бесплатно рефераты
 

Археология Восточных славян в 6 в.

верованиями и являлась покровителями семьи или защитниками от злых духов.

В разных местах восточнославянской территории найдены каменные

идолы, свидетельствующие о том, что в среде славян-язычников широкое

распространение получили и изображения божеств, выполненные из камня. Так

называемый новгородский идол, обнаруженный в 1893г при расчистке русла

Шексны и Белоозерского канала, высечен из гранита. Высота его 0,75 м.

Примитивным рельефом выполнены глахза, рот и подбородок. Голова увенчана

шляпой.

Себежский идол найден в болоте. Это гранитная голова мужчины в шляпе

с округлой тульей и прямыми полями. Лицо идола выделено из остальной массы

камня – два глаза выбиты в виде щелок, двумя продольными линиями передан

немного выступающий нос, рот высечен в виде горизонтальной черты. Высота

идола 0,67м .

В южнорусских землях, где славянская культура испытывала воздействие

давних цивилизаций, известны более сложные языческие идолы. Так, у с.Яровка

Черновицкой обл. на древнерусском поселении обнаружен двуликий каменный

идол. Это столб высотой 1,7 м. Посредством грубой обивки на нем схематично

изображены два плоских лица, повернутых в противоположные стороны. Контуры

лиц, глаз, нос и рот обозначены ямками. Одна, по видимому мужская, голова

изображена в остроконечном головном уборе, лицо другой, очевидно,

принадлежит женщине, на голове которой шапки нет ( Тимощук Б.О., 1976г.).

Наиболее примечательным памятником славянского язычества является

Збручский идол, найденный у подножия холма в Збруче, притоке Днестра, близ

Гусятина, и ныне находящийся в Краковском археологическом музее. Условно

этот идол называется Святовитом, и ему посвящены десятки научных

исследований. Изваяние представляет собой высокий (2,7 м) четырехгранный

столб, на каждой из четырех сторон которого имеются серии изображений.

Манера изображения плоскостная и схематичная. Переданы лишь основные

контуры. Детали, может быть, выполнялись раскраской. Следы краски выявлены

во впадинах известнякового столба. Общий космогонический смысл Збручского

идола и изображений на каждой из 4-х граней его расшифрован и

интерпретирован Б.А.Рыбаковым.

Три горизонтальных яруса изображений этого изваяния символизируют

распространенное деление вселенной на небо – мир богов, землю, обжитую

людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитатели которого

держат на себе землю.

Наверху, на каждой стороне столба изображены в рост фигуры четырех

божеств, увенчанных одной общей шапкой.

На главной лицевой стороне помещено женское божество с турьим рогом-

ритоном в правой руке. Это- богиня плодородия с рогом изобилия. По левую

сторону от нее- мужская фигура бога-воина с саблей у пояса и конем внизу.

Скорее всего - это Перун. По правую сторону отглавной богини помещено

другое женское божество с каким-то кольцом в правой руке. На тыльной грани

– изображение мужского божества без атрибутов. Эти фигуры имеют строгие

позы, как бы говорящие об их неземном происхождении.

В среднем поясе помещены чередующиеся фигуры мужчин и женщин. Это –

земля с хороводом взявшихся за руки людей.

Нижний ярус – три фигуры усатых мужчин, Это – подземные боги,

поддерживающие находящийся над ними земной шар.

Збручский идол позволяет понять языческие представления славян о

трехярусном строении мира. Такое представление сложилось в далекой

древности и было распространено у разных народов. Единая шапка четырех

небесных божеств , может быть, отражает идею единого высшего бога.

Среди курганных материалов многочисленны украшения, обусловленные

языческими символикой и мифологией. Особый интерес представляют привески

– амулеты. Они связаны с заклинательной магией. В отдельных погребениях

встречены целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках к общей основе.

Значительно чаще привески-обереги встречаются в курганных

захоронениях не в наборах, а индивидуально. Это те же ложечки, ключи,

бубенчики, гребни, клыки или челюсти животных, топорики и разнообразные

зооморфные подвески.

Ложка- символ сытости, благосостояния и довольства. Привеска- ключ –

символ богатства и сохранности. Обереги-клыки и когти хищников – служили

для «отпугивания зла». Бубенчики в составе наборов привесок-амулетов при

малейшем движении начинали колебаться и издавали звон, что, очевидно, имело

какое-то магическое значение. Топор в славянском язычестве был символом

Перуна. Амулеты – гребни служили оберегами от болезней. Гребням,

уничтожающим паразитов – распространителей болезней, славяне-язычники

придавали значение оберегов, их украшали звериными головами. Привески-

лунницы связаны с культом луны и были принадлежность девичьего убора (

Селена-богиня Луны считалась покровительницей девушек).

С глубокой древности образ женщины, ожидающей рождения ребенка, в

языческом мировоззрении был связан с образом прорастающего в земле зерна.

Привески в виде молодого ростка-крина символизировали, рождающую жизненную

силу женщин

Довольно многочисленную группу амулетов восточных славян образуют

зооморфные привески. Это плоские изображения птиц и животных, очевидно,

обладавших культовыми животворными свойствами. Так, конь был символом добра

и счастья и связывался с культом Солнца.

Из письменных источников известно, что восточные славяне-язычники

приносили в жертву идолам животных, зерно, различные вещевые подарки,

совершались и человеческие жертвоприношения. Возле изображений языческих

божеств происходили гадания, ритуальные жребии, язычники клялись «по

русскому закону… оружием своим и Перуном богом и Волосом скотьим богом». Во

второй половине 1 тысячелетия н.э. главным божеством восточных славян был,

очевидно, Перун – общеславянский бог грома и молний. По-видимому, о нем

писал византийский автор У1 в. Прокопий Кесарийский: «Они (славяне и анты)

считают, что только бог, творец молний, является владыкой надо всем».

Экономическая основа жизни славянства – земледелие – наложила

значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому

календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл

сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными

языческими жертвоприношениями. С аграрным культом были связаны и божества

солнца Даждьбог и Хорс. Велес – скотий бог и, может быть, бог богатства,

судя по этнографическим сведениям, имел отношение и к обрядам, связанным с

уборкой урожая. Определенную роль в земледельческом культе играл и Стрибог

– бог ветра. В источниках называются и другие, низшие божества восточных

славян – Род и рожаницы, берегини и упыри. Некоторые исследователи

полагали, что Род – это верховное божество славян и что он был основным

объектом поклонения язычников. Если так, то главенствующая роль Рода,

название которого связано с понятием родства, относится к глубокой

древности. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. это было , наверное,

домашнее божество, божество семейных общин.

В летописях имени бога Рода нет. Рожаницы тоже связаны терминологически с

понятием родства, но ничего конкретного об их сущности сказать нельзя.

Берегыни – божества, связанные с водами и деревьями; упыри, судя по поздним

источникам, тождественны вампирам.

Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы или культовые ритуалы

совершались князьями, племенными и родовыми старейшинами. Скорее всего

жреческие функции выполнялись князьями.

Язычество было определяющим фактором в идеологии славянства. Все

остальные проявления духовной культуры, а также зависимые от неё элементы

материальной культуры и искусства во многом были определены языческим

мировозрением.

Восточнославянские племена

Племена лесной зоны днепровского правобережья

ДУЛЕБЫ – одно из древних племенных образований славянства. В период

составления Повести временных лет дулебов уже не существовало, летопись

сообщает о них как о прежних жителях Волыни. Последний раз дулебы на

страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе

Олега на Царьград. Имя дулебов восходит к праславянской поре. Этот этноним

имеет западногерманское происхождение. Несомненно, что дулебы составляли

какую-то часть раннесредневековой славянской группировки, характеризуемой

пражско-корчакской керамикой. Наряду с ним в её составе были и другие

праславянские племена, названия которых до нас не дошли. Можно

предположить, что это славянское племя сложилось ещё в римский период

где-то по соседству с западногерманским населением. Средневековые

письменные источники фиксируют дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем

Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой и в Хорватии на верхней Драве.

Разбросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного региона в

разных направлениях.

Предположение, что древнее племенное образование славян, занимавших

Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами,

находит свое подтверждение и в топонимическом материале. Топонимы,

производные от племенного названия дулебы, распространены не только на

территории летописных волынян, но значительно шире.[19] Они известны в

бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве

правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Все

они находятся в пределах ареала керамики типа Луки-Райковецкой (поселение

в урочище Лука при с.Райки на р.Гнилопять в Житомирской обл.), там где

образовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

ВОЛЫНЯНЕ – племенная группировка восточного славянства, имевшая второе

название –бужане. Летопись связывает её с Бугом. Название бужане

происходит от гидронима Буг (подобно волжане от Волги). Имя волыняне

исследователи выводят от городы Велынь (Волынь), откуда и историческая

Волынь. Древний город Волынь на Буге обследован археологами. Его детинец

овальной формы (размером 80 х 70 м) расположен на мысе, образованным Бугом

и его притоком Гучвой. Краткость летописных известий о территории волынян

вызвала расхождения в определении её границ.

Основные курганные раскопки в земле волынян были произведены во второй

половине Х1Хв. Уже в 50-х годах Х1Хв. Раскопками волынских курганов

занимались Н.Веселовский и Я. Волшинский. К 60-70годам относятся

исследования курганов в Великом и Глинске на территории Ровенской обл.

Первая попытка выделить особенности курганов волынян принадлежит

В.Б.Антоновичу. Она оказалась неудачной, хотя применяемые исследователем

термины «курганы волынянского типа» и «курганы древлянского типа»

укоренились в археологической литературе. По характеристики В.Б.Антоновича,

волынянские курганы – небольшие насыпи с трупоположениями или на горизонте

или на грунтовых ямах. Однако, эти признаки не могут быть племенными, так

как они характерны и для курганов других восточнославянских племен.

Обстоятельный анализ волынских курганов сделан Е.И. Тимофеевым . Его

вывод, что у волынян господствовали преимущественно курганы с

трупоположениями в могильных ямах. Западная и восточная границы

распространения подобных курганов совпадает с исторически сложившимися

границами Волынской земли. Однако курганы с ямными трупоположениями нельзя

рассматривать в качестве этноопределяющего признака волынян.

Неопределенной осталась северная граница ареала волынян. Курганы с

трупоположениями в грунтовых ямах не встречаются севернее линии Ровно-

Луцк. Поэтому Волынское Полесье Е.И.Тимофеев вынужден исключить из

территории волынян.

Весьма спорна и южная граница волынян, проводимая Е.И.Тимофеевым

примерно по водоразделу Припяти и Буга, с одной стороны, Днестра и Южного

Буга – с другой стороны.

Ю.В. Кухаренко удалось подметить характерную особенность в

расположении ранних волынских курганов. Они находятся не на возвышениях,

как более поздние, а на низких местах, иногда на пойменных лугах. Курганы

образуют небольшие группы, из двух –десяти насыпей, и расположены всегда

попарно: большой и рядом малый, примыкая иногда вплотную друг к другу.

Высота больших курганов около 1,5 м, диаметр – около 20м. Малые имели

высоту около 0,5 м, диаметр – 8-10м. Насыпи песчаные. Кострище на месте

сооружения кургана было ограждено кольцеобразной стенкой, составленной из

стояков и горизонтальных бревен. В центре огороженной площадки в толще

золы и угольков найдено несколько мелких обломков пережженных человеческих

костей, разбросанных на пространстве диаметром около 4м. Особенно много

таких курганов в междуречьи Буга и Горыни, т.е. в центре исторической

Волыни.

Пределами основной территории волынян на севере, очевидно, были

болотистые пространства в бассейне верхнего течения Припяти. Восточная

граница её проходила по р.Случь, южная граница ареала волынян совпадала с

водоразделом между бассейнами Припяти и Буга и Днестровским бассейном. На

западе рубежом расселения волынян было поречье Буга. Далее начиналась

территория западнославянских племен.

Как и все древнерусские курганы, погребальные насыпи волынян в

зависимости от места трупоположения подразделяются на три типа: 1) с

захоронениями на горизонте; 2) с погребениями в грунтовых ямах; 3)с

захоронениями в насыпях. Последний тип на Волыни исключительно редок.

Положение и ориентировка умерших в курганах волынян общеславянские: на

спине , в вытянутыми вдоль туловища или полусогнутыми руками. В

ориентировке умерших постоянно наблюдаются сезонные отклонения – летом

покойника клали в направлении юго-запад-северо-восток, зимой - северо-

запад – юго-восток.

Более половины исследованных на Волыни курганных трупоположений

оказались безынвентарными. В большинстве случаев это захоронения мужчин..

Однако и во многих женских погребениях волынян или нет украшений, или

встречены лишь единичные предметы. Наиболее характерным височным

украшением волынских женщин были перстнеобразные колечки диаметром от 1-

1,5 до 3-3,5 см, сделанные из тонкой бронзовой или реже серебряной

проволоки. Значительно реже встречаются проволочные кольца небольшого

диаметра загнутоконечные (с кольцом, завернутым в трубочку или колечко) и

S-конечные (с концом, завернутым в виде S). Е.И.Тимофеев считает, что

находки S- конечных височных колец в древнерусских памятниках отражают

культурные связи восточных славян с западными. Весьма разнообразны

бронзовые и серебряные бусы. В двух курганах найдены серебряные овальные

бусы, украшенные треугольниками из мелкой зерни. Можно утверждать, что

браслеты не были в моде у волынских женщин. Найдено только два бронзовых

браслета. Довольно часто погребенные в волынских курганах похоронены с

железными ножами. Их носили в кожаных или деревянных ножнах, иногда

скрепленных медной проволокой или железными скобами. Более чем в 15

волынских курганах (могильники Басов Кут, Белев, Красне,Плиснеск, Теклевка)

встречены ведра, сделанные из дубовых клепок и железных обручей, и дужки.

Ведра ставили в могилы с жертвенной пищей. Этот обычай был распространен у

славян-язычников и зафиксирован в землях как восточных, так и западных

славян. Курганный обряд погребения в земле волынян доживает до Х11 в..

Позднее языческий ритуал вытесняется христианским.

ДРЕВЛЯНЕ - были восточными соседями волынян и получили название по

лесистой местности. Территория древлян не определена летописью. Известно

только, что это племя обитало по соседству с полянами, к северо-западу от

Киева, и его центром был Искоростень. Древляне имели развитую племенную

(полугосударственную) организацию. Повесть временных лет уже на первых

страницах сообщает, что у них было свое княжение. В летописях содержатся

сведения о древлянских князьях, племенной знати и дружине. А.А.Шахматов,

используя косвенные данные русских летописей, допускал, что область

древлянского расселения заходила на левый берег Днепра.[20] В ареал

древлян входили поречье Днепра с устьем Десны.

Первая попытка очертить ареал этого племени была предпринята

исследователем древлянских курганов В.Б.Антоновичем. Его курганные раскопки

были сосредоточены в южной и юго-восточной частях древлянской земли и в

соседних районах территории полян . К древлянам были отнесены все курганы

без погребения коня, курганы под Киевом, а также начыпи в бассейнах рек

Тетерев, Уж, Ирпень и Роставица. Раскопки древлянских курганов продолжались

в конце Х1Х и в первых десятилетиях ХХ веков. Значительные изыскания

курганов провел Я.В.Яроцкий. Он исследовал около 50 насыпей, расположенных

в 11 пунктах. Исследования курганов велись и в советское время. Анализ

курганных материалов летописного ареала древлян принадлежит И.П.Русановой.

Ей удалось подметить весьма характерную особенность древлянского региона –

скопление золы и угольков в насыпях всегда выше трупоположений. Обычно это

тонкая зольно-угольная прослойка, расположенная в центре кургана.

Образование её связано с определенным ритуалом - наследием обряда кремации

умерших. По-видимому, первоначально в процессе сооружения курганной насыпи

в её верхней части разжигали небольшой костер, имевший очистительно-

ритуальный смысл.

Западная граница распромстранения древлянских курганов проходила по

Случи, где лесистые местности отделяли древлянский регион от волынского.

Самыми старшими курганами в древлянском ареале являются курганы с

трупосожжениями и урнами пражско-корчакского типа. Они обычно имеют

небольшую (0,3-0,9м) высоту, несколько расплывчаты и образуют могильники,

состоящие из 10-30 насыпей.. Собранные с погребального костра

кальцинированные кости помещались преимущественно в урнах в верхней части

курганной насыпи или в ее основании. Преобладают курганы с захоронениями в

верхней части насыпи. Вероятно, в У1-У111 в.в., курганный обряд погребения

в области древлян был преобладающим. Ритуал захоронения древлян по

курганным раскопкам у с.Буки реконструируется в следующем виде. Умершего

клали на горизонтальную площадку или в небольшое углубление, вырытое в

материке (длина 2,2-3,2 м, ширина 1,1-1,2 м, глубина 0,1-0,2 м). Разжигали

ритуальный костер, погребение окружали канавкой с частоколом. Все это

засыпали землей, сооружая курганообразную насыпь. Вещевой инвентарь

древлянских курганов небогат. Наиболее распространены височные украшения

–перстнеобразные кольца. Шейные ожерелья открыты во многих древлянских

курганах, но состоят обычно из 2-4 бусин. Наиболее часто встречаются

стеклянные позолоченные бусы, изредка попадаются синие желтые стеклянные

бусы, несколько чаще – белые, желтые и красные, найдены также бусы из

сердолика. Относительно часты в женских погребениях древлян перстни. В

мужских захоронениях изредка встречаются бронзовые и железные поясные

кольца и лировидные пряжки.

История древлянского племени кратковременна. Первоначально древляне –

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.