бесплатно рефераты
 

Лекции по курсу Культурология

слышно?”, который для нас является глупой и докучливой привычкой, — имел

свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других

средств массовой информации. Существующие обычаи позволяли людям легко

вступать в общение, все обращались друг к другу на “ты”, различия в

общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда

все граждане участвовали в решении государственных дел.

Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном

собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов,

играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того,

что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать,

ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений — это

доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами “время,

когда рынок полон”, гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы

купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров,

зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок

ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в

основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел

в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где

занимались спортом, вели философские дискуссии, обсуждали политические

события и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где

выступали Сократ, Платон, Аристотель.

Вечерами устраивались дружеские вечеринки — симпозиумы. Здесь

присутствовали только мужчины, из женщин — лишь флейтистка, сопровождавшая

пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед

ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим

зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались

ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец

ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

Существенную, интегральную часть древнегреческой религии составлялили мифы,

сыгравшие исключительную роль в античной культуре. Эллинам в принципе было

чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных

священных книгах. Первоначальные религиозные представления развивали поэты

и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а

часто также и политическое значение. В мифы о богах и героях вплетено

множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют

свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы

богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых

награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы

о Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и

Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис

из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов

дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья.

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также

содержать аллюзии общественной и политической жизни. Большинство

мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф

об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном

спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых

жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в

любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям,

был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления

принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией

спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим

примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с

Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника

демократического строя.

Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии,

рациональной по своему характеру. Этот переход от религии к философии

связан с интерактивной техникой, которая способствовала новому,

рациональному видению мира. В античной Греции человек живет как бог в двух

мирах — мире культа и мире техники, именно техника стала подлинным

предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в

системах Анаксимандра, Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других

мыслителей. Античная мифология сыграла определенную роль в становлении

теоретической рефлексии, рационального философского мышления.

У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него не

было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К числу

крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным

идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в

странствиях, 30 лет из них — в Египте, где познавал таинства и премудрости

жречества. На родину он вернулся в зрелом возрасте и стал верховным жрецом

храма Аполлона в Дельфах — главного храма греков: дельфийские жрецы,

прорицатели и пифии, гадатели и предсказательницы судьбы славились по всей

Элладе.

В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции, но и

дуализм культуры греков, выражающийся в параллельном развитии религиозного

культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости.

Гераклиту, натурфилософу из Эфеса (VI—V вв. до н.э.), основоположнику

диалектики принадлежит знаменитое изречение: “Нельзя дважды войти в ту же

воду”. Создатель развернутого понятия “логос”, соотношения логоса и

космоса, выражающего диалектически проявляющиеся закономерности природы и

разумную необходимость сущего, Гераклит придавал ему самое широкое

значение. Логос у него — закон Всеобщего бытия, бытия социального,

политического; отсюда и непререкаемость и властная авторитетность закона.

Демокрит — греческий натурфилософ, атомист. Нет надобности излагать его

материалистическое (атомистическое) учение, оно достаточно широко известно.

Следует обратить внимание и на просветительскую деятельность софистов,

которая была значительным явлением в социальной жизни греков. Их заслуга в

том, что знание стало политической и социальной силой в тогдашнем афинском

обществе. Наиболее видным софистом, по свидетельству Платона и Аристотеля,

был Протагор, друг Перикла. Этот мудрец нажил своей мудростью столько

золота, сколько не заработал великий скульптор Фидий. Вот один из анекдотов-

загадок о нем: Эвакл обучался у Протагора софистике, и было условлено, что

плату он внесет после первого же выигранного процесса. Однако долгое время

он вообще не вел процессов, и, чтобы получить деньги, Протагор подал на

него в суд. “Я не буду платить в любом случае, — заметил перед судом Эвакл

— Если я проиграю процесс, то не буду платить согласно нашему условию, а

если выиграю — согласно решению суда!” “Наоборот! — усмехнулся Протагор. —

Если ты выиграешь процесс, то заплатишь деньги согласно нашему условию, а

если проиграешь — согласно решению суда...” Софисты восставали против

многих существовавших в их время учреждений, против всяких нравственных

основ и обычаев, проповедовали крайний индивидуализм.

25. Художественная культура Древней Греции и Древнего Рима.

Исследования феномена “греческого чуда” показывают, что истоки научного,

теоретического знания следует искать в гражданско-правовой сфере, что

теоретическое знание продуцируется представителями правящей элиты, не

занимающимися обычным трудом, что получение истинного знания направлено на

формирование этического идеала, необходимого для регуляции поведения

граждан полиса. Не случайно для Золотого века Перикла характерно убеждение,

что красота включает нравственность, что человек должен быть доблестным и

прекрасным. В целостной, гармоничной культуре Эллады наука, этика и

искусство образуют нерасторжимое единство.

Античная культура Эллады пронизана искусством. Пластичность и созерцаемость

- основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а

оно прежде всею телесно. Зрение — основа древнегреческого познания. Поэтому

зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии: “идея” и “эйдос”

(картина) происходят в греческом языке от глагола “видеть”. Отсюда любовь

эллинов, прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре

и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны,

пространственны и не зависят, во всяком случае, на протяжении человеческой

жизни, от течения времени. Структурными принципами красоты являются

гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в

ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон,

Пропилеи, этом кристалле греческого классического искусства. Акрополь был

также населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа,

изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.),

уподобляясь мраморному Олимпу.

В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам

человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения

искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много

разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас

документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого

тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврицида,

Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в работах философов,

историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в

культуре Древней Греции, хотя этот вопрос для них был второстепенным.

Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла

стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за

похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной). Общеизвестен также

рассказ о прекрасной куртизанке Фрине, красота которой спасла ее от

судебного приговора.

Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что

нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении

приравнивалось к добру. Эта идентификация прекрасного и добра,

взаимопереплетение эстетических и этических критериев было тем важным

фактором, благодаря которому прекрасное заняло исключительное место среди

других критериев ценности человека. Представление о красоте человека прежде

всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами.

Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и

сосредоточенности; прекрасный юноша — символом ловкости, очарования и

различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик

человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В

мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа,

безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера,

выступало как отрицание позитивных ценностей. В целом же можно сказать, что

великолепнейшим произведением древнегреческого искусства был человек, что

самоуверенная, красота и законченность форм, которым мы не можем не

удивляться, — это уже проявления чисто эллинского понимания прекрасного.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это

привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе

и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший

интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь

проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и

искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало

портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к

глубоким психологическим характеристикам— вот то новое, что им внесено в

эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения

парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений

древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера Милосская. Скульптурное

произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического

искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж

и гримасу, является группа “Лаокоон и его сыновья”. Реализм этой

скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры — он лежит в основе

знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая

ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической

эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий,

освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.

Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных

(в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. На римское

искусство оказывают влияние и различные народы — германцы, галлы, кельты и

др., входившие в состав многонациональной Римской империи, но эти влияния

не изменили существенно основных особенностей римского искусства. Его

художественная форма является результатом специфических для Рима

идеологических предпосылок. Римское искусство — продолжение греческого,

поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских

копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. От этрусков

римское искусство получило свое основное наследство.

Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки,

которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку

римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил

победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой

европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения

и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные

стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью,

продуманностью и красотой архитектурных форм.

В области скульптуры римляне — также последователи этрусков. Они заимствуют

обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из

этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе

реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал

идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с

подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала

обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное

тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с

какими-то “оправданиями”. Римская монументальная скульптура создает статуи,

облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

В живописи римское искусство тоже имеет значительные успехи. Создается

оригинальная живопись, отличная от греческой. Римский живописец, прежде

всего, стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в

пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности,

но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство

линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо

позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед

греческой.

Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа.

Одним из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы

“Георгики”, “Энеида” и “Пастушеские песни”. В творчестве Горация Флакка

латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец

греческих лирических поэтов, особенно Алкея, он создал несколько од. В них

он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также

радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа.

Выдающимся поэтом “золотого века” был Овидий Назон, написавший множество

стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться

любви, явилась его поэма “Искусство любви”, которая вызвала гнев Августа,

увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении

семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи. И в

последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают

широкое распространение.

26. Человек средневековья. Мировоззренческие основы средневековой культуры.

Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной

культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная

жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к

натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических

некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени.

Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли

христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало

огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период

раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-

феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества

католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического

мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к

пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты,

молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души,

которую нужно было освободить для высшего блаженства.

Аскетизм стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и

пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как “жития

святых”. Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции,

когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались

грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая

жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания

человек будет вознагражден в потустороннем мире.

Можно сказать, что для средневековой культуры характерны

иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские,

рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой

культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора

Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское

знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время.

На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого

Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной

частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату

церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской

культуры.

В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают

проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных

задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во

время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого

“последнего римлянина”, основавшего первую средневековую мастерскую письма

и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные

традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.