бесплатно рефераты
 

Культура как социальное явление

Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности)

устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в

сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией.

По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и

честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они

препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и

работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-

необходимую дистанцию.

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы

определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной

деятельности. Более вариабельна практика воспитания — от жесткой

требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в

которой действуют свои нормы.

Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы

аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в

конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их

содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только

физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают

нравственное обоснование, нередко освящаются авторитетом религии и

поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после

того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в

устаревший стиль и т.п.

Ролевые функции. Именно с нормативностью социального поведения связаны

ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в

этой группе. Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет

группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип,

представление индивида о своем должном поведении.

Детальное рассмотрение проблематики ролевых функций относится к сфере

социальной психологии.

Нормы и право. Именно в сфере нормативного регулирования происходит

деление между моральной и правовой подсистемами культуры. И та, и другая

действуют большей частью в одних и тех же сферах: в труде, быту, политике,

семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях.

Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового

поведения, в процессах взаимного общения и отражают практический и

исторический опыт. Выполнение требований морали может контролироваться

всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека в

области морали не связан с его официальными полномочиями, властью и

богатством, но является авторитетом духовным, проявлением его общественного

престижа и зависит от его способности адекватно выразить общий интерес,

внутренне разделяемый всеми членами коллектива. Но мораль может быть и не

связана с институциональным началом или персонифицирована кем-либо, а может

существовать как общепринятое, как завет.

Моральные требования имеют в виду не достижение каких-то частных и

ближайших целей, они «не практичны», а указывают общие нормы и принципы

поведения, оправдывающие себя лишь через состояние данной группы и общества

в целом в какой-то перспективе. Мораль не может указать: чтобы достичь того-

то, нужно поступать так-то. Она предстает как сумма требований,

регулирующих состояние общества.

2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество.

Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или

иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими

величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы

поведения или мышления, обладающие устойчивым признанием в обществе и

пробивающиеся через все ситуационные препятствия и тенденции криминализации

общества, через корыстное нарушение индивидами или группами. И все же

значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния

самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или

введения новых. Преодолевая застывшие нормы, нарушая запреты, открывая

новые варианты деятельности или поведения, личность или общество меняют

свою деятельность. Иногда запреты ломаются жестко и нормы вводятся указом

властей или центральным регулирующим органом того или иного института. Мало

считался царь Петр I со сложившимися нормами поведения, когда он резал

бороды боярам, вводил немецкое платье и устраивал шутовские ассамблеи,

переворачивавшие наизнанку представления, сложившиеся в верхах российского

общества. Но еще до него патриарх Никон провел церковную реформу и запретил

двоеперстие. В 20-х гг. XX в. декретами советской власти была изменена

алфавитная система у ряда народов СССР. Хотя в каждом из этих случаев

нововведение сохранилось, оно вызвало у общества сопротивление, породившее

устойчивые противоречия в духовной и социальной жизни, явные или скрытые

расколы.

Даже весьма, казалось бы, необходимые нововведения или запреты, не

согласованные со сложившейся в обществе нормативностью, не адаптированные к

типу массовых ожиданий или не скомпенсированные какими-то заменами, терпят

провал, приводят к обратным результатам или порождают явное отторжение. В

качестве уже почти классических примеров нелепого запрета принято приводить

опыт введения «сухого закона» в США в 20-х гг. и антиалкогольную кампанию в

СССР, начатую в 1986 г[10].

Оба эти акта нормотворчества привели не к снижению уровня алкоголизма,

как было задумано, а к громадному росту нелегального изготовления и продажи

спиртных напитков.

Именно социологический анализ, учитывающий не только назревшую

необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, но и

исторически сложившуюся систему социокультурной регуляции, в которую она

вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного

введения норм и те трудности, с которыми новая мера столкнется в социальной

жизни. Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры,

историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными

коммуникациями. Чаще всего старые и новые нормы сосуществуют — одни как

ритуалы, другие как практические правила.

Для утверждения и защиты каждой нормы формируются критерии одобрения,

поощрения, осуждения или запрета. Широта нормативности и тотальная

потребность в ней приводят к тому, что поощрение обычно менее ярко

выражено, чем осуждение и запрет.

В примитивной среде или обществах, где еще не выработаны достаточно

дифференцированные и обдуманные формы регуляции поведения, существуют

различные табу как непреложный и иррациональный запрет на совершение каких-

либо действий. Даже внешне абсурдные запреты (в отношении еды, каких-либо

поступков, произнесения каких-то слов и т.д.) приобретают важное значение в

системе социального контроля, снижая уровень напряженности и блокируя

разрушительное поведение.

Чем сложнее общество, тем дифференцированной должна быть и принятая в

нем нормативная система, тем необходимее и определеннее нормативы и органы,

которые поддерживают и регулируют такую систему. Помимо общественного

мнения, большое место в такой регуляции занимают системы образования,

воспитания и государственного управления. Последнее имеет в своем

распоряжении как административно-бюрократические, так и судебно-правовые

органы, в том числе исправительные учреждения. В том случае, когда

нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в

действие обычно вводится армия, призываемая для наведения порядка.

Вместе с тем обилие и жестокость запретов не только могут досаждать

индивиду и сдерживать его инициативу. Они могут тем самым вредить и самому

обществу, если они сковывают полезную инициативу. Нормативная избыточность,

т.е. излишние запреты и ограничения, свойственна обществам с относительно

бедной культурой, для которых внутренние расколы чреваты гибелью всего

общества. Но избыточность такого рода часто сохраняется и на стадии

относительной развитости культуры. В результате скрупулезной регламентации

или чрезмерно жесткого нормирования поведения искусственно суживается и

разнообразие действий и мыслей личности, тормозится культурное творчество,

общество плохо приспосабливается к изменениям и приходит в состояние

застоя.

Поэтому существует некоторый предел нормативности для всякого

общества, даже того жесткого и ригористичного, которое подчас стремятся

установить религиозные фундаменталисты.

Без допущения отклонений, поощрения самостоятельности и

предприимчивости, хотя бы в специально выделенных сферах и ограниченных

«свободных зонах», общество оказывается скованным в своих возможностях

приспосабливаться к изменчивой обстановке.

Нарушение норм — в широком плане предмет нравственных отклонений,

аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных

действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет

институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их

нарушения. Но хорошо известно, насколько неоднозначным предстает нарушение

норм и в правовой сфере, вводящей многие градации девиантного поведения, и

в морали, которая может с несомненностью оправдать несправедливо

осужденного, и тем более в литературе и искусстве, для которых нарушение

норм очень часто становится лишь элементом занимательного сюжета, фоном для

многих событий или для освещения глубинных процессов в человеческих душах и

судьбах.

Различие между нормой и ее нарушением оказывается весьма условным.

Незаконный бизнес или теневой капитал не только в ряде существенных функций

переплетаются с законным бизнесом и государственным сектором, дополняя друг

друга. Они могут меняться местами, если общественно полезное предприятие

оказывается экологически опасным, а считавшееся до сих пор незаконным

частное предпринимательство получает законную основу для своего

существования и необходимый престиж в обществе. Наркобизнес, азартные игры,

проституция или наемничество могут считаться морально осуждаемыми

профессиями, но от них зависит не только существование многих людей —

поставщиков услуг, но и поставка на рынок этих самых услуг, столь

необходимых потребителям. Это означает, что моральная и правовая антинорма

может являться нормой в экономическом плане, находя в этом соответствующее

утилитарное оправдание.

Это расхождение невозможно устранить, возводя в идеальную норму только

один из противостоящих принципов. Абстрактное морализаторство не избавляет

общество от порока, а загоняет его вглубь. С другой стороны, если считать

единственно верным принцип «покупатель всегда прав» или же «рынок — это

свобода покупать и продавать», то размываются границы между законной

деятельностью и преступностью и наступает разлад, что заставляет общество

прибегать к чрезвычайным авторитарным мерам. В нормально функционирующем

обществе каждая сфера — экономика, социальные структуры, политика и

культура — создают специфические средства регуляции деятельности, которые

дополняют друг друга.

Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы

ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах

социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности

являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным

средством налаживания нормативности являются ценности.

2.3. Ценности культуры

На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой

деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм,

которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта,

состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование.

Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое,

идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и

безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное,

существенное и несущественное и т.д.

Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность»,

«стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем

этих понятий обычно уже, чем «ценность». Под интересом или потребностью

обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-

экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом

случае остальные ценности («идеалы») — лишь отвлеченное отражение

интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения —

разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией.

Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и

становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и

поведение.

Между ценностью и действенной ориентацией может возникать разрыв,

определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически

реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями,

которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием

высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут

осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних

обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в

недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека.

Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием,

ориентированным на ее достижение, находим в пьесе Шекспира «Гамлет». Почти

до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует,

то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы удостовериться

еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко

сомневается в необходимости действовать[11].

В отличие от него герой романа Достоевского Раскольников не только

убедил себя в том, что не имеет ценности жизнь «вредной старушонки», но и в

самом деле убивает ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.

2.3.1. Классификация ценностей.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в

силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же

трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность

(например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать следующую

условно упорядоченную классификацию ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние,

состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество

жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление

и т.д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа,

семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость,

склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к

достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в

жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная

или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель,

законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,

бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение

к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать,

ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль,

гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или

подражание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по

указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в

разных сферах.

Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует

большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что

получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так

и в формах обращения.

В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как

признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры.

Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя

существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных

культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9—12

предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном

индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух

поколениях предков по прямой линии.

Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в

отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур.

То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от

своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и

влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или

солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее

будет рассмотрено в последующих главах.

Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы,

всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно

и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов

важнейшее богатство — скот, для оседлого крестьянина — земля, в феодальном

обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым

в образе жизни.

Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора

социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло

важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и

влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление

богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца,

если только оно не было предназначено для последующей раздачи или

употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,—

купцы и ростовщики — пользовались большей частью низким престижем, а

особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других

людей.

Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста

капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот,

приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь

владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам,

хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более

позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот,

растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором

товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому,

что они дороги, т.е. доступны только состоятельным людям. Обращение к

демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и

повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция

проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.