бесплатно рефераты
 

Планирование и прогнозирование

вспомогательных цехов. Это ремонтно-механический, энергетический,

транспортный и другие, в соответствии с классификацией принятой на

предприятии, относятся к вспомогательным цехам.

В смету входят следующие затраты:

Раздел I. Содержание цехового персонала:

1. заработная плата (основная и дополнительная);

2. отчисления на социальные нужды;

3. командировочные расходы работников аппарата цеха;

Итого затрат.

К цеховому персоналу относятся ИТР и другие специалисты в соответствии

со штатным расписанием для данного цеха.

При этом используются типовые нормативы о нормах обслуживания

производства специалистами в зависимости от характера производства. Такие

нормативы имеются на всех крупных предприятиях и при необходимости их можно

запросить или приобрести в Министерстве по труду или специализированных НИИ

по труду.

Заработная плата в основном определяется контрактами по усмотрению

совета директоров АО или по каким-либо другим соображениям. В основе

заработной платы лежит оклад специалиста с различными оговорками по

достижению результатов в работе, в том числе премия и другие выплаты,

разрешённые трудовым законодательством, о чём рассмотрено выше (состав

заработной платы).

Отчисления на социальные нужды определяются по тем же нормативам,

которые рассмотрены выше. Командировочные расходы также рассчитываются по

нормативам для таких расходов, исходя из сумм выплат за проезд, за

проживание и питание (в настоящее время суточные составляют 22 руб.,

стоимость проживания – 140 руб. при наличии документа, это подтверждающее).

Таким образом, I раздел представляет собой ни что иное, как тоже

смету, но специального назначения.

Все последующие общепроизводственные затраты также формируются в виде

смет и , таким образом, общая смета состоит из сумм смет, которые

рассчитываются экономистом цеха и согласовываются с планово-экономическими

службами предприятия.

II раздел (сметы): Содержание зданий сооружений.

В раздел входят следующие затраты:

. заработная плата вспомогательных рабочих (уборщики, ремонтники и

др.);

. отчисления на социальные нужды;

. материальные затраты (обтирочные материалы, вода для хозяйственных

нужд, освещение, отопление, услуги РМУ по ремонту зданий и

сооружений);

Итого затрат.

Расчёт затрат производится по нормативам, установленным для данного

цеха.

III Раздел. Амортизация основных фондов.

Расчёт амортизационных отчислений производится по нормативам,

установленным для групп оборудования, в зависимости от физического и

морального износа оборудования.

Амортизационные отчисления имеют значительный удельный вес в затратах

по смете «Общепроизводственные расходы». Однако их действительная стоимость

в настоящее время подвергается рыночной оценки. Т.е., в соответствии как

это принято во всём цивилизованном мире, оценка оборудования, т.е. его

стоимость, должна определятся реакцией рынка на его моральный и физический

износ. В нашей стране пока что делаются первые шаги в этом направлении. Тем

не менее изучение данного вопроса и его конкретное воплощение в жизнь

позволит пересмотреть конкретные стоимостные оценки оборудования и,

следовательно, суммы амортизационных отчислений. Этот вопрос нуждается в

дополнительном изучении и назван в качестве постановки.

IV раздел: Ремонт оборудования.

Ремонт оборудования, как известно, является неотъемлемой частью работы

оборудования, начиная с осмотров, и заканчивая капитальным ремонтом.

Источником финансирования затрат на проведение ремонтов является так

называемый ремонтный фонд, образующий резерв финансовых средств для

обеспечения равномерного их включения на проведение всех видов ремонтов

основных производственных фондов. Средства фонда формируются исходя из

установленного самим предприятием норматива отчислений от балансовой

стоимости основных производственных фондов. Формирование такого фонда

характерно для выпуска изделий производственно-технического назначения

(например судостроение, создание тепловозов и другое).

В остальных случаях затраты на проведение всех видов ремонтов основных

производственных фондов включаются полной сметой затрат на проведение

ремонта. Такая смета рассчитывается, для проведения механических ремонтов,

в РМУ по согласованию с главным механиком предприятия, для ремонта

энергетического оборудования – экономистами энергетического цеха по

согласованию (утверждению) с главным энергетиком предприятия.

В целях равномерного списания затрат на ремонт допускается разницу

между общей стоимостью ремонта и суммой включаемой по нормативу в

себестоимость продукции в планируемом периоде, относить в «Расходы будущих

периодов».

Ремонт основных производственных фондов обеспечивается тремя

способами:

. ремонт производят рабочие цеха, включённые в среднесписочную

численность работников цеха;

. ремонт производят только РМУ или энергетическим цехом;

. ремонт частично производится рабочими цеха (осмотр, текущий), а

средний и капитальный – специализированными цехами.

Для этого тоже составляется смета затрат (для первого способа и первой

части второго способа) непосредственно в цехе изготовления продукции,

которыми являются в машиностроении: линейный, механообработки, штамповки,

гальваники, кузнечный и некоторые другие, кроме сборочного, если в этом

цехе не совмещены виды работ, например, гальваника, окраска, конвейерная

сборка и др.

При этом составляется смета затрат на проведение ремонтных работ в

цехе(см. таблицу).

Общий вид сметы затрат на проведение ремонтных работ в цехе.

|1. Материальные затраты|Рассчитываются по нормам расхода материальных |

| |ресурсов, устанавливаемым в отделе главного |

| |механика (энергетика) в зависимости от |

| |планируемых видов ремонтов, без учёта стоимости |

| |запчастей и комплектующих, покупаемых со стороны |

| |и договорных цен за единицу материальных |

| |ресурсов. |

|2. ТЗР |ТЗР в процентах к материалам по данным ПЭС или |

|Итого затрат |бухгалтерии |

|3. Заработная плата |Рассчитывается по ранее изложенной методике (см. |

|рабочих – ремонтников |особенности) |

|(основная и | |

|дополнительная) | |

|4 Отчисления на соц. |Рассчитываются по стандарту для данных видов |

|Нужды |затрат |

|5 Условные расходы | |

|ИТОГО затрат по смете | |

Особенности расчёта статьи сметы «Заработная плата»

Расчёт численности рабочих ремонтников.

Расчёт начинается с определения количества ремонтных единиц для каждой

группы оборудования, а для каждой группы – средняя величина единицы

ремонтной сложности. Источником информации являются специальные

справочники.

Пример расчёта: рассчитать необходимое число рабочих ремонтников, если

известно, что средняя величина единицы ремонтной сложности – 12; норма

обслуживания– 200; количество ремонтных единиц – 30; работа в две смены.

Расчёт производим по формуле:

Р=(V * Ср.сл. * Кс) / N, где

V – объём (количество) ремонтных единиц для группы оборудования;

Ср.сл. – средняя величина единицы сложности ремонта;

Кс. – количество смен;

N – норма обслуживания в расчёте на одного рабочего.

Тогда: Р=(30(12(2)/200=720/20 ( 4 чел.

В зависимости от квалификации рабочему присваивается разряд,

определяется тарифная ставка и другие планируемые выплаты, и полученные

суммы затрат включаются в смету по статье «Заработная плата». В среднем

определяется стоимость одной ремонтной единицы цеха:

Цр.е.=(сметы / Q, где

Q – количество ремонтных единиц.

На практике можно встретить расчёт затрат не в расчёте на единицу

ремонтной сложности, а по нормативу трудоёмкости. Для этого надо знать, что

единица ремонтной сложности по механической части составляет 50 часов, по

электроремонтным – 12,5 часов.

Нормативы затрат времени также определяются по специальным

справочникам, контроль и расчёт осуществляют службы главного механика и

главное энергетика.

В качестве примера приведён норматив трудоёмкости ремонтных работ для

одной условно-ремонтной единицы с указанием всех видов необходимых

ремонтных работ.

Норматив трудоёмкости для условной единицы ремонтной сложности, (в часах)

|Виды |Нормативы затрат времени на работы |

|ремонтных | |

|работ | |

| |Слесарные |Станочные |Прочие |Все виды |Простои на |

| | | | |работ |единицу |

| | | | | |ремонтной |

| | | | | |сложности, |

| | | | | |раб. дн. |

|Осмотры |1 |0,5 |- |1,5 |- |

|Текущий |5 |4 |1 |10 |0,25 |

|ремонт | | | | | |

|Средний |8 |5 |2 |15 |0,6 |

|ремонт | | | | | |

|Капитальный |10 |8 |5,5 |23,5 |1,0-1,25 |

|ремонт | | | | | |

|ИТОГО |24 |17,5 |8,5 |50 | |

Прежде чем приступить к капитальному ремонту, необходимо рассчитать

коэффициент эффективности ремонта, который определяется соотношением затрат

на ремонт и ценой нового и старого оборудования.

Расчёт производится по формуле:

Кэ.р=(Sд - Sн)(t0/Цн, где

Sд и Sн – стоимость ремонта действующего и нового оборудования за

период, оставшийся до полного физического износа действующего оборудования

(то есть плановые расчёты по ремонту старого и планируемого нового

оборудования);

t0 – срок, оставшийся до полного физического износа оборудования;

Цн, - цена нового оборудования, включая демонтаж старого, монтаж и

наладку нового.

Если Кэ.р >1, то ремонт следует признать экономически целесообразным.

Оценку эффективности можно производить исходя из трудоёмкости затрат

на капитальный ремонт и трудоёмкости изготовления нового оборудования. Если

Ткап.раб.>Тнов.маш. Или денежные затраты

Дкап.рем.(Цнов.маш., то ремонт экономически неоправдан.

V раздел – транспортные услуги.

В любом производстве требуются услуги по перевозке и доставке грузов,

материалов, комплектующих до рабочих мест в цехе. Расчёт затрат

осуществляется в зависимости от системы обслуживания транспортом. Это может

быть внутренний цеховой транспорт или транспорт транспортного цеха. В любом

случае требуется составить смету затрат на обслуживание цеха транспортом и

прежде всего определить необходимое количество транспорта по видам, на

планируемый период, исходя из которого рассчитывается число водителей с

присвоением им категории или установлением окладов за отработанное время.

Расчёт необходимого количества транспорта можно произвести по

следующей формуле:

Асс=(Q ( t) / gн ( (ст ( Тн ( Ки, где

Q – объём перевозок за единицу времени, сутки;

T – время на рейс, час;

G – номинальная грузоподъёмность, нат. ед. изм. (т., кг.);

(ст – коэффициент использования грузоподъёмности;

Тн – время работы транспортных средств в течении суток, час.;

Ки – коэффициент использования рабочего времени (потери на заправку,

зарядку аккумулятора, отцепка (прицепка) тележек и т.д.).

Для расчета объёма перевозок составляется шахматная ведомость

грузооборота (т.км.), которая включает:

|Получа-тели |Склад |Заготовит|Механичес|Сборочный|Склад |Всего |

| |материа|ельный |кий цех |цех |готовых |груза к |

|Отправители |лов |цех | | |изделий |перевозке|

|Склад |- |400 |100 |50 |- |550 |

|готовых | | | | | | |

|материалов | | | | | | |

|Заготовитель|- |- |- |- |- |- |

|ный цех | | | | | | |

|Механический|50 |- |350 |- |- |400 |

|цех | | | | | | |

|Сборочный |50 |- |- |400 |- |450 |

|цех | | | | | | |

|Склад |- |- |- |- |450 |450 |

|готовых | | | | | | |

|изделий | | | | | | |

|ИТОГО |100 |400 |450 |450 |450 |1850 |

Затем составляется смета затрат транспортного цеха, в которой

отражаются:

1. Материалы (дизельное топливо, бензин, масло дизельное, масло

карбюраторное и др.) с учётом транспортно-заготовительных расходов;

2. Заработная плата основная и дополнительная;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Цеховые расходы;

Итого затрат

Для отнесения затрат по каждому из обслуживаемых цехов, исходя из

количества необходимых автомобилей, электрокар, тягачей и другого

транспорта, рассчитывают количество машино-часов, как произведение

количества запланированных к перевозкам грузов машин и времени их

нахождения в наряде, т.е.

Ммаш.час.=Асс(Тн

Определив стоимость одного нормочаса отношением затрат по смете и

количества машино-часов для всего предприятия и зная необходимое количество

машино-часов для каждого цеха, включают затраты в производственную

себестоимость (производственные затраты), т.е.

Зи=((э.тр.ц./(маш.час)(Nмаш.час цеха

Второй способ отнесения затрат – это расчёт сметы транспортных услуг

для каждого цеха в отдельности, что является более объективным видом

отнесения затрат, так как здесь учтены особенности затрат для каждого цеха,

что очень важно, когда цехи становятся самостоятельными центрами прибыли.

Аналогичные расчёты производятся и по другим видам услуг, оказываемых

основным цехам в виде обеспечения теплоэнергией и сжатым воздухом. При этом

по теплоэнергии необходимо произвести расчёт стоимости одного ГКАЛ (гига

калорий), по сжатому воздуху определяются затраты в расчёте 1000 м3 сжатого

воздуха.

Имеются некоторые особенности в расчёте потребления электроэнергии. А

именно, как сказано выше, имеется определённая методика (система) отнесения

затрат электроэнергии на единицу продукции. Однако такой расчёт характерен

для прямого поступления электроэнергии из энергосетей. При преобразовании

электроэнергии через понижающие (повышающие) трансформаторы затрачивается

труд рабочих-электриков по контролю за их эксплуатацией. Затраты по

заработной плате названных рабочих (основная и дополнительная), а также

отчисления на социальные нужды и используемые при этом различные виды

материальных ресурсов и ,соответственно, цеховые расходы относятся также в

затраты основных цехов по статье «Общепроизводственные расходы»

пропорционально стоимости потребляемой электроэнергии, тепла, сжатого

воздуха.

Так если стоимость одного кВт/часа электроэнергии состоит из двух

частей (стоимости поступления от энергосетей 120 руб. за 1 кВт/час,

стоимости переработки – 20 руб. за 1 кВт/час), то 120 рублей списываются в

статью калькуляции «Энергия на технологические цели», а 20 рублей – в смету

затрат энергетического цеха.

VI раздел: Содержание оборудования и рабочих мест.

Для учёта затрат составляется смета затрат, состоящая из статей:

1. Материалы (смазочные, обтирочные, пар на технологические цели, вода на

технологические цели, сжатый воздух, силовая электроэнергия и др.);

2. Заработная плата вспомогательных рабочих (основная + дополнительная).

Расчёт численности рабочих исходя из норм обслуживания, сменности работы

и количества обслуживаемого оборудования. Это смазчики, наладчики

слесари;

3. Отчисления на социальные нужды;

4. Амортизация общецехового оборудования;

5. Износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов;

6. Услуги инструментального цеха;

7. Прочие;

Итого затрат.

VII раздел: Затраты на подготовку и освоение производства.

Эти затраты связаны с освоением в цехах новых изделий: проверка, пуск,

опробование и т.д.

Смета затрат на подготовку и освоение новых видов продукции включает

этапы и соответствующие затраты:

|I. Проектирование и |Затраты: |

|конструирование нового |Заработная плата конструкторов, чертёжников, |

|здания |копировальщиков и др. (основная + |

| |дополнительная); |

| |Отчисления на социальные нужды; |

| |Расходы на типографские, канцелярские, |

| |чертёжные принадлежности и др. |

|II. Разработка |Затраты: |

|технологического процесса |Заработная плата технологов и др. работников |

|изготовления нового изделия|на подготовку технологической документации |

| |(основная + дополнительная); |

| |Отчисления на социальные нужды; |

| |Оплата работ сторонним организациям; |

| |Типографские, копировальные работы. |

|III. Проектирование |Затраты: |

|инструментальной оснастки и|Заработная плата специалистов (основная + |

|её изготовление |дополнительная); |

| |Отчисления на социальные нужды; |

| |Оплата работ сторонним организациям; |

| |Материальные затраты. |

|IV. Экономическое |Затраты: |

|обоснование сметных затрат |Заработная плата с отчислениями; |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.