бесплатно рефераты
 

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова

добывали себе пищу. Это было общим для всех. Они были едины и не

образовывали обособленных друг от друга групп…Действительно, в век

совершенства разве могли люди в своем обществе различать высших и низших?

»№ Образцом «справедливого» правления для Мо Ди являлись Яо, Шунь, Юй,

Тан, Вэнь-ван и У-ван, осуществившие единство

государственной власти и общественной справедливости. Критерием должного

социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимался тем

делом, которое соответствует его способностям. Согласно взглядам Мо Ди и

его школы, «совершенно мудрые» установили принципы жизни социума, создали

институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей;

поэтому почитание «совершенно мудрых» является одним из десяти главных

принципов учения Мо ди.

Необходимо упомянуть также правителя Ши-хуан-ди, «китайского

Наполеона», как по праву его назвал Шелгунов. С249 года до н.э. династия

Чжоу перестала существовать. В 246 году до н.э. на престол Цинь вступил

Чжэн, при его вступлении в Китае царствовала раздробленность, желая усилить

свою власть он продолжил объединение страны. Подчинив остальные уделы и

объединив страну, он провозгласил себя в 221 году до н.э. Цинь Ши-хуан-ди –

первым циньским императором. Китай становится единым централизованным

государством. Завершается длительный процесс сложения единой китайской

народности, чему способствует экономическое, культурное и политическое

единение страны. Во главе каждой провинции был назначен губернатор.

Одним из важных мероприятий Цинь Ши-хуан-ди была унификация

начертания иероглифов и введения мер и весов, единых для всей страны. Для

улучшения ирригации было создано несколько оросительных каналов. Большое

значение он придавал развитию торговли, всячески способствуя этому. Также

Ши-хуан-ди приказал проложить через все государство широкую, выровненную

дорогу, по бокам которой должны были расти деревья, образуя две аллеи для

пешеходов, начал строительство «великой стены». №

Во время правления Ши-хуан-ди было построено множество великолепнейших

дворцов, необузданная роскошь, развлечения, при этом под страхом смертной

казни запрещено было говорить о том, что происходило за стенами этих

дворцов. Ши-хуан-ди можно назвать великим новатором, но нельзя забывать,

что достижения императоров даются ценой огромных потерь народа. В

последствии, его правление назвали варварским, он приказал уничтожить все

книги, которые, как считал Шихуанди, поддерживают заблуждение, веру в

старые истины. Этим решением, Шихуанди призывал отречься от прошлого, выйти

на

путь прогресса, отказаться от почитаемых всеми законов, которые издавались

в течение тысячи лет династиями Чжоу и Инь, от догм, которыми были

пропитаны законы. Китайский народ был не готов к подобного рода переменам.

Решение императора привело в негодование всех ученых, не побоявшихся

за свою жизнь и выступивших против подобного решения. Свое недовольство они

выразили в дерзком памфлете, который был распространен в множестве

экземпляров по всему Китаю. В ответ, император разрешил всем желающим

высказать свое мнение, в соответствии с содержанием памфлета. Таких

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

смельчаков оказалось немало, более четырех сотен литераторов, которых Ши-

хуан-ди приказал казнить. «Казнь была исполнена с таким варварством, что

возмутила даже сына императора…», так написал Шелгунов в своей книге.

При Цинь Ши-хуан-ди территории Китайского государства расшились за

счет областей, населенных не китайскими народами на севере, западе и юге

страны. Присоединение окраин способствовало широкому проникновению

достижений китайской культуры в другие области азиатского континента.

Китайская империя простирала свои владения на север до центральных районов

Монголии, на западе до пустыни Такламакан и Тибета, на юге до Вьетнама, на

северо-востоке до Кореи. Империя Цинь, несмотря на успехи в войнах и

усиление центральной власти, уже к концу правления Ши-хуан-ди переживала

тяжелый внутренний кризис, выражавшийся в борьбе крестьян против

деспотической власти императора и против крупных землевладельцев. Войны,

которые продолжались беспрерывно тридцать пять лет, строительство Великой

Китайской стены, городов, каналов – все это тяжелым бременем ложилось на

плечи крестьян и рабов.

На тридцать третий год правления Цинь Ши-хуан-ди, пятисоттысячная

армия вступила в пределы области Линнань. Власть вождей юэ была упразднена,

и вместо страны «множества юэ» учреждены три округа Циньской империи –

Гуйлинь, Наньхай и Сяньцзюнь. Особенно отличился во время последнего похода

военачальник циньской армии Чжао То, возглавивший все пять армий после

гибели китайского главнокомандующего. Указом императора Чжао То назнаначили

управителем трех новых округов. Чжао То оказался не только талантливым

полководцем, но и умным политиком. Он наладил добрососедские отношения с

побежденными племенами, самостоятельно отменил смертные приговоры некоторым

вождям и стал с ними советоваться. В Китае это был период внутренних

неурядиц, и воспользовавшись моментом Чжао То провозгласил независимым от

Китая государство Наньюэ, а себя его ваном –правителем. Мирные отношения

Китая и Наньюэ объяснялись слабостью Ханьского Китая (в 111году до н.э.

Наньюэ прекратило свое существование) и лишь при императоре Венди

наладились. №

Коренные перемены требовали разработки новых реформ. Отказываясь от

старых истин, Ши-хуан-ди не подготовил им равноценной замены, то есть желая

изменить суть, император не желал менять форму правления, в результате,

оставив после себя более жесткую доктрину власти. Современные китайские

историки считают империю Цинь деспотической феодальной монархией.

Далее Шелгунов пишет о деятельности императора Вен-ди, отводя ему

немаловажную роль, хотя, например, современные авторы определили для него

другое место.

«С царствованием Вен-ди (194 до 188 года до Р.Х.) началась эпоха

литературного возрождения…», пишет Шелгунов. Первоначально император

приказал восстановить старые книги, чем заслужил уважение всего народа. Ни

один правитель не мог сравниться с Вен-ди по почитанию, так приближенные

любили своего императора. Император отвечал взаимностью своему народу, он

отменил «налог на соль и половину обыкновенных податей, он приказал, чтобы

бедных стариков каждой провинции содержали на общественный счет». Также Вен-

ди написал множество манифестов, обращенных к народу, в содержании которых

видно насколько высоки его нравственность и чувства, побуждающие оказывать

помощь народу. Он первым показал пример умеренности, не окружал

себя роскошью, старался ввести в обиход простоту без лишней

блистательности,

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

которая была присуща правлению Ши-хуан-ди. Своих жен и даже императрицу

заставил носить платья из разноцветных материй, украшением являлось шитье.

(В современной литературе дата правления Вен-ди – 179-157 год до н.э.)

Для сохранения хронологической точности нужно упомянуть, что после

императора Вен-ди правил Цзин-ди (156-141 год до н.э.).

Не менее значительным было правление императора – У-ди, продолживше-

го начинания Вен-ди в области древних знаний и выбора доктрины власти. Он

приблизил к двору знаменитых историков и литераторов, почитал древние

традиции. Также из «ста школ» в качестве официальной идеологии император

выбрал конфуцианство, то есть произошло фактическое становление Цзин сюэ –

каноноведения. Каноноведение вошло в идеологический инструментарий

империи, в котором конфуцианские каноны составили основу системы

образования и подготовки административных кадров, а литературные памятники

и даже официальные документы оценивались с точки зрения сообразности

канонам и по содержанию, и по форме. Цзин сюэ отражало процессы изменения

идеологических доктрин, связанные с социально-политическим состоянием

общества, ход эволюции философской и общественно-политической мысли.

Как и Яо, У-ди, на важные общественные должности назначал лишь

способных и достойных лиц, вне зависимости от их происхождения и знатности.

До правления, У-ди в Китае существовал закон майората, то есть такая форма

наследования при которой вся власть и имущество отца переходят по

наследству старшему сыну. Император посчитал этот закон несправедливым,

потому как младшие сыновья после наследования старшим братом всего

имущества, ставились в «положение близкое к нищете», У-ди, уничтожил этот

закон.

Наибольшую известность во времена правления У-ди получил чиновник и

ученый Тунчуншу, предоставивший на суд императору «три рассуждения об

искусстве управления». Суть этих рассуждений сводилась к тому, что

спокойствие и добродетель, законопослушание народа в первую очередь зависят

от самого императора, а народ лишь повторяет его деяния.

При императоре У-ди Ханьская империя начинает большие завоевательные

походы, именно в это время, в 111 году до н.э., в области Линнань огромная

армия наносит поражение государству Наньюэ. Традидионно принято считать,

что столетний Чжао То погиб в бою.

Сама история Китая говорит нам о высокой нравственности и добродетели

своих правителей, хотя и среди них было немало тиранов. Некоторые избирали

для своих зверств людей низкого сословия, а другие из высшего сословия.

Например, Ван-Ман (9-23 год н.э.)издевался над своими приближенными, над

знатными китайцами. В день он мог казнить по нескольку сотен человек

среднего и высшего сословия. «…С одной стороны, китайские императоры

поражают своим величием и своими добродетелями, не представляющими ничего

подобного в истории других народов, зато и безумие китайских владык

доходило иногда до такого размера, какого не знает Европа», так писал

Николай Васильевич Шелгунов. Сквозь всю историю Китая, как бы перемежаясь,

наряду с добродетельными государями прошли и императоры, прославившиеся

тиранией и зверствами, оставившими свой кровавый след в воспоминаниях

народа. Не зря китайские философы считали, что роскошь ведет «к порче

нравов, разврату и к глубокому падению народа».

Главной особенностью Китайской цивилизации от других является её

поклонение традициям. Философы Китая, в отличии от древнегреческих больше

занимались политическими вопросами. При всем многообразии школ в истории

древней китайской философии их объединяло стремление к централизации

государства. Они внушали народу философию морали, т.е. подчиненности, т.к.

считали её единственно верной и доступной для разума всех китайцев. В своих

наставлениях Конфуций, Лао-цзы и другие философы воспевали, церемонии,

внешние обрядности, они считали что, что высокая мораль поможет сделать

действительность лучше.

Вот пять основных добродетелей, которые как считал Конфуций необходимо

исполнять:

«…гуманность, т.е. всеобщую любовь между всеми людьми без различия;

справедливость, дающая каждому лицу должное ему, не благоприятствуя

одному перед другим;

подчинение установленным священным обрядам и существующим

обычаям, для того, чтобы те, кто составляет общество, имели бы одну манеру

жизни и подвергались всем выгодам и невыгодам;

прямодушие, т.е. та прямота ума и сердца, которая заставляет искать во

всем правды и желать её;

искренность, т.е. та откровенность и открытость сердца, смешанная с

доверчивостью, которая исключает всякое притворство, всякую утайку, как в

поведении, так и в словах…»

Как считал Николай Васильевич Шелгунов, мораль подавляла личность, не

позволяя задуматься над самой сутью жизни, улучшением социального положения

народа, общественных отношений.

«Вся история Китая есть практическое противоречие теоретическому

учению Лао-цзы, который сказал, что если правительство страны не заставляет

народ чувствовать свои действия тираническими, гнетущими мерами, то народ

живет в довольствии и изобилии; если же напротив, правительство устремляет

постоянно на народ тираническое, инквизиторское око, то народ впадает в

бедность и нищету». Философия Лао-цзы осталась непонятой и непризнанной

народом. Считалось, что Конфуций продолжатель дела Чжоу-гуна (11 в. до

н.э.) и главным образом историк следовательно, конфуцианство добросовестно

«передаёт» древнюю мудрость, не внося ничего от себя.

Восстания в эпоху первобытнообщинного строя были крайне редки.

Несмотря на все трудности своего положения, постоянное повышение налогов и

увеличение их количества народ продолжал повиноваться, хотя, в сущности,

для высшего сословия был лишь источником, причем неиссякаемым источником

прибыли. Простолюдины предпочитали лишить себя жизни, нежели умереть

«продолжительной и мучительной голодной смертью».

Все что имели крестьяне, это три четверти десятины на одну семью,

причем, на этом клочке земли им нужно было произвести все необходимое для

жизни. Нищета в Китае имела огромные размеры, нищие от голода могли умирать

десятками на улицах, возле домов знати. Богатые и знатные китайцы как бы не

замечали происходящего вокруг них, считали это нормой жизни бедняков. Ни

один из них не оказал помощи нищему, а нищие, зная равнодушие верхов ни о

чем, не просили и сами брали то, что хотели грабежами и убийствами.

Нападения совершались даже на очень знатных мандаринов, при свидетелях,

причем свидетели не оказывали помощи, и не доносили власти о случившемся

преступлении. Таковы были законы Китая, государства, в котором гласность и

общественное мнение не имели возможности обнаружить себя. Наушничество и

донос являлись единственными средствами «узнать о неправде и

злоупотреблениях частных лиц». Догмы, воспеваемые учеными китайцами

гласили, – моральные принципы – это единственное средство утверждения

порядка.

Китайские нищие представляли самостоятельный слой общества, во главе

которого стояли король и его министры. Своего рода государство в

государстве, с особыми законами и обычаями.

С другой стороны, уголовное законодательство Китая занимало

главенствующее место в законодательной системе. «Китайские законы во все

времена отличались большой строгостью», так писал Шелгунов. В области

изощренности наказаний, пожалуй, ни одна культура не имеет аналогов.

В процессе многовековых изменений система наказаний постоянно

менялась, становясь более гуманной. Существовало пять родов наказаний:

«наказание кнутом или маленькими бамбуковыми палочками, наказание палками,

ссылка временная, ссылка вечная и смертная казнь». Особое внимание

уделялось смертным приговорам. «Уголовный закон признает десять главных

преступлений, которые он наказывает с особой жесткостью: возмущение или,

вернее, нарушение законов, гарантирующих общественную безопасность и

произведение земли. Разбой, состоящий в покушении разрушать храмы,

гробницы, дворцы императорские. Побег, или оставление своей родной страны

для земли иностранной. Отцеубийство. Убийство семейства или многих лиц

одного семейства. Святотатство. Отсутствие сыновней любви. Раздор в

семействе. Кровосмешение…». Решение о смертной казни выносилось только

после тщательной проверки верховным судом, также верховный суд

предварительно проверял правильность вынесения приговоров провинциальных

судов. Эта достаточно длительная процедура, скорее всего, была утомительной

для обвиняемых, но дополнительные исследования иногда приводили к вынесению

оправдательного приговора. Возможно, скрупулезность связана с такой

особенностью, как отсутствие у, обвиняемого правозащитника. Он должен был

сам себя защищать. Приговор, естественно выносился судьёй.

Один день в году назначался императором для исполнения смертных

приговоров по всей стране. Этот день принято было считать праздником,

работать запрещалось, народ толпами собирался в городах смотреть казни.

В своем труде Николай Васильевич Шелгунов, описал данный период

истории Китая, рассматривая политическое устройство, социальное и

экономическое положение народа, и обращая внимание в первую очередь на

личностные качества правителей, следуя личному избирательному принципу.

«Китай сложился потому, что ему никто не мешал; подле него не было

соседей, которые могли бы его поглотить». То есть, четыре тысячи

пятисотлетнее существование Китая в изоляции, без вмешательства иностранных

государств позволяет патриархальной форме правления находиться без

существенных изменений огромный период времени.

II История России в творчестве Н.В.Шелгунова

2.1 Оценка исторического развития допетровской Руси.

Историю России Н.В.Шелгунов делил на две эпохи: «допетровскую Русь» и

послепетровскую или «новую». Хотя некоторые публицисты умеренно-

демократического толка выделяли также «новейшую» эпоху в истории России,

которая, по их мнению, наступила после отмены крепостного права. Но

Н.В.Шелгунов считал такое мнение поспешным и необоснованным. «Ясно, что это

время какое-то особенное, более новое», писал он, однако его нельзя считать

рубежом «новейшей» истории России, сторонники подобной точки зрения, «не

разъяснив себе сущности всех свершившихся исторических явлений», «увидели в

отдельных моментах то, чего в них нет, и отдельные фазисы одного

продолжающегося до сих пор периода приняли за несколько периодов»№.

Наряду с делением истории России на «допетровскую» и «новую» Шелгунов

выделял также древний, удельно-вечевой периоды, период татаро-монгольского

ига, период укрепления и развития Московского государства, «эпоху

петровских реформ», «петербургский» и «дворцовый» период, то есть период

дворцовых переворотов, «екатерининский» и «александровский» периоды.І

Наиболее актуальной проблемой данного периода отечественной истории

Н.В.Шелгунов считал вопрос о судьбах русской общины. Эволюцию общины он

связывал с появлением частнособственнического землевладения. Причиной

появления этого института считал военные вторжения чужеземных завоевателей,

сопровождавшиеся захватами у общин их пашен, пастбищ, лесов и обложение

членов покоренной общины данью, а также причиной являлись и внутренние

проблемы.

1. Н.В.Шелгунов. Соч., 3-е изд., т. 1 с. 57, 60

2. См.: Н.В.Шелгунов. Россия до Петра I Соч., 3-е изд., т. 1

Вопрос о происхождении древнерусского государства Н.В.Шелгунов

связывал с призванием варяжских князей славянами для третейского суда

внутренних междоусобиц славянских общин, но он не был приверженцем

норманнской теории и вкладывал в нее иное по сравнению с норманистами

содержание. Так, Н.В.Шелгунов неоднократно подчеркивал, что насаждаемая

варяжскими князьями власть оказалась направленной против самих же славян,

эта власть была олицетворением «теории преобладания», «теории насилия,

оправдывающей всякий деспотизм и обвиняющий все слабое»№.

Н.В.Шелгунов рассматривая государство как исторический институт,

возникающий с появлением частной поземельной собственности и служащий

интересам владельцев этой собственности, указывал, что становление и

развитие древнерусского государства так же, как становление любого другого

европейского государства, протекало в борьбе большинства общинного

населения с частновладельческим меньшинством, ибо политика, проводимая

последним, носила ярко выраженный антинародный характер, что естественно

вызывало сопротивление со стороны народных масс.

Анализируя историю России, Шелгунов приходил к выводу, что

особенности нашего исторического развития обусловлены определенным

географическим положением, в силу которого Россия довольно легко

присоединяет к себе земли и получает, наконец огромную территорию.

Громадность же пространств и объясняет те исторические явления, которые по

его мнению, Западной Европе свойственны не были. Протяженность страны

считает он, обычно объясняют ее равнинной поверхностью, то есть отсутствием

естественных географических преград. Но исторический опыт показывает, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.