бесплатно рефераты
 

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века

культуры потребовало образованных, энергичных, предприимчивых и умелых

людей. В Петровскую эпоху заслуги перед государством и талант часто

ставились выше родовитости. Поэтому возрастал интерес к человеческой

личности.

§2.5. Изменение быта. В петровское время на Русь не только нахлынула волна

европейского просвещения, - коренной ломке подверглись и старые, исконные

формы привычного общежития. По возвращении из первого заграничного

путешествия Пётр, как известно, на первом же приёме во дворце, вооружившись

ножницами, собственноручно обстригает красу и честь домостроевской Руси –

истовые, бережно лелеемые боярские бороды, безжалостно режет длинные полы

старых боярских одежд. Через короткое время на площадях и улицах с

барабанным боем читаются указы, предписывающие всем русским людям, за

исключения духовенства и крестьян, в предельно короткий срок одеться в

новое европейское платье. Так и в отношении внешнего облика, как мы это

видели в отношении типографского шрифта, проводится резкая грань между

духовенством. Которому разрешалось носить бороду и не облекаться в новое

платье, и всем остальным городским населением - мирянами. Беспощадно рушит

Петр старый теремный семейный уклад. При дворце и в частных домах

начинается устраиваться вечеринки с играми и танцами на западный манер -

ассамблеи, на которые бояре обязуется приводить своих жен и дочерей,

вступающих в непосредственное общение с молодыми людьми другого пола,

участвующих в танцах и других видах развлечений. В замен господствующего

до этого религиозно-аскетического идеала(Домострой) возникает внимание к

человеку, признание прав на всестороннее развитие его личности, на полное

удовлетворение «земных» потребностей. Все это рождало совсем особое

мироощущение. Люди петровского времени ощущали себя внезапно, словно бы

чудом перенесенными в совсем новый мир мыслей, чувств, переживаний, бытовой

обстановки. Петр представлялся «земным богом». Это были восторженные

сторонники реформы, борцы за нее, зачинатели культа личности Петра. Другим-

людям «древлих обычаев» и «древлего благочестия»- новое, утверждающиеся

Петром, действительность представлялось «царством антихриста». Но это не

означало, что Русь не знала иного быта, что все было в новинку. В

пограничном Пскове местный священник уже в конце XV века увещевает свою

паству «не носить немецкого платья». Царские дети уже при Михаиле

Федоровиче носят немецкое платье, пошитое им воспитателем Морозовым; а в

1675 году, специальный указ запрещает употребление этого платья служилым

чинам при дворе. Немецкое и польское влияние распространялось на костюм

значительно быстрее, чем в обстановке. При Петре основное заимствование шло

в воинском и фортификационном искусстве. Армия строилась по западному:

шведскому и польскому образцу. На службу, в высшие армейские чины

приглашались иностранцы.

Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества.

Крестьянство, мелкий городской люд, податные сословия они почти не

затрагивали. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки,

галстуки, шляпы), бритье бороды были обязательными для дворян и купцов.

Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне,

которым разрешалось носить бороду, должны были платить специальный

«бородовой налог». Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить

бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством.

По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался

даже стремительным. «Под грохот пушек и стук топора» (А. С. Пушкин) вошла

Россия в число великих держав.

§2.6 Масонство в России.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII

— начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-

этическое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России

масонство получило распространение в последние десятилетия этого столетия

главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных

обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах).

Нравственная философия масонства с ее идеей совершенствования личности

через просвещение, «деятельное человеколюбие» привлекали в ряды масонов

часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры,

для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного

развития.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII

— начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-

этическое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России

масонство получило распространение в последние десятилетия этого столетия

главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных

обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах).

Нравственная философия масонства с ее идеей совершенствования личности

через просвещение, «деятельное человеколюбие» привлекали в ряды масонов

часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры,

для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного

развития.История масонского ордена начинается со средневековых гильдий

каменщиков (от англ. mason- "каменщик"). В конце XVI -начале XVIIIв.

членами братства вольных каменщиков в Англии становятся люди совершенно

чуждые ремеслу. Они наследуют от средневековых гильдий веру в Бога,

обставленную особыми совместными торжествами, сохраняют внутреннее деление

ордена на ступени, перенимают тайные ритуалы, символы, пароли. Призыва

масонов к братству и равенству привлекают в их ряды представителей нового,

буржуазного общества. Со временем масонство распространилось по всему миру.

Великие ложи создаются в Германии, Франции, Италии, Испании, Америке...

Появление братств вольных каменщиков в России связывают с именем Петра I,

который намеревался таким образом укрепить связи с Англией и способствовать

распространению просвещения. Первое время в братствах явно преобладали

иностранцы, но затем первенство перешло к россиянам. В первой половине -

середине XVIII в. членами ордена были историк Болтин, князья Голицыны,

князь Трубецкой и другие люди знатного происхождения, имевшие вес в

обществе. К 1770 году в Петербурге, Архангельске, Риге и Москве

насчитывалось 17 масонских лож. Русское масонство ставило перед собой

задачу "познания тайны бытия" через христианскую терпимость и

"обязательность работы соборной", которая включала в себя

самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство

человеческого счастья. Русских масонов не особенно интересовала политика,

они чтили государственность, законность. Неудивительно, что в гимнах и

речах братьев воздавалась хвала царственным особам. Великие мастера

всячески прославляли династию Романовых. Входили масонские ложи виднейшие

представители русского просвещенного общества (Новиков, Баженов…)

Существует версия, что при постройке ансамбля в Царицыно, Баженов

использовал масонские символы (н-р циркуль, хлеб – соль, символ почитаемой

масонством чаши Грааля…), поэтому постройки не понравились императрице.

Масоны положительно оценивали политику монархов, иногда критиковали, но

нередко и одобряли существование крепостного права в России. Известно, что

в некоторых российских ложах за обсуждение государственных,

законодательных, религиозных вопросов налагался денежный штраф. В

царствование Екатерины II российское масонство переживало "золотой век". Во

многом его расцвету способствовала деятельность московской ложи. В 1787

году, в России грянул страшный голод. И московские масоны организовали

столь эффективную помощь голодающим, какой страна до сих пор не знала.

Екатерина II благосклонно относилась к филантропическим предприятиям

братств. Но грянула Французская революция, которая, как полагали в России,

была целиком на совести масонов. И Екатерина испугалась. В 1792 году ложи

были запрещены. Император Павел I симпатизировал многим масонским идеям, но

колебался, не решаясь отменить екатерининский запрет.

2.6. Искусство XVIII века.

В XVIII веке на российской почве вместилось min четыре века европейской

культуры: Ренессансный 15 век, Постренессансный 16 век, барочный 17 век и

классицистический 18 век. Эпоха царствования Петра явилась периодом

русского ренессанса, который сыграл такую - же роль в социокультурном

развитии России, как тот же период для Западной Европы. В России весь

социокультурный интерес жизни переместился в город, на перипетии

государственной службы, на события внешней политики. 16 век в Европе – век

религиозной реформации и начало капитализма, не только как способа

производства, но и как формы социальной само ориентации сообщества – в

русской истории можно соотнести с петровской эпохой, хотя радикальных

церковных реформ не было. Петр четко уловил и внедрил в сознание правящего

класса, тот настрой исторического оптимизма и практицизма, который в Европе

подарил 16 век. Для барочной эпохи в Европе (17 – нач. 18 столетия)

характерны антиномии, трагический гуманизм, разочарование в уповании на

внутренне присущую миру гармонию, в веру во всесилие разума человека и его

сакральную миссию на земле. В России европейскому барокко 17 века,

соответствовала вторая треть 18 века. Которая была насыщенна деятельностью

небескорыстных авантюристов и деятелей: Бирон, Орловы, Миних. Это метания

между пуританской петровской традицией и карнавальностью елизаветинской.

Это эпоха меркантильных героев. Совершенно иной классицизм 18 века – это

реабилитация разума и знаний. Классицизм в культуре – это торжество

содержания над формой, в отличие от барокко, именно в нем видится сущестный

признак новой эпохи, приверженности античности. В России классицизм –

царствование Екатерины II. Просвещенная часть российского общества, была

столь же театральна, как и предыдущее поколение, но не столь имитационная

(т.е. «костюмная игра в Европу» закончилась), а скорее романтически

аффектирована. Люди уже не столь подражали заманчивым иноземным образцам,

видя в них форму социальной престижности, сколько органично усвоив

европейскую традицию, создавали свои смыслы и содержания собственной

национальной культуры. Историческая миссия 18 века – это преодоление татаро-

монгольского нашествия, это период, когда «иго» было окончательно свергнуто

в культурно-цивилизационном отношении. Начало столетия было отмечено рядом

явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало

художественным направлением и было характерно для переходного времени, в

частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре барокко определяло

стилевое единство в 40—50-е годы XVIII века. Эта архитектура с присущей ей

контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила

основы нового градостроительства.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII

в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее

западноевропейского, в частности французского классицизма. Неодновременным

был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30—50-е

годы) он начался в русской литературе, затем в изобразительном искусстве

(примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм

подчинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и

жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы

античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России

большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура

древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т. д.)

становились непременными деталями архитектурного оформления зданий.

Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи.

Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии

Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных,

общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос.

Но русский классицизм имел и некоторые национальные особенности. В отличие

от западноевропейского он был более тесно связан с просветительством. Это

привносило в него идеи демократизма, понимание общественного долга в духе

просветительских принципов. Поэтому во многих художественных произведениях

того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного

крепостного крестьянина, и осуждение жестокости невежественного дворянства,

и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих

социальных бед.

В художественной культуре XVIII века выделяют периоды:

1. Конец XVII – 20-е годы XVIII века, несет деятельность Петра,

закладываются основы Просвещения, это время создало идеологию, связанную

с воспитательной, созидательной ролью искусства в обществе. Система

искусства развивается по нескольким направлениям: это и

совершенствование ранее найденных средств художественной

выразительности; поиски нового сквозь призму представлений; рождение

новых, светских жанров.

2. 30 – 50 годы XVIII века. Связанный с правлением Анны Иоановны и

Елизаветы Петровны – период пышного цветения барокко и перехода к

классицизму в архитектуре.

3. Кульминация расцвета Просвещения – правление Екатерины II.

Характеризуется взлетом во всех областях художественного творчества,

расцвет классицизма, развитие русской словесности, время перехода от

парсуны к портрету. Русское искусство вышло из периода ученичества.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными

достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура,

содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре,

и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на

общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские

времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и

развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться

на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по

плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только

помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей.

Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была

посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские

мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии,

Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в

более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в

западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло

пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного

сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их

работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового

творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. Идея

основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре –

I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло

еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу

подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и

Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость

дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в

середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии

трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И.

Шувалова (президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа

московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в

Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С.

Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В

1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую

императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и

законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло

новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир,

это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф.

Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии

художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в

постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались

лучшие выпускники (пенсионеры). В отличии от средневековой эпохи, когда

искусство носило, главным образом, культовый характер, в XVIII веке стали

интенсивно развиваться его светские формы. Больших успехов достигли:

живопись и гравюра, архитектура и скульптура, прикладное искусство. Они

наследовали богатейший национальный художественный опыт Древней Руси,

использовали европейские культурные традиции. Переход к светским формам

художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами

осуществлялся с опозданием, однако, он был подготовлен всем ее развитием.

Поэтому новое русское искусство скоро приобрело профессиональную зрелость.

Установка Петра на регулярность предопределило основной аспект восприятия

архитектуры как одного из материальных способов трансформации привычного

уклада жизни. Меняется подход к созданию городов (раньше кольцевая

застройка, теперь линейная). Строительство новой столицы России -

Петербурга и других городов государства, многочисленных дворцов,

общественных сооружений повлекло за собой развитие декоративной пластики и

живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую

красоту архитектурным ансамблям, способствуя формированию искусства XVIII

века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало в себя

творчески претворенные черты европейских художественных стилей -

классицизма XVII века, а в дальнейшем - барокко. Русское искусство XVIII

века принято разделять на 3 временных этапа: Петровская эпоха (первая

четверть XVIII века), конец 1720-начало1740-х и 1740-1750-е годы. Первый

этап характеризуется решением градостроительных задач, развитием светских

форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного

образования. Второй этап - время, когда, несмотря на некоторое замедления

процесса художественного развития во времена правления Анны Иоанновны,

петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и

изобразительного искусства; когда возвращаются из-за границы и начинают

работать многие петровские пенсионеры; закладываются основы развития

искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период

дальнейшего подъёма национальной художественной культуры, определенный

возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко

(творения Ф.-Б. Растрелли).[12]Русское искусство, как мы увидим ниже,

продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-

прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.