бесплатно рефераты
 

Немного о Месопотамии

Затем он содействовал изгнанию из Мари правившего там сына ассирийского

царя Шашми-Адада I и воцарению Зимрилима, представителя старой местной

династии. В 1763 г. до н. э. Хаммурапи захватил Эшнунну и уже в следующем

году нанёс поражение могущественному царю и своему бывшему союзнику Римсину

и захватил его столицу Ларсу. После этого Хаммурапи решил подчинить себе и

Мари, которое раньше было дружественным ему царством. В 1760 г. до н. э. он

добился этой цели, а через два года разрушил дворец Зимрилима,

стремившегося восстановить свою независимость. Затем Хаммурапи покорил

область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур.

После смерти Хаммурапи вавилонским царём стал его сын Самсуилуна (1749-1712

гг. до н. э.). Ему пришлось отражать натиск касситских племён, которые жили

в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н. э. касситы во

главе со своим царём Гандашем совершили поход в Вавилонию, но сумели

утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от неё.

В конце XVII в. до н. э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не

играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла

сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 г. до н. э. пришёл конец

господству вавилонской династии. Вавилон был захвачен хеттским царём

Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, цари

Приморья, береговой полосы у Персидского залива, захватили Вавилон. После

этого около 1518 г. до н. э. страна была покорена касситами, господство

которых длилось 362 года. Весь означенный период принято называть

касситским или средневавилонским. Однако вскоре касситские цари были

ассимилированы местным населением.

Во II тыс. до н. э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены.

Для этого времени была характерна активная правовая деятельность. Законы

государства Энунны, составленные в начале XX в. до н. э. на аккадском

языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и

уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование

замужней женщины и похищение ребёнка свободного человека предусматривалась

смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли

выйти за пределы города без разрешения хозяина.

Ко второй половине XX в. до н. э. относятся законы царя Липит-Иштара, в

которых, в частности, регулируется статус рабов. Были установлены наказания

за побег раба от хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось,

что, если рабыня вступала в брак со свободным, она и её дети от такого

брака становились свободными.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы

Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того,

сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на

глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где

говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он

защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных.

Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни

вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и

административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы

Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того,

сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на

глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где

говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он

защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных.

Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни

вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и

административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической

мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с

предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе

Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и

злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное

и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к

глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях

законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В

частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые

отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого

раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан,

которые назывались "сыновьями мужа", мушкенумов, являвшихся юридически

свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины,

а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс

членовредительство "сыну мужа", то наказание виновному выносилось по

принципу талиона, то есть "око за око, зуб за зуб", а соответствующее

членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом.

Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался

отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было

лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул

дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался

смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб

необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за

кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в

тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился

облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в

тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов

ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего

ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за

стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды

и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи

законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно

равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт.

Прелюбодеяние со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж

желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель

освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось

преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец

не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления,

и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому

требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по

мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то

имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему

царём.

Ассирия в III и II тысячелетиях до н. э.

Ещё в первой половине III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, на правом

берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала

называться и вся расположенная в среднем течении Тигра страна (в греческой

передаче - Ассирия). Уже к середине III тыс. до н. э. в Ашшуре утвердились

выходцы из Шумера и Аккада, образовав там торговую факторию. Позднее, в

XXIV-XXII вв. до н. э., Ашшур стал крупным административным центром

созданной Саргоном Древним Аккадской державы. В период III династии Ура

наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей.

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением Ашшур

был обязан выгодному географическому положению: здесь пролегали важные

караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении

доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный

лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты

сельского хозяйства и ремёсел. Постепенно Ашшур превратился в крупный

торгово-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много колоний

за пределами своей страны.

Важнейшая из этих колоний-факторий находилась в городе Канесе в Малой Азии

(современная местность Кюль-Тепе, недалеко от города Кайсари в Турции).

Сохранился обширный архив этой колонии, относящийся к XX-XIX вв. до н. э.

Ассирийские купцы доставляли в Канес крашеные шерстяные ткани, массовое

производство которых было налажено у них на родине, и вывозили домой

свинец, серебро, медь и кожу. Кроме того, ассирийские купцы перепродавали

местные товары в другие страны.

Отношения членов колонии с жителями Канеса регулировались местными

законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшуру, который облагал

её торговлю значительной пошлиной. Верховным органом власти в Ашшуре был

совет старейшин, и по имени одного из членов этого совета, которые ежегодно

менялись, велись датировка событий и отсчёт времени. Существовала также

наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел право созывать

совет, но без санкций последнего он не мог принимать важные решения.

Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии

надо было иметь сильную военную власть. Поэтому влияние ишшаккума начало

постепенно усиливаться. Но второй половине XVIII в. до н. э. Ассирию

подчинил себе вавилонский царь Хаммурапи. Приблизительно тогда же Ассирия

утратила и свою монополию в караванной торговле.

К середине II тыс. до н. э. ослабевшая Ассирия вынуждена была признать

власть царей Митанни. Около 1500 г. до н. э. Митанни достигло зенита своего

могущества, захватив области Северной Сирии, а около 1360 г. до н. э.

хеттский царь Суппилулиума I разгромил их. Затем ассирийский царь

Ашшурубалит I воспользовался поражением Митанни и захватил часть территории

этого государства. Позднее царь Ассирии Ададнерари I (1307-1275 гг. до н.

э.) воевал с Вавилонией и покорил всю территорию Митанни. После этого он

захотел заключить союз с хеттским царём Хаттусили III и предложил ему

считать его своим братом. Но ответ был оскорбительным: "Что это за

разговоры о братстве?.. Ведь ты и я, мы не рождены одной матерью!"

Во второй половине XIII в. до н. э. при царе Тукульте-Нинтурте I (1244-1208

гг. до н. э.) Ассирия стала самым могущественным государством Ближнего

Востока. Ассирийский правитель, захватив Вавилонию, назначил туда своих

наместников и вывез в Ашшур из храма Эсагила в Вавилоне статую верховного

бога вавилонян Мардука. Во время многочисленных войн власть ассирийского

царя значительно возросла, однако страна была истощена, ослаблена

внутренними беспорядками. В одном из текстов сообщается, например, что в

середине XI в. до н. э. царский сын и знать Ассирии подняли мятеж, сбросили

правителя с трона и убили мечом.

Период XV-XI вв. до н. э. именуется в истории Ассирии среднеассирийским. К

этому времени относятся так называемые среднеассирийские законы, которые

были самыми жестокими из всех древневосточных законов. Изначально земля в

Ассирии принадлежала главным образом членам общин и подвергалась

систематическим переделам. Но начиная с XV в. до н. э. она стала предметом

купли-продажи, хотя всё ещё считалась собственностью общин.

Рабы в тот период стоили очень дорого, и их было мало. Поэтому богатые

стремились закабалить свободных земледельцев путём ростовщических заёмных

сделок, так как ссуда выдавалась на тяжёлых условиях и под залог поля, дома

или членов семьи. Но законы до некоторой степени ограничивали произвол

кредитора по отношению к лицам, отданным в долговой залог. Однако, если

ссуда не была погашена в срок, заложник становился полной собственностью

кредитора. При неуплате долга в срок кредитор мог делать с заложником всё,

что хотел: "бить, выщипывать волосы, бить по ушам и просверлить их" и даже

продать за пределы Ассирии.

Вавилония в XII-VII вв. до н. э. и Ассирийская держава.

В конце XIII в. до н. э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя

эламский царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним

врагом и, напав на Вавилонию, разграбил города Эшнунна, Сиппар, Опис и

наложил на них тяжёлую подать. Сын Шутрук-Наххунте по имени Кутир-Наххунте

III продолжал политику грабежа Вавилонии. Вавилоняне объединились вокруг

своего царя Эллиль-надин-аххе (1159-1157 гг. до н. э.), чтобы освободить

измученную страну. Однако война, продолжавшаяся три года, окончилась

победой эламитов. Вавилония была захвачена, её города и храмы разграблены,

а царь вместе со знатью уведены в плен. Так окончилось почти шестивековое

господство касситской династии, и наместником Вавилонии был назначен

эламский ставленник.

Но вскоре Вавилония начала набирать силы, и при Навуходоносоре I (1126-1105

гг. до н. э.) в стране наступил кратковременный расцвет. Около крепости

Дер, на границе между Ассирией и Эламом, произошла ожесточённая битва, в

которой вавилоняне одержали верх над эламитами. Победители вторглись в Элам

и нанесли ему такое сокрушительное поражение, что после этого он в течение

трёх столетий не упоминался ни в одном источнике. Разгромив Элам,

Навуходоносор I стал претендовать на власть над всей Вавилонией. Он, а за

ним и его преемники носили титул "царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада,

царь четырёх стран света". Столица государства была перенесена из города

Иссина в Вавилон. В середине XI в. до н. э. полукочевые племена арамеев,

жившие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Месопотамию, грабить и

разорять её города и селения. Вавилония вновь оказалась ослабленной на

многие десятилетия и в союзе с Ассирией вынуждена была бороться против

арамеев.

К концу X в. до н. э. ассирийцы восстановили своё господство в Северной

Месопотамии и возобновили серию походов. К тому времени ассирийская армия

по своей численности, организованности и вооружению превосходила армии

остальных стран Ближнего Востока. Ассирийский царь Ашшур-нацир-апал II

(Ашшурнасирпал) (883-859 гг. до н. э.) прошёл территорию Вавилонии и Сирии,

истребляя жителей этих стран за малейшее сопротивление. С непокорных

сдирали кожу, их сажали на кол или связывали в целые живые пирамиды, а

остатки уцелевшего населения уводили в плен.

В 876 г. до н. э. ассирийское войско во время одного из походов прошло до

финикийского побережья. Когда в 853 г. до н. э. ассирийцы под руководством

своего царя Салманасара III (859-824 гг. до н. э.) совершили новый поход в

Сирию, они встретились с организованным отпором государств: Сирии,

Палестины, Финикии и Киликии. Во главе этого союза стоял город Дамаск. В

результате битвы ассирийское войско потерпело поражение. В 845 г. до н. э.

Салманасар III собрал армию в 120 тысяч человек и снова выступил в поход

против Сирии. Но эта акция успеха не имела. Однако вскоре в само сирийском

союзе произошёл раскол, и, воспользовавшись этим, ассирийцы в 841 г. до н.

э. предприняли ещё один поход и сумели установить своё господство в Сирии.

Но вскоре Ассирия вновь потеряла контроль над своим западным соседом. При

Адад-нерари III, вступившем на престол ещё мальчиком, в течение многих лет

фактически правила его мать Саммурамат, известная по греческой легенде под

именем Семирамиды. Были возобновлены походы в Сирию, а также установлена

верховная власть над Вавилонией.

Начиная с IX в. до н. э. в течение многих столетий в истории Вавилонии

большую роль играли племена халдеев, которые говорили на одном из диалектов

арамейского языка. Халдеи селились между берегами Персидского залива и

южными городами Вавилонии, в районе болот и озёр вдоль нижнего течения

Тигра и Евфрата. В IX в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть

Вавилонии и начали продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую

культуру и религию. Они жили родами, под управлением вождей, которые

стремились сохранить независимость друг от друга, а также от ассирийцев,

пытавшихся установить свою власть в Вавилонии.

При Шашми-Ададе V (823-811 гг. до н. э.) ассирийцы часто вторгались в

Вавилонию и постепенно захватили северную часть страны. Этим

воспользовались халдейские племена, которые завладели почти всей

территорией Вавилонии. Позднее, при ассирийском царе Адад-нерари III (810-

783 гг. до н. э.), Ассирия и Вавилония находились в довольно мирных

отношениях. В 747-734 гг. до н. э. в Вавилонии царствовал Набонасар,

которому удалось установить в центральной части государства стабильное

правление, но над остальной частью страны он осуществлял лишь слабый

контроль.

Новое усиление Ассирии падает на время царствования Тиглатпаласара III (745-

727 гг. до н. э.), который провёл важные административные и военные

реформы, заложившие основы нового могущества страны. Прежде всего, были

разукрупнены наместничества, права наместников ограничены сбором податей,

организацией подданных на выполнение повинностей и руководствами военных

отрядов своих областей. До Тиглатпаласара III целью ассирийских походов

были главным образом грабежи, взимание дани и увод части коренных жителей

захваченных территорий в рабство. Теперь таких людей стали в массовом

порядке переселять в этнически чуждые им области, а на их место пригонять

пленных из других покорённых ассирийцами областей.

Иногда население оставалось на земле своих предков, но облагалось тяжёлой

податью, а завоёванную территорию включали в состав Ассирии. Оно платило

подать продуктами земледелия и скотоводства, привлекалось к строительным,

дорожным и оросительным повинностям, а частично обязано было служить и в

армии (главным образом в обозе).

Была создана постоянная армия, находившаяся на полном государственном

обеспечении. Её ядром являлся "царский полк". Армия состояла из колесничих,

конницы, пехоты и саперных частей. Ассирийские воины, защищённые железными

и бронзовыми панцирями, шлемами и щитами, были отличными солдатами. Они

умели сооружать укреплённые лагеря, строить дороги, применять стенобитные

металлические и зажигательные орудия. Ассирия превратилась в ведущую в

военном отношении державу на Ближнем Востоке и смогла возобновить свою

завоевательную политику. Было остановлено продвижение урартов в области,

ранее захваченные ассирийцами.

В 743 г. до н. э. Тиглатпаласар выступил в поход против Урарту,

стремившегося установить своё господство в Сирии. В результате двух битв

урартам пришлось отступить за Евфрат. В 735 г. до н. э. ассирийцы совершили

поход через всю Урарту и дошли до столицы этого государства - города Тушпы,

который они, однако, взять не смогли. В 732 г. до н. э. ими был захвачен

Дамаск. В то же время Ассирия подчинила своей власти и Финикию.

Три года спустя Тиглатпаласар захватил Вавилон, после чего Вавилония

лишилась своей независимости на целое столетие. Однако ассирийский царь

воздержался от превращения её в рядовую провинцию, а сохранил за этой

страной статус отдельного царства. Он торжественно воцарился в Вавилонии

под именем Пулу и получил корону вавилонского правителя, исполнив древние

священные обряды в день новогоднего праздника.

Теперь Ассирийская держава охватывала все страны "от Верхнего моря, где

садится солнце, до Нижнего моря, где солнце поднимается", - другими

словами, от Средиземного моря до Персидского залива. Таким образом,

ассирийский царь стал владыкой всей Передней Азии, за исключением Урарту и

нескольких мелких областей на окраинах.

Преемники Тиглатпаласара Саргон II (722-705 гг. до н. э.), Синаххериб (705-

681 гг. до н. э.), Асархаддон (681-669 гг. до н. э.) и Ашшурбанапал (669 -

около 629 гг. до н. э.) на протяжении ста лет достаточно успешно сохраняли

гигантскую империю. На короткое время ассирийцам удалось даже подчинить

себе Египет.

Гибель Ассирии и Нововавилонская держава.

В последние годы правления Ашшурбанапала начался распад Ассирийской

державы, отдельные центры её стали соперничать друг с другом. В 629 г. до

н. э. Ашшурбанапал умер, и царём стал Синшар-ишкун.

Через три года в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.