бесплатно рефераты
 

Культура как социальное явление

случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым

делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела,

работающим на уровне мировых стандартов.

Hетрудно заметить, что общая и профессиональная культура конкретного

человека могут не совпадать и, скажем, обладающий высокой профессиональной

культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо

противоположным образом.

Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше

культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии

разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной

культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития,

сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи,

библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и

редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане

следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную

форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение

системы образования, - подчеркивает В.А.Конев, - и с точки зрения методико-

педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от

логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька

со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования,

сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры

буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры,

сложившейся в ходе буржуазной культурной революции[5].

Hаконец, культуру можно структурировать по ее видам. Hаиболее широко

известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно

относят культуру материального производства; материальную культуру быта,

под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к

вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру

физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную,

нравственную, правовую, художественную и религиозную, Hо противопоставление

материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая

материальная культура только потому есть культура, что она в то же время

духовна.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни

общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие

своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может

быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой

функции вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального

опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает

действительной связью поколений, передавая от одних другим социальный опыт.

Ходят ли люди в джинсовых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках,

едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде

они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из

каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые

имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение

получает как бы концентрированный опыт прошлого.

Hо культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте

достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко

ограничивает все виды его общественной и личной деятельности,

соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная

функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем

самым ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как "все

институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений" и

утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради

возможностей совместной жизни[6]. C этим вряд ли следует спорить, ибо

культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на

сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: "И какое

за невестой берете приданое?". Hо тот же вопрос, заданный в сходной

ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Hормы изменились, и

забывать об этом не следует.

Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и

обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы

как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская

литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную

необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса

(свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает

необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание

необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя

же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность

выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием

необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться

свободный выбор.

Культура способна предоставить человеку поистине безграничные

возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях

отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности,

которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид

деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е.

культура.

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым

условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой.

Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в

среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему

посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в

гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью

известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как

реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но

в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить

столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже

растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры,

тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе

случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей

сущностной характеристикой культуры[7].

Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует,

передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики,

химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для

музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой

невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою

очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в

специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные

разговорные языки.

И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она

тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные

установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо

принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно

ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной

оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его

личность неповторимой.

Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом

положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного

представления о культуре, чем представление ее в статичности и

неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении,

в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая

жизненная сила.

Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи.

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей,

значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права,

религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества,

ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения

следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям:

художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует

и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых

проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп

и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные

с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни,

имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной

истории и культурного достояния данного общества. Зарождение или принятие

религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны,

политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и

научные открытия — во всем этом проявляются и культурные закономерности,

формирующие данное общество и международные отношения.

2.1. Обычаи

Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе

целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть

деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или

рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция»,

«обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более

широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам

регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку.

Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычного поведения,

принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции.

Ритуал как формализованное и специализированное поведение служит целям

упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во

взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая

уровень коммуникативности.

В основном совпадает по значению с обычаями термин «нравы» как

сложившаяся форма регуляции массового поведения. Впрочем, в

культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный,

изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой нормативного поведения,

подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды,

психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д.

Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и другие

подобные процессы подразумевают крупномасштабные перемены в нравах, которые

и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что

отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в

архаичных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных

социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях.

Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный

опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К

обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения,

жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные

правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы

и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только

потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак,

лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах

с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном

случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище

европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек

прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и

другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены

властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и

могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так

поступаете?» они отвечают: «Так принято».

Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к

культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение

в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с

определенными образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или

окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем,

который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения.

Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным

(так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное

вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или

привычную жизнь. В некоторых племенных культурах принято подвергать юношей

и девушек по достижении определенного возраста суровым испытаниям —

инициациям, пройдя через которые они должны преодолеть свою прежнюю

детскость и только после этого могут быть допущены в мир взрослых.

Подобными церемониями, как правило, обставляется и бракосочетание, после

которого молодожены утрачивают некоторые вольности, но приобретают и новые

права[8].

2.2. Нормы культуры.

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а

какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру

вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и

группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции,

ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно

должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить

их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение

порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через

политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом,

что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную

психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.

Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма,

что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и

действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые

обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на

внутренние мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым

целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на

привычные ожидания (экспектации).

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто

субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить

надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.

Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы

деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности

нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования

различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические

нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством

материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными

институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур

существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков,

которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет

обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные

отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще

когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень

обнаженности — объект строгого нормирования. Общество не безразлично к

форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать

руку, смеяться, смотреть на другого человека.

2.2.1.Классификация норм.

Целесообразно обратиться к классификации норм, данной Т. Парсонсом:

1. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях как в обществе в целом,

так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято выполнять

какие-то обязанности, например, мужчины должны выполнять сложные

технические работы и служить в армии, а женщины — вести домашнее хозяйство

и рожать детей.

2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной

деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и

эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая

принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и

т.д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего от состояния

производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику,

не допускают излишних расходов материала, времени, собственных сил и

диктуют обязанность работать профессионально, т.е. производить вещи или

услуги, отвечающие принятым требованиям.

3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие

принципы политической системы своей страны, вести борьбу по правилам,

соблюдая законы и конституцию.

4. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации,

взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято

говорить на своем языке, читать и писать, любить музыку своего народа,

поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое выпадение из принятых

норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно

не получит статус «оригинальности» или «талантливости».

Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые,

групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из этой разновидности

норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий,

осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам,

которые они отнюдь не считают общезначимыми и даже возражали бы против

попыток возвести эти правила во всеобщий закон.

Иногда группа проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительное

соблюдение которых требуется большим обществом.

Хорошо известно, что нормы имеют не только общенациональное значение,

но и дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и

классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами,

сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности,

а соответственно социального статуса и привилегий.

В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует

соблюдения социальной дистанции — как в отношениях между старшими и

младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, рядовыми и

командным составом, студентами и преподавателями,— существуют особые нормы

поведения, обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые

формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и

обыденной деятельности[9].

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить

побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.