бесплатно рефераты
 

Мировая экономика

минимальной суммы иностранных инвестиций до 500 тыс. долларов на один

объект. Этот курс способствовал возросшему притоку инвестиций в отрасли,

которые особенно в них нуждались.

Заимствования зарубежных технологий. Закупка станков сопровождалась

приобретением прав на использование технологических процессов, больше всего

новых технологий было внедрено в машиностроение и электронику. Задача 4-й

пятилетки (до 91 г.) - перейти к новой стадии индустриализации - от

трудоемкого производства к капитало и техноемкому производству. Была

упрощена административная процедура получения разрешения на привлечение ноу-

хау. За 77-82 гг. Южная Корея заимствовала свыше 1500 технологических

процессов, возрос приток современных технологий в стратегические отрасли.

Передача ноу-хау: зарубежные фирмы брали обязательства либо направлять в

Южную Корею технических консультантов, либо подготовить корейских

специалистов, особенно ценной считалась подготовка местных кадров, если она

была на уровне последних достижений НТР. Привлечение новых технологий

позволило стране выйти в лидирующие позиции в некоторых отраслях: по объему

заказов на суда в 80-е гг. - 2 место в мире.

Виды технологической помощи: прямые инвестиции в те отрасли, где можно в

краткие сроки окупить вложенный капитал, и дележ технологическими

процессами в тех отраслях, где не грозит конкуренция. Главный партнер -

Япония (Англия, США, Франция).

Финансовая система: банковские учреждения, среди них особенная роль

коммерческих банков, но их роль постепенно снижается и увеличивается роль

внебанковских финансовых учреждений.

В экономике современный сектор (западные ТНК, южнокорейские промышленные

компании), традиционный сектор (с/х, в котором занято 16% населения).

Большая роль государственного сектора, система планирования, социальные

программы. Рабочая сила дешевая, дисциплинированная и квалифицированная.

Вопрос 46.

КНР в мировом хозяйстве.

94 г. - 3,4% ВВП мира по текущему валютному курсу, 8,4% - по покупательной

способности валют (2 место в мире). По темпам прироста производства в 94-м

г. - 2 место после США, ВВП на душу населения - 270 долларов (100 место в

мире). С 80 по 94 гг. ВВП вырос в 4 раза, объем внешней торговли в 10 раз,

среднегодовые темпы роста ВВП составили 13% (1 место в мире). 12 место по

объему экспорта. По абсолютному размеру 26 видов продукции Китай входит в

10 наиболее крупных производителей мира. Развивается электронная,

аэрокосмическая, автомобильная промышленность и энергетика. 5 место в мире

по размеру нефтедобычи, 1 - по добыче угля, 2 - по объему производства

текстильной промышленности, 1 - по выращиванию риса и хлопка. За годы

реформ (открытая экономика и внешнеэкономическая политика) товарооборот

увеличился с 20 до 236 млрд. долларов. 14 место в мире по объему экспорта и

16 - по объему импорта. Доля в мировой торговле увеличилось в 3 раза с 78

по 92 гг., но составляет всего 2% мировой. Это вызвано низким качеством,

неконкурентноспособностью. 54% внешнеторгового оборота - с промышленно

развитыми странами, основные торговые партнеры: Япония, США, Гонконг (45%

всего внешнеторгового оборота). Импорт: 70% - техника и технологии, машины

и оборудование, высокотехничная продукция, самолеты и ЭВМ, 20% - сырье и

полуфабрикаты. Экспорт: товары народного потребления 50%, промышленная

продукция, электроника. 1 место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей

и шелка. Доля сырья и полуфабрикатов составляет около 30%. От экспорта

зависят отрасли текстильной промышленности: хлопчатобумажная - 52% на

экспорт, шелковая - 65%, легкая - 45%. Химическая промышленность работает в

основном на внутренний рынок.

Объем иностранных инвестиций за 79-94 гг. превысил 120 млрд. долларов, что

составляет 10% всех капиталовложений в КНР. Коэффициент долговой

ответственности (отношение внешнего долга к ВВП) не более 13% при опасной

границе в 20%. Коэффициент задолженности (отношение внешнего долга к

годовому экспорту) не превышает 80% при опасной отметке 100%. Основными

инвесторами являются Гонконг, США, Япония.

Экономика КНР полуоткрытая или Экспортноориентированная, но не открытая.

Доля экспорта в ВВП - 20%, доля импорта - 9%. В области движения НИОКР КНР

выступает как чистый импортер. КНР является также чистым импортером

капитала, как ссудного, так и прямых инвестиций. Внешний долг около 100

млрд. долларов. Китай занимает 2 место в мире после США как объект

приложения иностранного капитала. В инвестициях в развивающиеся страны на

Китай приходится 30%. В 95-м г. было инвестировано 100 млрд. долларов.

Вопрос 47.

Модель экономического развития Японии.

После второй мировой войны курс на реформы. В Японии установлен механизм,

который действует до последнего времени, система приоритетных производств,

необходимых для восстановления экономики (черная металлургия, ж/д и морской

транспорт, каменноугольная). Методы прямого контроля: цены устанавливаются

на заниженном уровне, компенсация цен доля производителей со стороны

государства, квотирование импорта.

Вторая половина 50-х гг. - политика рационализации, способствующая

образованию базовых отраслей. Инструменты модернизации - прямой

административный контроль, создание специальной организации для

предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Реформы:

легализация профсоюзов, ликвидация феодального землевладения,

антимонополистические мероприятия, демонополизация и деконцентрация

экономической власти, с утверждением новой конституции произошло

установление лимита на военные расходы - 1% от ВВП, что способствовало

ускорению экономического развития, накопления базировались на собственных

источниках, объем заемного капитала невелик, экономический рост

обеспечивался внутренними сбережениями. Создание механизма регулирования

учетных ставок капиталовложений, основные капиталовложения направляются в

эффективные элементы основного капитал, то есть машины и оборудование.

Основные средства направляются на создание новых производственных мощностей

(норма накопления в 1,5 - 2 раза больше, чем в других промышленных странах,

а средний возраст оборудования - 5-6 лет). Организация серийного

производства обеспечила высокую эффективность капиталовложений, позволила

создать энерго, ресурсо и капиталоемкие отрасли (черная и цветная

металлургия, судостроение, нефтепереработка) - эти базовые отрасли создали

основу для технических изменений. Увеличение количества и повышение

качества рабочей силы из-за притока населения из с/х и введения всеобщего 9-

летнего образования (95% закончили среднюю школу и 30% молодежи учится в

Вузах).

Научно-техническая политика направлена на заимствование научных достижений

других стран с незначительными техническими усовершенствованиями,

связанных с особенностями японского рынка. Это экономит финансовые ресурсы,

приносит выигрыш во времени.

В 70-х гг. - новый этап развития экономики, что было вызвано резким скачком

цен на нефть и сырье, повышением реальной зарплаты, понижением

конкурентоспособности японских трудоемких отраслей, переход к

энергосберегающим технологиям и росту наукоемких отраслей, рост сферы

услуг, переход от заимствования научного опыта к созданию собственной

научно-технической базы, увеличение затрат на прикладные и фундаментальные

исследования.

Корпоративная модель развития экономики. Социальная структура хозяйства

характеризуется дуализмом, основное место в занятости и современном

производстве - мелкие и средние предприятия, нет тенденции к их сокращению.

На мелких предприятиях сосредоточено около 50% рабочей силы, на крупных -

6%. Мелкие и мельчайшие предприятия могут конкурировать так как они

группируются по вертикальной системе. 1 вид группирования: переплетение

капитала и личной унии, объединение мелких компаний с крупными и средними,

где мелкие компании являются поставщиками более крупных (60% мелких и

средних предприятий обрабатывающей промышленности охвачено субподрядными

отношениями). В отличие от Зап. Европы в японской экономике существует

трехслойная система: рынок, группа предприятий, предприятие. Происходило

поглощение мелких и средних компаний крупными. Характерно взаимное владение

акциями предприятий, но сами компании не могут владеть своими акциями,

контроль за акциями осуществляют не физические, а юридические лица. Доходы

на капитал небольшие, около 10%, поэтому некоторые исследователи называют

Японию - социальной экономикой. В таких гр уппировках существует

система взаимного держания акций, совместные расходы на содержание мелких

предприятий, на выплату зарплаты, которая ниже, чем на крупных, на

устройство социального обеспечения. Система взаимного держания акций

позволяет выводить компании, входящие в эту группировку из-под влияния

колебания акций, угрозы скупки акций другими компаниями. Банки

заинтересованы не привлекать иностранных инвесторов, поэтому они дают

деньги даже под низкие проценты (предприятиям). Заработанные средства не

раздаются акционерам, а используются для развития производства. Собрание

акционеров носит формальный характер, все определяют директора компаний,

входящие в группировку. Суть корпоративного характера - все предприятия

Японии объединяются в определенные финансовые и производственные группы и

борются не за расширение прибыли, а за расширение производства. К этому

добавляются национальные традиции и особенности национальной рабочей силы:

принцип пожизненного найма, но он постепенно отмирает, пожизненные

работники в данный момент составляют 20-30% всей рабочей силы. Второй

принцип - фирма - наш общий дом: характерная черта длительный рабочий день,

труд с большой отдачей. Профсоюзы - часть структуры компании, то есть

трудовые соглашения заключаются на уровне компаний. Нет значительной

разницы между зарплатой директора и работника (10кратная, в США -

100кратная). Гармоничные отношения между предпринимателями и рабочими.

С 70-го г. концепция того что у служащих больше удовлетворения, если их

работа носит целостный характер. Япония отошла от конвейерных линий,

создаются малые группы, ответственные за весь производственный процесс. В

результате брак снизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась

на 20%, себестоимость - на 30%.

В Японии существует планирование хозяйства: национальное, отраслевое,

региональное и внутри предприятий. В планировании участвуют союзы

предпринимателей, при перестройках компаний им дается дотация. Стабильные

цены, нет инфляции. Свободного рынка не существует, до 40% всех товаров и

услуг при их реализации регулируются.

Вопрос 48.

Стратегия экономического развития США и ее влияние на мировое хозяйство.

Перспектива активизации взаимодействия с основными партнерами, укрепления

стихийных механизмов и институтов интеграционных связей.

Экономический подъем 1983-90-х гг. происходит в обстановке острой

конкуренции лидерству США со стороны ЕС, Японии, НИС. Борьба

сосредоточилась в области НТР, рост темпов которой определял приоритеты. В

США наблюдалось напряжение в обществе в связи с неравномерным

распределением доходов несмотря на их повышение практически по всем слоям

населения. Кризис 1991 г. имел мировой характер, что привело к новым

экономическим и политическим реалиям. Все участники научно-технической

гонки оказались перед необходимостью сделать передышку. Администрация

Клинтона произвела пересмотр приоритетов хозяйственного развития во

внутриэкономическом плане. Основная проблема - поднятие уровня доходов

наименее обеспеченных слоев населения, улучшение медицинского обслуживания

и др. социальные проблемы. Президентский план включал в себя: программу

долгосрочных государственных и частных инвестиций в ведущих отраслях

экономики, + меры по сокращению бюджетного дефицита, в первую очередь за

счет расходов на оборону. Он предложил также повысить налогообложение

имущих слоев. Основной проблемой США является сильная дифференциация

доходов. Что касается внешнеэкономического плана, то США включились в новую

международную модель экономического развития, в основе которой лежит

принцип, что движущей силой всех перемен является мировой интеграционный

процесс. Новая ступень интеграции ЕС, на которую страны Европы вышли после

одобрения Маастрихтских соглашений, делает их мощными конкурентами США, что

повело к выработке в США новой стратегии взаимоотношений с этими

партнерами. В 1993 г. был подписан трехсторонний договор о свободной

торговле Североамериканского блока (НАФТА), что связано с большей

ориентацией США на американский континент: создание общего рынка приведет к

активизации американского бизнеса, увеличению рабочих мест, повышению

темпов экономического роста. Активизировался вывоз в Мексику некоторых

производств, что благодаря дешевой рабочей силе позволяет

североамериканской продукции конкурировать с товарами Японии, ЕС и стран

Юго-Восточной Азии. Это может значительно изменить потоки международной

торговли, а также будет способствовать замедлению темпов научно-

технического роста в США. Свободный приток сравнительно несложных товаров

из Мексики в США затронет материало- и трудоемкие отрасли промышленности,

заставляя либо проводить их модернизацию, либо переключать ресурсы на более

сложное производство. Создание общего рынка создает новые возможности для

взаимоотношений США и Канады со странами Лат. Америки (у Мексики существует

свободный торговый режим с 5). Экономическое положение в США в мире в

следующее 10-летие будет определяться характером интеграционных процессов,

в которые кроме США вовлечены их ведущие партнеры.

Вопрос 51.

Мировой экономический порядок.

Международные режимы (порядки) - международнорегулирующие структуры -

условия, в основе которых лежат взаимоприемлемые нормы, определяемые

государственные и межгосударственные рамки поведения в какой-либо сфере

международной деятельности. Понятие мирового экономического порядка

включает в себя международную валютную систему, регулирование

межгосударственных валютных отношений, общемировую торговую систему и

регулируемые отношения, является основой сделок в сфере международного

обмена, международные принципы налогообложения, определяющие права в

межгосударственных отношениях (главная роль принадлежит МВФ и ГАТТ).

На состояние мирового экономического порядка влияние оказывает

иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью,

чем другие (на долю США приходится 45% ВВП большой семерки). Первые

послевоенные годы - расцвет США, за 30-40-е гг. доля США в мировом доходе

возросла с 29 до 33%, при этом произошло снижение роли Англии с 9% до 6%, в

промышленном производстве на долю США приходилось 37% мирового объема

продукции. Политика формирования послевоенной системы включала план

Маршалла для ЕС, расширение капиталовложений в Лат. Америке, создание

системы влиятельных международных экономических организаций - МВФ, ГАТТ,

МБРР, в которых США занимали лидирующее положение.

Затем произошло усиление позиций ЕС, Японии, которые стали противостоять

США по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС отразилось на

общем мировом экономическом порядке. С распадом колониальных империй

развивающиеся страны пытались изменить существующую мировую экономическую

систему, и в 1974 г. они провели через ГА ООН резолюцию о новом

экономическом порядке. В основе которого находились следующие принципы:

эффективный контроль государств над своими хозяйственными ресурсами,

требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товары

и смягчения резких колебаний спроса на сырье, предложения о ликвидации

долгов наименее развитых стран и облегчения условий погашения кредитов ,

предоставленных остальным развивающимся странам, предложение о ежегодной

передаче по каналам помощи средств в размере 1% ВВП промышленно развитых

стран без всяких условий, требования создания системы передачи новых

технологий развивающимся странам.

В 80-е гг. США изменили подход к сложившемуся в тот период мировому

экономическому порядку. Была сделана ставка на возрастание доли США в

мировом экспорте. В начале 1991 г. США выступили с предложением о новом

мировом порядке. Данная концепция подразумевала многостороннюю коллективную

безопасность при направляющей роли США, создание инфраструктуры для

распространения в мире влияния США, так как утверждалось, что стабильность

экономического режима моет быть достигнута только в мирохозяйтсвенной

структуре, где доминирует лидер.

Вопрос 54.

Стратегия социально-экономического развития Китая.

С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и

открытой внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике):

реформа цен, приватизация, привлечение иностранного капитала,

децентрализация управления, акционироание предприятий. Цель: решение

хозяйственных задач, расширение участия страны в международном разделении

труда. В 93 г. новая модель реформы, ее цель - социалистическая рыночная

экономика, так как социалистическая система в Китае не исчерпала себя.

Причины высоких темпов экономического развития - изменения в

инвестиционной политике: диверсифицирование источников финансирования

(увеличение удельного веса индивидуальных, коллективных, частных средств,

накопления населения), децентрализация государственных капиталовложений:

увеличение роли источников финансирования в руках местных властей и

государственных предприятий., замена бюджетного финансирования

кредитованием банками: развитие коммерческих банков, финансовых

трестовоинвестиционных компаний, создание с/х кредитных кооперативов,

активизация выпуска облигаций, государственных займов, акций предприятий,

облигаций банков, увеличение объема неправительственных финансовых

институтов (облигаций банков, предприятии, акций предприятий, депозитные

сертификаты). Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие

многообразных форм собственности для повышения рентабельности,

экономической эффективности с/х. В результате появление разных форм

доходов: трудовые, проценты, дивиденды, арендная плата. Доля

государственного сектора в 94 г. - 18% (79 г. - 24%), коллективный сектор -

54% занятых, 39% ВВП (35% и 19% соответственно), частный сектор находится

на начальной стадии развития - 1% стоимости промышленной продукции. Гос.

сектор - 50% капиталовложений, 40% - коллективный, частный - 3%,

иностранный и смешанный - 7%.

Основное направление реформы предприятий - преобразование предприятий,

компаний на основе акционирования. К акционированию дифференцированный

подход, не допускаются к акционированию стратегические, оборонные и

новейшие технологические отрасли, транспортная энергетика при условии

контрольного пакета акций у государства. К началу 95 г. - 60 тыс.

акционерных предприятий.

Важный фактор развития - повышение производительности труда. С 87 по 91 гг.

- физический объем национального дохода на одного занятого увеличился на

53%.

Уменьшение роли традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила),

возрастание роли новых факторов (наука, образование, организация

производства). Развитие науки и техники - один из основных моментов

экономической стратегии КНР. Затраты на НИОКР 2,2% ВВП (= ЕС, меньше США).

Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные

районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения,

высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень

населения.

Достижение сбалансированности народного хозяйства - одно из важнейших

направлений экономической политики. До начала 70-х гг. 33% ВВП - с/х, 46% -

промышленность, 20% - транспорт, связь и услуги. Задачи структурной

экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение сбалансированного

развития промышленности и с/х (рост с/х отставал от роста промышленного

производства), ускоренное развитие легкой промышленности, привлечение

тяжелой промышленности к снабжению потребительскими товарами, ликвидация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.