бесплатно рефераты
 

Вопросы к гос. экзаменам ВАВТ

унификацией правовых условий внешнеторговых сделок.

Международная торговая палата и Международное бюро публикации таможенных

тарифов (относятся к числу неправительственных организаций) – вносят

большой вклад в дело кодификации и унификации торговых обычаев и правил

(Международные правила толкования торговых терминов – “Инкотермс”

включаемых во внешнеторговые контракты для обозначения условий поставки

товара, подготовлены в рамках Международной торговой палаты).

Регулирование международной торговли отдельными сырьевыми товарами

осуществляется путем заключения многосторонних соглашений, на базе которых

создан ряд международных организаций с участием либо государств импортеров

и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, кофе, свинцу и цинку и

т.д.), либо только экспортеров (по нефти и другим товарам). Наиболее

значительной среди государств-экспортеров (в основном развивающихся)

является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), задача которой

защитить интересы нефтедобывающих стран, посредством согласования

допустимых минимальных цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи,

установленными для каждого государства квотами.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) – создана в 1966г. в

целях содействия процессу индустриализации и оказания технической помощи

развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области

промышленного развития.

В 1945г. были созданы в качестве специализированных учреждений ООН

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный

фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в

валютно-финансовой сфере на глобальном уровне.

МБРР – содействует реконструкции и развитию экономики государств-

членов банка, поощряет частные иностранные капиталовложения, предоставляет

займы для развития производства, а также способствует росту международной

торговли и поддержанию равновесия платежных балансов. Членами МБРР могут

быть лишь государства –члены МВФ.

МВФ – участвуют 179 стран, содействует международному

сотрудничеству по вопросам, касающимся валюты и международной торговли, а

также созданию многосторонней системы расчетов по текущим сделкам между

государствами-членами и устранению ограничений в обмене валюты,

препятствующих мировой торговле.

Международная морская организация (ИМО) – специализированное учреждение

ООН, занимающееся вопросами морского судоходства и безопасности на море,

упрощение формальностей и процедур морских перевозок и т.п. Результаты этой

деятельности закрепляются в виде международных конвенций и других правовых

актов (кодексы, стандарты и т.п.).

Организация международной гражданской авиации (ИКАО) создана в 1947г. на

основе Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. В функции

ИКАО входит разработка унифицированных правил международных полетов и

эксплуатации воздушных судов, аэродромов и аэронавигационных средств,

разграничение воздушного пространства за пределами государственных

территорий, оказание технической помощи государствам-членам и т.п. Хотя

ИКАО в основном занимается технико-эксплуатационными вопросами, значение

этой деятельности для развития международного экономического

сотрудничества, несомненно.

Европейская конференция по пассажирским тарифам, действующая с 1975г. в

области железнодорожного транспорта и направленная на проведение единой

тарифной политики с целью содействия развитию международных пассажирских

перевозок, а также Международную ассоциацию железнодорожных конгрессов,

основанную еще в 1884г., в функции которой входит подготовка и проведение

международных железнодорожных конгрессов для обсуждения научно-технических,

экономических и административных проблем.

Международный союз автомобильного транспорта образован в 1948г. для

содействия развитию международного автомобильного транспорта в интересах

перевозчиков и экономики автотранспорта в целом.

Всемирный почтовый союз, возникший в 1874г., а с 1947г. ставший

специализированным учреждением ООН. Он содействует международному

сотрудничеству в культурном, социальном и экономическом планах. На основе

Устава Союза создана единая почтовая территория для обмена письменной

корреспонденцией, гарантируется свобода транзита на всей этой территории.

Всемирная организация интеллектуальной собственности – создана в

соответствии со Стокгольмской конвенцией в 1967г. в качестве

специализированного учреждения ООН. Ее цель – охранять эту собственность во

всем мире посредством сотрудничества государств, поощрения заключения новых

международных договоров, гармонизации национального законодательства и т.п.

Межправительственная комиссия ООН по ТНК и Центр по ТНК, в задачи, которых

входит разработка особого кодекса поведения ТНК как попытка

формализованного подчинения деятельности ТНК определенным правилам.

Все возрастающее разнообразие областей экономического

сотрудничества предопределило появление многочисленных отраслевых

международных учреждений, как в системе ООН, так и вне нее. Такие

международные отраслевые организации, действующие на глобальном уровне,

становятся центрами, под эгидой которых формируются соответствующие

подотрасли МЭП в сфере международной торговли, в промышленно-кооперационных

связях, валютно-финансовом сотрудничестве, в области транспорта, связи,

охраны интеллектуальной собственности и т.д.

Международное торговое право, как подотрасль МЭП.

Межгосударственное промышленное сотрудничество примыкает к торговому

сотрудничеству и в последнее десятилетие приобретает все возрастающее

значение. Под промышленным сотрудничеством понимаются прямые кооперационные

связи в области производства, совместная промышленная деятельность, а также

иностранные инвестиции в промышленной сфере, техническая помощь и т.п.

Исключительное значение для развития международных экономических связей

имеет сотрудничество в валютно-финансовой области в целях обеспечения

необходимых условий для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования

и т.п., что дает основания для выделения в науке особого международного

валютно-финансового права.

Международное экономическое сотрудничество в области транспорта и связи

развито весьма широко. Как в рамках ООН, так и вне этой организации ввиду

специфики отдельных видов транспорта и связи международное экономическое

сотрудничество и правовое урегулирование в этих областях и на глобальном, и

на региональном уровнях осуществляется по отдельным подотраслям: водный

(морской и речной) транспорт, железнодорожный, воздушный, автомобильный, а

также почтовая, электрическая и спутниковая связь.

Международное право интеллектуальной собственности. Специфической областью

международного экономического сотрудничества является регулирование

международного обмена интеллектуальной собственностью.

2. Соотношение международного экономического права и внутригосударственного

права/ /международного частного права.

Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих

гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

На развитие международного частного права (МЧП) оказывают влияние основные

факторы современной действительности: интернационализация хозяйственной

жизни, усиление миграции, научно-технический прогресс, права и свободы

человека, конвергенция национальных экономик.

К сфере регулирования МЧП относятся 2 группы отношений:

- отношения между юридическими лицами различных стран в процессе

хозяйственных, научно-технических и культурных связей;

- отношения с участием иностранных физических лиц в том, что касается их

имущественных, личных и процессуальных прав, в том числе в области

гражданского, трудового и семейного законодательства.

МЧП тесно связано с международным правом (МП)/ международным экономическим

правом (МЭП). Обе эти правовые системы регулируют международные

экономические отношения, базируются на общих принципах международного

права. Однако важно выделить отличия между этими системами.

Различия между МЭП и МЧП

1. по содержанию регулируемых отношений (в МЭП – межгосударственные; в МЧП

– немежгосударственные отношения);

2. по субъектам отношений (в МЭП – государства, международные организации;

в МЧП – физические и юридические лица, в отдельных случаях государства и

международные организации);

3. по источникам права (в МЭП – международный договор и обычай; в МЧП –

внутригосударственное законодательство, судебная и арбитражная практика).

Составляющие системы международного частного права:

Система МЧП состоит из следующих норм:

- коллизионных (отсылочных) норм, применяемых каждым государством;

- материально-правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения с

иностранным элементом (ВЭД, инвестиции, режим совместных предприятий,

статус граждан за рубежом, статус иностранных граждан в стране и т.п.);

- материально-правовых норм, унифицированных путем заключения международных

соглашений (Общие условия поставок товаров между организациями стран-

членов СЭВ - ОУП СЭВ 1968/1988; Конвенция ООН о договорах международной

купли-продажи товаров 1980 года и др.).

Соотношение международного частного права и международного права

В правовой науке высказывалось несколько точек зрения на соотношение МЧП и

МП/МЭП:

1. Нормы МЧП входят в состав МП в широком смысле слова, поскольку едины

источники МЧП и МП – международные договоры. В этом случае МЧП выступает

как МП, регулирующее вопросы гражданского права (С.Б. Крылов, Ф.И.

Кожевников, И.П. Блищенко).

2. МЧП – это часть гражданского (внутригосударственного) права, поскольку

его предметом регулирования являются отношения гражданско-правового

характера (А.Б. Альтшулер, В.П. 3веков, С.Н. Лебедев, В.С. Поздняков,

М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков).

3. Нормы МЧП состоят одновременно из определенных частей национально-

правовых систем и определенной части МП. В результате образуется

полисистемный комплекс, части которого не исключаются из национально-

правовых систем и МП. Особенность МЧП в том, что оно регулирует

отношения, обладающие двойственным характером и не имеющие собственной

системы права (А.Н. Макаров, А.А. Мюллерсон).

Доктрина МЧП в настоящее время исходит из того, что МЧП является особой

отраслью права и относится к сфере внутригосударственного права (М.М.

Богуславский). В обоснование этого приводится следующая аргументация. Если

международный договор обязывает государства вводить нормы, содержащие

правила по вопросам МЧП, то государство и обязано это сделать. Но для

физических и юридических лиц – субъектов МЧП указанные правила становятся

обязательными, если предписаны государством. Только путем трансформации во

внутригосударственное право правила, содержащиеся в международном договоре,

становятся нормами МЧП, применяемыми данным государством. Трансформация

осуществляется путем принятия внутреннего закона или иного нормативного

акта (например, закон о векселях 1937 года, введенный в СССР после

присоединения к Женевской вексельной конвенции 1930 года). Кроме того,

основной источник МЧП – внутреннее законодательство, что признается и

зарубежными доктринами, а основной предмет регулирования – гражданско-

правовые отношения.

Науке МП известны 2 основные концепции соотношения МП и

внутригосударственного права (ВП):

1. дуалистическая, которая исходит из того, что МП и ВП – это 2 отличные

друг от друга системы;

2. монистическая, которая рассматривает МП и ВП частями единой системы

права.

Признанной считается первая концепция. МП и ВП – это различные

самостоятельные правовые системы, различающиеся:

- по способу создания норм (в МП – согласование воль государств; во ВП -

устанавливаются государственной законодательной и исполнительной

властью);

- по методу правового регулирования (в МП – координационный; во ВП –

субординационный);

- по источникам права (в МП – международный договор и обычай; во ВП – акты

законодательной и исполнительной власти);

- по предмету регулирования (в МП – межгосударственные отношения; во ВП –

внутренние отношения);

- по способам реализации норм.

Важным считается вопрос о разграничении пространственных сфер МП/МЭП и ВП.

Под пространственной сферой действия МП/МЭП понимается область применения

международно-правовых средств воздействия на объект регулирования. Эта

сфера имеет три основных аспекта – субъектный, объектный и территориально-

пространственный. Соответственно выделяются субъектная, объектная и

пространственная сферы действия МП/МЭП. Субъектная сфера включает

государства и международные организации. Объектная сфера – это круг

регулируемых отношений. Широко обсуждается вопрос о возможности

распространения объектной сферы действия МП на внутригосударственные

отношения, поскольку международные договоры все чаще затрагивают внутренние

вопросы. Однако это обстоятельство не превращает внутренние дела в сферу

действия МП/МЭП, так как международные договоры регулируют не сами

внутренние дела, а сферу МО/МЭО, касающуюся этих внутренних дел. Так,

содержание режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) определяется

национальным правом, а правила предоставления этого режима определяются

международным экономическим правом. При этом содержание РНБ должно

соответствовать МЭП.

Не только МЭП расширяет свою сферу за счет ВП. В некоторых – ограниченных

случаях МП допускает применение национального права за пределами территории

государства. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года,

прибрежному государству предоставлено право специализированной юрисдикции в

зоне, прилегающей к его территориальным водам. В этой зоне государство

может осуществлять контроль с целью предотвращения нарушения таможенных,

фискальных, иммиграционных, санитарных правил на его территории. Таким

образом, в соответствии с МП, государство свободно выбирает и строит свою

правовую систему, однако при этом обязано выполнять свои международные

обязательства и, следовательно, учитывать их в своем ВП. Правило,

содержащееся в МП/МЭП, может регулировать отношения, находящиеся в сфере

действия ВП, только войдя в правовую систему страны в установленном

порядке.

Процесс преобразования нормы МП/МЭП в норму ВП называется трансформацией

или имплементацией. Трансформация бывает:

- общей (все или отдельные виды международно-правовых норм становятся

частью ВП);

- индивидуальной (международно-правовые нормы вводятся в каждом случае

индивидуальным актом);

- прямой (международно-правовые нормы воспроизводятся во ВП – процесс

инкорпорации);

- опосредованной (содержание международно-правовой нормы воспроизводится с

большей или меньшей полнотой).

Особый вид трансформации – отсылка, когда во внутреннем правовом акте

устанавливается применение к определенным внутренним отношениям тех или

иных международно-правовых норм.

При всей относительной самостоятельности двух правовых систем – МП и ВП –

они в определенном смысле взаимозависимы. Соотношение МП/МЭП учитывает

наличие определенного политического устройства, социально-экономического

уклада государства, структуру и компетенцию его государственных органов,

существование отношений, которые регулируются исключительно ВП. В то же

время ВП имплементирует все большее число норм МП/МЭП и, формируя

международно-правовую позицию государства, все в большей степени

воздействует на развитие МП/МЭП.

Отдельно следует остановиться на взаимодействии политики и права,

внешнеэкономической политики и МП/МЭП. Внешнеэкономическая политика

является носителем воли государства. Естественно, что в процессе создания

норм МП/МЭП и согласования воли государства стремятся к наиболее полному

отражению принципов своей политики в нормах МП/МЭП. Содержание

внешнеэкономической политики определяется национальным интересом

государства в широком смысле, в состав которого могут входить:

- интересы внутреннего развития государства;

- интересы государства как субъекта МО / МЭО;

- интересы международного сообщества в целом в их преломлении к внутренней

и внешнеэкономической политике данного государства.

Отношение государства к МП/МЭП составляет его международно-правовую

позицию, являющуюся частью внешней / внешнеэкономической политики.

Не только внешнеэкономическая политика влияет на МП/МЭП, но и МП/МЭП,

определяя права и обязанности государств, воздействует на формирование и

осуществление внешней / внешнеэкономической политики. В части международно-

правовых обязательств МП/МЭП выступает как "ограничитель" внешней /

внешнеэкономической политики, в части прав – как средство и опора внешней /

внешнеэкономической политики. С точки зрения внешнеэкономической политики,

государства мира, в зависимости от объединявших их интересов, условно

подразделялись в МЭО на группы с несовпадавшими интересами – "Запад" –

"Восток", "Север" – "Юг". При формировании внешнеэкономической политики и

международно-правовой позиции этих государств ими учитывались, в основном,

две первых из указанных выше трех составляющих национального интереса. При

согласовании воли в процессе создания норм МЭП широко использовались

инструменты "экономической силы". В результате, в основе сложившегося

экономического правопорядка лежит система баланса сил.

В настоящее время государствами все в большей степени осознается третья

составляющая внешней / внешнеэкономической политики. Идет перегруппировка

государств в системе МО/МЭО. Система баланса сил, как политическая основа

правопорядка, меняется на систему баланса интересов. Это означает, что так

же, как когда-то в международной жизни на смену "праву войны" пришло "право

мира", в настоящее время "право мира" становится "правом экономического

сотрудничества". Объединительной идеей для поиска баланса интересов,

корректировки внешнеэкономической политики в целях развития МЭП могла бы

стать идея единого международного экономического пространства.

Внутренняя экономическая политика и внешнеэкономическая политика тесно

связаны. Если, например, внутренняя экономическая политика была направлена

на установление и укрепление монополии государства на внешнюю торговлю, то

внешнеэкономическая политика стремилась закрепить эту форму организации

внешнеэкономических связей в МЭП. Если внутренняя экономическая политика

преследовала протекционистские цели во внешней торговле, то

внешнеэкономическая политика была направлена на применение и легализацию

инструментов тарифного и нетарифного ограничения импорта. И, наоборот, если

внешнеэкономическая политика направлена на приток иностранных инвестиций,

то внутренняя экономическая политика ставит задачу облегчить

функционирование иностранного капитала в стране, например путем налоговых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.