до востребования и на срок до 30 дней;

НЗ - норматив мгновенной ликвидности - отношение высоколиквидных активов к

сумме обязательств банка по счетам до востре­бования;

Н4 - норматив долгосрочной ликвиднос­ти - отношение выданных кредитной

органи­зацией кредитов сроком погашения свыше года к капиталу Банка и его

долгосрочные обязательствам;

Н5 - соотношение ликвидных активов t всех активов - характеризует

уровень ликвид­ных активов через удельный вес последних в "чистых" активах

Банка.

Перечисленные меры, соблюдение указан­ных соотношений позволяют обеспечивать

формирование и поддержание оптимального запаса ликвидности, управление

рисками и доходностью банка, способствует повышению устойчивости и надежности

кредитного учреж­дения. Следствием же этого является свое­временное (и в

полных объемах) выполнение банком своих обязательств перед всеми

контр­агентами, в том числе и в самых кризисных ситуациях типа "черного

вторника" или "ав­густовского кризиса".

Для уменьшения валютного риска можно рекомендовать ел дующие основные приемы

хеджирования в различных ситуация

Первая ситуация: ожидается падение курса национальной в люты. В этом случае

необходимо:

а) продать национальную валюту, выбрать вторую валю сделки;

б) сократить объем операций с ценными бумагами в национал нон валюте,

сократить объемы наличности;

в) ускорить получение дебиторской задолженности в национальной валюте;

г) отложить получение и начать накопление дебиторской задолженности в

иностранной валюте;

д) отложить платежи по кредиторской задолженности в национальной валюте;

е) увеличить заимствование (передачу) в национальной валюте;

ж) ускорить и увеличить импорт продуктов за твердую валюту;

з) ускорить выплату вознаграждений, зарплаты, дивидендов и т. д. иностранным

акционерам, партнерам, кредиторам;

и) послать счета импортерам в национальной валюте и экспортерам в иностранной

валюте.

Вторая ситуация: ожидается рост курса национальной валюты. В этом случае

банку необходимо произвести действия, обратные изложенным для первой

ситуации.

Постепенно от привлечения депозитов через специальные "обратные" аукционы и

Москве Банк России перешел к проведению депозитных операций через главные

территориальные управления, объявляя сроки и условия привлечения средств, а

затем к привлечению депозитов в оперативном режиме через систему Рсйтер-

Дилинг.

Выбор инструментов, которые могут быть использованы Банком России при

реализации денежно-кредитной политики, зависит от развития и состояния

финансовых рынков.

Когда в августе прошлого года возникли проблемы с ликвидностью на

межбанковском рынке Московского региона, Банком России оперативно были

осуществлены мероприятия, которые позволили локализовать и предотвратить

возможность распространения банковского кризиса. Банк России смог практически

в течение двух-трех дней предоставить дополнительную ликвид­ность банкам

Московского региона через покупку у них государственных ценных бумаг и

вы­деление крупнейшим операторам межбанковского рынка краткосрочных кредитов.

В 1996 г. началось активное использование Банком России новых инструментов

рефинан­сирования банков в целях поддержания их ликвидности и обеспечения

нормального функцио­нирования банковской системы. В частности, начиная с 30

марта текущего года стали регулярно проводиться операции ломбардного

кредитования банков под залог государственных ценных бумаг. По состоянию на 1

августа 1996 г. общая сумма выданных кредитов составила 2,0 трлн. руб. (98,

с. 15)

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами. Во-первых, могут

проводиться лом­бардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают

право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после

блокирования необходимого количества государствен­ных ценных бумаг на

специальном разделе счета "депо" банка, оператором которого является Банк

России, и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе

банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и

могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.

Центральный банк совершенствует порядок ломбардного кредитования и постепенно

пред­полагает перейти к открытию так называемого "ломбардного окна". В

настоящее время Банк России считает этот вид кредитования основной формой

рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора

последней инстанции.

Наряду с ломбардным кредитованием, инструментом предоставления ликвидности

банкам являются операции РЕПО, т. е. операции купли-продажи государственных

ценных бумаг с обрат­ным выкупом. В настоящее время операции РЕПО

предусматривается проводить с банками, являющимися первичными дилерами.

Видимо, в дальнейшем после отработки этого механизма на практике операции

РЕПО могут стать основным инструментом регулирования ликвидности банковской

системы, как это делается в центральных банках других стран.

Что касается ломбардного кредитования, то оно будет также развиваться, причем

какой-либо конкуренции между РЕПО и ломбардным кредитованием не должно быть,

потому что совер­шенно различны сроки предоставления средств на условиях РЕПО

и ломбарда и совершенно по-разному решается вопрос о собственности на

государственные ценные бумаги. При ломбардном кредитовании государственные

ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, при осуществлении

операций РЕПО они переходят в собственность Центрального банка, хотя банку

предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

Возможности дальнейшего совершенствования инструментов денежно-кредитного

регулиро­вания в значительной степени обусловлены уровнем развития денежного

рынка. В связи с этим Банк России не только проводит мониторинг всех

сегментов денежного рынка, но и всемерно содействует развитию их

инфраструктуры, чтобы использовать в своей политике более совер­шенные

инструменты "тонкой настройки".

3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности

Банковская система включает эмиссионные и неэмиссионные банки. Неэмиссионные

банки в свою очередь подразделяются на ком­мерческие и специализированные. К

специализированным банкам от­носятся инновационные, инвестиционные,

ссудосберегатедьные, бир­жевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут

создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и

уч­реждения парабанковской системы.

В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым

звеном, концентрирующим основную массу кре­дитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет особенно­сти в каждой стране.

Существует два основных типа построения банковской систе­мы государства:

одноуровневая и двухуровневая.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения выполняют

аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между

банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип по­строения банковской

системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле

мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества

платежных средств в эко­номике сводились к жестким ограничениям операций с

наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему

безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках

единого ссудного фонда страны система основывается на построении

взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертика­ли и по

горизонтали. При этом происходит разделение администра­тивных функций и

операционных, связанных с обслуживанием хозяй­ства. Центральный банк страны

остается банком в полном смысле это­го слова только для двух категорий

клиентов: коммерческих и специа­лизированных банков и правительства. (85, с.

5)

Переход на экономические методы управления и хозяйствова­ния в середине -

конце восьмидесятых годов, ориентация на формиро­вание рыночных структур

выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых

условиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться

достаточно успешно лишь в том случае, если государ­ство через центральный

банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных

институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются

базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в

нескольких взаимо­связанных направлениях:

1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление

ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их спо­собности своевременно

покрывать требования вкладчиков. Это произво­дится прежде всего за счет

учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных

банковских резервов.

2. Управление государственным долгом путем государственного ре­гулирования в

условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной

задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на

рынок ссудных капиталов. Для этого цент­ральный банк использует различные

методы управления государствен­ным долгом:

- покупает или продает государственные обязательства;

- изменяет цену облигаций;

- варьирует условия их продажи;

- различными способами повышает привлекательность последних для частных

инвесторов.

3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмис­сии, прежде

всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с правитель­ством ежегодно

разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке,

установленном Конституцией Республики Бела­русь и другими законодательными

актами.

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулиро­вания в 1999 г.

являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения,

адекватного динамике и структуре показа­телей развития реального и бюджетного

секторов экономики; стиму­лирование долгосрочного инвестиционного

кредитования, поддер­жание процентных ставок денежного рынка на реальном

положи­тельном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения

темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обес­печение устойчивости

национальной валюты; качественное, надеж­ное обеспечение расчетно-платежного

процесса.

Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами,

исходя из намеченных на 1999 г. объема роста ре­ального ВВП на 3-4 %,

ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита

государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в

размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних

руб­левых кредитов Национального банка — не более 35,037 трлн. р. за год.

(26, с. 94)

Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлял­ся за счет

лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает влия­ние на структуру

банковских ссуд и депозитов, величину денежной мас­сы, уровень рыночной нормы

процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение

ссудных капиталов между част­ным и государственным секторами, уровень

процентных ставок и бан­ковскую ликвидность. Размещение государственных

долговых обяза­тельств в банковской системе приводит к увеличению денежной

эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Итак, существуют три основные направления кредитной политики, между которыми

имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством

в данной области, всегда будут носить слож­ный и неоднозначный характер.

Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную

политику, государство воздей­ствует на кредитный рынок.

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономи­ки направлена

либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кре­дитная экспансия),

либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях

падения производства и увеличения безработи­цы центральные банки пытаются

оживить конъюнктуру путем расшире­ния кредита и снижения нормы процента,

Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием

диспропорций в эко­номике. В таких условиях центральные банки стремятся

предотвратить экономический бум. (4, с. 29)

Для регулирования экономики ими используются следующие мето­ды денежно-

кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных

капиталов в целом; селективные, предназначенные для регулирования конкретных

видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

К общим методам относятся такие инструменты кредитной поли­тики, как:

- учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного

регулирования. Возникновение этого инструмента было связано с превращением

цент­рального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучи­тывали

у него свои векселя или получали кредиты йод собственные долговые

обязательства. Повышая ставку но кредитам (учетную ставку, или ставку

дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать

заимствования. Это затрудняло пополнение бан­ковских ресурсов, вело к

повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных

операций;

- операции на открытом рынке, которые заключаются и продаже или покупке

центральным банком у коммерческих банков государствен­ных ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обяза­тельств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покуп­ки центральный банк переводит

соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их

резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов.

Таким обра­зом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции

банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования;

- установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной

стороны, способствует улучшению банковской ликвиднос­ти, а с другой —

является прямым ограничителем инвестиций. Измене­ния норм обязательных

резервов - метод прямого воздействия на кре­дитоспособность банков, однако

многие экономисты считают его слиш­ком сильным, и он редко используется. (4,

с. 30)

К селективным методам денежно-кредитной политики относят:

- контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под

залог биржевых ценных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в

рассрочку и но ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита

обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда

государство стремится перераспреде­лить последние в пользу отдельных отраслей

или ограничить объемы потребительского спроса;

- регулирование риска и ликвидности банковских операций. Госу­дарственный

контроль за риском во всем мире усилился в последние два десятилетия.

Характерно, что риск банковской деятельности определяет­ся не через оценку

финансового положения должников, а путем соотно­шения выданных кредитов с

суммой собственных резервов.

Одной из центральных задач управления коммерческим бан­ком является

поддержание оптимального соотношения между ликвидностью банка и его

прибыльностью, доходностью его операций. Напомним, что под ликвидностью

понимается способность банка своевременно погасить свои финансовые

обязатель­ства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи

активов или мобилизации ресурсов из других источ­ников (покупки на рынке и г.

д.). Банк должен постоянно обес­печивать определенный уровень ликвидности,

чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.

Требования ликвидности вступают в определенное противоре­чие с целевой

функцией максимизации дохода на единицу ак­тивов. Чем выше ликвидность

активов, хранящихся в порт4)еле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но

тем соответствен­но ниже уплачиваемая по ним процентная ставка. Искусство

управления банком и состоит в том, чтобы обеспечить наивыс­шую норму прибыли

на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых

стандартов платежеспособности.

Ликвидность может быть обеспечена двумя путями: создани­ем запаса ликвидных

активов или путем быстрой мобилизации ресурсов на денежном рынке в виде

депозитов и займов. второй путь становится в последние годы все более и более

популярным среди крупных банков, тогда как “складирование” ликвидности в

форме хранения на балансе низ­кодоходных быстро реализуемых активов более

распространено среди мелких и средних кредитных учреждений, не имеющих

доступа к денежному рынку. (22, с. 270)

Следует отметить, что коммерческие банки ак­тивно внедряются в инвестиционную

сферу, успеш­но действуют в составах финансово-промышленных групп,

консорциумов, часто вступая в партнерские отношения с реципиентами,

становятся их акционе­рами.

При этом, говоря о перспективах инвестицион­ной деятельности коммерческих

банков, следует принимать во внимание трудности и неудачи, с ко­торыми они

сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно сказать, что банки

довольно ус­пешно действуют в сфере инвестиционного креди­тования и

продолжают наращивать свои усилия в этой области. Все это предполагает

развитие анали­за, позволяющего банкам наиболее грамотно и с на­именьшим

риском заниматься, например, проект­ным финансированием. (21, с. 4)

Известно, что потребность реального сектора в средне- и долгосрочных

банковских займах велика. В настоящее время доля финансовых средств,

выда­ваемых на инвестиционные проекты, равна пример­но 10 % оборота

финансового рынка. Это связано прежде всего с ограниченностью инвестиционного

капитала коммерческих банков.

Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в

денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств

в случае, если имеющихся в наличии платеж­ных средств для этого не хватает.

Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в

наличность, или воз­можность увеличить свои фонды при малейшем намеке на

требование выполнения обязательств.

Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и

пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого

увеличения ликвидности.

Основными источниками таких ресурсов традицион­но являлись межбанковский

рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работы

на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством

участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти

полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже

спустя год полностью не восстанови­лось его нормальное функционирование. На

сегодняш­ний день остается только рынок ГДО, его надежность полностью зависит

от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким

образом, если в си­лу каких бы то ни было причин государство откажется от

погашения обязательств, банки смогут рассчитывать лишь на собственные

денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного

портфеля). (87, с. 25)

В 1987 г. было принято решение о проведении первого этапа банковской реформы

no реорганизации одноуровневой системы. Была создана новая структура

государственных банков, определены их функции.

Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской

системы, соответствующей мировым требованиям.

С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы -

строится двухуровневая банковская система.

В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.