бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

ответственность за динамику цен или запрещает планирование. Напротив,

государство внимательно следит за движением цен и, опираясь главным образом

на экономические методы управления, старается не допустить их

бесконтрольного инфляционного роста. Рыночная система не исключает

планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства

(национальные целевые программы).

2. Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся

систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными, экономическими

методами. В целом ряде случаев административные меры не только допустимы,

но и абсолютно необходимы.

Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они

существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы

заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к

нулю. Такое случается там, где администрирование экономически

необоснованно, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в

командно-распределительную систему. В этих условиях государственный

контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его

структуру, цены, потребительские качества продукции, издержки, заработную

плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями,

словом — весь хозяйственный процесс.

В последние годы в России произошло обвальное разрушение системы

административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был

оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом

отказываться от всего, что наработано. В частности, просматриваются по

крайней мере шесть областей, где административные приемы достаточно

эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими

способами государственного регулирования рыночного хозяйства:

1)Контроль над монопольными рынками.

2)Побочные эффекты рыночных процессов.

3)Разработка национальных стандартов (например экологических).

4)Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения.

5)Защита национальных интересов в системе мировых хозяйственных

связей.

6)Реализация целевых программ.

Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно

не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет

экономического основания. Напрочь отвергать его — значит, мягко говоря,

неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

3. Самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно

осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство

игнорирует это требование, запускает такие регуляторы, не думая о том, как

их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Ведь денежная или налоговая политика по силе своего влияния на экономику

сравнима разве что с централизованным планированием.

4. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни

одного идеального. Любой из них, принося положительный результат в одном

секторе экономики, непременно дает негативные эффекты в других. И тут

ничего нельзя изменить. Тогда получается, что от государства собирающегося

пользоваться экономическими инструментами регулирования, требуется

постоянный контроль над такими эффектами и их своевременное гашение. В

сущности речь идет об ответственности государства за отрицательные

последствия собственных решений и действий. Допустим, государство намерено

стимулировать освоение новых дорогостоящих технологий, коммерческие

перспективы которых пока туманны. Какими бы методами оно ни пользовалось

(налоговая политика, приватизация, даже инвестиции из бюджета), каким бы ни

был конечный результат на рынках товаров и услуг, неизбежно высвобождение

работников, осложнение обстановки на рынке труда. Поэтому, затевая такое

стимулирование, государство обязано заранее позаботиться о противостоянии

безработице.

Или взять известный сюжет антиинфляционного регулирования, когда

государство, стараясь ограничить прирост денежной массы в обращении,

поплотнее закручивает денежный кран, проводит дефляционную политику. Эта

мера, бесспорно эффективная с точки зрения сопротивления инфляции, обычно

оборачивается удорожанием центрального и банковского кредита. А если

процентные ставки идут вверх, все труднее финансировать инвестиции,

начинается торможение экономического развития. Именно так сложилась

ситуация в российской экономике к лету 1992 г. И дело тут не столько в

правительстве, сколько в объективной противоречивости денежных регуляторов

экономики.

Итак, рыночная система предъявляет к экономической деятельности

государства специфические, достаточно жесткие требования. Можно утверждать,

что пока еще нигде не удалось организовать ее подобающим образом. Даже в

большинстве развитых стран мира роль государства слишком высока, а значит,

потенциал рыночной системы востребован не полностью. Российская экономика

отличается от других лишь масштабами огосударствления, не имеющими

прецедента в новейшей истории. Именно поэтому избавление экономики от

излишнего государственного вмешательства (дерегулирование) превратилось

ныне в тенденцию общемирового порядка.

II. Субъекты, объекты, цели, средства

государственного регулирования

1.Субъекты ГРЭ.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и

исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам

деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным

интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные

собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры и

т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-

экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону,

виду деятельности.

Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в

средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами,

протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за

экономическую и социальную политику.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

аппаратом, регулирующим хозяйство.

Реакция органов ГРЭ на инициативы носителей экономических интересов

различна. Письмо российского фермера в Министерство экономики с

предложением ограничить импорт дешевых американских куринных окорочков

может быть воспринято в лучшем случае как информация о настроении

определенных профессиональных и региональных групп.

Иная ситуация возникает, если с ходатайством или требованием

обращается крупная фирма, занимающая господствующее положение в отрасли

(например, промышленные комплексы «Волжский автомобильный завод» или

«Газпром», оказывающие существенное воздействие на экономическое положение

страны в целом). Не реагировать на пожелания такой фирмы государственные

хозяйственные органы не могут, так как от нее в определенной степени

зависит состояние национальной экономики. Фирма, кроме официального

обращения в инстанции, может организовать лоббирование своих интересов в

структурах власти. Но это вовсе не значит, что органы ГРЭ сразу и полностью

выполнят пожелания фирмы. Может быть, эти пожелания идут вразрез с

интересами других фирм, лиц, работающих по найму, пенсионеров, экологии

данного региона или просто возможностями бюджета.

Выразители хозяйственных интересов

В разных странах с рыночным хозяйством носители экономических

интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,

союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров,

аптекарей и т.п. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов

(профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за

представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских

учреждений). Есть и совсем малозначащие объединения (ассоциация физических

и юридических лиц) заинтересованные в приватизации конкретного земельного

участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются

выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы

предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции

социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие

на ГЭП, имеют печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры

подготовки кадров и связи с общественностью. Союзы предпринимателей и

профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признакам, все

местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам,

которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые

объединения.

Рекомендации, советы, различные каналы влияния этих выразителей

хозяйственных интересов на органы государственного экономического

регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,

культурных, экологических, специфических региональных интересов являются

политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов,

которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто

действуют под знаменем общенациональных интересов.

Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических

интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с

профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные,

христианско-демократические, либеральные партии.

С точки зрения оценки перспектив ГЭП важнейшее значение имеет изучение

социально-экономических разделов программ партий, реально претендующих на

победу на парламентских выборах. Тогда эти партийные программы могут стать

основой правительственной программы или ее составной частью (в случае

формирования коалиционного правительства).

Это главная, третья линия трансформации частных экономических

интересов в ГЭП.

Исполнители хозяйственных интересов

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей

власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный

национальный банк. В государствах с федеративным устройством (Россия, США,

Индия, ФРГ и др.) существуют федеральные и местные парламенты и

правительства, защищающие общегосударственные или местные экономические

интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди

субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от

законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние

субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение

в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся

теоретически в классическую схему парламентской или президентской

республики. Например, создается орган из представителей союзов

предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования

тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются

комитеты по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей

министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Эти органы

чаще всего формируются центральными и местными властями вместе с

заинтересованными союзами - выразителями экономических интересов.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную

деятельность, но в действительности они решающим образом воздействуют на

ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве

(известный «совет мудрецов» при канцлере ФРГ), министерствах экономики,

финансов, социального обеспечения, правлениях государственных железных

дорог, почт и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования - это советы по сферам деятельности, например научно-

технический, военно-технический, по региональной политике, по

профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят

наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители

самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров,

профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к

принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из

бюджета и различных фондов.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

ГРЭ. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства в

соответствии с интересами других социальных, профессиональных, общественных

групп.

Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и

выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: демонстрации и манифестации,

сбор подписей, кампании гражданского неповиновения. Наиболее действенная -

обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами

хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых

конституцией или законами.

Значительную роль в формировании общественного мнения, настроений

избирателей, а через них и ГЭП играют средства массовой информации,

церковь, массовые общественные движения.

Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно

жесткая.

Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры

хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов

инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся

точному количественному измерению: уровне напряженности (забастовки,

демонстрации), оценке ГРЭ средствами массовой информации, состоянии

окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные

объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с

предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью

государственных мер регулирования с их интересами. Союзы, являющиеся

выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные

юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах

финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за

партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей

партии или партиям - это главная линия обратной связи между ГЭП и

носителями хозяйственных интересов.

Органы ГРЭ не могут позволить себе выяснять реакцию носителей

хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП

только во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической

ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала).

Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности

достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае

осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого

существует отработанный механизм в виде анкетных опросов.

Анкетный метод исследования эффективности ГРЭ не может полностью

исключить элементы неопределенности при разработке рекомендаций. Несмотря

на это, он превратился в рабочий инструмент ГРЭ, обеспечивающий обратную

связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели, которая была

рассмотрена выше: идет борьба между отдельными группами интересов за

влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм,

известны факты коррупции в органах ГРЭ в разных странах. Но механизм ГРЭ

функционирует все-таки в основном по правилам.

2. Объекты ГРЭ

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и

условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут

возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или

разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно

необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания

социальной стабильности.

Рассмотрим основные объекты ГРЭ.

1.Экономический цикл.

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во

время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги,

капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются

дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и

инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны

могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост

импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу

над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В

такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и

производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление

капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного

спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

2.ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также

осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных

капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным

отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и

территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в

других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся

носителями научно-технического прогресса, призванных привести к

прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в

народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и

конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по

притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

3.Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство,

присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью

хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Государственное

регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам ГРЭ.

Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время

всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям,

регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

4.Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения

рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.