бесплатно рефераты
 

Вопросы к гос. экзаменам ВАВТ

отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих

гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно

противоречить общепризнанным принципам между- народного публичного права.

Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во

многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров.

5. Международные организации в МЭО. Их правосубъектность.

В современных международных отношениях международные организации играют

существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней

дипломатии.

Возникновение международных организаций в 18 веке явилось отражением и

следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни

общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по

Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и

полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых

международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза

(1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную

структуру.

Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение

их компетенции и усложнение структуры.

Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время

международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более

300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных

организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых

структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)

Термин «международные организации» употребляется, как правило,

применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к

неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки:

- членство государств;

- наличие учредительного международного договора;

- постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов.

С учетом этих признаков можно констатировать, что международная

межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное

на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее

постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при

уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами

международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является

то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют

физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного

права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников

и др.).

Классификация международных организаций

1. По характеру членства:

- межгосударственные

- неправительственные.

2. По кругу участников:

- универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее

специализированные учреждения);

- региональные, членами которых могут быть государства одного региона

(Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По компетенции:

- организации общей компетенции;

- организации специальной компетенции.

Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений

между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную,

культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной

компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области

(напр., Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и

могут подразделяться на политические, экономические, социальные,

культурные, научные, религиозные.

4. По характеру полномочий:

- межгосударственные организации;

- наднациональные или надгосударственные организации.

К первой группе относится подавляющее большинство международных

организаций, целью которых является организация межгосударственного

сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью

надгосударственных организаций является интеграция. Их решения

распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-

членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи

Европейскому союзу (ЕС). С точки зрения порядка вступления в них

организации делятся на открытые (любое государство может стать членом по

своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия

первоначальных учредителей.).

Правосубъектность межгосударственных организаций

Межгосударственные (межправительственные) организации - субъекты МП/МЭП.

Они имеют определенные международные права и обязанности, могут приобретать

их, заключать договоры, пользуются иммунитетами, несут международно-

правовую ответственность за свои действия. Правосубъектность организаций и

ее объем основывается на уставах и не нуждается в признании другими

государствами. При этом устав международной организации может содержать

"подразумеваемые" элементы правосубъектности, а именно: если, например, в

уставе прямо не предусмотрена возможность заключать договоры, то

подразумевается, что организация может их заключать в рамках устава во имя

достижения своих целей (при отсутствии возражений со стороны государств-

членов). Возможно определенное расширение объема правосубъектности

международной организации путем принятия решений ее органами (при

отсутствии возражений со стороны государств-членов).

В качестве параорганизаций рассматриваются, в частности,

межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому

сотрудничеству. Параорганизации могут обладать частью или всеми признаками

международной организации, но отдельные из этих признаков недостаточно

выражены, отсутствует презумпция воли сторон создать международную

организацию.

Ряд международных организаций / международных экономических организаций

играет роль организационной основы для достижения целей экономической

интеграции государств-членов.

7. Организационно-правовые формы интеграционных объединений.

Интеграция – это одно из проявлений международного разделения труда,

усиления взаимозависимости национальных экономик на макро- и микроуровнях,

интернационализации хозяйственной жизни, когда производительные силы вы-

ходят за пределы национальных границ. Этот процесс охватывает все элементы

материальной и нематериальной сферы – товары, услуги, капиталы, рабочую

силу.

Экономическая интеграция – это процесс объединения суверенных государств с

целью установления расширенного экономического пространства, в котором

могут свободно циркулировать различные факторы производства.

Внешние проявления интеграции:

• образование единых товарных рынков;

• создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;

• концентрация и переплетение капиталов;

• проведение согласованной внешнеэкономической политики.

Государственно-правовые формы интеграционных объединений

На практике принято (с определенной долей условности) различать следующие

государственно-правовые формы интеграционных объединений:

1. зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в торговле между

странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных

тарифов в торговле с третьими странами);

2. таможенный союз (введение единого таможенного тарифа по отношению к

третьим странам);

3. общий рынок (отмена таможенных пошлин и нетаможенных барьеров при

перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов);

4. экономический союз (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов,

рабочей силы, финансов, единая внешнеэкономическая политика, усиление и

расширение сферы "наднационального" метода регулирования);

5. единое экономическое пространство с соответствующей политической

надстройкой (единая валюта, тенденции конфедеративного устройства).

Основной источник международно-правового регулирования (МПР) интеграционных

процессов – международный договор, а институционный механизм –

международная организация (органы интеграционного объединения).

Формы интеграций на различных уровнях

Наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на

региональном уровне. В апреле 1951 года был подписан Парижский договор об

учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 году были

подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества

(ЕЭС) и учредительный договор о создании Европейского сообщества по атомной

энергии (Евратом). В 1960 году возникла Европейская ассоциация свободной

торговли (ЕАСТ). С 1969 по 1991 год функционировал Совет Экономической

Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства Восточной Европы. Впоследствии

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия создали Центрально- европейское

соглашение о свободной торговле. В рамках СНГ в 1993 году был создан

Экономический Союз, в 1994 году – подписано соглашение о создании

Платежного союза. В 1992 году подписано Соглашение между США, Канадой и

Мексикой о Североамериканской ассоциации свобод- ной торговли (НАФТА),

вступившее в силу в 1994 году. В 1995 году вступил в силу торговый пакт

"МЕРКОСУР" (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай).

На глобальном уровне явления интеграции прослеживаются по двум

направлениям:

1) создание международно-правовых связей между интеграционными

объединениями;

2) создание, функционирование и развитие транснациональных рынков товаров и

услуг (в рамках системы ГАТТ/ ВТО и за пределами этой системы).

В качестве метода МПР интеграционных процессов выступает не только

координационный метод, присущий МП/МЭП, но и субординационный метод

(элементы наднационального регулирования в ЕС).

Интеграционное объединение – это экономическое пространство со специальным

(льготным) режимом МЭО. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными

процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного"

режима и ПНБ. Следует отметить, что ст. 24 текста ГАТТ предусматривает

"таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под

сферы действия ПНБ (принципа наибольшего благоприятсовования).

Эта проблема рассматривалась и КМП ООН при подготовке проекта статей о

клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. В частности, отмечалось, что

ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле,

которые были представлены на рассмотрение ГАТТ, не отвечало полностью

требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано

освобождение от обязательств, в том числе в том что касается предоставления

РНБ. Эти вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ. С учетом

этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг

другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия

ПНБ либо на основании МД (ГАТТ, двусторонние торговые договоры,

предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося

международно-правового обычая.

В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными

объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ:

происходит своего рода "перемещение " применения этого принципа с

межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение –

интеграционному объединению". Так, в 1983 году было заключено Соглашение об

экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом (Боливия,

Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор) как региональной экономической

организацией, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.

Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-членами

АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.

Примечание:

Не следует путать понятие "зоны свободной торговли" как межгосударственного

образования с понятием "зон свободной торговли", создаваемых государствами

в пределах национальных границ ("зонами франко", СЭЗ).

Сокращения:

ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли

ЛАСТ – Латино-американская ----------\\-----------------

КМП ООН – Комиссия по международному праву ООН

РНБ – режим наибольшего благоприятстсвования

ПНБ – принцип ------------------\\------------------------

8. Европейское экономическое пространство. Система ЕЭС.

Начало европейской "управляемой" многосторонней интеграции было положено

образованием самостоятельных, но взаимосвязанных организаций – ЕОУС (1951

г.) (Европейское объединение угля и стали), Евратома и ЕЭС (1957 г.).

Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на

следующих актах:

- Брюссельский договор 1965 года – созданы единые органы трех сообществ;

- Люксембургский договор 1971 года – достигнута договоренность о принятии

решений по жизненно важным вопросам на основе общего согласия;

- Единый Европейский Акт 1986 года– поставлены цели создания единого

внутреннего рынка, единого экономического пространства;

- Шенгенское соглашение 1990 года – принято решение о беспрепятственном

перемещении через границы стран ЕС людей, грузов, капиталов;

- Маастрихтские соглашения 1992 года – принято решение о создании валютно-

экономического и политического союза; Европейские Сообщества с 01.01.94.

г. стали именоваться Европейским Союзом.

В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются

следующими результатами:

• ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран- участниц (полностью

были отменены остаточные таможенные барьеры в 1991 году); создан общий

рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной

области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали

(ЕОУС);

• установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран

(уровень таможенного союза);

• достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы; создано единое

экономическое пространство;

• обеспечено проведение единой торговой политики;

• осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в

отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью

компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а

также единая политика в области транспорта;

• ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК;

• создана валютно-финансовая система с единой расчетной единицей – экю,

начался переход к единой денежной единице – "евро";

• осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому

ряду направлений;

• создана, функционирует и развивается особая система права – ПРАВО ЕС;

создается однородная юридическая среда для предпринимательской

деятельности;

• количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система

прикрепления к ЕС большой группы РС – свыше 60 государств – участников

Ломейских конвенций.

Главные органы управления ЕС

Главные органы ЕС – Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский

парламент, Европейский суд.

Совет – высший исполнительный орган ЕС. Члены Совета – главы государств,

правительств, председатель Комиссии; их заместители – министры иностранных

дел и один из членов Комиссии. Заседания Совета проводятся либо на уровне

глав государств и правительств, либо на уровне министров (Совет министров).

Заседания Совета министров могут проходить на уровне отраслевых министров –

по сельскому хозяйству, финансам, др. Акты Совета принимаются единогласно в

случаях, затрагивающих жизненно важные интересы государств- членов, и

большинством голосов – в соответствии с квотами (на- пример, у ФРГ,

Франции, Италии – по 10 голосов, у Испании – 8, Греции – 5, Дании – 3,

Люксембурга – 2). Основная часть нормативных актов принимается

квалифицированным большинством. При Совете образован Комитет постоянных

представителей стран-членов на уровне послов в качестве консультативного

органа для оперативного предварительного согласования вопросов.

Комиссия – постоянный исполнительный орган с местопребыванием в Брюсселе.

Состоит из 20 членов, назначаемых правительствами (от крупных государств –

по 2) на 5-летний срок с одобрения Европейского парламента в личном

качестве, т.е. являющихся независимыми от своих правительств. Акты Комиссии

принимаются большинством голосов. Комиссия обладает широкой компетенцией;

ей подчинены 23 генеральных директората (дирекции) и большое количество

вспомогательных органов.

Парламент – однопалатный орган, избираемый с 1979 года всеобщим прямым

голосованием на 5-летний срок гражданами стран- членов ЕС по квотам.

Местопребывание – г. Страсбург. В состав Парламента входят 626 депутатов,

которые группируются по партийной принадлежности (10 – 12 партийных

фракций). Сессии Парламента проводятся ежемесячно. Парламент участвует в

законодательном и бюджетном процессе, обладает консультативными,

контрольными полномочиями в отношении органов ЕС, наделен отлагательным

вето в отношении актов Совета – они могут быть приостановлены по решению

абсолютного большинства голосов депутатов.

Суд – верховный судебный орган ЕС, состоит из 15 судей, назначаемых

правительствами на б-летний срок. Местопребывание – г. Люксембург. Обладает

функциями международного, конституционного и административного судов.

Обеспечивает правомерность действий органов ЕС, правительств государств-

членов, наблюдает за применением права ЕС, исполнением соглашений и

осуществляет их толкование, вы- носит решения лишь по конкретным делам,

представленным на его рассмотрение государствами-членами, органами ЕС и

даже физическими лицами.

"Наднациональный" характер правопорядка ЕС усматривается в праве его

органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные

акты непосредственного применения, обладающие приоритетом перед

внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При

этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у

государства своего гражданства. Источник "наднациональной" компетенции –

Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учредительные

международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные

органами ЕЭС/ЕС (постановления, директивы, решения).

Постановления или Регламенты (ст. 189 Римского договора) принимаются

Советом и Комиссией. Они рассчитаны на общее применение, носят обязательный

характер и имеют непосредственное действие в каждом государстве ЕС. Таким

образом, обеспечивается приоритет права ЕС по отношению к внутреннему

праву. Адресат постановлений – физические и юридические лица, государства-

члены, органы ЕС.

Директива – это акт, обязательный для каждого государства- члена в том, что

касается достижения поставленной цели, однако она оставляет за

национальными властями право выбора форм и средств.

Решение – это акт применения права, обязательный во всех своих частях для

тех, кому он адресован (как правило, для правительств государств-членов

ЕС); носит индивидуальный характер.

Считается, что в интеграционном праве ЕС нет иерархии норм. К актам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.