| |||||
МЕНЮ
| Вопросы к гос. экзаменам ВАВТотношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам между- народного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров. 5. Международные организации в МЭО. Их правосубъектность. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в 18 веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру. Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.) Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: - членство государств; - наличие учредительного международного договора; - постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.). Классификация международных организаций 1. По характеру членства: - межгосударственные - неправительственные. 2. По кругу участников: - универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения); - региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). 3. По компетенции: - организации общей компетенции; - организации специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (напр., Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные. 4. По характеру полномочий: - межгосударственные организации; - наднациональные или надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств- членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому союзу (ЕС). С точки зрения порядка вступления в них организации делятся на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей.). Правосубъектность межгосударственных организаций Межгосударственные (межправительственные) организации - субъекты МП/МЭП. Они имеют определенные международные права и обязанности, могут приобретать их, заключать договоры, пользуются иммунитетами, несут международно- правовую ответственность за свои действия. Правосубъектность организаций и ее объем основывается на уставах и не нуждается в признании другими государствами. При этом устав международной организации может содержать "подразумеваемые" элементы правосубъектности, а именно: если, например, в уставе прямо не предусмотрена возможность заключать договоры, то подразумевается, что организация может их заключать в рамках устава во имя достижения своих целей (при отсутствии возражений со стороны государств- членов). Возможно определенное расширение объема правосубъектности международной организации путем принятия решений ее органами (при отсутствии возражений со стороны государств-членов). В качестве параорганизаций рассматриваются, в частности, межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Параорганизации могут обладать частью или всеми признаками международной организации, но отдельные из этих признаков недостаточно выражены, отсутствует презумпция воли сторон создать международную организацию. Ряд международных организаций / международных экономических организаций играет роль организационной основы для достижения целей экономической интеграции государств-членов. 7. Организационно-правовые формы интеграционных объединений. Интеграция – это одно из проявлений международного разделения труда, усиления взаимозависимости национальных экономик на макро- и микроуровнях, интернационализации хозяйственной жизни, когда производительные силы вы- ходят за пределы национальных границ. Этот процесс охватывает все элементы материальной и нематериальной сферы – товары, услуги, капиталы, рабочую силу. Экономическая интеграция – это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Внешние проявления интеграции: • образование единых товарных рынков; • создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы; • концентрация и переплетение капиталов; • проведение согласованной внешнеэкономической политики. Государственно-правовые формы интеграционных объединений На практике принято (с определенной долей условности) различать следующие государственно-правовые формы интеграционных объединений: 1. зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами); 2. таможенный союз (введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам); 3. общий рынок (отмена таможенных пошлин и нетаможенных барьеров при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов); 4. экономический союз (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единая внешнеэкономическая политика, усиление и расширение сферы "наднационального" метода регулирования); 5. единое экономическое пространство с соответствующей политической надстройкой (единая валюта, тенденции конфедеративного устройства). Основной источник международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов – международный договор, а институционный механизм – международная организация (органы интеграционного объединения). Формы интеграций на различных уровнях Наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне. В апреле 1951 года был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 году были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и учредительный договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В 1960 году возникла Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). С 1969 по 1991 год функционировал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства Восточной Европы. Впоследствии Венгрия, Польша, Чехия и Словакия создали Центрально- европейское соглашение о свободной торговле. В рамках СНГ в 1993 году был создан Экономический Союз, в 1994 году – подписано соглашение о создании Платежного союза. В 1992 году подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свобод- ной торговли (НАФТА), вступившее в силу в 1994 году. В 1995 году вступил в силу торговый пакт "МЕРКОСУР" (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). На глобальном уровне явления интеграции прослеживаются по двум направлениям: 1) создание международно-правовых связей между интеграционными объединениями; 2) создание, функционирование и развитие транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ГАТТ/ ВТО и за пределами этой системы). В качестве метода МПР интеграционных процессов выступает не только координационный метод, присущий МП/МЭП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС). Интеграционное объединение – это экономическое пространство со специальным (льготным) режимом МЭО. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Следует отметить, что ст. 24 текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ (принципа наибольшего благоприятсовования). Эта проблема рассматривалась и КМП ООН при подготовке проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. В частности, отмечалось, что ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле, которые были представлены на рассмотрение ГАТТ, не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано освобождение от обязательств, в том числе в том что касается предоставления РНБ. Эти вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ. С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании МД (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая. В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение " применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение – интеграционному объединению". Так, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор) как региональной экономической организацией, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ. Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами-членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ. Примечание: Не следует путать понятие "зоны свободной торговли" как межгосударственного образования с понятием "зон свободной торговли", создаваемых государствами в пределах национальных границ ("зонами франко", СЭЗ). Сокращения: ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли ЛАСТ – Латино-американская ----------\\----------------- КМП ООН – Комиссия по международному праву ООН РНБ – режим наибольшего благоприятстсвования ПНБ – принцип ------------------\\------------------------ 8. Европейское экономическое пространство. Система ЕЭС. Начало европейской "управляемой" многосторонней интеграции было положено образованием самостоятельных, но взаимосвязанных организаций – ЕОУС (1951 г.) (Европейское объединение угля и стали), Евратома и ЕЭС (1957 г.). Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: - Брюссельский договор 1965 года – созданы единые органы трех сообществ; - Люксембургский договор 1971 года – достигнута договоренность о принятии решений по жизненно важным вопросам на основе общего согласия; - Единый Европейский Акт 1986 года– поставлены цели создания единого внутреннего рынка, единого экономического пространства; - Шенгенское соглашение 1990 года – принято решение о беспрепятственном перемещении через границы стран ЕС людей, грузов, капиталов; - Маастрихтские соглашения 1992 года – принято решение о создании валютно- экономического и политического союза; Европейские Сообщества с 01.01.94. г. стали именоваться Европейским Союзом. В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами: • ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран- участниц (полностью были отменены остаточные таможенные барьеры в 1991 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС); • установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза); • достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы; создано единое экономическое пространство; • обеспечено проведение единой торговой политики; • осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта; • ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК; • создана валютно-финансовая система с единой расчетной единицей – экю, начался переход к единой денежной единице – "евро"; • осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений; • создана, функционирует и развивается особая система права – ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности; • количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы РС – свыше 60 государств – участников Ломейских конвенций. Главные органы управления ЕС Главные органы ЕС – Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд. Совет – высший исполнительный орган ЕС. Члены Совета – главы государств, правительств, председатель Комиссии; их заместители – министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Заседания Совета проводятся либо на уровне глав государств и правительств, либо на уровне министров (Совет министров). Заседания Совета министров могут проходить на уровне отраслевых министров – по сельскому хозяйству, финансам, др. Акты Совета принимаются единогласно в случаях, затрагивающих жизненно важные интересы государств- членов, и большинством голосов – в соответствии с квотами (на- пример, у ФРГ, Франции, Италии – по 10 голосов, у Испании – 8, Греции – 5, Дании – 3, Люксембурга – 2). Основная часть нормативных актов принимается квалифицированным большинством. При Совете образован Комитет постоянных представителей стран-членов на уровне послов в качестве консультативного органа для оперативного предварительного согласования вопросов. Комиссия – постоянный исполнительный орган с местопребыванием в Брюсселе. Состоит из 20 членов, назначаемых правительствами (от крупных государств – по 2) на 5-летний срок с одобрения Европейского парламента в личном качестве, т.е. являющихся независимыми от своих правительств. Акты Комиссии принимаются большинством голосов. Комиссия обладает широкой компетенцией; ей подчинены 23 генеральных директората (дирекции) и большое количество вспомогательных органов. Парламент – однопалатный орган, избираемый с 1979 года всеобщим прямым голосованием на 5-летний срок гражданами стран- членов ЕС по квотам. Местопребывание – г. Страсбург. В состав Парламента входят 626 депутатов, которые группируются по партийной принадлежности (10 – 12 партийных фракций). Сессии Парламента проводятся ежемесячно. Парламент участвует в законодательном и бюджетном процессе, обладает консультативными, контрольными полномочиями в отношении органов ЕС, наделен отлагательным вето в отношении актов Совета – они могут быть приостановлены по решению абсолютного большинства голосов депутатов. Суд – верховный судебный орган ЕС, состоит из 15 судей, назначаемых правительствами на б-летний срок. Местопребывание – г. Люксембург. Обладает функциями международного, конституционного и административного судов. Обеспечивает правомерность действий органов ЕС, правительств государств- членов, наблюдает за применением права ЕС, исполнением соглашений и осуществляет их толкование, вы- носит решения лишь по конкретным делам, представленным на его рассмотрение государствами-членами, органами ЕС и даже физическими лицами. "Наднациональный" характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты непосредственного применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства. Источник "наднациональной" компетенции – Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учредительные международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные органами ЕЭС/ЕС (постановления, директивы, решения). Постановления или Регламенты (ст. 189 Римского договора) принимаются Советом и Комиссией. Они рассчитаны на общее применение, носят обязательный характер и имеют непосредственное действие в каждом государстве ЕС. Таким образом, обеспечивается приоритет права ЕС по отношению к внутреннему праву. Адресат постановлений – физические и юридические лица, государства- члены, органы ЕС. Директива – это акт, обязательный для каждого государства- члена в том, что касается достижения поставленной цели, однако она оставляет за национальными властями право выбора форм и средств. Решение – это акт применения права, обязательный во всех своих частях для тех, кому он адресован (как правило, для правительств государств-членов ЕС); носит индивидуальный характер. Считается, что в интеграционном праве ЕС нет иерархии норм. К актам Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|