бесплатно рефераты
 

Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

современных международных экономических отношений. Учение меркантилистов

можно назвать докапиталистическим протекционизмом.

В полемике со взглядами меркантилистов, которую вели классики политической

экономии А. Смит и Д. Рикардо, был обоснован противоположный

протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так

называемая концепция свободной торговли — фритредерство {англ. free trade —

свободная торговля).

История мировых экономических отношений это вместе с тем история борьбы

двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно,

двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники

протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты

промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники

свободной торговли считают, что, в идеале, не государство, а рынок должен

формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или

иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные

периоды их развития-

Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли

характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного

экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после

второй мировой войны). И напротив, в периоды экономического спада,

ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к

аргументам сторонни-. ков протекционизма. Среди этих аргументов такие, как

необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции более деше-зой

иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем

чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита

отраслей, связанных с национальной обороной, и, наконец, необходимость

принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.

Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций

может служить ситуация перед второй мировой войной. «Великая депрессия»

1929—1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков. В известном

смысле инициировали эту борьбу США, приняв в 1930 г. (печально известное,

как они сами стали позже отмечать) тарифное законодательство Смута—Хаули.

Ответом было возведение торговых барьеров практически всеми развитыми

странами, включая государства их «сфер влияния». Как следствие — резкое

сокращение объемов мировой торговли.

Период после второй мировой войны характеризовался усилением позиции

сторонников свободной торговли. В конце 80-х—начале. 90-х гг. вновь во

внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций —

антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п. И все же можно

утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития

является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую

объективную закономерность мирового хозяйства — его все возрастающую

интернационализацию.

Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на

защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних

рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство)

имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров,

капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем

рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или

иных государств на изменения в международном разделении труда, на события,

происходящие в международных экономических отношениях.

46. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.

Классическим методом регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли,

являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся

к экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф

— это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются

товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.

Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью

налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на

иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая

таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из

страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных

потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих

уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле — протекционизм и

«свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого

уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный

налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика

«свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта

товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или

освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира.

Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно

разделить на следующие группы:

• тарифы промышленно развитых государств;

• тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются

многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по

уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок

общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на

государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под

режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее

благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и

экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление

договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и

льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или

будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное

отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило

экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма

неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других

стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно

развитые государства договорились в многостороннем порядке н с 1 января

1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле

(ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до

настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и

торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение

внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные

переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых

раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные

товары к середине 90-х годов снижены на 85 — 90% первоначального уровня,

что отражает процесс их постепенной либерализации. Так,

среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов

США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет

6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.

По способу взимания различают следующие пошлины:

• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса:

• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления

величины пошлины;

• сезонные, которые взимаются в определенное время года,

например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

• фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

• протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых

отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

• преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных

стран;

• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения

импорта каких-либо товаров;

• уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью

выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального

производства;

• компенсационные, которые используются в том случае, если на

импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве

или экспорте страной-экспортером;

• антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех

стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные

премии-Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также

колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт

товаров из развивающихся стран.

Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся

государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему

преференции.

В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины.

В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных

товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены

товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена

товара может быть увеличена на 20—50%, а в отдельных случаях — и в 2 раза.

Поэтому методы определения цены импортируемого товара так же важны для

расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время

применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров

регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным

в рамках ГАТТ.

Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что

все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования

товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества

(СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [З].

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит

важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень

обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем

в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с

необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины

являются весьма существенным источником поступлений в государственный

бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно

выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как

правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу

входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола,

Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-

тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе

относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин,

варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся

Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран,

Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда

существенно) 100%. Это Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан,

Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются

тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран

включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются

административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются

специфические пошлины (особенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения

нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив

пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в

торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все

участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным

тарифом, является Европейский Союз.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности

приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются

развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная

торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая

объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на

конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и

правил экономического общения государств, на урегулирование между ними

конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на

унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

47. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; их

основные характеристики (квотирование, лицензирование, сертификация)

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования

внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены в пункте 3 ст.6

ФЗ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" от

13.10.95г. № 157-ФЗ.

К мерам нетарифного регулирования включают:

- лицензирование;

- квотирование;

- сертификация;

- разрешительная система;

- система экспортного контроля;

- иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных

средств.

Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия

таможенной блокады и эмбарго.

Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров,

свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.

Лицензии выдает Министерство экономического развития и торговли РФ.

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции

установленным требованиям.

Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений

ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров,

странам или группам стран.

В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без

количественных ограничений (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности").

Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда

возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих

товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на

дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара

и действуют в течение указанных в них сроков.

В таможенный орган представляются надлежащим образом оформленные

лицензии.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию

установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности (см.

вопрос 72).

Разрешительная система-это представление в таможенные органы при

производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных

государственных органов (см. вопрос 81).

Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых

требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или

вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или

в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.

Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения

таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель

- нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в

другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма,

как средство экономического или финансового давления.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - комплекс мер

экономического, административного, технического характера (за исключением

таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

- антидемпинговые меры;

- различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с

импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и

сборы и др.;

- меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

- запрещение импорта;

- количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные,

глобальные квоты;

- лицензирование;

- добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

- национальные стандарты, системы сертификации продукции;

- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и

здравоохранительными органами;

- требования экологического характера;

- требования к упаковке и маркировке товаров.

Административные нетарифные методы регулирования ВЭД

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной

экономической и торговой политики государств. Некоторые из них

непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не

менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В

частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных

методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на

три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое

ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального

производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные

пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения

экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.

Это самый многочисленный вид.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на

ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным

бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает

торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы,

санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке,

розливу и т.п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на

ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых

зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования

импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все

промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная

система предполагает, что государство через специально уполномоченное

ведомство (в России — Министерство внешнеэкономических связей) выдает

разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки

лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами

системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и

процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам:

генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара,

включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой

лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара определенному

импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны

его происхождения (назначения), а в ряде случаев также и таможенного

пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли

опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в

частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам

и торговле, а также Соглашение но процедурам лицензирования импорта,

заключенное в рамках ГАТТ/ВТО.

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.