бесплатно рефераты
 

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века

преобразований: «Воины, се пришел час, который решит судьбу отечества! Вы

не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, врученное

Петру… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия,

благополучие и слава и благосостояние её…» Одновременно с новым понятием о

государстве, праве, законе, в сознание людей стали проникать новые знания о

природе и мире. Поднятию образовательного уровня, в особенности

проникновению светской образованности, способствовали начавшиеся при Петре

усиленные поездки русских людей за границу, в Западную Европу. Во времена

Московской Руси Западная Европа была почти совсем недоступна русскому

человеку. В 1697 году Пётр отправляет в Италию, Англию и Голландию 50

молодых людей для обучения кораблестроению и мореходству. В том же году

инкогнито – в свите русского дипломатического посольства – выезжает в

Европу и сам Пётр. С этого времени поездки с учебными целями «в чужие края»

становятся своего рода государственной повинностью, приобретающей подчас

прямо массовый характер. Знатные дворянские сынки, возвращаясь на родину,

вывозили из «чужих» краев чисто внешний лоск, модные костюмы и прически,

светскую «политесс», что не мешало им оставаться грубыми и заядлыми

крепостниками. Через всю сатирическую литературу XVIII века проходят резко

обличительные образы таких «русских парижан», замечательно обобщенные

Пушкиным в петиметре Корсакове («Арап Петра Великого»). Но из «чужих»

краёв возвращались не только Корсаковы, но и люди, подобные прадеду

Пушкина, «арапу» Ганнибалу. Большое значение имели поездки на Запад и для

многих выдающихся представителей нашей культуры XVIII века. При этом, в

большинстве случаев, овладение европейской культурой не стирало с их облика

национально-русские черты, а, наоборот, сопровождалось обострением

национального самосознания, нарастанием любви к родине, патриотических

стремлений. Развитие школы, проблема образования молодых людей впервые при

Петре I становится государственной политикой. В практику входит обучение

молодежи за границей, главным образом корабельному и морскому делу,

воздается система светской школы. Это связывалось с необходимостью

практического осуществления хозяйственных, военных, культурных

преобразований. Все более ощущалась потребность в школах в самой России,

мысль о создании их высказывалась в некоторых «прожектах», сам Петр считал,

что «академии, школы дело есть зело нужное для обучения народного». В 1701

г. в Москве была открыта школа математических и навигацких наук — первое

светское государственное учебное заведение. За короткое время в столичных

городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская,

Инженерная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по инициативе В.

Н. Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные

школы России продолжали существовать и в следующем столетии. Первоначально

в школы принимали дворян и разночинцев, детей «всяких чинов». Однако в

Навигацкой школе, например, уже с самого ее возникновения в высшем классе,

где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только

дети дворян. Вскоре детей разночинцев в эти школы принимать перестали.

Постепенно они превращались в закрытые привилегированные учебные заведения

для дворян. На базе некоторых профессиональных школ впоследствии

образовались высшие специальные учебные заведения. В 1714 г. в ряде

провинциальных городов были организованы цифирные школы. Указ Петра

предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах

«поголовно». Без получения свидетельства об окончании цифирной школы

«жениться их не допускать и венечных памятей не давать»! Однако вскоре

правительство, как и в случае с профессиональными училищами, стало

отступать от провозглашенного Петром принципа. В 1716 г. были освобождены

от необходимости учиться в цифирных школах дети дворян, в 1722 г.—дети

духовенства в связи с организацией епархиальных училищ. Впоследствии

цифирные школы практически прекратили существование и \в 1744 году были

слиты с гарнизонными школами, предназначенными для обучения солдатских

детей [11]. В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно

строгий запрет был для детей крепостных. В городах продолжали сохраняться

старые формы обучения, так называемые школы грамоты; в дворянских семьях

преобладало домашнее обучение. Учеба рассматривалась как особый вид службы

дворян, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с

появлением системы чинов. Реформы, проведённые Петром I (1689 – 1725 гг.),

затронули не только политику, экономику, но также и искусство. Целью

молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским,

просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами,

скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не

было. Петр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно

посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу,

в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. “петровские

пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за счет государственных средств –

пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный

опыт и приобретённое мастерство. XVIII столетие в истории русского

искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в.

учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они

могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на

равных. Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с

практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, возможности познания

им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия светской

культуры. Специального учебного заведения для подготовки учителей в России

еще не существовало. В профессиональных, цифирных школах учителями обычно

работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики,

выпускники самих школ. Дальнейшим важным шагом в утверждении светской

культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати.

Реформа шрифта, проведенная в 1708—1710 гг., упростила сложную кириллицу и

способствовала дальнейшему разделению сфер светской и церковной книжности.

По меткому выражению Ломоносова, «при Петре Великом не одни бояре и

боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние

одежды». Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в

1710 г. «Сими литерами, — указывал он,—печатать художественные и

мануфактурные книги». Правительство активно использовало книгу для

пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах,

публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и

обосновывалась необходимость преобразований. |В России начали издавать

официальную печатную газету «Ведомости» (1703), в которой публиковались

внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и

культурных событиях. 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В. А.

Киприанов. Он происходил из мещан Кадашевской слободы и был одним из

активных деятелей петровских преобразований. В. А. Киприанов известен как

составитель некоторых учебных пособий, соавтор «Арифметики» Л. Ф.

Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге. Издавались

журналы, в них печатались статьи Дашковой, Новикова и самой императрицы.

Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо

развита. Она сдерживалась многими факторами: торговцы старопечатными

рукописными книгами неохотно распространяли светские издания часто из-за

враждебного отношения к петровским преобразованиям, книга дорого стоила,

наконец, она была малодоступна, так как грамотность была еще весьма

незначительной. Тираж книг в это время был, как правило, невелик, только

учебная литература печаталась тиражами в 11 —14 тыс. экземпляров. В

народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга,

лубочная картина. Известным политическим лубком петровского времени была

знаменитая картинка «Как мыши кота хоронили», созданная в среде противников

преобразований. Обеспокоенное появлением печатных и рукописных

произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность,

правительство в 1721 г. издало указ, запрещавший без разрешения Синода

печатать и распространять «листы и картинки». Этот указ положил начало

официальной цензуре. Известным итогом государственных преобразований в

области просвещения и науки было учреждение Академии наук.

Создание петербургской Академии. Мысль об организации научного центра

возникла у Петра еще в 1718 г., когда он посетил Францию и познакомился с

деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания

Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, слушался в

заседании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии

состоялось в 1725 г. уже после его смерти. Особенностью петербургской

Академии наук было объединение научно-исследовательских и педагогических

функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и

решения проблемы создания отечественных научных кадров. «Ныне в России,—

указывалось в проекте,— здание к возращению художеств и наук учинено быть

имеет... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего

государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и

чрез обучение и распложение оных польза в народе впредь была». В системе

Академии находились университет и гимназия. Создание Академии наук было

крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые

возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в

различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию,

ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории.

Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой

Академии. Из стен академического университета вышли многие крупные ученые,

имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй

половины XVIII в. Академический университет закончил М. В. Ломоносов,

ставший первым русским академиком. Интерес к научным знаниям в первые

десятилетия XVIII в. был связан с практическими потребностями Российского

государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с

градостроительством. Преимущественное развитие получили в это время

естественные науки. Развитие механики и математики также носило прикладной,

практический характер. Одним из достижений технической мысли было создание

А. К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-

винторезного станка. Научные и технические данные применялись при

сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов,

доков, корабельных верфей. В петровское время предпринимались попытки

написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны.

Петр I интересовался русской историей и заставлял изучать ее своих

сподвижников. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории

России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву

рукописи, содержавшие интересные исторические сведения, делать копии, а

подлинники «отсылать в прежние места, откуда взяты». Основным руководством

по истории России в школах оставался «Синопсис», первое учебно-историческое

произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали

всеобщую историю. Преобразования первой четверти XVIII в. во многом

определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению

и обсуждению новых, жизненно важных проблем. Научные и культурные контакты

России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное

общество гуманистических и рационалистических учений и взглядов. В

России в это время были известны книги крупнейших естествоиспытателей и

философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа,

Лейбница и др. Общественно-политическая мысль XVIII в. выдвинула целый ряд

новых политических, социально-экономических, культурных проблем. В первой

четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма,

причем господствовало официальное направление. Утверждение или неприятие

абсолютной монархии — узловой вопрос идейных столкновений. Интересы

основной массы дворянства в петровскую эпоху полностью совпадали с

политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти главным

образом была со стороны реакционного боярства и духовенства. Последователи

реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших

его идеологов был Ф. Прокопович (1681—1736), теоретически обосновавший

право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над

церковной («Правда воли монаршей», 1722; «Духовный регламент», 1721).

Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха

назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну

(этот указ был отменен Павлом I). Идея неограниченной власти в тот период

еще во многом опиралась на традиционное понимание ее «божественного»

происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов

европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала

использовать и рационалистические идеи «естественного права»,

«общественного договора», выработанные раннебуржуазной политической

мыслью XVII — начала XVIII в. В общественном сознании утверждается

представление о монархическом государстве как высшей форме власти,

способной обеспечить «благо» всех подданных. Концепция «общего блага»

понималась как достижение благополучия в стране «через служение

государственному интересу». Оно становилось обязанностью каждого подданного

в соответствии с его сословной принадлежностью. Дворянству при этом

отводилась первостепенная роль. Петр I, не отвергавший личное служение

отечеству, был для общественных деятелей и мыслителей воплощением

идеального монарха. Эта идея продолжала жить в общественном сознании и

последующего, XIX столетия. В петровское время усиливается роль

государственной власти во внутренней жизни: государственной политикой

наряду с управлением, финансами, судопроизводством становятся торговля,

мануфактурная и заводская промышленность, образование, книгоиздательское

дело. Идеи о необходимости просвещения, хотя и медленно, но все же

проникают в сознание общества. У истоков русской национальной науки устоял

М. В. Ломоносов (1711—1765). Именно с него, по мнению многих исследователей

начинается век Просвещения в России. Ученый-энциклопедист и патриот,

первый русский академик, он оказал значительное влияние на развитие русской

и мировой науки и культуры, был, избран почетным членом Шведской и

Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии,

минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был

новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное

дело и металлургия, пробирное искусство, производство стекла, получение

солей и красок. Ломоносов возродил искусство мозаики в России, в его

мастерских были созданы замечательные произведения мозаичного искусства. В

естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных, ведущих

проблем. Замыслы его во многом опережали время. В 1748 г. он сформулировал,

а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения

материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия

этот закон был вновь открыт французским химиком А. Лавуазье и стал реальным

научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на

планете Венера. М. В. Ломоносов много сделал для распространения

просвещения в России. Настаивая на открытии университета в Москве, он

писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и

остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными

своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в

рассуждении высоких знаний». К числу замечательных достижений русского

естествознания можно отнести академические экспедиции 60—70-х годов XVIII

в., в работе которых участвовали такие крупные ученые, как П. С. Паллас, С.

Г. Гмелин, И. И. Лепехин и другие. Собранные во время экспедиций материалы

по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному

изучению природы и культуры народов России. Изданный в 1745 г. «Атлас

Российской империи» стал событием мирового значения: к середине XVIII в.

подобный атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла

пропаганда географических знаний. В 70-х годах вышел в свет «Географический

лексикон Российского государства», первый географический словарь в России,

география стала обязательным предметом во всех учебных заведениях. В 1803

г. русские ученые и мореплаватели И. Ф. Крузенштерн (1770—1846) и Ю. Ф.

Лисянский (1773—1837) совершили первое кругосветное плавание, во время

которого был получен богатейший материал для изучения Северного Ледовитого

и Тихого океанов. Вторая половина XVIII в. характеризуется успехами в

техническом изобретательстве. И. И. Ползунов (1728—1766), русский

теплотехник, мастер одного из алтайских заводов, впервые выдвинул идею об

использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он построил паровую

машину. Однако судьба этого изобретения Ползунова была трагичной. Машина

после недолгого времени работы на одном заводе была остановлена, а потом

вовсе уничтожена. Другой механик-самоучка — И. П. Кулибин (1735—1818)

изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал

шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но все

эти изобретения также не получили широкого практического применения. Из

гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные

достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М. В.

Ломоносова и В. Н. Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об

этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его «Краткий

российский летописец» был основным учебником по истории в XVIII в. Труд

Татищева «История Российская» был первым опытом научного освещения

отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали

исторические сочинения М.М. Щербатова (1733-1790) и И. Н. Болтина

(1735—1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию

русской истории. Повышение внимания к истории выражалось в распространении

исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням,

в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было

существенным моментом в становлении национального самосознания.

В XVIII веке гораздо значительнее стала роль человека в человеческом

обществе. Развитие политической системы государства, промышленности и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.