бесплатно рефераты
 

Мировая экономика

За 1970-80-е гг. доля в мировом ВВП увеличилась с 25% до 31% (однако в 1989

г. доля упала до 28%). Экономический рост характеризовался понижающими

темпами. В периоды кризисов 1975, 81 и 93 гг. совокупный объем ВВП стран ЕС

сократился соответственно на 1,2, 0,2 и 0,3%. В эти годы произошел рост

инфляции и безработицы, была характерна низкая загрузка производственных

мощностей. ЕС переживает кризис традиционных отраслей. Политика

протекционизма в целях ограждения ряда отраслей: черная металлургия, химия,

текстильная промышленность - от внешней конкуренции, что привело к старению

структуры хозяйства этих отраслей. На экономику стран ЕС оказала влияние

также гонка вооружений. Доля стран ЕС в общих военных расходах НАТО

возросла с 22,7 до 47,5% за 1970-87 гг. Это повлекло за собой обострение

проблемы бюджетных дефицитов и увеличение государственного долга. В ЕС

велик научный потенциал, на научно-технические исследования в ведущих

странах идет около 2% ВВП на гражданские исследования страны ЕС выделяют на

16% меньше, чем США, однако в 2 раза больше, чем Япония. ЕС отстает в

таких отраслях производства, как интегральные схемы, полупроводники,

микропроцессоры, биоматериалы. В ЕС наблюдается массовая безработица (20

млн.). Уровень безработицы в странах ЕС составил 10,7% рабочей силы (для

сравнения в США - 7,4%, а в Японии - 2,3%). В странах ЕС происходят

значительные изменения в структуре хозяйства. Отмечается тенденция к

понижению роли промышленного производства. Структурный кризис потряс

судостроение, черную металлургию, текстильную и угольную промышленность.

Упал внутренний спрос на продукцию автомобилестроения, электротехнику.

Наиболее динамично развивающаяся отрасль - электронная промышленность.

Появились и развились и новые отрасли производства (роботы, атомные

реакторы). Компании ЕС обеспечивают внутреннего спроса на полупроводники на

35%, на электронные компоненты - на 40%. В ведущих странах региона получило

развитие производство минерального сырья и тяжелая промышленность.

Значительную роль играет химическая промышленность. В Италии, Греции,

Португалии велика доля легкой промышленности - 18-24%. Для большинства

стран характерен рост пищевой промышленности. Газодобывающая промышленность

занимает скромное место, составляя около 1% совокупного ВВП. Уровень с/х

варьируется от 1,5 до 8%. В целом на ЕС приходится 20% мирового

производства с/х продукции. Ведущими производителями с/х товаров в ЕС

являются: Франция (14,5%), ФРГ (13%), Италия (10%), Великобритания (8%).

Главной отраслью с/х является животноводство. Что касается

теплоэнергетического баланса, то в странах ЕС произошло относительное

снижение потребления энергии, а потребление нефти сократилось абсолютно.

Доля нефти упала с 52% до 45%, при этом возросла роль атомной энергии и

природного газа. В экономике ЕС произошли значительные сдвиги, отразившиеся

на падение в ВВП удельного веса отраслей материального производства и

увеличении доли услуг (около 1/3 экономически активного населения). Во

второй половине 80-х гг. прошла волна слияний и поглощений. Особенность

современного этапа централизации капитала - широкий международный характер

сделок. Произошло укрепление позиций стран ЕС в мировом хозяйстве. Если в

70-80-х гг. в 50 крупнейших компаний мира ЕС представляли 9, то теперь -

24. Впереди корпорации Германии, в меньшей степени Франции и Италии.

Произошло некоторое ослабление позиций британских компаний. Отличие от

Северной Америки состоит в том, что наиболее сильные позиции компаний ЕС

наблюдаются в традиционных отраслях, тогда как в Америке - в наукоемких.

Наблюдается тенденция к децентрализации управления производством, растет

внутрифирменное разделение труда. Рост мелкого предпринимательства повышает

гибкость хозяйственных структур к потребностям рынка. Вмешательство

государства в процесс производства и перераспределения сократилось. Во

многих странах были приватизированы государственные компании.

Первоочередные задачи для стран ЕС: перестройка промышленности на основе

энерго- и материалосберегающих технологий, освоения новейших достижений

науки и техники. В рамках ЕС были разработаны программы по реорганизации и

частичному свертыванию традиционных и ряда новых производств:

сталелитейная, синтетических волокон, текстильная, нефтехимическая,

судостроения. Одним из направлений государственной политики является

привлечение прямых иностранных инвестиций. На первый план вышла

антиинфляционная политика, проблема занятости и стабилизации экономического

роста отошла на второй план. Кредитно-денежное регулирование выдвинулось на

первый план.

Вопрос 15.

Институциональная структура внутреннего рынка развивающихся стран.

В период независимости произошел общий рост мелкого предпринимательства. В

Индии мелкие предприятия составляют 90% промышленного производства,

производя 22% продукции. По мере экономического развития доля мелких

предприятий падает, уступая место средним. В Лат. Америке предприятия с 200-

499 человек обеспечивают 17% предложения промышленной продукции, В Индии -

14%. Важная особенность институциональной структуры внутренних рынков

состоит в образовании торгово-промышленных групп, в которых происходит

концентрация и централизация низших форм капитала: ростовщического,

торгового. Им подчинены многие мелкие производства, что ограничивает

конкуренцию. В Индии на долю таких групп приходится 70% всех общих активов

частных компаний. В Пакистане 22 подобные компании контролируют 1/3

промышленных активов. В продвинувшихся в экономическом плане странах

происходит отток капитала из отраслей легкой промышленности в тяжелую. В

середине 70-х гг. произошел процесс национализации имущества иностранных

ТНК, был создан крупный национальный капитал в нефтедобывающей

промышленности (лидер предпринимательского сектора). 20-35% ВВП приходится

на долю 20 крупнейших объединений. Важное место в институциональной

структуре занимают также филиалы ТНК промышленно развитых стран. В

слаборазвитых странах западные фирмы сильно монополизировали местные рынки.

По текущим валютным курсам доля внутренних рынков развивающихся стран

составляет 20% мирового ВВП (промышленно развитые страны - 70%). Все

развивающиеся страны в целом производят столько, сколько Япония. По

покупательной способности валют развивающихся стран: на развивающиеся

страны приходится 41% мирового ВВП. Если сравнивать по странам, то в число

ведущих по производству и по величине рынков войдут Китай, Мексика, Индия,

Бразилия, Индонезия, Пакистан. Самые населенные страны: Китай, Пакистан,

Индонезия, Филиппины, Индия, Бразилия, Кения, Нигерия (свыше 100 млн.

жителей). В большинстве развивающихся стран население составляет около 10-

20 млн. Доля наемной рабочей силы равняется около 40% трудоспособного

населения (для сравнения в промышленно развитых странах - 70%).

Существование крупного неформального сектора, работа за содержание,

сезонный характер работ, большая доля натуральных хозяйств - тому причина.

Наиболее развита в капиталистическом плане Латинская Америка. Спрос может

быть потребительским и производственным, по социальной структуре: домашних

хозяйств, частных компаний, государственный. Что касается потребительского

спроса, то в развивающихся странах он высок на товары первой необходимости,

общий уровень доходов ниже, чем в промышленно развитых странах в 12-13 раз.

По обрабатывающей промышленности уровень занятости ниже в 3-4 раза. 1/3

населения не удовлетворяет своих потребностей. 20 млн. человек ежегодно

умирает от голода. Основная часть населения не располагает промышленными

товарами длительного пользования. В основном приобретаются товары, не

подвергавшиеся обработке. В Латинской Америке только 9% населения

приобретают промышленные изделия. За счет необработанной продукции

обеспечивается около 70% всего продовольствия. Спрос на современные

изделия сосредоточен только у 5-10% населения. Диверсификация спроса

приводит к увеличению капиталоемкости предприятий, затрудняет ведение НТР.

Доля накоплений значительна - около 25% ВВП развивающихся стран. В 90-е

гг. произошло ее повышение, самый высокий уровень наблюдался в 70-е гг. -

25-27%. В промышленно развитых странах эта доля составляет 21%. Однако по

абсолютным размерам капиталовложения не велики. Рынок товаров

производственного назначения отстает от фонда основных и оборотных

средств. Уровень средств производства не высок. Характерная черта =

промежуточная стадия товаров (полуфабрикаты, вспомогательные товары). В с/х

занято до 50% населения развивающихся стран. Предложение с/х внутренний

спрос не обеспечивает. Характерная черта рынка услуг - создается 52% ВВП,

развит гипертрофированно, что связано с концентрацией капитала в

традиционной отрасли - торговле. Это влечет к перенакоплению капитала,

который не доходит до производственного использования. Характерная черта

институциональных рынков - преобладание мельчайших и мелких хозяйств,

компаний. В развивающихся странах мелкие и средние компании занимают

лидирующее положение. Имеет место существование восточной монополии

(торгово-промышленные группы). Отличаются от западных тем, что внутри них

сохраняются докапиталистичекие отношения. Капитал мобилизуется в основном

за счет ростовщических операций. В рамках группы отсутствует конкуренция,

продукция у мелких производителей может отбираться не рыночными способами.

Характерная черта в крупных компаниях - значительная роль государства.

Крупнейшие компании существуют в горнодобывающей промышленности. Доля

промежуточной продукции в развивающихся странах составляет 60-70% всей

произведенной продукции. Государственное потребление - 24% ВВП: текущие

расходы правительства (18% ВВП), капитальные - 6% ВВП.

Вопрос 16.

Основные признаки развивающихся стран.

Большинство государств образовались в результате национально-

освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20 в. В

Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в

том, что наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы

производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.

Существует 2 основные формы распределения продукта: безвозмездная и

возмездная. В с/х высокий процент продукции измается докапиталистическими

методами. Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень

развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на

промышленно развитые страны - аграрно-сырьевая специализация

производительных сил. ТНК глубоко проникли в экономику развивающихся стран,

что создает неблагоприятные условия для конкуренции. ТНК навязывают

монопольные цены, занижая их при закупке. Между ТНК и национальной

экономикой сложились устойчивые отношения доминирования и экономического

подчинения. Структура общества значительно отличается от промышленно

развитых стран. Страны переживают частое обострение социальной обстановки.

Общая характеристика экономического положения.

В 1992 г. на дол. развивающихся стран приходилось 18% ВВП мира, 13,6%

мирового промышленного производства. Страны обладают богатейшими природными

и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран

обладают преобладающей часть. ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3

развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и

энергетического сырья. Доля сырья в импорте: Вьетнам - 25%. Марокко - 26%,

Пакистан - 22%, Парагвай - 25%, Ю. Корея - 30%. В наибольшей зависимости

от импорта минерального и энергетического сырья находится Южная Азия. На

развивающиеся страны приходится 80% прироста населения. Высокий уровень

демографической нагрузки: в Тропической Африке - 49,4%, в Восточной Азии -

35,4%, В Ю. Азии - 42,6%. В первые годы после обретения независимости

наблюдались высокие темпы роста ВВП: 1965 - 80-е гг. - 5%, но в 1982-92 гг.

темпы упали до 2,7%. Стабильно высокие темпы увеличения производства в

Восточной Азии, в Лат. Америке и Тропической Африке произошло сокращение

темпов экономического роста. За 1950-86 гг. произошло снижение доли

наименее развитых стран в общем ВВП развивающихся стран с 32% до 16%. За 80-

е гг. произошло снижение темпов роста промышленного производства во всех

регионах развивающегося мира, за исключением Ю. Азии. Среднегодовые темпы

роста с/х производства в целом по развивающемся странам возросли с 3 до

3,3%. Произошло изменение структуры ВВП. Значительно повысилась доля

промышленности в наиболее отсталых странах с 20% до 27% в странах

Тропической Африки, с 6% до 21% в Ю. Азии. Доля обрабатывающей

промышленности превышает 20% только в странах Восточной Азии, Лат. Америки

и странах Карибского бассейна.

Вопрос 17.

Общая характеристика мирового рынка готовых изделий.

Обрабатывающая промышленность является локомотивом развития. Готовые

изделия определяют общие направления в экономике, обеспечивают техническую

основу производства, что способствует развитию других отраслей

производства. Промышленные товары составляют подавляющую часть мирового

товарооборота. На процессы разделения труда и специализации оказывает

влияние обрабатывающая промышленность. В последнее время произошло

изменение места обрабатывающей промышленности, доля которой в последние

десятилетия сокращается. Если в 1960 г. на долю обрабатывающей

промышленности приходилось 30% совокупного ВВП, то в к. 60-х гг. - 22%. За

70-80-е гг. произошло увеличение объема обрабатывающей промышленности в 2

раза. Однако в промышленно развитых странах наблюдается процесс

деиндустриализации. За последние десятилетия доля обрабатывающей

промышленности в развивающихся странах возросла с 18 до 20% (в структуре их

хозяйства). Происходит медленное развитие базовых отраслей обрабатывающей

промышленности (металлическая). За 30 лет металлообработка, машиностроение

увеличились в 4 раза. Примерно такими же темпами под влиянием НТР

развивается химическая промышленность (объем производства увеличился более,

чем в 2 раза). Производство в отраслях легкой промышленности сокращается,

исключение составляет полиграфическая промышленность. Текстильная, швейная,

обувная отрасли на данном этапе потеряли свое значение. Произошло

сокращение и в деревообрабатывающей промышленности. Доля пищевой

промышленности остается неизменной последние десятилетия, в 1993 г.

составила 12,56% обрабатывающей промышленности. Географически производство

размещается неравномерно, основная его часть сосредоточена в промышленно

развитых странах, однако в 80-е гг. произошло снижение доли запада по

обрабатывающей промышленности (с 74% до 66,1%). Доля развивающихся стран за

этот же период возросла с 10% до 13,3% в мировом производстве

обрабатывающей промышленности. Развивающиеся страны продвинулись в основном

в ресурсоемких отраслях - нефтеобработка. Неквалифицированность рабочей

силы создает препятствия для развития трудоемких отраслей. Международная

специализация на рынке готовых изделий идет в одном и том же направлении.

Сузились развития во вкусах и предпочтениях, развитие транспорта и связи,

интернационализация производства приводит к выравниванию

капиталоиспользующих стран и капиталопотребляющих. Показатель

специализации: коэффициент международной специализации = экспортная квота

страны / экспортная квота во всем мире. Специализированным считается

производство, показатель которого превышает 1-1,5. В промышленно развитых

странах этот показатель имеют следующие отрасли: бумажные изделия,

пластмасса, черная металлургия, неэлектронное и электронное машиностроение,

транспортное оборудование. НИС: + к перечисленному одежда. Развивающиеся

страны поддерживают конкурентоспособность своей продукции за счет дешевизны

своей продукции и рабочей силы, что приводит к уменьшению издержек.

Вопрос 18.

Транспорт в мировом хозяйстве.

Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на

перемещении материальных объектов. Его функции: соединение

производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их

доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между

производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост -

чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем

материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП - 4-5%, в некоторых

странах поднимается до 10% (не включая внутрифирменный транспорт). Доля

наиболее высока в наименее развитых странах. В промышленно развитых странах

на каждого жителя перевозится 20-25 тонн груза, в целом по миру - 7 тонн.

Каждая тонна требует значительного перемещения в пространстве - около 900

т/км. Если исключить морские перевозки - 350-400 т/км. В последние года

средний гражданин США передвигается в год на 2000 км (по сравнению с 700 км

в начале века). По ЕС показатели меньше в 1,5 раз. В слаборазвитых странах

- около 500-700 км в год (путь на работу и обратно). Показатели развития

транспорта: соотношение ВВП и грузооборота - тонны километража,

эластичность спроса на транспорт по отношению к приросту дохода. На 1

доллар ВВП приходится 2,5 т/км перевозки грузов в высоко развитых странах.

В странах со среднем уровнем развития - 3 т/км, в бывшем соц.. лагере - 6

т/км (чтобы создать 1 доллар нужно переместить 1 тонну на 6 км). В

промышленно развитых странах высоко развита сфера услуг, не требующая

перевозок, меньшую роль играет тяжелая горнодобывающая промышленность,

требующая стоимостных перевозок. Транспортная составляющая - отношение

фрахта (стоимости перевозки) к стоимости перевозимого груза. Оказывает

заметное влияние на международную специализацию: если стоимость расходов на

перевозку превышает стоимость товара, то реализация товара не выгодна. В

промышленно развитых странах фрахт составляет 5% стоимости импорта и

экспорта (внешнеторговый оборот страны). В развивающихся странах - 10%, в

странах бывшего соц.. лагеря - больше 10%. На это соотношение влияет

динамика экспортных цен и стоимость перевозки. В Восточной Европе основным

видом тр анспорта является ж/д (очень дорогой).

Развитие транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения.

Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1

тонну: на первом месте - автомобильный транспорт, на 2 - ж/д, на 3 -

морской, на 4 - трубопроводный, на 5 - внутренневодный, на 6 - авиационный.

В течение последних десятилетий была создана густая сеть автомобильных

дорог (невероятная удобность автомобильного транспорта). Структура

изменилась в плане концентрации промышленного производства: до 60-х гг.

усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало

наличия ж/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии

производства, размеры предприятий уменьшаются. На ж/д перевозки приходятся

насыпные и массовые грузы (в США - с/х грузы и уголь). По грузообороту

первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового

грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что

понижает транспортные расходы, которые в целом в 2 раза ниже, чем при

пользовании ж/д транспортом. До середины 80-х гг. увеличивалась роль

наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.

Автомобильный транспорт: отрасль развивается с начала века, грузооборот

удваивается каждые 15 лет. В основном используется для перевозок на малые

расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В

послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире

в среднем приходится 10 человек.

Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот

удваивается каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг.

перевозки людей составили больше 1 млрд. человек. В перевозке пассажиров

стал основным конкурентом ж/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% от

всего объема работы, однако доля растет. Перевозятся в основном ценные и

срочные грузы.

В транспорте произошли значительные технические изменения, которые связаны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.