бесплатно рефераты
 

Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

самым расширяя внешнюю конкуренцию этих фирм.

б) по сравнению с большими компаниями малый бизнес вследствие своей

гибкости, динамичности и чувствительности к изменению спроса является

источником нововведений. Малое предпринимательство является тем ростком, из

которого позже вырастут крупные компании.

в) малое предпринимательство обеспечивает дополнительным рынкам, где можно

приобрести бывшее в использовании государственное оборудование.

Чем обширнее и развитее сектор малого предприятия, тем значительнее

вклад в развитие экономики. Следовательно, очень важно для любого

государство принимать во внимание роль малого предпринимательства в

экономике страны, регионе.

Законотворческий процесс, касающийся сектора развития малого бизнеса, будь

то определённый закон или поправки законов отражают следующее:

- льготное налогообложение в секторе малого бизнеса по отношению к

прямому налогообложению;

- предоставление льгот при таможенном досмотре импортных и экспортных

товаров, принадлежащих субъектам малого бизнеса;

- предоставление льгот работодателям сектора малого бизнеса;

- упрощение процедуры регистрации;

- образование Агентства по развитию малого бизнеса, контролирующего

экономические и юридические условия развития малого бизнеса.

42. Международная торговля: динамика и структура.

Международная торговля—оплачиваемый совокупный внешнеторговый

оборот всех стран мира. МТ—форма связи между товаропроизводителями

различных стран, возникающая на основе международного разделения

труда и международных торгово-экономических соглашений.

Динамика:

250 лет назад торговый оборот составлял 100 млн. долларов ( торговля

между крупными колониальными державами);

150 лет назад (в разгар промышленной революции) – 1 млрд. 200 млн.

1950 год—115 млрд. долл.

Сегодня – 4-4.5 трлн. долл. (В торговлю вклинилась сфера услуг):

технические информационные

банковские и т.д.

Основными торговыми партнерами являются около 100 стран (100 лет назад):

1.Англия19%

2. Германия10%

2. США9,5%

3. Франция9,5%

4. Нидерланды5%

5. Россия5%

1995 год (более 200 ведущих стран)

1.США14%

2.Германия12%

3.Япония12%

4.Англия5%

5.Франция;%

6.Италия3%

7.Канада(3%

8.Россия2.5%

Развитые страны сохранили господство в мире торговли (1/2 всей мировой

торговли). По темпам торговля всегда развивалась быстрее производства.

60-70 годы – наивысшие темпы роста объема торговли (9-20% ежегодно)

80-90 годы—5-8% ежегодно, т.к. сырье—основа торговли утратило и

утрачивает позиции в мировой торговле как один из основных товаров.

Наивысшие темпы прослеживаются у НИС—более 8% ежегодно (Китай—10-15%%

прироста).

Структура торговли.

Мировая торговля стандартизирована. Товары имеют свою классификацию, свой

код.

|Группы товаров |70гг|95г |

| |. | |

|0.продовольствие |15% |10% |

|1.с/х сырье |7% |5% |

|2.руды и металлы |6% |3% |

|3.топливо (жидкое, |6% |10% |

|твердое, газообразное) | | |

|4.обрабатывающая |65% |72% |

|промышленность | | |

Доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась, с развитием

материальной сферы увеличилось потребление топлива. Сократилось потребление

сырья(так как выгодно продавать наукоемкую продукцию, что характерно для

развитых стран), руды и металлов. Сокращение продовольствия носит

относительный характер.

Из обрабатывающей промышленности наибольшие темпы роста объемов продаж:

4. торговля электронной техникой

5. телекоммуникационным оборудованием

6. товары новейшей химии (волокна)

7. автоматика и робототехника

8. фармацевтика

Районы с наиболее высокими темпами мировой торговли:

1.Юго-восточная Азия 2.Мексика и Карибский бассейн, Бразилия 3.Восточная

Европа и Россия.

20% в объеме мировой торговли занимает сфера услуг.

Основные направления торговли между группами стран:

ЕС

1.развитые -- 82%,2. развивающиеся –12%, 3.пост социалистические – 6%

Япония: 1.развитые 60%,2. развивающиеся34%, 3.постсоциалистические6%

Латинская Америка:1.развитые70%,2. развивающиеся19%,3. пост

социалистические11%

Структура торговли услугами

9. торговое посредничество

10. банковские услуги

11. страхование

12. консалтинг

13. аудит

14. инжиниринг (научно-технические услуги)

По назначению

потребительские

социальные (образование, медицина)

производственные (консалтинг, инжиниринг)

распределительные (торговля, транспорт).

Какие услуги лидируют:

1.Туризм и транспорт составляют 50% всех услуг.

2. Наукоемкие услуги, информационное обеспечение, финансово-кредитные

услуги.

8-10 стран составляют 2/3 стоимости экспорта услуг. В развитых странах

60% ВВП составляют услуги.

Доля межрегиональной торговли:

ЕС--35%

НАФТА--15%

Япония--10%

АСЕАН--4%

Восточная Европа и Россия--5%

Латиноамериканская интеграция--3-4%

43. Либерализация внешней торговли России.

44. Роль ЮНКТАД и ГАТТ/ВТО в международной торговле.

. Конференция ООН по торговле и сотрудничеству (ЮНКТАД) является органом

Генеральной ассамблеи ООН. Была создана в 1964 году и в настоящее

время насчитывает 191 стран-членов.

. Главные задачи организации:

• содействие развитию международной торговли

• расширение инвестиций и возможностей развития развивающихся стран,

оказание помощи с целью внедрения их в мировую экономику;

• стремление к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству между

государствами;

• выработка разносторонних рекомендаций в области функционирования

международных экономических отношений.

. Отличительная особенность этой организации состоит в проведении работы

по региональным группам: государства-члены разделены на 4 главные

группы с учетом их географического расположения и уровня социально-

экономического развития.

. Все решения ЮНКТАД носят рекомендательный характер и облекаются в

форму всевозможных заявлений, резолюций и т. п. Под эгидой ЮНКТАД

разрабатываются различные конвенции, соглашения. Высшим руководящим

органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, насчитывающий в

своем составе 6 комитетов.

. Установленный в 1964 как постоянный межправительственный орган, ЮНКТАД

- основной орган Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея,

имеющая дело с торговлей, инвестицией и проблемами(выпусками)

развития.

. На Всемирном симпозиуме ООН по эффективности торговли (г.Колумбус,

Огайо, США, 1994 г.) принято решение о создании Всемирной сети Центров

по вопросам торговли Global Trade Point Network(GTPNet), которая

объединила через сеть Интернет торговые Центры мира (Trade Point)

Основные принципы ГАТТ/ВТО в практике внешнеторгового регулирования

развитых стран

Всемирная торговая организация была образована по итогам т.н.

Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993гг.),

проходивших в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое

после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995г.) стало ее составной

частью.

Став по существу преемницей ГАТТ, ВТО по замыслу ее учредителей

должна превратиться в международный форум, в рамках которого

устанавливаются основные договорные обязательства, определяющие, как страны

члены разрабатывают и внедряют юридическое обеспечение и осуществляют

регулирование внешней, а зачастую и внутренней торговли.

Договорно-правовую базу деятельности ГАТТ/ВТО образует совокупность

многосторонних общих и секторальных торговых соглашений. Основополагающими

принципами ГАТТ/ВТО являются:

- принцип недискриминации в торговле, который предусматривает

взаимное предоставление, с одной стороны, режима наибольшего

благоприятствования (РНБ) в отношении экспортных, импортных и транзитных

операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а, с другой стороны

- национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и

отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а

также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- принцип замены количественных ограничений таможенно-тарифным

регулированием внешней торговли с постепенным доведением ставок таможенных

пошлин до нулевой отметки.

Новая организация не только имеет более широкую потенциальную базу

членства по сравнению с ГАТТ, но и охватывает больший аспект коммерческой

деятельности и регулирующую ее торговую политику, на которую

распространяется компетенция ВТО.

Отличительной особенностью ВТО является то, что в ее сферу

деятельности помимо классического товарного обмена (присущего ГАТТ) входит

еще и торговля услугами, а также “идеями” (интеллектуальной

собственностью). В частности, т.н. “пакетное” решение, именуемое ГАТТ-94

уже не ограничивается только вопросами товарной торговли, но и регулирует

международную торговлю услугами(банковскими, страховыми, транспортными,

строительно-монтажными и т.д.), а также внешнеторговые аспекты инвестиций и

объектов интеллектуальной собственности.

Другая отличительная особенность - наличие действующего на постоянной

основе и отлаженного в течение более чем сорокалетнего периода истории

механизма разрешения споров и противоречий, которые порой возникают между

партнерами в мировой торговле.

Не менее важен и новый элемент многостороннего регулирования под

эгидой ВТО - механизм обзора торговой политики стран-членов.

Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло

ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного

регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф.

Помимо тарифного регулирования в соответствии с положениями ГАТТ/ВТО

в практике стран “организованной” торговли используются:

- административные ограничения внешней торговли по неэкономическим

соображениям;

- административные ограничения в целях выхода из тяжелого

экономического положения (серьезный ущерб национальной промышленности,

нарушение равновесия платежного баланса, дефицит товаров на внутреннем

рынке и др.);

- меры против недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных

товаров (антидемпинговые процедуры);

- добровольное ограничение экспорта и импорта по взаимному согласию

правительств или фирм стран экспортеров и импортеров;

- ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям в целях

защиты национальной безопасности, охраны окружающей среды и др.

Комплекс итоговых соглашений, договоренностей и решений Уругвайского

раунда переговоров в рамках ГАТТ, подписанных в Марракеше (Марокко) 15

апреля 1994г. включает свыше 20 документов ,в том числе важнейшие из них:

- Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО);

- ГАТТ 1994, т.е. обновленное и дополненное исходное соглашение ГАТТ

1947;

- Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС;

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной

собственности - ТРИПС.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Данное соглашение, впервые создающее механизм регулирования

международной торговли услугами, состоит из трех основных блоков. В первом

блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли

услугами. Во втором и третьем блоках содержатся списки начальных взаимных

уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе

отдельных секторов услуг (таких как сектора финансовых услуг и

телекоммуникаций).

Сфера действия соглашения распространяется на услуги, предоставляемые

с территории одной страны- участницы на территорию другой страны-участницы;

услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям другой

страны (сектор туризма); услуги, предоставляемые посредством присутствия

учреждения одной страны на территории любой другой страны (например,

банковские услуги и услуги, предоставляемые гражданами одной страны на

территории любой другой страны (например, строительные проекты,

консалтинг).

В числе основных обязательств стран-участниц входит предоставление

режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении

поставщиков услуг. Кроме того согласно положениям соглашения на страны-

участницы возлагается обязательство осуществлять либерализацию торговли

услугами посредством периодического проведения раундов переговоров и

пересмотра списков первоначальных взаимных уступок.

Режим наибольшего благоприятствования

Основополагающая статья 1 ГАТТ провозглашает, что страны-участницы

должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это

положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые

операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным

операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в

отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с

внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, связанных

с ними. Кроме того положение о РНБ распространяется (вместе с национальным

режимом) на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы,

регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-

участниц.

Сформулированный в статье 1 РНБ носит безусловный характер, и страны,

вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме. ГАТТ

содержит ряд исключений из РНБ: положения о РНБ не применяются к

преимуществам, предоставляемым соседним странам в целях облегчения

приграничной торговли, в пользу развивающихся стран и вытекающим из участия

стран в таможенном союзе или зоне свободной торговли.

Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам

пользоваться на постоянной основе в виде исключения из РНБ четырьмя

категориями торговых льгот (тарифные преференции по общей схеме преференций

(ОСП); тарифные преференции, действующие в отношениях между развивающимися

странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в

ряде соглашений, заключенных в ходе Токийского раунда; специальный режим в

отношении наименее развитых стран).

Предоставление РНБ осуществляется как правило на основе торговых

соглашений.

Национальный режим

Сформулированный в статье III ГАТТ принцип национального режима

устанавливает, что страны-участницы должны предоставить товарам

иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в

области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных

законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно

подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-

политических целях внутренних налогов и сборов. Интерпретация и развитие

целого ряда положений, касающихся национального режима, содержится в

протоколах о присоединении к ГАТТ и в соглашении о режиме государственных

закупок, заключенном в ходе Токийского раунда.

Антидемпинговые и компенсационные пошлины

Статья IV ГАТТ понятие “демпинг” определяет как торговую операцию,

“состоящую в том, что товары одной страны поступают в другую страну по цене

ниже нормальной стоимости товаров”. В случае экспорта товара по цене ниже

нормальной цены правила ГАТТ разрешают применять антидемпинговую пошлину,

численно равную разнице между нормальной и фактической экспортной ценой.

Обложение импортных товаров этой пошлиной может производиться только в том

случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности

импортирующей страны. В примечании к этой статье ГАТТ по инициативе

Чехословакии (ныне Чехии и Словакии) было включено положение о том, что в

случае импорта товара из страны, где внутренние цены фиксируются

государством, прямое сопоставление импортной цены с внутренней ценой товара

в такой стране для целей установления демпинга не во всех случаях

оправдано. Это положение оказалось полезным в защите восточноевропейских

стран от обвинений в демпинге.

Лицензирование экспорта и импорта

Регулируется общими положениями ГАТТ, в частности, статьей о РНБ.

Конкретные положения о лицензировании импорта содержатся в Кодексе об

импортном лицензировании, статья 1 которого определяет, что правила

лицензирования должны быть нейтральными и должны применяться справедливо ко

всем сторонам. В соответствии с Кодексом заявитель должен обращаться за

получением лицензии только в один национальный административный орган,

указанный в положении о лицензировании. Процедуры импортного лицензирования

должны соответствовать требованиям статьи I ГАТТ (национальный режим в

отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положениям статьи

XIII и режиму наибольшего благоприятствования.

В Кодексе четко регламентированы требования к получателю лицензии -

это может быть любая фирма, учреждение, лицо, которое отвечает требованиям

закона. При отказе в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это

решение.

Кодекс предусматривает возможность введения автоматического

лицензирования. При этом выдача лицензии происходит безусловно, а для ввоза

и вывоза товаров требуется получить документ установленного образца. Эта

процедура позволяет осуществить наблюдение (мониторинг) за ходом импортных

или экспортных операций и не носит ограничительный характер, но в случае

необходимости значительно облегчает введение подобных мер.

45. Либерализм и протекционизм в мировой торговле.

Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической

теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим

интересам участие страны в мировых экономических отношениях. Выигрывают или

проигрывают страны от участия в международном разделении труда? Почему так,

а не иначе складывается специализация? Поиском ответов на вопросы о

выгодности внешней торговли и международной специализации экономическая

наука начала интересоваться достаточно давно, отнеся их к числу

фундаментальных вопросов экономической теории.

Протекционизм и фритредерство: исторический аспект современной тенденции

Среди ранних экономических доктрин, анализирующих межгосударственное

экономические отношения, следует назвать меркантилистов. Их идеи

господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV—XVIII в.).

Меркантилисты считали, что государство должно как можно больше продавать на

внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу

богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они

перекликаются с идеями протекционизма — одной из двух основных концепций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.