бесплатно рефераты
 

Лекции по культурологии

мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали,

неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту.

Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах

пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов

являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в

данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает

тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными

видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых

использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и

наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны

искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где

начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен

экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики,

живописи.

Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его

социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже

говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались

естественные возможности для его расширения. С течением времени, с

развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого

зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не

только культура скотоводческих племен, которая так и оказалась обреченной

на замкнутый характер развития в условиях консервации кочевых форм жизни и

примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу

человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде

всего:

. культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных

землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные

государственные образования, поскольку государство оказывалось

необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как

условия продуктивного земледельческого хозяйства;

. культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло,

мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась

в “городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким

уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и

более высокий уровень духовной и художественной жизни.

Литература

Введение в культурологию /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В. Попов. М., 1995.

Алексеев В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1980.

Тема 2. Древнейшие культуры и цивилизации

Основные вопросы темы

1. “Восток” как культурная традиция.

2. Характерные черты и особенности древнейших культур и цивилизаций.

“Восток” и “Запад” – две во многом противоположные культурные традиции,

два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания,

что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии,

нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это “две системы

координат”, два мира, каждый из которых шел своей дорогой развития в своем

ритме. Восток, оставаясь для Запада загадкой (вспомним хорошо известное

высказывание Р.Киплинга: “Восток есть Восток, Запад – Запад, а вместе они

никогда не сойдутся”), оказывал, тем не менее огромное влияние на поиски

Западом путей самобытного духовного развития, а Запад, в свою очередь, как

бы “подстегивал” Восток в процессе переосмысления своих традиций,

универсализации своего уникального опыта. Можно сказать, что при всем своем

различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны,

помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой – придавая

мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность,

многокрасочность.

Обладая огромным, техническим, земледельческим, духовным потенциалом,

Восток зачастую получал плоды индустриальной цивилизации от Запада, причем,

зачастую ценою огромных жертв и потерь. Научно-исследовательская,

познавательная деятельность для народов Востока всегда имела

самостоятельную ценность, независимо от практического применения. Можно

сказать, что в широком смысле для Востока чувство пути было значительно

более важным, чем чувство цели. Практически-прагматическому, целесообразно

ориентированному Западу Восток противопоставил внутреннюю собранность,

сосредоточенность, познание ради знания, а не ради преобразования, как на

Западе.

Восточные общества всегда уделяли особое внимание науке, образованию,

вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности, развивая производство

материальных благ до определенного предела. На Востоке не было материально-

технических и социальных условий для обособления отдельных семей от общины.

Единение человека с общиной и природой обуславливали и дополняли друг

друга. Отсюда проистекало благоговейное отношение как к правилам

совместного коллективного общежития, так и к природе, преклонение перед ее

красотой и таинственностью.

Связь человека и природы на Востоке проявлялись в том, что практически

вся деятельность человека увязывалась с окружающей средой. Государство на

Востоке было предметом общественного производства, а в его руках была

сосредоточена вся собственность на землю. Собственность и власть были в

традиционных восточных обществах слиты воедино. Абсолютная власть царя-

деспота была непререкаемой, она освящалась и религией, и философией. Особая

роль государства на Востоке с гигантским управленческим аппаратом

обусловила особый, зависимый, с одной стороны, и чрезвычайно властный, с

другой, тип бюрократии. Тотальная регламентация всех сторон общественной

жизни и отмеченные выше особенности бюрократии традиционных восточных

государств всегда были связаны с главной целью восточного общества –

стремлением к стабильности и неизменности во всем. Поддержанию стабильности

восточного общества служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и

законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных

корпораций – от общин до каст и сословий. Стремление восточного общества к

стабильности наложило отпечаток и на развитие труда, и на развитие личности

на Востоке. Разделение труда в рамках общины не подрывало, как это было в

Европе, а сплачивало ее. Общественные отношения на Востоке в целом

препятствовали уже в столетия нашей эры развитию рынка и капиталистического

способа производства. Для перехода на путь капитализма Востоку понадобился

толчок извне. Но и сам человек на Востоке изначально не соответствовал

характеру капиталистического способа производства. Некоторая экономическая

застойность Востока отнюдь не означала, что здесь не было никакого

индивидуального развития человека. Неразвитость и пассивность человека в

восточном обществе была относительной и касалась тех сфер деятельности, в

которых европейцы, начиная с XVI в. явно преуспели: производство

материального богатства, развитие экспериментальной науки, покорение

природы.

На Востоке существовала своя система норм и правил поведения человека.

Они сдерживали стремление человека к богатству, поддерживали уклад жизни.

Труд был естественным свойством человека и освящался волей богов.

Полезность для восточного человека определялась тем, что обеспечивало ему

гармонию с окружающим миром. Важнейшей чертой общественного сознания на

Востоке, сознания архаического аграрного общества было представление о

неизменности человеческого бытия, цикличности жизни. Отсутствовало жесткое

противопоставление души и тела, игнорировалось различие между человеческим

и божественным. Особенностью восточной цивилизации был относительная

религиозная терпимость. Личное, индивидуальное на Востоке – это, прежде

всего, духовное совершенство, проявляющееся в творчестве, искусстве.

Религия считалась здесь искусством жизни, а созерцательное мироощущение

требовало полного слияния с природой. Тип личности, сформировавшейся на

Востоке, практически исключал грабительское отношение к природе, забвение

духовной жизни во имя приращения материального богатства, совершенствование

технологии, которое нарушало бы установившийся порядок вещей и образ жизни.

История культуры народов Востока восходит к далекой древности и

связывается многими историками с переходом человечества от стадии

первобытности к цивилизации. В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила,

Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры

древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с

элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных

систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все

население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь

определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь

письменно фиксировать результаты.

Именно на Востоке появилась письменная культура, которая на многие

тысячелетия определила культурные ритмы не только Востока, но и Запада.

Изобретенная в Шумере в виде клинописи, письменная система

совершенствовалась, дав возможность финикийцам изобрести алфавит, который

впоследствии стал основой большинства современных алфавитов.

Сакрализация власти объединяла людей, возвышала правителя над

обществом, и, следовательно, позволяла мобилизовывать ресурсы на

приоритетных направлениях деятельности: строительстве гидросооружений,

городов, дворцов и храмов там, где требовалось привлечь массы людей. Вся

культура древневосточных обществ была тесным образом связана с религией,

обслуживая ее потребности. Архитектура, скульптура и живопись здесь были

подчинены строгим религиозным канонам. Искусство цивилизаций Древнего

Востока роднит стремление к реализму при сохранении условности,

плоскостность изображения, ограничение красочной гаммы локальными тонами,

неумение передавать светотень и перспективу. В древневосточной

земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного

человека – царствующей персоны, фараона, потом обычного человека в виде

пластической маски или живописного фаюмского портрета.

Следует особо подчеркнуть, что мы можем достаточно аргументированно

говорить об успехах и, несомненно, очень высоком уровне достижений, скажем,

египетской цивилизации, однако дать какую-либо качественную оценку культуре

Древнего Египта не в состоянии, так как не знаем, и вряд ли когда-либо уже

узнаем, какое духовное содержание несли в себе символы религиозного

поклонения древних египтян, какие духовные ценности были свойственны

египетскому обществу. Ясно одно, что те же знаменитые пирамиды и Сфинкс

воспринимались египтянами совсем не так, как туристами в ХХ веке.

Одной из самых самобытных и самых загадочных культур Древнего Востока

была индийская культура, основанная прежде всего на религии индуизма.

Поклонение многим божествам, обожествление природы, как мы говорим,

своеобразный пантеизм, - обстоятельно разработанное представление о

переселении душ, отношение к мирозданию как высшей ценности и высшей

загадке, представление об изначальной смертности всего живого и

животворящего, в том числе и богов (этот мотив присутствует в древних

ведических гимнах) – основные составляющие индуизма, легшие в основу одной

из крупнейших мировых религий – буддизма. “Будда” имеет в данном случае

двоякий смысл. Во-первых, это имя, означающее буквально “просветленный”,

данное основателю буддизма как целостного мироучения Сиддхартхе Таутаме,

жившему в VI веке до н.э., а во-вторых, это любое существо, достигшее

состояния высшего совершенства. Это совершенство достигается лишь спасением

через нирвану, спасти человек себя может только сам, не надеясь на какую-

либо внешнюю, пусть даже божественную силу. Путь к нирване ведет через

жизнь – страдание, отрешение от земных радостей, интенсивное

самоуглубление, самопознание.

Основа китайской культуры – философия конфуцианства. Конфуцианство –

государственная религия, освящающая власть земного правителя, императорскую

власть как власть Сына Неба, утверждающая неизменность иерархического строя

в государстве.

Отмеченная специфика миропонимания обусловила и особенности культурного

развития каждого из крупнейших культурных регионов Древнего Востока.

Так, Двуречье, где возникли культуры Шумера и Аккада, Вавилона и

Ассирии, всегда было открыто внешним влияниям и воздействиям. Сюда

стремились и здесь укоренялись многие этнические группы, постоянно

смешиваясь друг с другом. Гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и

железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн,

различные формы письма – все это и многое другое восходит именно к Западной

Азии, откуда эти нововведения распространялись далее по остальному миру.

Через античные Грецию и Рим, Византию, Иран эпохи Сасанидов, арабов, а

затем и крестоносцев многие образцы культуры этого региона дошли до нашего

времени. Именно в Месопотамии родились клинопись, уникальное храмовое

строительство, многие мифы, ставшие затем основой библейских сказаний

(вспомним, хотя бы знаменитые мифы о вселенском потопе и Вавилонской

башне), высокого уровня достигла бронзовая скульптура и изделия из

терракоты, всевозможного рода поделки из золота и серебра.

Ирригационное земледелие и скотоводство, а вместе с ними хозяйственная

и этническая стабильность, сильная государственная власть – все это стало

важнейшим условием прочной культурной традиции в Древнем Египте. Уже в

глубокой архаической древности зародились и сохранились на протяжении

нескольких тысячелетий все виды знаков египетского иероглифического

письма, система счета, записи текстов на свитках папируса, строгий канон

(незыблемый свод правил) в искусстве, монументальные сооружения. В духовной

жизни особую роль играли культ фараона и храмы. Храмы выступали в Египте и

как своеобразные центры знаний – здесь составлялись религиозно-магические,

литературные, медицинские и другие тексты, находились библиотеки, архивы,

велись погодные записи.

В Индии высокого развития достигла литература, многообразная по жанрам,

масштабная и глубоко поэтическая. Знаменитые фрески пещеры Аджанты,

сохранившиеся до наших дней, демонстрируют чрезвычайно высокий уровень

научных познаний индийцев, проявившихся и в широко известной десятичной

системе исчисления с применением нуля. Интересно, что такие математические

термины, как “цифра”, “корень”, “синус” имеют индийское происхождение.

В свою очередь Китай, общество которого наряду с конфуцианской моралью

исповедовало так называемый “даосизм”, проповедовавший примирение с миром,

следование естественному ходу событий, не случайно достиг особых успехов в

пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре и даже пейзажной поэзии.

Достижения китайской науки также напрямую связаны с углубленным постижением

природы – изобретение компаса, сейсмографа, небесного двигателя,

водоподъемного насоса, бумаги, шелка и т.д.

Литература

Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Индия, Китай, Япония. М.,

1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1963.

Массон В.Н. Первые цивилизации. Л., 1989.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.

Мировая художественная культура. М., 1996.

Тема 3. Античная культура

Основные вопросы темы

1. Античный тип культуры.

2. Культура античной Греции.

3. Культура античного Рима.

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное

“детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический

идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для

подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе

условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась

“древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день.

Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной

общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства.

Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную

политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-

культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей

духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса –

гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества

вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество,

разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство,

иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение,

система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно

естественный.

Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и

интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам

и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только

главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому

обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения

идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать

гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в

художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно

разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов,

демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял

выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением

полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия).

Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную

картину мира – в древних Афинах на каждого свободного гражданина в среднем

приходилось в эпоху расцвета греческой демократии (век Перикла) около 40

рабов. Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности

развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного

подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно,

ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности.

Таким образом, под античным типом культуры мы подразумеваем:

1. Понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается

всякая человеческая деятельность.

2. Понятие классики, то есть динамического живого равновесия,

соразмерности интересов полиса и отдельного гражданина, идеала и

жизни.

3. Понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное

и творческое содержание, ибо только ясная, совершенная форма делает

содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.