бесплатно рефераты
 

Языческая мифология

Ярила. Не случайно Араб Масуди (X в.) называл все славянские племена

«солнцепоклонниками». Древний славянин видел в солнце могучего подателя

света и тепла, бога, от которого зависел не только урожай, благосостояние,

но и сама жизнь крестьянина. Имя анточного бога солнца Аполлона передано в

одном из древнерусских переводных памятников как "Хърс", что также

подтверждает связь с солнцем.

Упоминание Хорса на втором месте после Перуна в поучениях конца ХI века

говорит о знчительности этого божества.

Хорс-божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он

представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога — Солнца,

подателя земных благ.

Бог Солнца Хоре, пишут исследователи, представлялся славянам белым конем,

совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь считался священным

животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых

местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней.

Анализ известных сведений о Хорее показывает, что в большинстве сочинений

Хоре соседствует с Перуном, небесным богом, соотносимым с громом и молнией,

а также с Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к

солярным божествам.

Загадочный Стрибог

Небесным божеством, принадлежавшим к числу главнейших славянских богов, был

Стрибог. Он упоминается в «Повести временных лет» как один из тех богов,

которым князь Владимир поставил кумиры возле своего дворца.

Многие исследователи считают Стрибога одним из древнейших славянских

божеств. По поводу же этимологии его имени существует несколько различных

точек зрения. Одни лингвисты истолковывают имя Стрибогъ как исконно

славянское — «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Другие

рассматривают его как заимствование из древнеиранского со значением

«возвышенный бог». Третьи возводят этимологию имени этого божества к

индоевропейскому слову, имеющему значение «бог-отец». Продуктивнее

последняя точка зрения, поскольку на ее основе в результате сравнения имен

верховных небесных божеств в мифологических системах индоевропейских

народов делается вывод о единой природе имен древнеиндийского бога неба

Дьяуса, древнегреческого Зевса, древнеримского Юпитера и славянского

Стрибога, что в свою очередь позволяет говорить о последнем как главном

божестве неба, небе-отце.

У многих народов мира имеются мифы о небе как мужском начале,

оплодотворяющем землю — женское начало, в результате чего появляется все

живое на земле, в том числе и человек. Схожий миф об отце-небе и матери-

сырой земле был и у славян.

Б. А. Рыбаков полагает, что Стрибог, Сварог, Род и Святовит — это имена-

эпитеты одного и того же верховного небесного божества. Таким образом,

видимо, можно говорить о том, что олицетворением неба-родителя являлся не

только Сварог, но и (ранее) Стрибог. Первая часть имени Стрибог того же

корня, что и древнерусское Стрыи — дядя по отцу. Это тоже указывает на

родительные функции данного божества, ведь в семейно-родственных отношениях

многих первобытных племен дядя по отцу был значимее, чем даже отец.

Ко времени становления государственности у восточных славян Стрибог уже

утратил положение верховного божества небву хотя продолжал почитаться как

значительное небесное божество. Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов

отмечают, что хотя имя Стрибога в эту эпоху еще и отражает статус

верховного славянского божества, но «в древнерусской традиции Стрибог(ъ)

представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции,

связанные с некоторыми природными явлениями.»

Б. А. Рыбаков считает, что именование Стрибога дедом ветров подчеркивает

его значимость в языческой иерархии богов и духов, он — «повелитель

повелителя ветров».

Большинство исследователей сходится в том, что Стрибог — небесное божество,

а следовательно, в его власти находились какие-то небесные или атмосферные

явления. Я. Е. Боровский считает Стрибога божеством ветра, бури, урагана и

вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над

звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира.

Дружинная знать Руси, постоянно совершавшая военные походы на разные народы

и страны, испытывала нужду в покровительстве подобного бога, особенно во

время морских походов киевских князей. Ведь неоднократно случалось, что

внезапно налетевшая буря губила военный флот русов или внезапно поднявшийся

ветер топил, а иногда выбрасывал на сушу их суда9. А может быть, Стрибог

вошел в пантеон Владимира как бог-отец, божество, породившее все сущее на

земле, ведь кроме него во Владимировом пантеоне нет мужских генетивных

божеств.

Род - восточнославянское божество плодородия

Восточнославянское божество Род является одним из самых загадочных

персонажей славянской мифологии. Н. М. Гальковский писал по этому поводу:

«Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и

запутанным». Трудность определения места Рода в мифологической системе

славян заключается в том, что почитался он только восточными славянами и к

тому же следы этого почитания не уцелели в этнографическом материале. Тем

не менее, на существование данного божества и сильную укорененность

верований в него славян указывают древнерусские поучения против язычества.

А.Н. Веселовский считал, что год первоначально выступал как «производитель,

совокупность мужских членов племени, сообща владеющих ро-жаницами, матерями

нового поколения», а позже превратился в «дедушку-домового, также

пребывающего у очага».

По мнению Любора Нидерле, Род — домовой или демон мужской судьбы.

Род—главный бог восточных славян до утверждения верховенства Перуна, бога

князей и дружиников, один из богов небесной сферы, творец всего сущего,

функционально (как создатель жизни) связан с водой земной и небесной

(дождем), каким-то образом связан с небесным и подземным огнем. Аргументом

в пользу позиции Б. Рыбакова о Роде как боге-творце может служить выписка

из Евангелия с толкованием (рукопись Московского Архива Иностранных дел

XV—XVI в.): «Яко не разумеша Творца своего, создавшаго их и вдохнувшаго в

них дух жизни и вложившаго душу действенну, всем бо екть Твопеп Бог. а не

род...».

Возможно, что Род — это одно из нескольких имен бога-творца вселенной (иные

его имена — Стрибог, Святовит). Ситуация, когда одно божество обладает

различными именами, довольно типична для различных мифологических систем.

Имя выражает какую-либо функцию мифологического персонажа. Имя Род

указывает на генетивную (родительную) функцию данного божества. Под этим

именем верховное божество, бог-отец, было известно некоторой части

славянских племен, остальные же почитали данного бога под другими именами.

Однако возможен и иной ход рассуждений. Род в известных нам документах

постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами — женскими божествами

плодородия, родительницами жизни. Культ рожаниц восходит к эпохе

матриархата.

Во времена матриархата лидирующее место занимали женские божества

плодородия или, как их называли славяне, рожаницы. При переходе к

патриархату они уступили место мужским божествам плодородия, одним из

которых был Род. Род — божество плодородия, родящей силы. Его основная

функция — рождение новой жизни. Само его имя, входящее в группу

однокоренных слов, таких как: род, родня, родичи, народ, родина, родить,

природа, урожай и др., указывает на принадлежность Рода кругу генетивных

божеств. Одной из функций Рода, как генетивно-го божества, была функция

мужского родительного начала в воспроизводстве родо-пле-менной общины.

Поэтому можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени,

и как о персонификации совокупности предков семьи, и даже как о божестве

мужской судьбы.

Но ограничивать сферу деятельности Рода только рамками племени будет тоже

неверным. неверным. Этот бог — родитель всего живого. Он вполне мог быть

небесным божеством, оплодотворяющим землю, ведь в мифологических системах

различных народов мужское начало связано с небом (отец-небо, мать-сыра-

земля). Как

божество плодородия Род был особо почитаем нашими предками. То

обстоятельство, что на определенном этапе культ Рода вытесняется культом

Перуна, определяется изменением социальных отношений у восточных славян, а

именно становлением государственности.

Очень важно отметить, что культ Рода не заместился культом какого-нибудь

христианского святого, как в случае с Перуном (Илья) и некоторыми другими

богами. В данном случае не произошло синкретизации языческих и христианских

верований. Культ Рода и рожаниц остался чисто языческим и потому всячески

преследуемым христианской церковью. Эта ситуация объясняется тем, что Род и

рожаницы — божества размножения, плодовитости; они никак не соответствуют

аскетичному духу христианства.

ЯРИЛО-БОГ ВЕСЕННЕГО ПЛОДОРОДИЯ

Ярило (Ярила) — божество весеннего плодородия, он близок к античным культам

умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса. Ярило

олицетворяет собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. У одних

славянских племен день Ярилы отмечался в начале весны, у других — в конце

весны—начале лета. Славяне представляли его в виде молодого красивого

юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии.

Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый

урожай. В.Даль описывал празднование Яри-лы в Белоруссии: он молодой, на

белом коне, в белой одежде и босой; в правой — человечья голова, в левой —

горсть ржаных колосьев. Так праздновали этот день, встречая весну первой

сошкой, 27 апреля. Девушки ходили хороводом, нарядив одну Ярилою, и пели.

Ярила ходит по нивам, растит рожь, приносит новорожденных. Если праздник

отмечался в конце весны, то Ярило изображался дряхым стариком,

символизировавшим собой составившуюся уходящую весну.

Некоторые из исследователей отрицали существование такого божества, как

Ярило, они считали, что у наших предков были обряды, в которых участвовал

такой персонаж, как Ярило. Вообще, в мифологии одним из наиболее сложных и

дискуссионных является вопрос о соотношении мифа и обряда. Известно, что

многие мифы служат как бы разъяснением определенных обрядов. Возникает

вопрос: создавался ли обряд на основе мифа или миф сочинялся в обоснование

обряда? В одних случаях, безусловно, первичным является обряд, в других

случаях культовые ритуалы складывались на основе мифа. Что же касается

Ярилы, то данные этнографии и топонимики свидетельствуют, скорее, в пользу

существования мифов о Яриле как божестве плодородия у славян.

С принятием христианства это божество сблизилось с культом Георгия-Юрия. Но

еще в XIX в. в русской деревне сохранялись остатки ярилиных праздников.

Женские божества плодордия Лада и Леля (Лель)

Имена Лады и Лели, божеств, связанных с плодородием, встречаются в

различных письменных памятниках старины и хорошо известны в славянском

фольклоре.Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Именно как

богиню любви и красоты, изображавшуюся в виде молодой прекрасной женщины с

золотоцветными волосами в розовом венке, рассматривали Ладу авторы самых

ранних работ по языческой мифологии славян. Однако прежде всего Лада

являлась рожаницей. Она, как и Ярило, олицетворяла весенние вегетативные

силы. Ладу и Ярилу можно считать двумя ипостасями весенних растительных

сил: женской и мужской. Песни в честь Лады исполнялись в основном весной и

в начале лета. Первые песни с обращением к Ладе пелись в начале марта в

ходе обряда «закликания весны». Именно у Лады испрашивали, разрешения

закликать (т. е. приглашать) весну.

В более поздние сроки к Ладе обращаются с молениями о дожде, с просьбами о

сохранении, защите первых всходов, молодых колосьев.

Очень много песен, посвященных Ладе, исполнялось в «зеленые святки» —

праздник молодой зелени, молодой растительности (25 мая — 25 июня по

старому стилю). После купальских празднеств песни в честь Лады умолкают до

следующей весны, исключая новогодние девичьи гадания о замужестве и

некоторые моменты свадебных обрядов, где без богини брака Лады невозможно

было обойтись.

Таким образом. Лада играла в славянской мифологии немаловажную роль. Б. А.

Рыбаков считает, что богиня-рожаница Лада изображена на одной из граней

Збручского идола: божество с кольцом в руке и есть Лада — богиня брака,

семейной жизни, покровительница девушек и женщин". Известно также святилище

Лады на Лысой горе недалеко от польского города Кельце. Согласно легенде на

этой горе был построен храм трех идолов: Лады, Боды и Лели. Каждый год в

первый день мая им приносили обильные жертвы.

Лель по сравнению с Ладой занимала более скромное место в языческой

мифологии славян. Часто Лель рассматривают как божество мужского рода. А.

Кайсаров: «Лелио был, как его описывают, маленький бог любви». Г. Глинка:

«Божок пламенный, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла

в воспламенении любви. Он есть сын красоты Лады. Изображался он в виде

златовласого, как и мать его, пламенного, крылатого младенца...».Тем не

менее этнографические данные дают нам основания считать Лель божеством

женского рода.

Так, в прошлом веке этнографы зафиксировали у белорусов и украинцев

праздник под названием Ляльник, который проводился 25 апреля по старому

стилю. В этот праздник девушки выбирали из своего круга самую красивую на

роль Ляли.

Песни с припевом «0-эв-Леля!», «Лелемье» наиболее часто исполнялись в

русальную неделю, посвященную благодарению духов растительности. Таким

образом, можно рассматривать Лелю как богиню молодой зелени. Превращение

женских божеств в мужские в ходе эволюции мифологических систем случалось

часто, а вот переход божества из разряда мужских в женские — явление весьма

необычное. Поэтому все-таки вернее будет полагать, что изначально Лель

(Леля) была женским божеством., дочерью Лады, олицетворением весны,

весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее и молодости вообще.

Как покровительница юности, покровительница девушек, она была включена в

любовную обрядность и являлась, наряду с Ладой, частым персонажем свадебных

песен.

Итак, Лада и Леля в славянской мифологии изначально выступали как богини

плодородия, вегетативных сил, причем между ними существовала мифическая

родственная связь: Леля — дочь Лады. На более позднем этапе развития

мифологических представлений наших предков Лада и Лель, богини-

покровительницы размножения, стали основными персонажами любовно-свадебных

обрядов.

Мокошь - женское божество

Мокошь (встречаются также наименования Мокъшь, Мокоша, Макошь, Макешь,

Мокуша, Макуша) — единственное женское божество древнерусского пантеона,

чей идол стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Хорса, Дажьбо-га,

Стрибога, Симаргала.

Характер и функции этой богини выяснены не до конца. В свое время А. С.

Фаминцын уклонился от пояснений и не включил Мокошь в общий перечень

славянских божеств. Е. В. Аничков писал о «гадательном характере» богини.

Н. М. Гальковский полагал, что Мокошь — нечто вроде русалки, «дух умершего,

скорее обитавший в воде, чем на суше; впрочем он оговорился, что «после

всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым». Некоторые

авторы видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т. е. связывают ее

с божествами плодородия, космическими богами, указывая на обычай чехов

молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи. Автор привел это

интересное свидетельство без ссылки на его источник. Чех Л. Нидерле указал

только некоторые топонимические признаки Макоши в Польше, объясняя их

влиянием Руси и добавляя, что «нигде более она не известна».

Другие исследователи, изучавшие обычаи восточных славян, предполагают связь

Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь считают покровительницей женщин и

женского рукоделия. Следы этого древнего языческого культа еще в середине

XIX в. сохранялись в глухих углах Олонецкого края, на Украине. Мокошь

представляют в виде женщины с большой головой и длинными руками. Она прядет

по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша

опрядет». Мокошь невидима, но ее присутствие можно обнаружить по урчанию

веретена.

В XIV—XVI вв. в позднейших копиях древних поучений Мокошь продолжает

упоминаться, но культ ее уже сильно снижен. Этнографические данные,

собранные на русском Севере, рисуют нам Мокошь невидимой пряхой,

вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение

в праздничные дни.

Что же касается происхождения имени Мокоши, то наиболее убедительным

является толкование его как производного от слов мокнуть, мокрый (см.

Этимологический словарь славянских языков). Вместе с тем возможна и связь с

корнем mokos — «прядение».

Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия христианства

стала Параскева Пятница. Параскева — по церковному преданию благочестивая

девушка, казненная за верность Христу язычниками в Ш в., — причислена к

лику святых.

Женская богиня, покровительница женского ремесла, охранительница дома и

семейного благополучия, покровительница полей и скота, видоизмененное

почитание которой очень долго сохранялось и в христианской Руси, Мокошь

закономерно была включена в состав главных божеств пантеона Х в.

Купала

В восточнославянской мифологии Купала — главный персонаж праздника летнего

солнцестояния, плодотворящее божество неба. Праздник в честь Купалы

отмечался 24 июня по старому стилю, в день, когда солнце поворачивалось «на

зиму», т. е. начинали уменьшаться дни и увеличиваться ночи. По

христианскому календарю этот день посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. В

народном же сознании произошло слияние языческого и христианского

праздников в один, получивший название Ивана Купалы.

Празднику предшествовали «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и

вод. Русалки, по народным поверьям, содействовали напоению земли дождевой

водой. Во время русалий людей обливали водой, девушек бросали в воду. Этими

действиями наши предки пытались вымолить у Купалы и русалок дожди,

необходимые для получия и богатого урожая.

Кострома

Еще одним персонажем весенних праздников славян, наряду с Ярилой, Ладой,

Лелей, была Кострома. Костромой обычно называли соломенное чучело, которое

топили в воде в Петров день (29 июня по старому стилю). Согласно

Этимологическому словарю М. Фасмера Кострома — соломенная фигура богини

плодородия, получившая свое название от слова костра (костерь) — «жесткая

кора растений, идущих на пряжу». В. Я. Пропп полагает, что имя «Кострома»

этимологически связано со словами, обозначающими верхушку трав, метлицу,

бородку колосьев. Б. А. Рыбаковым вы- сказано предположение, что имя

Кострома можно истолковать как «мать колосьев»: Кострома.

Была ли богиня Кострома в славянском пантеоне, сказать трудно, так как до

нас не дошли следы почитания Костромы как богини. Однако мифологический

персонаж Кострома, вплетенный в весеннюю обрядность, дожил до начала нашего

столетия. Кроме того, его имя запечатлелось в названиях двух притоков Волги

и города Костромы.

Похороны Костромы являлись одним из обрядов праздника проводов весны.

Проходили они следующим образом. Изготавливали соломенное чучело и одевали

его в женскую или мужскую одежду (в зависимости от того, какого пола

представлялась Кострома). Затем игрался похоронный обряд: пели ритуальные

песни, иногда с плачем, шли процессией к реке, где торжественно топили

чучело.

Кострома предстает как мифологический персонаж, связанный с культом

плодородия, весенних вегетативных сил. Похороны Костромы могли отражать как

процесс расставания со ставшими уже ненужными яровыми силами, так и

жертвоприношения этим силам. Позже в обряды похорон Костромы влились

элементы культа заложных покойников.

Мара (Морена)

Как уже упоминалось, белорусы во время купальских празднеств топят в воде

куклу Мару. У украинцев эта соломенная кукла именуется Мореной. Схожие с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.