бесплатно рефераты
 

Шпоры по международной экономике

монокультурной экономикой). Кроме того, аргумент диверсификации ради

стабильности практически не применим к промышленно развитым странам (с уже

диверсифицированной структурой экономики).

Защита молодых отраслей. В аргументе "молодой отрасли промышленности" под

таковой понимается отрасль, в которой еще не была достигнута экономия от

масштаба, где ни рабочие, ни менеджеры еще не достигли пика эффективности.

Полагается, что если этой отрасли предоставить определенную защиту от

внешней конкуренции, то она, в конечном счете (через некоторое время),

сможет конкурировать на международных рынках. Но этот аргумент - не

является доводом в пользу постоянных ограничений, ибо "Младенческие

отрасли" крепнут и чем скорее, тем лучше. Более того, прямое субсидирование

молодых отраслей, по мнению большинства экономистов, является более

эффективным средством защиты К тому же, его легче устранить, чем временный

тариф. Аргумент "молодых отраслей" имеет слабое или вообще не имеет

отношения к индустриально развитым странам. Что же касается развивающихся

стран, то здесь сложно определить, какая из отраслей является

'младенческой" и требует защиты

Защита от демпинга. Известно, что демпинг или продажа товаров ниже

себестоимости используется, как правило, для подавления конкурентов,

захвата монопольного положения и последующего повышения цен. В этом смысле

демпинг - это "экономическое пиратство". Оно вполне заслуживает

антидемпинговых пошлин. Но демпинг не должен использоваться как оправдание

постоянных торговых барьеров, как форма ценовой дискриминации. Кроме того,

за демпинг может выдаваться и результат действия закона сравнительных

преимуществ, что в конечном итоге подрывает сами основы международной

торговли.

Дешевая иностранная рабочая сила. Те, кто поддерживает этот аргумент,

считают, что с помощью протекционизма отечественные фирмы и рабочие могут

быт ограждены от разрушительной конкуренции со стороны тех стран, где

низкая заработная плата. Другими словами, без оградительных мер со стороны

государства, отечественные работники могут получать такую же низкую

заработную плату, как рабочие менее развитых стран. Однако уровень

заработной платы, выплачиваемой работникам-иностранцам, сам по себе не

означает, что производимый ими товар будет дешевле. Для того, чтобы это

доказать, нужно сравнить заработную плату и производительность рабочих

обеих стран. Если более высокооплачиваемый американский рабочий обладает

большей производительностью, то он может успешно конкурировать, не

опасаясь, что ему будут меньше платить.

Вопрос 2. Инструменты торговой политики.

Протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных

инструментов: тариф или таможенная пошлина, импортные квоты, нетарифные

барьеры, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии и

компенсационные пошлины, демпинг, антидемпинговые мероприятия.

Тариф или таможенная пошлина. Это наиболее часто используемый инструмент в

протекционистской торговой . политике, который представляет собой акцизный

налог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того, чтобы

добыть деньги для государства, он называется фискальным. Если же тариф

введен для сокращения или устранения импорта, то такой тариф

называется протекционистским.

Налог на импорт может взиматься различными способами. В этой связи выделяют

стоимостной тариф и специфическую пошлину.

Стоимистной тариф - это налог, представленный в виде процента от стоимости

товара. Специфическая пошлина - это налог, взимаемый в соответствии с

физической величиной импорта.

Импортная квота. Это инструмент протекционизма, с помощью которого

устанавливаются максимально возможные объемы импорта по специфическим

статьям и за определенный период времени. Импортную квоту расценивают как

более эффективный (по сравнению с пошлиной) инструмент сдерживания

международной торговли, ибо она полностью запрещает импорт товара сверх

определенного количества.

Нетарифные барьеры. Это ограничения международной торговли с помощью

системы "лицензирования" (приобретения лицензий на торговлю определенным

товаром). Повышая цену лицензий и ограничивая их количество, можно

эффективно ограничивать импорт того или иного продукта. К нетарифным

барьерам относят также протекционистские инструменты, связанные с жестким

бюрократическим контролем или с так называемыми "административными

рогатками" в таможенных процедурах. Большие трудности импорту (в рамках

нетарифных барьеров) создают неоправданные стандарты качества товаров и их

безопасности.

Добровольные экспортные ограничения. Это инструмент ограничения экспорта на

добровольных началах. Его цель - избежать более жестких барьеров.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Это нетарифные инструменты

торговой политики. С помощью экспортных субсидий симулируется продвижение

товаров за границу с помощью государственных дотаций и льгот.

Демпинг. Антидемпинговые мероприятия. Демпинг - это инструмент проведения

протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации.

Нарушение принципов свободной торговли посредством демпинга имеет место

тогда, когда с помощью временного установления низких цен, происходит

вытеснение конкурента с данного рынка В последствии уровень цен

восстанавливается или повышается. Этому демпингу следует противопоставить

тариф в импортирующей стране. Но существует демпинг долговременный. Си

имеет место тогда, когда низкие цены достигаются в результате действия

принципа сравнительных преимуществ. Но и в этом случае могут быть введены

антидемпинговые пошлины Они приносят выгоды импортирующей стране, заставляя

импортера еще больше снижать цену. Действию так называемого долговременного

демпинга может противостоять структурная перестройка экономики на основе

принципа сравнительных преимуществ.

Вопрос 3. Экономические институты, регулирующие международную торговую

политику.

Основные институты, регулирующие международную торговую политику: ГАТТ/ВТО,

ЮНКТАД, ЮНСИГРАЛ.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Это многостороннее

соглашение, включающее международные правовые нормы, принципы и правила, в

соответствии с которыми регулируются торговоэкономические отношения между

странами-участницами. ГАТТ вступило в силу в январе 1948 года. С января

1995 года ГАТТ трансформировалось во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ВТО как правоприемник ГАТТ имеет собственный институциональный механизм,

основным назначением которого является:

• осуществление контроля за странами-участницами, которые взяли на себя

определенные обязательства;

• организация и проведение многосторонних торговых переговоров, на

которых рассматриваются проблемы международной торговли.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Орган Генеральной

Ассамблеи ООН, создан в 1964 г. В нее входят все государства-члены ООН

Высшим органом ЮНКТАД является ее Сессия, которая созывается не реже, чем

раз в 4 года Совет по торговле и развитию является постоянным органом

Конференции, обеспечивающий непрерывность ее работы в период между сессиями

ЮНКГАД (Сессия совета собирается раз в 2 года). Штаб-квартира ЮНКГАД

находится в г. Женева (Швейцария).

ЮНКТАД в отличие от других организаций занимается изучением и разрешением

проблем международной торговли в связи с ускорением экономического

развития мирохозяйственной системы в целом и с учетом , интересов всех

групп стран.

К основным задачам ЮНКТАД следует отнести:

• содействие развитию равноправного и всестороннего

торгового

сотрудничества между странами, находящимися на различных

уровнях

развития, имеющих различные социально-экономические системы;

установлению принципов и политик международной торговли, адекватных

разрешению проблем экономического роста;

• выработки комплексных рекомендаций, организационно-правовых условий и

механизмов международной торговли, увязывающих мировую торговую политику с

промышленным сотрудничеством, с мировыми валютно-финансовыми проблемами;

• -согласование политики правительств и региональных экономических

группировок в области торговли и связанного с ней развития;

• создание нового международного экономического порядка, выработка

прогрессивных концепций международного торгово-экономического

сотрудничества.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). ЮНСИТРАЛ утвержден

Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. с целью содействия

прогрессивному согласованию и унификаций права международной торговли.

К основным задачам Комиссии относятся:

• координация работы международных организаций, занимающихся вопросами

права международной торговли;

• привлечение к более широкому участию государств в существующих

международных конвенциях и разработка новых международных конвенций,

относящихся к праву международной торговли;

• подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной

торговли с учетом нужд развивающихся стран.

Особое внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено подготовке единообразных норм

права в областях международной купли-продажи товаров, международных

платежей, международного арбитража, международных морских перевозок.

ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

План

1. Международное движение факторов производства в системе международной

экономики. Место трудовой миграции в международном движении факторов

производства.

2. Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

3. Масштабы, формы и направления международной миграции.

4. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

5. Регулирование международных миграционных процессов. Международная

организация труда (МОТ).

Вопрос 1. Международное движение факторов производства в системе

международной экономики. Место трудовой миграции в международном

движении факторов производства.

Важной формой международного сотрудничества является международное

перемещение факторов производства. Оно включает:

• международное перемещение трудовых ресурсов;

• международное движение капитала посредством международного кредита;

• прямые зарубежные инвестиции.

Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не

отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и

существует методологическая общность анализа международной торговли и

перемещения факторов , тем не менее, анализ последнего требует некоторого

расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг.

1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств

может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других

- получать капитал посредством заимствования за границей.

2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или

привлекать рабочих иммигрантов.

3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства,

может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют

преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных

фирм.

Международное движение факторов производства на практике порождает большие

трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими

иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за

движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и

т.п.

Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения

факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно

повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет

особого анализа.

Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с

анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой

формы движения факторов.

Вопрос 2. Экономическая природа международной миграции рабочей силы.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух

основных процессов: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента

людей.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну.

На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под

которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего

экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е.

состоянием международной экономики, экономических связей между странами.

В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной

трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные,

национальные, культурные и другие социальные факторы.

Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную

совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину

международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и

структурой накопления капитала.

Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения

излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом

состоит суть экономической природы трудовой миграции.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные,

но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает

ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает

поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в

экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни.

Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4

основных этапа

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая

совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой

революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его

органического строения. Последний привел к образованию «относительного

перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную

Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию

мирового рынка труда

Формирование мирового рынка труда содействовало:

• экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло

острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких

темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы,

• колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему

мирового хозяйства новых стран.

II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот

период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной

чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках

мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в

передовых странах (США,Великобритания и т.д) обусловливает повышенный спрос

на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых

стран (отсталые страны Европы, Индия,Китай и т.д.). В этих условиях

изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в.

основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила

III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого

этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том

числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-

иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами:

1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося

в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения

миграционных процессов;

2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из

круга стран-эмигрантов рабочей силы.

IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время.

Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который

получил название «утечка умов»;

• усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой

миграции.

Вопрос 3. Масштабы, формы и направления международной миграции.

К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный

процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и

Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1%

населения планеты

Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной

концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти

обстоятельства играют существенную роль в системе международных

экономических отношений как способ межгосударственного и

внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового

хозяйства

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые

определяют современные направления международной трудовой миграции, можно

выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-

Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада,

которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения

и рабочей силы

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность

людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн.

человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек

ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую,

т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене

рабочей силой.

Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал

район Персидского залива

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной

Африки.

В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют. •

постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была

характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны

и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и

др. Переселение в обратном направлении было незначительным;

• временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину

после окончания определенного срока В этой связи следует отметить, что

современная трудовая миграция приобрела ротационный характер;

• нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран-

иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы

Вопрос 4. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов.

Последствия международной миграции весьма разнообразны

1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям

перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое

производства

2. В стране эмиграции.

а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде

иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переволы

для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений.

При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений

на сумму, примерно равную сумме их переводов.

б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны

квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой

умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны

В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными

мерами правительства могут быть:

• запрет эмиграции как таковой;

• налог за «утечку умов»,

• создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт

рабочей силы.

3. В стране иммиграции.

а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от

квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так,

высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей

страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в

США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.