бесплатно рефераты
 

Русская Православная Церковь и большевистское государство в 1925-27 гг.

плану коллективизации, справедливо полагая, что это приведет к крестьянским

восстаниям. [123] Сам Менжинский отрицательно смотрел на компанию

“спецеедства” и организацию процессов над вредителями, за что особенно

ратовал Сталин.

Одним из тех, кто активно поддерживал сталинскую политику и призывал к

ликвидации “правого уклона”, был глава АРК Ем. Ярославский. Уже в сентябре

1928 г. он говорил о необходимости “борьбы направо, борьбы со всякого рода

правыми уклонами”.[124] Однако имеются свидетельства, что Сталин не доверял

до конца Ярославскому, зная, что тот легко может перекинуться на другую

сторону с изменением положения в партии. 9 сентября 1929 г. в письме к В.

Молотову Сталин заметил, что Ярославский “при всех своих незаурядных

качествах .. слаб по части политического руководства (любит плавать по

волнам настроений “масс”)[125] Возможно, что июльская компания 1929 г. по

травле Ярославского в “Комсомольской правде” была инициирована с целью

“корректировки” его позиций во внутрипартийной борьбе.

Нужно отметить, что в 1928-29 гг., когда Сталин укреплял партийный

аппарат своими сторонниками, большинство членов АРК потеряло свои посты. В

1928 г. К.А. Попов перешел из АПО ЦК в Институт Красной Профессуры, что

было явным понижением. Был вынужден уйти на “научно-редакторскую” работу из

Главлита П.И. Лебедев-Полянский, в 1930 г. оставил пост заместителя

заведующего АПО ЦК С.М. Диманштейн. В 1928 –29 гг. и в 1930 ушли в

отставку и другие партийцы: И. Струков, А. Луначарский, Чичерин. Все это

показывает, что Сталину была не нужна “молчаливая оппозиция” в аппарате ЦК

и в государственных учреждениях.

Таким образом, ситуация в АРК отражало то разделение сил, которое

существовало в ВКП(б) на каждый конкретный момент времени. В 1925-1927 гг.

в период борьбы с “новой оппозицией” члены АРК в большинстве своем

поддерживали дуумвират Сталина-Бухарина. Однако по мере его распада и

нарастания противоречия между бывшими союзниками большинство членов

комиссии склонялось к “правому уклону” больше, нежели к “большинству”. Это

объясняется и общностью судеб (большинство членов АРК – старые большевики

с большим стажем и, добавим, образованием, в то время как Сталин делал

ставку на тех, кто “не умел отличить Гоголя от Гегеля, Бабеля от Бебеля”),

одинаковыми представлениями о дальнейшем пути развития государства.

Подробное скопление ненадежных политиков могло напомнить Сталину,

отличавшемуся завидной подозрительностью, Общество Старых большевиков к

которому (“обществу чаепитчиков”) вождь, как известно, не испытывал

симпатии. Мы можем предположить, что это обстоятельство стало одним из

факторов, обусловивши роспуск АРК в ноябре 1929 г.

§2. Дискуссия об АРК в Политбюро (1929 г.) и роспуск комиссии.

Изменение обстановки вокруг антирелигиозной борьбы потребовало

некоторого подведения итогов и определения дальнейшей работы. В 1929 г.

(впервые после 1923-24 гг.) Политбюро наконец-то обратило внимание на

деятельность АРК.[126] После отчетного доклада Комиссии Политбюро должно

было в специальной резолюции дать оценку ее работе в предшествующие годы.

Однако именно в это время начинают разворачиваться интересные события.

6 июля 1929 г. Политбюро должно было заслушать доклад АРК. Однако было

принято решение отложить выступление Ярославского.[127] Но ни на

последующем заседании, ни далее доклад так и не был заслушан. Его

переносили 20 июня, 27 июня и 4 июля 1929 г.[128]

Почему же возникла такая ситуация, когда Политбюро сочло невозможным

выполнить обычную рутинную процедуру? Как мы помним, именно в это время

состоялся II съезд Союза Безбожников, на котором Бухарин произнес свою

крамольную речь. Вплоть до 8 июля вокруг нее царило молчание, после чего

Политбюро приняло разгромное постановление. В этой обстановке доклад АРК

(членам которой импонировали взгляды Бухарина на антирелигиозную работу)

мог стать своеобразной поддержкой его позиции. Этого допускать, конечно же,

было нельзя. С другой стороны, после выхода постановления о речи Бухарина

появился “канонический” текст, на основании которого можно было оценить

позицию АРК. Как известно, уже в 1929 г. ход заседаний Политбюро и круг

рассматриваемых вопросов полностью контролировались Сталиным, поэтому

можно утверждать, что перенесение вопроса об АРК осуществлялось с его

одобрения.

8 августа 1929 г. доклад Комиссии наконец-то был заслушан. Политбюро

создало комиссию для выработки резолюции по докладу АРК. В нее вошли

Ярославский, Бауман, Криницкий, Рахманов, К. Попов, Савельев, Смидович,

Акулов. Как видим, состав комиссии благоприятствовал тому, чтобы была

выработана благожелательная для АРК резолюция. Кроме указанных лиц, к

выработке проекта был привлечен Б.С. Ольховый.[129] В чем же причина этого

пополнения, произошедшего по желанию Ярославского? К этому времени уже

состоялась июньская травля Ярославского в комсомольской печати. Зная

убеждения своих коллег, он вполне мог опасаться, что проект будет слишком

либеральным, и Ольховый должен был играть роль противовеса “умеренным”. 24

августа 1929 г. Ярославский послал в Политбюро готовый проект резолюции по

работе АРК, дававший недвусмысленную оценку ее деятельности: “Признать

линию Антирелигиозной Комиссии в отношении проведения такой церковной

политики, которая постепенно все более и более суживает круг деятельности

религиозных организаций – правильной.

Также признать правильной проявленную Антирелигиозной Комиссией

осторожность в деле проведения административных мер, затрагивающих широкие

слои верующих”.[130]

Проект подчеркивал необходимость усиления борьбы с религией, но в

самых общих словах: никаких практических мер по сути не предлагалось.

Вина за промахи в антирелигиозной пропаганде возлагалась на партийные и

государственные органы. Одновременно были осуждены попытки “некоторых” в

кратчайший срок “разрушить религию”, что нашло свое выражение на страницах

комсомольской печати…”[131] Последние слова вписаны в проект Ярославским,

который хотел поставить на место зарвавшихся комсомольцев, немало

попортивших ему нервов в июле.

Следов какого-либо обсуждения данного проекта в Политбюро не

обнаружено. Зато оно рассмотрело другой документ – резолюцию об

антирелигиозной пропаганде, внесенную Ярославским 14 августа 1929 г. Как он

отмечал, проект был принят “единогласно, кроме т. Смидовича, у которого

имеются несколько поправок”. [132]

Данный проект значительно вырос в объеме по сравнению с резолюцией АРК,

но суть его осталась та же. Все слова, одобрявшие деятельность Комиссии,

были без изменений перенесены в новый документ.

15 августа 1929 г. Политбюро рассмотрело этот документ и отложило его

принятие до следующего заседания, предложив своим членам дать поправки к

нему. [133] 22 августа было принято постановление о новом переносе.[134] Мы

видим, что принятие постановления вновь затягивается. Причина, по всей

видимости, та же, что и в первый раз: в это время шел “разбор” Бухарина в

связи с его оправдательными письмами, поэтому было не до АРК.

Какие- либо поправки членов Политбюро на сегодняшний день не известны.

Однако в том виде, как подготовила комиссия, резолюция не могла быть

принята. Линия АРК была слишком похожа на ту политику, которую предлагал

Бухарин и другие “правые” и которая только что была осуждена. Признать

предложенную резолюцию означало одобрить взгляды “правых”, а такого, даже в

непрямой форме, быть не могло.

Правда, Политбюро сделало еще одну попытку “улучшить” проект. 29

августа 1929 г. в состав комиссии по выработке резолюции вошли В.М. Молотов

и Л.М. Каганович, верные сталинские прихвостни, и самой комиссии было

поручено переработать проект.[135] Новое пополнение должно было направить

его в соответствии с “генеральной линией”.

Однако это было уже ни к чему. К осени 1929 г. поражение “правых” стало

очевидным. В этой обстановке АРК была уже не нужна.

Очень интересно поведение Ярославского. 18 ноября 1929 г. он пишет в

Секретариат ЦК о своем уходе в отпуск, в связи с чем просит оставить

заместителем по АРК Красикова.[136] Он, конечно, не мог не знать, что в

ближайшее время будет решаться судьба комиссии, но решил не вмешиваться в

это дело. Хитрый и опытный политик, Ярославский исчез в самый ответственный

момент, чтобы появиться в стане победителей, когда все уже было кончено.

30 ноября 1929 г. Политбюро в последний раз вернулось к рассмотрению

вопроса об АРК. Было принято следующее постановление: “Считать необходимым

ликвидацию Антирелигиозной Комиссии ЦК, передав все дела антирелигиозной

пропаганды в Секретариат ЦК”.[137]

Это решение было принято спонтанно, в первоначальной повестке дня

заседания Политбюро вопроса об АРК не было. Сам текст постановления написан

от руки на листе тетрадной бумаги, а не на соответствующем бланке, которые

готовились заранее. Наконец последнее заседание АРК показывает, что ее

члены планировали продолжить работу и никак не думали о роспуске.

Таким образом, на протяжении 1929 г. руководители Комиссии пытались

отстоять ту же умеренную политику, которой они придерживались в предыдущие

годы, тем самым непроизвольно “солидаризируясь” с “правым уклоном”.

Упорное нежелание АРК принять новый курс в антирелигиозной работе

предопределило ее судьбу.

Выводы по главе.

Мы видим, что в условиях очередного изменения партийной политики по

отношению к религии АРК пыталась придерживаться своей прежней линии,

считая ее наиболее эффективной. Проведенные в ней кадровые реорганизации

способствовали сплочению старых большевиков, находившихся в молчаливой

оппозиции сталинскому курсу. В условиях нового усиления антицерковных

репрессий АРК пыталась проведение своих либеральных мер. Однако это не

могло не вызвать недовольства Сталина, так как тем самым АРК объективно

оказывала поддержку Бухарину. Между тем Сталин использовал противоречия в

антирелигиозном вопросе между ним и “правыми уклонистами” для обвинения

последних в предательстве интересов партии. В этих условиях АРК стала

ненужным органом, и это обусловило ее роспуск.

Заключение

В 1928-29 гг. начинаются изменения в отношениях большевистского

государства и религиозных конфессий. На смену применяемому относительно

умеренному курсу приходит новый репрессивный этап. Это было связано с целым

рядом причин.

После разгрома троцкистской оппозиции начали осложняться отношения

между И.В. Сталиным и Н. И. Бухариным. Стремление к единоличной власти

вынуждало Сталина начать борьбу теперь уже со своим недавним союзником. Эта

борьба развернулась вокруг вопроса о методах коллективизации и дальнейших

путях развития страны. Помимо прочих разногласий между Сталиным и Бухариным

были разногласия и в вопросе о взаимоотношениях между государством и

религиозными организациями. Сталин, исходя из созданной им теории

обострения классовой борьбы по мере построения социализма, утверждал, что

неизбежно новое наступление на церковь, ибо без ее уничтожения невозможно

успешное осуществление коллективизации. В отличии от него Бухарин и Рыков

считали необходимым вести борьбу с религией на идеологическом уровне, не

прибегая к административным мерам.

Существенные разногласия были и в среде самих антирелигиозников.

Руководство Союза Безбожников стояло на радикальных позициях и стало

надежной опорой Сталину. Старые большевики причастные к антирелигиозной

работе и составлявшие ядро Антирелигиозной Комиссии ЦК ВКП(б), фактически

поддерживали “правых уклонистов”, хотя открыто и не присоединялись к ним.

Глава АРК Ем. Ярославский лавировал между этими группировками, надеясь в

итоге присягнуть победителям.

Эти разногласия были умело использованы Сталиным в своих целях.

Спровоцировав выступление Бухарина на втором съезде СВБ, где последний

четко и последовательно изложил свои идеи, Сталин затем использовал это

выступление для нападок на Бухарина. “Любимец партии” был обвинен в

“мелкобуржуазном уклоне”, “примиренчестве” и т.д. Это существенно ослабило

его позиции и способствовало поражению “правого уклона”.

В то же время была организована печатная компания с травлей старых

большевиков, и в первую очередь Ем. Ярославского. Однако АРК на протяжении

всего 1929 г. продолжала отстаивать свою линию. Обвинить их в

“примиренчестве” и т.п. Сталин не мог, ибо они на словах были его

союзниками. Но одобрить эту линию также было невозможно, ибо это означало

реабилитацию только что осужденного Бухарина. Поэтому вопрос об оценке

деятельности АРК неоднократно переносился, а затем Комиссия была распущена

при первом удобном случае.

Победа Сталина в партийной борьбе одновременно означала и победу его

варианта антирелигиозной политики. Начинаются новые гонения на религиозные

конфессии, усиливаются репрессии, ужесточается законодательство, растет

число закрытых церквей. Целью этих гонений было окончательное уничтожение

церкви как социального института и разрушение ее организационной структуры,

без чего, по мнению Сталина, была немыслима успешная коллективизация.

В итоге к концу 1930-х гг. удалось добиться почти полного уничтожения

Руссой Православной Церкви в том ее виде, который складывался на протяжении

веков.

Источники и литература.

Архивные источники.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

Ф. Р – 5263 (Постоянная Комиссия по вопросам культа при Президиуме ВЦИК).

Ф. 5407 (Союз Воинствующих Безбожников СССР).

Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ)

Ф. 12 (Н.К. Крупская).

Ф. 89 (Ем. Ярославский).

Ф. 151 (П.Г. Смидович).

Ф. 17 (ЦК ВКП(б) – КПСС).

Оп. 3 (Беловые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).

Оп. 60 (Агитпроп ЦК ВКП(б)).

Оп. 85 (Секретный отдел ЦК ВКП(б)).

Оп. 112,113 (Секретариат ЦК ВКП(б)).

Оп. 163 (Черновые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).

Опубликованные источники.

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России,

позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей

церковной власти. 1917-1943 гг. М., 1994.

2. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-25 гг. Издание подготовили:

Н.Н. Покровский, С.Т. Петров. Новосибирск: “Сибирский хронограф”, М.:

“РОССПЭН”. 1997. Т.1.

3. Олешук Ф.Н. Кто строит церкви в СССР? М., Л.: Московский рабочий.

[1929].

4. Отделение церкви от государства. Дополнение первое к книге П.В.

Гидулянова. М., 1928.

5. Отделение церкви от государства. Дополнения к книге П.В. Гидулянова. М.

1929.

6. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову 1925-1936 гг. Сборник документов М.

Россия молодая. 1995.

7. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917- 1941

гг. Документы и материалы. М.: Библейский Богословский Институт Св.

Апостола Андрея. 1996.

Литература

1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

2. Он же. “Штурм небес” отменяется? М., 1992.

3. Андриенко Л.А. Атеист ленинской школы (жизнь и атеистическая

деятельность П.А. Красикова) М., 1976.

4. Бабинов Ю.А. Государственно - церковные отношения в СССР. История и

современность. Симферополь; Таврия, 1991.

5. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии.

(1917-1937). Л. , 1973.

6. о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия

Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 1 Тверь 1995 г., кн. 2,

Тверь 1996.

7. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: Революция. История. ,Личность. М.:

Молодая Гвардия, 1989.

8. Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к Русской

Православной Церкви 1920-30 гг. ДИМ?? Канд. Ист. Наук. М., 1995.

9. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х гг.) М.

Магистр. 1996

10. Иоанн (Сычев). Стояние в вере. Очерки церковной службы. СПб, 1995.

11. Кошеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений

советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. СПб, 1995.

12. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889-1938. М. 1992.

13. Козлов А.И. Сталин: борьба за власть. Ростов-на-Дону, 1991.

14. Куманев В.А., Куликова И.С. Противостояние: Крупская – Сталин. М.

Наука, 1994.

15. Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М.: Республика. 1992.

16. Медведев Н.Г. Государство и церковь в России (1924-1954 гг.)

Автореферат … канд. ист. наук. М., 1997.

17. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.:

Республика, 1995.

18. Регельсон Н. Трагедия русской церкви. Рaris. [1977]

19. Рутенбург С.Г. Д. Моор – художник – атеист// Ежегодник МИРА. Вып. 5,

М., Л., 1961.

20. Рутенбург С.Г. Атеизм в творчестве советских художников. // Ежегодник

МИРА. Вып. 7, М., 1967.

21. Савельев С.М. Бог и комиссары (к истории комиссии по отделению церкви

от государства при ЦК ВКП(б) – антирелигиозная комиссия) // Религия и

демократия. На пути к свободе совести. Вып.II, М., 1993.

22. Савельев С.М. Ем. Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20 –

начала 30 гг. // По этапам атеизма. М., Л., 1967.

23. Сенин А.С. А.И. Рыков. Страницы жизни. М., 1993 .

24. Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990. М., 1994.

25. Шаров В.В. Иван Иванович Скворцов-Степанов. М., 1972.

26. Шафаревич И.Р. Законодательство о религии в СССР. Рaris. 1973.

27. Шелестов Д. Время Алексея Рыкова: эскиз политического портрета. М.:

Прогресс, 1990.

28. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945

г. СПб 1995.

29. Юровский С.В. Луначарский – воинствующий атеист. Л., 1967.

-----------------------

[1] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 112, д. 775, л. 39.

[2] Там же.

[3] Акты Святейшего Тихона, Патриарха московского и всея России, позднейшие

документы и переписка о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М. ,

1994. С. 425.

[4] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 353, л. 9.

[5] См. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994.

С. 84.

[6] Сталин И.В. Сочинения. Т. 10, с. 133.

[7] Там же.

[8] Там же, с. 324.

[9] Там же. т. 11, с. 50.

[10] М. Костеловская – видный деятель безбожного движения, чьи взгляды были

осуждены антирелигиозным совещанием 1926 г. как “левацкий уклон”.

[11] Безбожник у станка. 1928. №. I.

[12] Там же.

[13] См. подробное изложение его взглядов в следующем параграфе.

[14] Правда. 1929. 15 мая.

[15] Там же.

[16] Цит-ю: Андреенко Л.А. Атеист ленинской школы (жизнь и антирелигиозная

деятельность П.А. Красинова). М., 1976. С. 123.

[17] Достаточно крамольные вещи Калинин говорил и в оценке кулака, что вряд

ли могло вызвать восторг Сталина: “Кулак был характерным типом

дореволюционной России. Во всяком случае, это не общественный слой и не

группа и даже группка, это отмирающее явление”. Цит-ю: Кун М. Бухарин: его

друзья и враги. М., 1992. С. 162.

[18] См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 300.

[19] См.: Правда 1929. 17 мая. (речь Луначарского на XIV Всероссийском

Съезде Советов).

[20] О позиции Крупской подробнее будет рассказано ниже. См. также:

Ревякин Е.С. Н.К. Крупская (к оценке атеистического наследия) // Женщины

России в ХХ столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993.

С. 49.

[21] В знаменитой статье “Год великого перелома” Сталин подчеркнул, что “..

нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого

крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, не

смотря на неимоверные трудности, не смотря на отчаянное противодействие

всех и всяческих темных сил, от кулаков и попов до фашистов и правых

оппортунистов”. Сочинения. Т. 12, с. 125. Неисповедимой сталинской логикой

Бухарин и Рыков поставлены на одну доску со священниками, которым они сами

причинили немало горя.

[22] Об этой линии смотри подробнее в главе № 5.

[23] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 787, л. 42.

[24] На заседании присутствовали Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, М.И.

Калинин, В. Куйбышев, В.М. Молотов, Я. Рудзутак, И.В. Сталин, М.П. Томский,

кандидаты в члены Политбюро К.Я. Бауман, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.П.

Петровский.

[25] Правда. 1929. 12 июня.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1889-1938. М.: Прогресс,

1992, с. 397.

[29] О его содержании мы знаем из письма Бухарина; сам текст постановления

пока не исследован.

[30] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 57.

[31] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л.57.

[32]Там же л. 54.

[33] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д. 798, л. 54.

[34] ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 25, л. 15.

[35] Отделение церкви от государства. Дополнения к книге П.В. Гидулянова.

М. 1929, с. 24.

[36] Дополнения … с. 23.

[37] Дополнения … с. 24.

[38] РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, л. 7.

[39] РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, п. 18.

[40] Там же, п. 4.

[41] РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 168, п. 4 об.

[42] РЦХИДНИ ф. 151, оп. I, д. 50, л. I.

[43] ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 20, л. 153.

[44] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 85, д. 20, л. 76-79.

[45] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 29.

[46] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 30.

[47] Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства

РСФСР. 1929. П. 35, с. 474.

[48] Там же. с. 476.

[49] Шафаревич И.Р. Законодательство о религиозной жизни в СССР. Париж:

YMKA-PRESS, 1973. с. 66. Нужно отметить, что данная точка зрения характерна

лишь для ранних работ этого автора.

[50] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 37.

[51] Там же, л. 48.

[52] Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-90 гг. М. 1994, с.

92.

[53] ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 24. П. 30-31.

[54] ГАРФ ф. Р-5263, оп. I, д. 3, л. 106.

[55] Там же, л. 111, 111 об.

[56] Там же, л. 113, 113 об.

[57] Там же, л. 100-101. Характерно, что тот же Н. Крыленко на 2 сессии

ВЦИК Х созыва отмечал: “… было бы неосторожно и не в духе общей политики

советского правительства в отношении церкви стать исключительно на путь

репрессий, путь репрессий не является путем, который смог бы дать

непосредственно желательные результаты. (там же, л. 35). Слова и дела…

[58] Там же, л. 88.

[59] ГАРФ ф. Р. 5263, оп. I, д. 3, л. 50 об.

[60] Там же, л. 49.

[61] Там же, л. 47.

[62] ГАРФ ф. Р. 5263, оп. I, д. 3, л. 17.

[63] Там же, л. 10.

[64] ГАРФ ф. р – 5263, оп. I, д. 3, л. 5, 5об.

[65] Имеется в виду закон от 8 апреля 1929 г.

[66] ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 20, л. 132.

[67] ГАРФ ф. Р- 5263, оп. I, д. 3, л. 2.

[68] Там же, л. I.

[69] Там же, д. 120, л. 92.

[70] Уникальный исторический памятник г. Москвы, где венчались А.С. Пушкин

и Н.Н. Гончарова и где в последний раз служил Патриарх Тихон.

[71] Там же, д. I, л. 3 об.

[72] Цит-ю: Ивинский И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х

годов). М.: Матистр, 1996, с. 105.

[73] Антирелигиозник. 1928. № 12, с. 57.

[74] Там же. п.8, с. 84.

[75] ГАРФ ф. 5407, оп. I д. 14, л. 65.

[76] Там же. л. 36-37.

[77] Нужно сказать, что пионеры не рвались участвовать в указанных затеях

безбожников, на что последние обижались: “Выходит, что пионеры не руководят

работой, а тащатся в хвосте за детской мамой, - писал Н. Амосов - …

пионерская и комсомольская печать сваливают вину на Союз безбожников,

разлагают безбожную работу пионерских организаций”. Антирелигиозник 1929.

П. 1, с. 93.

Что касается комсомола то его “пропагандистские” методы хорошо всем

известны. Даже Н. Бухарин, еще будучи одним из самых “левых” безбожников,

говорил на Всесоюзном учительском съезде 17 января 1925 г.: “Например,

нагадит комсомолец под окном у попа и думает, что он ведет антирелигиозную

пропаганду. Это, т.т., просто хулиганство. Мы должны комсомольцу

разъяснить, что есть разница между антирелигиозной пропагандой и

хулиганством”. Правда. 1925. 4 февраля.

[78] Такая позиция Крупской удивительна, ибо по своим воззрениям она

примыкала к старым большевикам, делавшим упор на пропаганду (Смидович,

Луначарский и др.): “При ведении антирелигиозной пропаганды надо вскрывать

сущность религиозной морали, вскрывать ее непролетарский характер и

противопоставлять ей новую коммунистическую мораль”. РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4,

д. 186, л. 21.

[79] ГАРФ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 3.

[80] Там же.

[81] Кобецкий и Олещук – заместители председателя Исполбюро ЦС СБ.

[82] Там же.

[83] Там же, л. 5.

[84] В опубликованных нормативных документах Наркомпроса данное письмо

пока не обнаружено.

[85] РЦХИДНИ ф. 5407, оп. I, д. 14, л. 67.

[86] РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 4ЭЗ, л. 5об.

[87] В записке Попову 3 мая 1929 г. М.И. Ульянова просит его поторопиться с

редактированием документов. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, п. 4.

[88] См. недатированную записку Крупской Попову: “Константин Андреевич, при

просмотре своих тезисов по антирелигиозной пропаганде я увидела, что они

никуда не годятся. Перечла еще раз статьи Владимира Ильича “Об отношении

рабочей партии к религии” и переделала тезисы с начала до конца. Теперь

как будто лучше вышло. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 473, л. 47.

[89] Там же. л. 8.

[90] РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 472, л. 17об.

[91] Нужно отметить, что среди людей имя Крупской связывалось с надеждой на

продолжение той относительно умеренной линии по отношению к церкви, которая

проводилась в 1925-28 гг. Сохранилось письмо Крупской жителя Ленинграда

П.Н. Столпянского от 27 сентября 1928 г.: “С глубоким удовлетворение прочел

Вашу статью о пропаганде безбожия. Вы кладете конец той вакханалии,

которая, к сожалению, велась во многих местах, когда лекции по этому

вопросу обращались в сплошной балаган и гаерство и результат получается не

тот, который нужно было получить. РЦХИДНИ ф. 12, оп. 1, д. 496, л. 1.

[92] Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-36 гг. Сборник документов.

М., 1995 г., с. 161.

[93] Комсомольская правда, 1929 г. 7 июня.

[94] Комсомольская правда. 1929 г. 9 июня.

[95] Прямой намек на уже цитировавшуюся нами речь Рыкова на XIV

Всероссийском съезде Советов.

[96] ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 9об.

[97] ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 22, л. 8.

[98] РЦХИДНИ ф. 89, оп. 4, д. 122, л. 19об.

[99] ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 24, л. 73.

[100] ГАРФ ф. 5407, оп. 1, д. 44, л. 105.

[101] Нужно отметить, что в протоколах Политбюро за 1928 г. следов данного

решения не обнаружено, хотя указанные изменения были, конечно, кем-то

утверждены. Это говорит о том, что по сравнению с 1922-1924 гг., когда все

изменения в составе АРК санкционировались Оргбюро и затем Политбюро,

номенклатурный уровень и роль АРК значительно снизились.

[102] Ярославский, К. Попов, Менжинский, Красиков, Смидович, Тучков.

[103] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 871, л. 14.

[104] Еще 2 ноября 1926 г. Чичерин писал Сталину по этому поводу: “… крайне

неудобно в Ваших устах такие выражения как “или мы их поколотим, или они

нас поколотят” о других государствах. Или мы готовим войну? Где наша мирная

политика?” См. “Знаю, что Вы не нуждаетесь в похвалах.” Кто и зачем писал

И.В. Сталину // Источник 1994. П. 6. С. 86.

[105] 22 февраля 1918 г. Стуков подписал ультиматум большинству ЦК,

выдвигавший требования “революционной войны”. Под этим документом были

подписи других “левых коммунистов”, в том числе Бухарина, Бубнова,

Яковлевой. См.: Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М.: 1992. С. 92.

[106] РЦХИДНИ. Отдел Использования Документов (далее О.И.Д.) Архив д. 14,

т. I, п.225. В 1936 г. Стуков был арестован и расстрелян. (см.: Вечерняя

Москва, 1991. 13 июля).

[107] Нужно отметить, что еще с 1917 г. Стуков был тесно связан с

Бухариным, а в 1929 г. такой факт был не самой лучшей рекомендацией. См.:

Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: революция. История. Личность. М.:

Молодая Гвардия, 1989. С. 170.

[108] Очевидно имеется ввиду установка Пролеткульта на разрушение старой

(“дворянско –буржуазной”) и создание новой (“пролетарской”) культуры,

впоследствии осужденная как “левацкая”

[109] Большая Советская Энциклопедия. М, 1948. Т. 14, с 222.

[110] 19 июня 1937 г. Стэн приговорен Высшей Коллегией Верховного Суда СССР

к расстрелу. См.: РЦХИДНИ. О.И.Д. Архив. д. 20, л.17.

[111] РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7, л. 65.

[112] В 1937 г. из Лукачевского сделали “козла отпущения” за все недостатки

в антирелигиозной работе, и он был репрессирован. См.: Алексеев В.А.

Иллюзии и догмы. М., 1991, с. 316-317.

[113] РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7 (1992 г.), л. 86.

[114] РЦХИДНИ О.И.Д. Архив, д. 7 (1992 г.), л. 70. О.И.Д. Архив, д. 7 (1992

г.), л. 86

[115] В 1936 г. В.И. Ральцевич был осужден ОСО при НКВД СССР; в 1955 г.

дело прекращено “за отсутствием состава преступления” (Определение судебной

коллегии по уголовным делам в СССР от 31 июля 1995)

[116] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 690, п. 8.

[117] РЦХИДНИ О.И.Д., Архив, д. 2с, т. 2, л. 333.

[118] В1937 г. Толмачев был расстрелян. В настоящее время он полностью

реабилитирован

[119] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 113, д. 353, п. 35 РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д. 690,

п. 8.

.

[120] О политических позициях Б.С. Ольхового свидетельствует следующий

пассаж из его статьи “Троцкизм и линия партии”: “…решительная борьба против

правого уклона, решительное преодоление право-оппорунистических тенденций и

примирительного к ним отношения внутри партии лишь поможет укреплению союза

с средним крестьянством, так как союз с средним крестьянством не

исключает, а предполагает беспощадную борьбу с кулаком, усиление

наступления на капиталистические элементы.” См.: Правда. 1929 г., 10

апреля.

[121] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.799, п. 25.

[122] РЦХИДНИ ф. 17, оп.163, д. 798, п. 25.

[123] Конквекст Р. Большой террор. Рига: Ракстниекс, 1991, т. 2., с. 386.

[124] Против правой опасности и примиренчества. Сборник . М.-Л.: ГИЗ, 1929,

с. 186.

[125] Письма И. В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936 гг. Сборник документов.

М.: Россия Молодая, 1995, с. 161.

[126] В марте 1928 г. Ярославский обиженно писал, что “пусть хоть раз в год

ЦК заинтересуется, что и как делается в этой области” (РЦХИДНИ ф. 89, оп.

11, д.131, л. 6.). Однако именно в это время ЦК было не до

антирелигиозников – шли споры о методах ликвидации последствий кризиса

хлебозаготовок.

[127] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.788, л. 28.

[128] Там же. д. 790, л. 24; д. 791, л. 32; д. 792, л. 16.

[129] На одной из копий постановления Политбюро сохранилась резолюция

Ярославского; “Вызвать, если можно, Ольхового”.

[130] РЦХИДНИ ф.89, оп. 4, д. 122, л. 6.

[131] Там же, л. 6 об.

[132] РЦХИДНИ ф.89, оп.4, д.122, л. 10. Впрочем, Смидович присоединился к

большинству и вычеркнул пункт о своей особой позиции (л. 15).

[133] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.798, л. 24.

[134] Там же, д. 799, л. 33.

[135] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 3, д.755, л. 2.

[136] Там же, ф. 89., оп. 4, д. 122, л. 27.

[137] РЦХИДНИ ф. 17, оп. 163, д.813, л. 110.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.