бесплатно рефераты
 

Средневековый религиозный дуализм

и бранью, не знаю почему. 1

…Они отвращаются от священнослужителей церкви; они говорят, что

священнослужители выступили против Господа.2

Обратимся теперь к тому, что пишет Козьма Пресвитер в своей «Беседе»:

…они и хуже бесов, ибо бесы боятся креста Христова, еретики же рубят

кресты и делают себе из них орудия труда. … И почему вы [еретики] говорите,

что причастие и церковные обряды не установлены богом, и хулите священников

и все чины церковные,, называя правоверных служителей слепыми фарисеями…3

В «Синодике болгарской церкви о Соборе 1211 г. против богомилов»

перечислены воззрения богомилов, за которые они предаются анафеме:

1. дуализм (… тем, кто называет сатану творцом всех видимых вещей и

хозяином дождя и града, и всего, происходящего из земли, - анафема!)

2. докетизм (…Христос родился от приснодевы Марии лишь для вида, и для

вида был распят, и воспринятую плоть вознес и на небе оставил)

3. Отрицание Ветхого завета, причастия, креста (… богомилы отвергают

написанные в Старом завете книги и воссиявших в нем пророков…4, … Тем,

кто отрицает и хулит причастие, как и все таинства – анафема! … Тем,

кто отвергает поклонение честному и животворящему кресту и святым

иконам – анафема! 5)

История сотворения мира и картина мироздания у богомилов тоже очень похожа

на гностическую. Ангел Сатанаил, произведенный на свет посредством

эманации, является творцом и безраздельным хозяином мира. 6 В общем, можно

заключить, что в своих основных чертах воззрения павликиан и богомилов

идентичны взглядам гностиков.

б) АЛЬБИГОЙЦЫ

Средневековая Европа 11-12 вв. была не самым удобным местом для жизни.

Главным занятием тогдашнего «дворянина» были грабительские войны с

соседями, в которых и проходила вся его жизнь, причем банальный грабеж

окрестных деревень и проезжих купцов не только не считался позорным, но,

наоборот, рассматривался как достойное занятие для рыцаря. А в свободное

время они охотились и дрались на турнирах; в общем, были чем-то вроде

теперешних «баронов» на джипах.1 Крестьяне, составлявшие подавляющее

большинство населения, жили в тесных, грязных домах, задыхаясь от дыма

открытых очагов и вони скота, часто державшегося прямо в доме. Голод и

эпидемии, крайне высокая детская смертность были повседневной реальностью

(треть детей не доживала до 15 лет; вообще же средняя продолжительность

жизни составляла 45 лет для мужчин и 35 – для женщин); вдобавок, во время

нападений соседей на замок их сеньора крестьяне опять-таки становились

основным объектом грабежа и насилия со стороны рыцарей, а часто и

единственным – ведь взять замок, где отсиживался феодал, было непросто.

Вполне естественно, что уцелевшие пытались в поисках безопасности

перебраться в города, в узких улицах которых, куда почти не проникали лучи

света, а в горах мусора, остатков пищи и нечистот рылись свиньи и куры2,

они и умирали во время эпидемии , голода или пожара, против которых тогда,

разумеется, не было лекарств.

Утешением для людей могла бы стать религия, утверждающая, что страдания на

земле ведут человека к вечной жизни в раю, но в то время состояние церкви

было настолько плачевным, что религия, которую она представляла, могла

вызвать разве что презрение. Главной причиной упадка церкви была, наверное,

неподсудность священников светским властям. Полная безнаказанность,

разумеется, привлекала в церковь огромное количество подонков всех мастей,

которые в течение всего средневековья и представляли христианского бога на

земле. Дорвавшись до желанного места, кардиналы, епископы, аббаты и прелаты

открыто предавались всем возможным грехам: пировали и охотились недели

напролет, вымогали деньги у прихожан, торговали церковными должностями,

совершали военные походы на мирные города, вырезали целые деревни, держали

гаремы из монахинь, сожительствовали с матерями и дочерьми и т. д.; в

общем, вели себя как обычные феодалы, только гораздо более распущенные и

наглые. Женские монастыри в это время представляли собой публичные дома, а

мужские – феодальные замки, обитатели которых регулярно совершали

грабительские походы на соседей, а у себя занимались розничной продажей

вина из собственных виноградников, а для привлечения покупателей приглашали

бродячих поэтов, актеров и акробатов. В случае даже самых явных

преступлений с ними ничего не могли поделать светские суды, а духовные,

состоящие из таких же подонков, их неизменно оправдывали. В Рим, папе,

постоянно шли жалобы на его подчиненных, несмотря даже на то, что обычно

это плохо кончалось для самих жалующихся; однако, почти всегда это не

приносило никакого результата, поскольку продажность пап также была

известна всем, известны были и цены на получение церковных должностей. В

тех же из ряда вон выходящих случаях, когда папе ввиду взрывоопасной

обстановки в приходе все-таки приходилось смещать зарвавшегося священника,

он попросту переводился в другой, удаленный приход, сохраняя крупный доход

и статус служителя бога. А для успокоения верующих папы объявили, что

действенность церковной службы не зависит от морального облика священника.

Как совершенно справедливо заметил один из крупнейших специалистов по

средневековью, верный католик Генри Чарлз Ли, «благодаря церкви в средние

века масса преступников гуляла на свободе».1

Откуда же европеец того времени мог почерпнуть знания о христианстве?

Переводить Библию на народные языки было запрещено соборами, латынью он не

владел, регулярное чтение проповедей тогда не практиковалось.… Так что

представление о христианском боге у людей было довольно смутным; известно

было только, что если не платить церковные налоги и не покупать

индульгенции, можно запросто угодить в ад.

Как видим, и здесь условия жизни и положение церкви не слишком

способствовали появлению у людей позитивного, жизнеутверждающего

мировоззрения. Неудивительно, что в 11-12 веке обширные территории на юге

Европы оказались охвачены новым религиозным течением, проклинающим видимый

мир. Сейчас эти секты называют собирательным именем «альбигойцы». Вот что

писал о них знаменитый инквизитор Бернар Ги:

«Во-первых, себя они чаще всего называют … христианами, которые … имеют

веру в Господа Иисуса Христа и Евангелия, как учили апостолы. … По поводу

крещения говорят они, что вода материальна и нечиста, а потому является

творением зла и не может освятить душу… Более того, читают они Евангелия и

Послания на вульгарном языке, применяя и толкуя их на пользу себе и против

положения Римской Церкви, таким образом, который долго описывать в

подробностях; но все, что к этой теме относится можно прочесть более

подробно в книгах, которые они наплодили, и может быть узнано из признаний

тех их последователей, которые перешли в истинную веру»2

Как видим, по описанию одного из палачей катаров, их взгляды очень похожи

на воззрения их предшественников. Однако, чтобы познакомится с этим

мировоззрением из первых рук, давайте рассмотрим одну из немногих уцелевших

от костров инквизиции священных книг этого религиозного течения. “Тайной

Книгой” называли этот манускрипт сами альбигойцы, позднейшие издатели книги

предпочитали другие названия: “Ложное Евангелие” или “Книга св. Иоанна”.

“Тайная Книга” - основное и главное из сохранившихся сочинений катаров. Она

сохранилась всего лишь в двух латинских списках, но в конце одного из них

(рукопись XIII века из инквизиторского архива французского города

Каркассона) есть современное рукописное примечание: “Это тайное писание

еретиков из Конкорецио, принесенное из Болгарии их епископом Назарием”.

Некоторые ученые считают, что “Тайная Книга”—сочинение болгарских

богомилов, хотя ее славянский текст до нас не дошел. Полагают, что “Тайная

Книга” написана между X и XII веками. Возможно, в это время она получила

окончательную форму, многие же сюжеты гораздо старше: они есть в таких

древних апокрифах, как “Книга Еноха”, “Откровение Варуха”, “Видение Исайи”

и др. По форме же эта книга составлена как диалог между неким Иоанном и

Иисусом Христом.

Первое, что бросается в глаза, когда читаешь этот труд – это то, что

сатана в ней не просто падший ангел, а практически правая рука бога. Он

«управлял силами небесными», и вообще, был у бога чем-то вроде

управляющего: «Он ( Сатана) управлял всеми, следовавшими за Отцом, и

нисходил с небес в преисподнюю, и восходил от низших до самого престола

невидимого Отца».

Произошедшее дальше напоминает традиционную христианскую версию: сатана

возгордился и подбил на бунт против бога многих других небесных ангелов, за

что был наказан: бог

«преобразил его за гордыню его, и отнят был от него свет, и

стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал

весь облик его; и увлек он хвостом своим третью часть ангелов

Божиих, и был изгнан от трона Божия и от устроения небесного. И

низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни

себе, ни тем, кто был с ним. И он попросил Отца: “Имей ко мне

снисхождение, и все верну Тебе”. И сжалился над ним Отец, и дал

покой ему и тем, кто с ним был, насколько он пожелает, вплоть до

семи дней».

Дальше начинаются серьезные отличия – воспользовавшись предоставленной

свободой действий, сатана создает материальный мир и людей:

«Тогда воссел [Сатана] на тверди и повелел ангелу, который был

над воздухом, и тому, который был над водами, и подняли они

вверх, в воздух, две части вод, а из третьей части создали

пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по предначертанию

невидимого Отца. И вновь повелел [ Сатана] ангелу, который был

над водами: “Встань на двух рыб”, и [ встал он, и] поднял

головой своей третью, и она явилась сухой. Когда принял [Сатана]

корону от ангела, который был над воздухом, из половины [ее]

создал трон свой, а из половины—свет солнца. Приняв же корону от

ангела, который был над водами, из половины создал свет луны, а

из половины—свет дня. Из камней создал он огонь, а из огня—все

воинство и звезды. Из них создал он ангелов ветра, служителей

своих, по образу Вышнего устроителя, и создал громы, дожди, град

и снег, и послал на них ангелов—служителей своих. Земле же

повелел, чтобы она произвела все живое: животных, деревья и

травы. А морю повелел, чтобы произвело оно рыб и птиц небесных.

Затем придумал [Сатана] и сотворил человека по своему подобию, и

повелел ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от

него [ часть], и сделал другое тело, в образе женщины, и повелел

ангелу второго неба войти в тело женщины. Ангелы же горько

возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного [ с

ним] образа».

Дальше делается открытая попытка идентифицировать сатану с ветхозаветным

богом, богом христиан – здесь сатана с целью обмана людей исполняет сразу

несколько ролей:

«Тогда возбудитель зла умом своим задумал сотворить рай, ввести

туда людей и запретить [им] выходить [из него]. И посадил диавол

тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный

диавол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так

говорил с ними: “Вкушайте от всякого плода, который есть в раю,

от плода же познания добра и зла не вкушайте”. Диавол же вошел в

змея негодного и обманул ангела, который был в образе женщины, и

преисполнился брат его (Адам) желания греха с Евой в

прославление змея».

Дальше снова сатана играет роль христианского бога:

«воссел он над облаками и послал своих служителей ангелов—огонь

палящий—к людям, внизу [ пребывающим], от Адама и до Еноха,

служителя своего. Вознес он Еноха на твердь [небесную] и показал

величие свое, и повелел дать ему перо и чернила, и сев, написал

[ Енох] шестьдесят семь книг. И повелел [Сатана] , чтобы Енох

отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил Енох книги на

землю, и передал их сыновьям своим, и начал обучать их, как

совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так

сокрылось перед людьми Царство Небесное”. И говорил [ еще

Господь]: “Узрите, что Я—Бог ваш, и нет другого Бога кроме Меня.

Потому послал Меня Отец Мой в [ этот] мир, чтобы Я объяснил

людям и поняли бы они злую природу диавола. И в то время, когда

узнал [ диавол], что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял

[ древесину] от трех деревьев для распятия Моего и дал ее

Моисею, и доныне она для Меня сохраняется. Он же [ Моисей] тогда

предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам

Израиля, и вывел их посуху через море».

В соответствии с этим отрывком получается, что Ветхий Завет был написан

под диктовку дьявола, а христианская церковь является церковью сатаны.

Христа, посланца истинного бога, сатана пытается уничтожить, но ему это не

удается, по той причине, что Христос не состоял из материи и угрозы

материальных существ были ему не страшны:

«Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной

ангела Своего, по имени Мария, чтобы Она приняла Меня. Я же,

нисходя, вошел [ в Нее] через слух и через слух вышел. И узнал

Сатана, властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать

погибающих, и послал ангела—Илию-пророка, которого называют

Иоанн Креститель, крестящего водой. Илия же спросил властелина

мира сего: “Как смогу я [Его] узнать?” Тогда Сам Господь сказал:

“Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем

пребывающего, Тот будет крестить Духом Святым во избавление от

грехов, Тот имеет власть уничтожать и спасать”».

Несколько позже встречаем проповедь безбрачия и утверждение о том, что

продолжение жизни на земле есть грех: люди «вступают в брак и организуют

браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как

ангелы Божии на небе”. Я же сказал: “Ведь если от женщины грех, то человеку

нет пользы от брака”.1

Таким образом, мы здесь снова встречаем основные признаки дуалистической

религии:

1. Собственно дуализм (утверждение о том, что материальный мир создан

темными силами)

2. Докетизм (утверждение о том, что Христос не обладал материальной

природой)

3. Отождествление ветхозаветного бога с темными силами.

4. Утверждение о том, что воспроизводство жизни есть грех.

5. Осмысление освобождения через особый тип знания для «посвященных»

6. Различение людей по природным склонностям к «освобожденному знанию»

(различение «духовных», «душевных» и «плотских» людей).

7. употребление особой, гностической терминологии

ГЛАВА 3

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

СРЕДНЕВЕКОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДУАЛИЗМА

Почему одно учение побеждает, становится стилем жизни и знаменем целых

народов, а другое в конце концов исчезает, оказывается лишним, ненужным

человечеству? В чем заключена пружина, которая вызывает повышенную

живучесть одного учения по сравнению с другим? И всегда ли побеждает

лучший?

Христианство и гностицизм появилось на свет примерно в одно и то же время,

приблизительно в одном и том же месте, причем, как мы видели, независимо

друг от друга. Так получилось, что судьбы этих двух верований тесно

переплелись. Причем христианство, чаще занимая доминирующую позицию,

прилагало все силы, что уничтожить даже и следы пребывания гностиков на

Земле. Чуть ли не первое, что они сделали, добравшись до власти в Римской

империи, была организация в 380 г. казней присциллиан, одной из сект

гностического толка, что было встречено образованными кругами общества, еще

жившего эллинистическими понятиями, с искренним недоумением.1 Но в чем же

заключалось радикальное отличие христианства от гностицизма, которое

позволило ему победить?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам прошлось обратиться к первым векам

нашей эры, векам появления христианства, религии любви и сострадания, и

христианской церкви, которая на протяжении веков будет огнем и мечом

искоренять малейшие ростки инакомыслия и конце концов в своих делах станет

полной противоположностью принципам этой религии. Впрочем, и саму эту

религию последовательной не назовешь, и даже в самом основании ее кроется

вопиющее противоречие: если бог всемогущ и добр, так откуда же тогда зло в

мире? Все традиционные объяснения церкви, вроде того, что оно нужно для

испытания людей, или чтобы у них был выбор, на самом деле просто нелепы.

Какой смысл в испытании, если бог – всеведущ, и заранее знает результат? И

для чего бог, творец всего сущего, создавал людей такими, чтобы они могли

выбрать зло? Получается, что уже с первых дней своего существования человек

стал жертвой лицемерного произвола божества – всеведущий бог, зная заранее

о будущем грехопадении своих первых живых творений, подождал пока змей

совратит Адама и Еву, лицемерно возмутился их дерзостью и обрек весь род

человеческий на мучения.… Впрочем, это общее противоречие всех

монотеистических религий – поэт Омар Хайам, представитель другой мировой

религии, ислама, написал в 12 веке следующие красноречивые строки: «Если мы

совершенны – почему умираем? Если ж несовершенны – то кто бракодел?». Эти

дикие неувязки, конечно же, с самого начала бросались в глаза людям

мыслящим, и не могли не вызывать недоумения.

Одновременно с первыми общинами христиан в Римской империи появились

гностики, проповедники нового учения, в котором это противоречие было

блистательно разрешено. В их системах процесс сотворения мира выглядел

примерно так. В мире изначально существовали два начала – светлое,

совершенное, неподвижное, нематериальное божество и безобразная,

бесформенная материя, непрерывно корчащаяся в отвращении к собственному

несовершенству и в мучительных попытках создать что-нибудь равное холодному

совершенству нерожденного Отца. Не находя в своей природе ничего, что могло

бы сравниться с ним, она пытается скопировать мир света. Она создает

Вселенную, безжизненную, как и она сама. В отчаянии, она крадет у Отца

нерожденного некоторое количество его самого, дробит его на множество

мелких частиц и заключает в созданные ей неподвижные существа, которые

немедленно оживают.

Так и появились на свет люди – смердящие, пожирающие все вокруг,

испражняющиеся, мучающие себя и друг друга, удовлетворяющиеся унижением

других и бессмысленным собиранием предметов. Назначение этих безобразных

существ – служить темницами искр света, приводящих этот мир в движение. В

семи оболочках человеческих тел спрятаны семь оболочек души – более тонкой,

невидной глазу субстанции, в которую, как в резиновый мешок, заключена

«плерома», дух, та самая украденная искра света. Большинство людей

осознают только материальную часть себя; они, в общем, не отличаются от

животных, живут, чтобы удовлетворять свои нехитрые потребности в еде, сексе

и уважении к себе, то есть признании группой себе подобных своих подлинных

или мнимых достоинств.

Люди, нашедшие в себе душу, которой передалась часть божественной энергии

плеромы, чувствующие ее, достигают иного, более высокого уровня

существования, ибо они способны верить. Гностики называли таких людей

«душевными» людьми. Живущие душой видят этот мир иначе, более насыщенным и

красочным, склонны впадать в религиозный экстаз и чувственный восторг;

оторвавшись от грубого следования желаниям своего тела, то есть безобразной

материи, они видят и понимают больше, чем «плотские» люди. Их призвание –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.