бесплатно рефераты
 

Скоморохи на Древней Руси

пения стиха «Яже обрете о пещи халдейстей» ключарь подходил: «под

благословение» «ангела спущати в пещь», халдеи становились по ее сторонам,

подняв вверх пальмовые ветви. Затем спускали ангела в печь при «трусе

велице зело з громом». Халдеи падали ниц, дьяконы «опаляли их огнем»,

отроки зажигали на венце у ангела три свечи, и его приподнимали слегка

вверх. Отроки кланялись ему до земли. Тогда с полу поднимались халдеи, сняв

шапки и отложив их и пальмовые ветви в сторону, говорили:

1-й халдей. Товарищ!

2-й халдей. Чево?

1-й халде и. Видиши ли?

2-й халдей. Вижу.

1-й халдей. Было три, а стало четыре, а четвертый грозен и страшен зело,

образом уподобился сыну божию.

2-й халдей. Как он прилетел да и нас победил.

При этом они уныло стояли, опустив головы. Отроки вместе с ангелом

трижды ходили кругом печи. Наконец, ангела вторично с громом спускали в

печь, халдеи падали на колени, а отроки с пением обходили печь еще раз.

Когда песнопение оканчивалось, первый халдей говорил, сняв шапку:

Анания, гряди вон из пещи.

2-й халдей. Чево стал, поворачивайся; не имет вас ни огонь, ни поломя, ни

смола, ни сера.

1-й халдей. Мы чаяли - вас сожгли, а мы сами згорели .

Все три отрока выходили из печи и с халдеями направлялись в алтарь.

Любопытно отметить, что «Пещное действо» постепенно сливалось со

святочными игрищами. Так, по свидетельству Флетчера (XVI век), халдеи в

течение двенадцати дней на святках бегали но городу переодетые и шутовское

платье и делали «смешные шутки». Олеарий (XVII век) тоже говорит, что

халдеями назывались «проходимцы, которые ежегодно получали от патриарха

разрешение в течение восьми дней перед Рождеством и вплоть до Крещения

бегать по улицам с особым фейерверком, причем они прохожим зажигали бороды

и особенно приставали к мужикам. В наше время они зажгли мужику воз с

сеном, а когда он стал им сопротивляться, они сожгли ему бороду и волосы на

голове; кто желал быть пощаженным ими, должен был платить им копейку... Они

были одеты как во время масляничного ряженья, на головах у них были

деревянные размалеванные шляпы, а бороды были вымазаны медом, чтобы не быть

зажженными огнем, который они разбрасывали... Огонь они делали из особого

порошка, который толкли из растения, называвшегося у них плаун. Пламя это

изумительно, и очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают

ночью или впотьмах; им можно пользоваться для разных развлечений». Эти

свидетельства и дают основание полагать, что роли халдеев в «Пещном

действе» исполняли скоморохи. На примере «Пещного действа» ясно видно

постепенное обмирщение литургической драмы и слияние отдельных се эпизодов

со святочными скоморошьими игрищами.

Петр I упразднил литургические драмы, которые принижали царскую власть

(«Шествие на осляти» и «Пещное действо»), но сохранил «Умовение ног», тем

самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно, и

духовенству вообще.

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь

не создала своего театра. Опыт литургических драм прошел, по существу,

бесследно для истории театра и дал некоторые результаты лишь с того

момента, когда народные массы стали демократизировать литургическую драму,

насыщать образы плотью, окружать их бытом, включать в драмы жанровые

комические сцены - интермедии. И хотя в XVII веке Симеон Полоцкий пытался

на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта

попытка осталась единичной и оказалась бесплодной.

Скоморошество в русской культуре XVII века

Новый период русской истории, начавшийся примерно в XVII веке, принес

с собой коренные изменения в экономической и общественной жизни. В это

время произошло окончательное слияние русских земель, стал складываться

всероссийский рынок, создавались экономические предпосылки для формирования

русской нации. Начался мощный подъем национального самосознания. Вместе с

тем усилившаяся эксплуатация крепостного крестьянства и посада вызвала

долго не прекращавшиеся народные движения. XVII век был веком, по выражению

Пушкина, «многих мятежей». По своему размаху и последствиям особенно

выделялось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

Разрешение политических задач, стоявших перед Москвой, тормозилось

культурной отсталостью русского народа, вызванной почти трехсотлетним игом

татаро-монголов. Все насущнее становилась коренная перестройка жизни

русского общества. В передовых кругах развивался интерес к знаниям, к

науке, технике, искусству. Сложность и противоречивость общественных

отношений и быта отразились в литературе, искусстве и эстетике XVII века.

Развитие нового, светского искусства разрушало художественные каноны

средневековья, хотя еще и не порывало с ними. Для искусства XVII века

характерно интенсивное развитие светских сюжетов. Живопись становилась

более конкретной, жизнерадостной по содержанию. Человек словно праздновал

свое освобождение от гнета средневековья. В живописи видное место занял и

женский образ, любовная тематика. Художники обратились к изображению пиров,

торжественных процессий, плясок, стремились к показу конкретных явлений

русской действительности. На картинах все чаще можно увидеть характерные

черты русского пейзажа, бревенчатые избы, кладбища с деревянными заборами,

рубленые церкви, русские бани, крестьянскую одежду, обряды, лихую тройку и

пр. От изображения ликов традиционного «темновидного» цвета художники

переходили к изображению «живоподобному», то есть писали лица естественного

телесного цвета, создавали индивидуальные портреты («парсуны»). В защиту

портретной живописи писались целые трактаты. Мастера кисти впервые стали

подписывать свои произведения.

Существенные сдвиги происходили в поэзии и в музыке. Было сделано два

опыта систематизации русского письменного стихосложения. Попытка ввести

метрическую систему успеха не имела. Что же касается системы силлабической,

то она утверждалась постепенно и окончательно была канонизирована Симеоном

Полоцким. Эта система продержалась ориентировочно с 60-х годов XVII века до

30-х годов XVIII века. В XVII столетии развивались светские черты и в

области пения, результатом чего было появление особых лирических вокальных

жанров - кантов и псалмов. К тому же времени относится деятельность первых

русских композиторов, известных по именам: это Василий Титов, Николай

Калачников, Николай Бавыкин и другие. Симеон Полоцкий литературно

обрабатывал псалтырь («Рифмотворная псалтырь»), Василий Титов писал к ней

музыку. Музыка часто сопровождала и театральные представления.

Непосредственным результатом развития искусств были теоретические споры на

эстетические темы, нашедшие свое отражение в некоторых сочинениях. Особенно

остро споры велись по вопросам живописи и музыки. Здесь столкнулись новые

взгляды со старыми, завязались длительные и оживленные споры о

«живоподобности» в искусстве.

Такова обстановка, в которой русский театр вступил в новый период

своего развития. В создании русского театра XVII века, как и ранее,

участвовали различные социальные группы. Это были, с одной стороны,

народные массы (посад, крестьянство, казачество), с другой - двор и

церковь. Ими были созданы театры устной народной драмы, придворный и

церковно-школьный.

Сперва возникают устная народная драма и простейшие формы кукольного

театра. Несколько позже было заложено основание национальной письменной

драматургии, обслуживавшей придворный и школьный театры. Искусство

драматурга в ту пору отделяется от искусства актера. Как в музыке, так и в

драматургии выделяется роль единоличного автора. Большую просветительскую,

организационную и творческую роль в истории русского театра того времени

сыграли Симеон Полоцкий, Грегори, Гюбнер и Чижинский.

Прежде чем была найдена законченная организационная форма театра,

почти целое столетие ушло на ее поиски. Устная народная драма XVII века

развивалась в направлении от «малых» жанров к «большим» (героическая драма,

связанная с именами Ермака и Разина, драма типа мистерий о царе Ироде,

комедия о Петрушке). Путь развития школьного театра также шел от простейших

диалогов к большим пьесам, от библейского содержания к светскому. Русский

придворный театр XVII века прошел через несколько этапов.

С 1571 года двор пытался использовать народное искусство скоморохов;

затем с 1660 года - драматургию церковно-школьного театра (Симеон

Полоцкий); несколько позже (с 1672 года) — драматургию и сценический опыт

зарубежного театра (Грегори, Гюбнер), после чего наконец (с 1675 года)

укрепились традиции национальной драмы (Чижинский).

На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин

«скоморох» сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами.

По определению «Домостроя», специальностью скоморохов было «плясание и

сопели, песни бесовские». Стоглавый собор констатирует, что скоморохи

«играли» на кладбищах. Кроме того, под их музыку плясал народ. Документы

свидетельствуют о запрещении скоморохам «играть» по волостям. Так, в XVI

веке Сильвестр осуждает «скомрахи и их дела: плясания и сопели». Грамота

1648 года запрещает пускать в дом скоморохов с домрами, гуслями, волынками

и со всякими играми. В «Наказной памяти» патриарха Иосафа (1636)

запрещается «скомрахом на улицах и на торжищах и распутиях сотонинские игры

творити и в бубны бити и в сурны ревети и руками плескати и плясати».

«Свиряющими в трубы» или «сопцами», то есть «играчами» на пищальнике,

сурне, сопели, дубе, жалейке, называют скоморохов азбуковники XVI—XVII

веков. О том же говорят и произведения народного творчества. Так, известная

былина-скоморошина «Вавило и скоморохи» точно определяет, что «скоморошить»

- это значит петь песни и играть в гудок. Документы XVII века вместе с тем

называют рядом со скоморохами «медвежьих поводчиков», дрессировщиков собак,

«кукольников», «кобыльников», глумотворцев, бесчинников, сквернословов на

свадьбах, «веселых», «потешных» ребят.

В 1628 году патриарх указал, «чтоб с кабылками не ходили». В 1636 году

он подтвердил: «Медведчиком и скоморохом на улицах и на торжищах»

сатанинских игр не творить. Адам Олеарий (30-е годы XVII века) рассказывает

о русских народных музыкантах, которые явились потешить посольство с лютней

и гудком: «Они пели и играли про великого государя и царя Михаила

Федоровича; заметив, что нам это понравилось, они сюда прибавили еще

увеселение танцами, показывая разные способы танцев, употребительные как у

женщин, так и у мужчин». В репертуаре скоморохов Олеарий отмечает также

всякого рода комические песни и сценки, которые «показываются молодежи и

детям в кукольных театрах за деньги». Он рассказывает, что «плясуны -

вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим,

при помощи кукол устраивают представления». Он так объясняет устройство

зарисованного им кукольного театра: «Эти комедианты завязывают себе вокруг

тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом

переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же

время могут происходить кукольные игры».

Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы «скоморохов с

домрами и с гусли и с волынками и со всякими игры... в дом к себе не

призывали... и медведей (не водили)... и с сучками не плясали и никаких

бесовских див не творили». «Память», посланная в Сибирь в 1649 году,

констатирует, что среди населения «умножилось... всякое мятежное бесовское

действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми... да в

городех же и в уездех... сходятся многие люди... по зорям и в ночи

чародействуют... медведи водят и с собачками пляшут». В 1657 году

митрополит Иона требует, чтобы не смели «мирские люди тех скоморохов и

медвежьих поводчиков с медведьми в домы своя пускати». Это дает основание

полагать, что в XVI-XVII веках происходит отраслевая специализация

скоморохов. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов

(гистрионов, жонглеров).

Интересны документальные данные о том, что скоморохи не только давали

кукольные представления, показывали ученых медведей и собак, но и сами

рядились и маскировались и в таком виде творили «бесовские игры»,

«бесовские дивы» (то есть зрелища - от глагола дивиться, смотреть),

сопровождавшиеся «празднословием и смехотворением и кощунанием». Но

особенно важно, что запретительная грамота 1648 года прямо указывает на

«пагубное», с ее точки зрения, влияние скоморохов на массы: «И от тех

сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое

неистовство».

Наряду с возникновением различных скоморошьих специальностей

наблюдалась и социальная дифференциация скоморохов. Скоморохи появлялись в

крестьянской, посадской, стрелецкой, а затем солдатской среде.

Антицерковные и антибоярские выступления скоморохов привлекали к себе

внимание царской власти по мере усиления ее борьбы с церковной знатью и

боярством. Царь Иван IV широко пользовался услугами скоморохов. Прежде

всего он обратился к скоморохам в целях политической борьбы с «князьями

церкви». Разгром новгородской епархии сопровождался тем, что царь нарядил

архиепископа Пимена скоморохом и в таком виде заставил возить его по

городу. Скоморошьи потехи с явно выраженной антиклерикальной окраской

происходили и в Александровской слободе. Здесь по указу царя

воспроизводился ритуал монастырской жизни, а во время попоек царь и

придворные рядились в маски и плясали вместе со скоморохами Скоморохи

участвовали и в придворных свадебных празднествах (так, например, они

веселили царский двор и самого царя Ивана IV на свадьбе его дочери Марии).

В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать

зрелища в специальном Потешном чулане. К сожалению, сколько-нибудь точных

сведений о характере потех XVI века не сохранилось. Мало сведений об этом

дает и первая половина XVII века. Через полгода после воцарения Михаила

Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной палатой. (Это

было первое театральное помещение в России.) Скоморохи вошли в ее штат. Как

и в Киевской Руси, придворные представления имели преимущественно цирковой

характер. Так, известно, что в 1634 году тешил царя ношением бревен зубами

некий Петр Иван-городец, а в 1637—1638 годах его тешили метальники (то есть

прыгуны) Макар и Иван Андреевы; в 1619 году рязанец Григорий Иванов впервые

показал дрессированного льва. Известны выступления скоморохов и при дворе

Алексея Михайловича.

Вслед за царским двором интерес к скоморохам и их искусству проявили в

начале XVII века и бояре. Скоморохи находились на службе у бояр Шейдякова

(в 1625 году), И. И.Шуйского и Д.М. Пожарского (в 1633 году). Позже, в

начале 70-х годов XVII века, скоморохов содержит боярин А. С. Матвеев. До

нас дошли даже имена многих боярских скоморохов. Однако скоморохи не могли

быть и не были надежными слугами царя и бояр. Можно думать, что в связи с

участием скоморохов в восстаниях 1648 года царская власть отступилась от

них и подвергла жестоким преследованиям.

Деятельность Потешной палаты замерла, царя Алексея Михайловича на

свадьбе вместо скоморохов и шпильманов (дословно: «игрецов», иноземных

скоморохов) увеселяли церковные певчие. Грамота 1648 года, направленная

против скоморохов, гласила: «Ведомо нам учинилось, что... умножилось в

людех... всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со

всякими бесовскими играми... многие люди, забыв бога... тем прелестником

скоморохом последствуют на бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во

всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и

всяких бесовских игр слушают...» В грамоте содержался приказ, чтобы «личин

на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]... А где

объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные

бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские

игры, велел жечь». Аналогичным было содержание грамоты 1654 года.

По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против

скоморохов, исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски

скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению.

От православного духовенства, преследовавшего скоморохов, не отставали

и старообрядцы. Протопоп Аввакум, по его собственным словам, «изгнал»

скоморохов с «плясовыми медведями», «с бубнами и с домрами... и ухари и

бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, - одного

ушиб, и паки ожил, а другого отпустил в поле».

Характерен следующий эпизод из жития другого старообрядческого

священника: «Бе же в граде... научением дьявольским множество скомрахов,

иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же

непрестанно запрещаше им, да останутся таковаго злаго обычая и смехотворных

игралищ, яже не суть угодна богу и сокрушаше их бубны и домры. Они же,

гнева нань и ярости исполняющиеся, бияху божия. И многа страдания от

скомрахов онех, яко от слуг сатанинских, подъемляше... Многожды же

исхождаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими... в ты дни, иже

нарицаются святки; понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи. Того

ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града и

стражахуся с бесовскими слугами, и повелеваше ученикам свои орудия игр

бесовских разбивати и сокрушати».

Вместе со скоморохами, естественно, эволюционировали и сами игрища.

Они вызывали все больший интерес среди присутствовавших на праздниках,

оказывавшихся на положении более или менее активных зрителей. В связи с

этим в игрищах стали усиленно развиваться зрелищные черты; «игрища»

перерастали в «позорища».

Разделение на зрителей и исполнителей вызывало необходимость сооружать

особые приспособления - сценические коробки, сценические площадки, что

впервые было осуществлено в народном кукольном театре; при дворе строились

специальные помещения со сценой или эстрадой и зрительным залом.

Таким образом, позорища постепенно становились самостоятельным видом

искусства, средством отражения, оценки действительности и воздействия на

нее. Все это обусловливало общественное значение позорищ.

Народные сценки и пьесы

Народные драмы бывали малых и больших форм. Малые формы представляли

собой короткие сценки с участием одного, двух или трех исполнителей.

Сохранились сценки серьезного и комического содержания. Сложенные еще,

вероятно, на заре русской театральной истории, они отличаются динамикой,

драматизмом; но бывают и такие сценки, в которых внешнее действие

отсутствует. По мере образования народных драм больших форм эти сценки

стали входить в них в качестве интерлюдий. Одни интерлюдии закреплялись за

определенной пьесой, другие - переходили из пьесы в пьесу. Большие народные

драмы первоначально складывались путем нанизывания на единый сюжетный

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.