бесплатно рефераты
 

Археология Восточных славян в 6 в.

одна из региональных групп восточного славянства. Территориальное

обособление древлян привело к созданию у гних собственной племенной

организации со своими князьями и войском. Постепенно появляются и

собственные этнографические особенности. Однако ранняя потеря племенной

самостоятельности привела к стиранию этнографических черт.

ПОЛЯНЕ – главным ориентиром при определении их территории летопись называет

Днепр. В другом месте летописи уточняется, что полянам принадлежало

Киевское Поднепровье. Попытку выделит специфически полянские особенности

в курганах Киевского Поднепровья предпринял Ю.В.Готье.

Он полагал, что для погребального обряда полян было характерно

исключительно трупосожжение. Сожженные кости помещены в глиняные сосуды,

рядом с ними встречаются серьги и бляшки, близкие к изделиям из киевских

кладов. Б.А.Рыбакову удалось найти правильное направление в поисках

характерных признаков полянских курганов. Деталью свойственной

исключительно полянским погребальным насыпям, является глиняная подмазка ,

на которой разжигали костер и помещали остатки трупосожжения. Курганы с

глиняными площадками для труппосожжений исследованы в Киеве, Любече,

Китаеве, Мархалевке, Седневе, Сибереже, Моровске, Табаевке, Ходосове. Таким

образом, в регион полян входили Киев, Любеч, Переяславль, что полностью

согласуется с данными русских летописей. Курганные захоронения У1-У111 вв.

в ареале полян полностью отстутствуют. По-видимому, в то время славянское

население Киевского побережья хоронило умерших в бескурганных могильниках

по обряду трупосожжегния. Наиболее ранние курганы полян относятся к 1Х в.

Положение и ориентировка умерших в полянских курганах общеславянские.

Вещевые находки в них немногочисленны.

Поляне первыми из славянских племен стали называться русью: «…

поляне, яже ныне зовомае Русь» (ПВЛ). Отсюда, из Киевской земли, этот

этноним постепенно распространился на все восточнославянские племена,

входившие в состав древнерусского государства. Согласно летописным данным,

первоначальная Русь включала оба берега среднего Днепра с городами Киевом,

Черниговом и Переяславлем.

Племя русь, или рось, было известно в Среднем Поднепровье или на его

периферии ещё до прихода туда славян. Впервые этноним «рус» упоминается в

сирийской хронике У1в. Там говорится, что племя русь – рослый и сильный

народ - обитало в первой половине У1в. севернее Азовского моря, где-то по

Дону или за Доном. Происхождение этнонима рось-русь спорно, одни

исследователи считают, что он ведет начало от варягов, другие полагают,

что этот термин явно не скандинавский и связан с южной географической и

этнической номенклатурой.

История полянского региона Среднего Поднепровья представляется

следующей. В У-У1 вв. здесь жили славяне-анты. Наряду с другими языковыми

элементами славяне восприняли от скифо-сарматского населения, очевидно, и

этноним рось. Вероятно, под эти именем скрывается одно из антских племен,

очертить ареал которого в настоящее время невозможно. Одновременно, в У1в.

в правобережной части Киевского Поднепровья расселяются славяне-дулебы, в

результате территориального членения которых формируется племя полян.

Этноним рось - русь оказался более живучим. Поляне стали называться русью,

а позднее этот этноним распространился на всех восточных славян.

ДРЕГОВИЧИ – начальная летопись отводит им пространство между Припятью и

Западной Двиной. Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусское –

трясина в болоте; смоленское диалектное – болото, зыбун, трясина;

украинское «дряговина»- болото; литовское – сырой, влажный). Дреговичи –

обитатели сырой, болотистой местности. Область дреговичей – Припятское

Полесье – характеризуется сильной заболоченностью. В русских летописях

упоминаются до середины Х11 в., упоминаются они также и в сочинении

византийца Константина Порфрогенета. Из письменных сообщений видно, что

дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно, имевшим собственную

территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси, - свою политическую

организацию, свое «княжение».

Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу Х1Хв.

Т.Нарбут в 1810-1811 гг. раскопал несколько курганов на восточной окраине

дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева. В середине и

второй половине Х1Хв. раскопками дреговичских курганов занимались многие

исследователи, но основным исследователем курганов этого типа считается

В.З.Завитневич. В течение 1885-1892 гг. он раскопал более 700 погребальных

насыпей в 82 могильниках, расположенных в разных местах территории

дреговичей – в бассейне Припяти, на Днепре, в бассейне Березины и в

верховьях Немана. После него раскопки курганов в земле дреговичей не

проводилось вплоть до 20-х годов ХХ в..В 20-30-х годах прошлого века

белорусские археологи провели большую работу по выявлению, обследованию т

раскопкам археологических памятников в Белоруссии, было раскопано около 400

дреговичских курганов.

Анализ и картография деталей курганного погребального обряда и

вещевых инвентарей в междуречьи Припяти и Западной Двины показали, что

самым важным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные

металлические бусы, покрытые зернью.

Древнейшими славянскими памятниками на дреговичской территории

являются поселения и могильники У1-У11 вв., принадлежащие к кругу

древностей с керамикой пражско-корчкаского типа. Основная часть поселений и

могильников будущих дреговичей в этот период концентрировалась в той части

Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр – Туров.

Дреговичские курганы с трупосожжениями по устройству и деталям

погребального ритуала ничем не выделяются среди синхронных курганных

насыпей других восточнославянских земель. В большинстве курганов

присутствуют остатки кострищ. Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень

малочислен. Украшения и одежды, по-видимому, сгорали на погребальных

кострах. Единичные предметы, не подвергшиеся воздействию огня

(перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжки, браслет, ножи, кресало,

серп), принадлежат к общевостосточнославянским типам.

Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее

этой реки), т.е. районов, где славяне появились ещё в середине 1

тысячелетия н.э., по своему строению и вещевому материалу очень близки

погребальным насыпям волынян, древлян, и полян. В северной части

дреговичского ареала вещи в курганных трупоположениях встречаются чаще.

Кроме предметов общевосточнославянского типа, здесь найдены и предметы

украшения латгальских типов. Для северной части обычны захоронения в

деревянных домовинах-теремах. Большинство этих домовин срубные, сложенные

из бревен на высоту 0,3-0,8 м и покрытые двускатной крышей. Мужчины,

похороненные в курганных домовинах, как правило имеют неславянскую

ориентировку. Это оюстоятельство наряду с распространением домовин

исключительно в землях, прежде занятых балтами, дает основание предположить

возможность связи домовин с погребальной обрядностью дославянского

населения.

Земли Брестского Побужья кроме волынян заселяли также дреговичи, о чем

свидетельствуют находки дреговичских крупнозерненных бус. Очевидно, из

поречья Припяти и окрестностей Турова и Пинска дреговичи расселялись на

запад по Ясельде, верховья которой почти вплотную соприкасались с бассейном

Буга. По мнению многих исследователей, город Берестье был основан

выходцами из дреговичского племени и первоначально принадлежал Туровскому

княжеству, возникшему на племенной территории дреговичей.

Вторым регионом дреговичского расселения было Верхнее Понманье, где

также открыты курганные захоронения с крупнозерненными металическими

бусами.

Племена юга

ХОРВАТЫ - называются в Повести временных лет в перечне

восточнославянских племен: «Иживяху в мире поляне и древляне, и северъ, и

радимичи, вятичи и хрвате». Кроме русских хорватов, летопись знает ещё

южнославянских: «А се ти же словени: хровати белии и серебь и хорутане».

Источники не содержат сведений о географическом положении

восточнославянских хорватов. По мнению исследователей они должны

принадлежать к южной группировке племен. Н.П.Барсов отводил хорватам

обширные пространства в Прикарпатской области. Хорваты- племя

праславянского периода.. Около 560г. хорваты подверглись нападению со

стороны авар, в результате которого значительные части этого

праславянского племени переселились в Далмацию (хорваты до сих пор живут в

западной части Балканского полуострова), а также на запад к верховьям

Эльбы. Некоторые ученые думают, что остатки хорватов в Прикарпатье потеряли

племенную самостоятельность и разделились на несколько племенных групп.

Другие же утверждают, что хорватский племенной союз в Прикарпатье

существовал до рубежа У111-1Х вв. и охватывал всю Малую Польшу и

верхнеднестровские земли. Курганный обряд захоронения в области расселения

хорватов не получил распространения. В ареале хорватов погребения, видимо,

совершались в грунтовых могильниках, обнаружить которые всегда очень

трудно. Бескурганные могильники подразделяются на два типа: грунтовые без

каких-либо наземных признаков; такие же захоронения, покрытые каменными

плитами (в архелогической литературе они получили название подплитовых).

Большинство подплитовых захоронений имеет лишь крупную плиту, положенную

горизонтально после засыпки могильной ямы.

В 20-30-х годах ХХв. большое внимание полевым изысканиям

бескурганных могильников Верхнего Поднестровья уделяли польские и

украинские археологи. Е.И.Тимофеев, анализируя погребальные древности

Правобережной Украины, высказал догадку о принадлежности рассматриваемых

могильников хорватам. Многие бескурганные погребения Верхнего Поднестровья

не содержат вещей. Вместе с тем встречено много захоронений ( главным

образом женщин), в которых находились металлические и стеклянные

украшения. Среди височных украшений преобладают перстнеобразные кольца с

заходящими концами.. Интересные поясные бляшки происходят из Калиновщины.

Из других предметов можно отметить железный топор (Короливка), шиферное

пряслице (Мване-Злоте), бронзовую иглу и обломок костяного шила. Среди

перечисленных вещей нет определенно датируемых находок. Все они принадлежат

к древнерусским типам, широко распространенным в домонгольское время.

ТИВЕРЦЫ – занимали самую южную часть восточнославянской территории. Места

их поселений полностью расположены в области расселения антов.Летописные

известия о тиверцах немногочисленны. В Повести временных лет им отводится

Поднестровье. Последний раз тиверцы упомянуты в летописях под 944г., как

участники похода Игоря на Византию.

Этноним тиверцы скорее всего произведен от античного названия

Днестра –Тирас. Гидроним Тирас-Тира образован от иранского turas –

«быстрый» и упоминается ещё Геродотом. Позднее он встречается в сочинениях

Страбона, Плиния и Птоломея.

Тиверцами, вероятно, стала называться та часть славян-антов, которая

обитала в бассейне Днестра ещё в эпоху черняховской культуры. Можно

полагать, что в У1-У11 вв. предки летописных тиверцев были одним из племен

антов. В Х-Х1 вв. в период натиска на славян печенегов и половцев тиверцы

наряду с другими южнорусскими племенами вынуждены были отступить к

Карпатским горам в Закарпатье.

УЛИЧИ – летописные известия о них немногочисленны. В научной литературе

имеют место различные мнения относительно ареала, истории и судьбы этого

племени. Наибольшее распространение получила гипотеза о расселении уличей

в Нижнем Поднестровье. Согласно летописи уличи имели свой город -

Пересечен. Н.И. Надеждин предположил, что основным районом расселения

уличей было побережье Черного моря между устьями Днепра и Дуная.

В 50-х годах ХХв. Б.А.Рыбаковым были проанализированы все сведения

письменных источников об уличах.. Наиболее ранние сведения относятся к

эпохе Аскольда и Дира. Очевидно в этот период уличи жили , как и древляне,

где-то по соседству с полянами. Борьба Киева с уличами продолжалась до

середины Х в. Есть основания полагать, что основной территорией уличей

до середины Х в. было Поднепровье южнее полянской земли. Возможно правы

исследователи, которые связывали уличей с рекой Орелью-Углом, или изгибом

Днепра. Б.А.Рыбаков показал, что уличский город Пересечен должен находится

не в Поднестровье, а в бассейне Днепра. Данных для того, чтобы очертить

ареал уличей слишком мало. По Б.А.Рыбакову до Х в. уличи жили в районе

Днепровской луки и днепровских порогов доходя на западе до Южного Буга, а

на юге до черномоского побережья.

Летопись знает несколько вариантов написания этнонима уличи – угличи,

улучи, улучичи, улицы, лутицы и др. Этимологические розыскания

О.Н.Трубачева показали, что древнерусская форма уличи – улучи отражает

тюрскую передачу древнерусского угличи. Таким образом, форма уличи,

известная летописи, -видоизменение, полученное от тюрских соседей. Тюрки-

кочевники длительное время жили в соседстве со славянами-уличами. М.К.

Любавский полагал, что тюрки- печенеги не только соседили с уличами, но

частично смешались с ними и ассимилировали их.

В 60-х годах ХХв. в Нижнем Поднепровье были обнаружены славянские

памятники У1-1Х вв. (раскопки в бассейне Тясмина). Эти поселения и

могильники принадлежат к древностям пражско-пеньковского типа и следующим

за ним и древностям типа Луки-Райковецкой, распространенным на широкой

территории от Нижнего Дуная до Днепра.

В конце 1Х- начале Х вв. под натиском печенегов часть поднепровских

уличей, видимо продвинулась в более западные районы Северного

Причерноморья. Постоянные набеги тюрских кочевников вызывали частые

миграции населения. Все это в конечном счете привело к полному исчезновению

этнических особенностей уличей.

Племена юго-востока

СЕВЕРЯНЕ – согласно летописи они располагались на трех реках днепровского

левобережья. Ареал северян ограничивался средним течением Десны, бассейном

Сейма и верховьями Сулы. Городами северян были Новгород-Северский, Севск,

Путивль и Рыльск. Первые славяне появились на этой территории в середине 1

тысячелетия н.э. Об этом свидетельствуют памятники антского типа из южных

районов северянского ареала. Северные области ареала северян занимали

племена, оставившие колочинские древности.

Анализ водных названий днепровского лесостепного левобережья

показывает, что дославянским населением здесь были балты и иранцы.

Племенное название северян по происхождению явно неславянское. Наиболее

вероятным представляется мнение об иранском происхождении этого этнонима.

По-видимому, северами первоначально именовалась племенная группа

ираноязычного населения, обитавшая в днепровском лесостепном

левобережье.

СЛАВЯНЕ НА ДОНУ – славянские поселения того же облика, что в земле

северян, известны также в верховьях Донского бассейна. Повесть временных

лет, рссказывая о восточнославянских племенах, не сообщает этнонима

верхнедонских славян.

А.А.Шахматов высказал предположение, что первоначально вятичи жили

на Дону и позднее расселились на Оку. Позднее А.А.Шахматов отказался от

этого, но все же полагал, что Рязанская земля была освоена славянами с

двух сторон - с запада, по Оке, и с юга, из областей Донского бассейна

(1919г). Славянские поселения на Дону были покинуты в конце Хв. Переселение

славян из этого обжитого края , очевидно, было вызвано набегами

кочевников. В то время, когда составлялась Повесть временных лет,

славянской группировки на верхнем Д уже не было, поэтому её имя не попало

на страницы русских летописей.

ВЯТИЧИ - русские летописи связывают их ареал с Окой. Вятические курганы с

трупоположениями и их вещевые инвентари были систематизированы и

интерпретированы А.Б.Арциховским. В своей книге он сумел обработать все

накопленные к тому времени археологические материалы по вятичам и сделать

важные историко-археологические выводы, не потерявшие своего значения до

сих пор. Этнически определяющими для вятичей являются только семилопастные

кольца. На основе распространения семилопастных височных колец пределы

вятичского племенного региона обрисовываются следующим образом. На

западе вятичи соседствовали с северянами, радимичами и кривичами. Западная

граница сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры

выделяется пограничная зона шириной 10-30 км, где вятические курганы

соседствовали с кривичскими. Далее вятичская граница поднималась на север

до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к верховьям

Клязьмы. Правобережье Москвы-реки целиком принадлежало вятичам. Примерно

около впадения реки Учи в Клязьму вятическая граница поворачивала на юго-

восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки , а потом – Оки.

РАДИМИЧИ - место расселения - бассейн Сожа. В летописном перечне

племенных княжений восточного славянства радимичей нет. Однако из других

мест летописей очевидно, что радимичи управлялись племенными вождями,

имели свое войско и до последних десятилетий Х в. сохраняли

самостоятельность. Археология пока не располагает данными для решения

вопроса о месте, из которого расселились радимичи,

.Однако вполне определенно в материальной культуре радимичей нет

западнославянских особенностей. Единственным источником для установления

района, из которого пришли славяне в Посожье, пока является гидронимика.

Сопоставление водных названий радимичского ареала на Соже и других районов

Средней и Восточной Европы обнаруживает сравнительно небольшой участок

Верхнего Поднестровья, где имеется около двух десятков речных названий,

повторяющих гидронимы Посожья. Этот участок, по-видимому, и был прежним

местом обитания тех славян, которые поселившись на Соже, стали называться

радимичами.

Заключение.

Вопрос о том, что представляли собой восточнославянские племена, не

раз поднимался в исторической литературе. В дореволюционной историографии

считалось, что славянское население на территории Восточной Европы

появилось накануне образования Киевского государства. Другая группа

исследователей (лингвистов и археологов) рассматривала летописные племена

восточного славянства в качестве этнических групп. Есть и третья точка

зрения. Основатель русской исторической географии Барсов Н.П. видел в

летописных племенах политико-географические образования.

Рыбаков предпринял попытку выделить

по археологическим данным первичные племена, из которых составились крупные

племенные союзы, названные летописью. Он отмечает что столицы многих

крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племен: Киев у Полян,

Смоленск у Кривичей, Полоцк у Полочан, Новгород Великий у Словен, Новгород

Северский у Северян.

Новая гипотеза о предпосылках формирования древнерусской народности

изложена П.Н. Третьяковым. По его мнению восточные группировки славян

занимали издавна лесостепные области междуречья Верхнего Днестра и Среднего

Днепра.

-----------------------

[1] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян, М., 159-190.

[2] ПВЛ 1 том, стр. 9-17.

[3] Арциховский А.В. М., 1937, Курганы вятичей стр. 53-61.

[4] Третьяков П.Н. М., 1937, Расселение древнерусских племён стр. 33-51.

[5] Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья, М., 1970, стр. 9-

10.

[6] Кухаренко Ю.В. Средневековые памятники Полесья, М., 1961, стр. 9-17.

[7] Третьяков П.Н. Подсечное земледие в Восточной Европе, М., 1932, стр. 82-

84.

[8] Янушевич З.В. Культурные растения Юго-Запада СССР, Кишинев, 1976, стр.

212-213.

[9] Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде, М., 1957,

стр. 138-141.

[10] Брайчевская А.Т. Кузница на Пастырском городище Краткие сообщения

Института Археологии АН УССР,9.

[11] Рафалович И.А. Славяне VI-IX вв. в Молдавии, Кишинев, 1972, стр.229-

231.

[12] Прокопий из Кесарии, Война с готами, М., 1957, стр. 366.

[13] Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских

писателей по VII в. н.э. Вестник древней истории , 1.

[14] Смирнов Г.Д., Рафалович И.А., 1965, Раннеславянские находки VI-VIIвв.

из Старого Орхея Известия АН Молдавской ССР, серия историч., 12.

[15] Рыбаков Б.А., 1949, Новый Суджанский клад антского времени. – Краткие

сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, XXVII.

[16] Седов В.В. 1953, Древнерусское языческое святилище в Перыни. – Краткие

сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, L.

[17] Приходнюк О.М. 1975, Слов’яни на Подiллi (VI – VII ст. н.е. ) Кiев,

с.98-99.

[18] Колчин Б.А. 1971, Новгородские древности. - Резное дерево. Свод

археологических источников, с.41-44.

[19] Шахматов А.А. 1919, Древнейшие судьбы русского племени, М., стр. 115-

119.

[20] Шахматов А.А. 1916, Введение в курс истории русского языка П., стр.

102-105

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.