бесплатно рефераты
 

Финансирование и кредитование капитальных вложений

то за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и обли-

гаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе креди-

тов), использование части средств, полученных от приватизации

имущества и амортизационных отчислений на полное восстановле-

ние основных фондов государственных предприятий, а также части

средств от реализации оружия, военной техники, имущества и пере-

дачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил.

Особенности финансирования капитальных

вложений за счет собственных средств

предприятий и хозяйственных организаций

Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за

счет собственных средств техническое перевооружение, реконст-

рукцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйст-

венным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за

целевое и эффективное использования собственных средств возла-

гается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова-

ния таких капитальных вложений.

Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас-

четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут

открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи-

тальные вложения за отдельную плату.

Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а

@

они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова-

ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес-

тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект-

ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору-

дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за-

трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло-

жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так-

же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро-

ительства.

Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное

использование собственных средств инвестора на капитальные вло-

жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от-

дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например,

проверять качество проектно-сметной документации, проводить

контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ),

оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло-

жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне,

обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по-

лучение соответствующей прибыли.

Долгосрочное кредитование предприятий и

организаций на капитальные вложения

В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль

долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми-

ровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст-

ва. Он используется на капитальные вложения производственного и

непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно-

то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй-

ственных организаций, независимо от форм собственности, это за-

траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире-

ние производства, на строительство объектов непроизводственного

назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы

строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель-

стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно-

хозяйственное значение.

Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй-

ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз-

вратности, срочности, платности и обеспеченности.

Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты,

которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре-

шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют

экспортные возможности, увеличивают производство товаров на-

родного потребления.

Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля-

ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без-

опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и

полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им,

соблюдение норм продолжительности строительства.

Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре-

дит, который предоставляется коммерческими банками на договор-

ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу-

дарственный кредит, источником которого являются средства рес-

публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные

программы за счет централизованных кредитных средств Нацио-

нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест-

венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч-

ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных

средств на договорных началах. Основными принципами формиро-

вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров

этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований

и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ-

ственных органов в выбор и реализацию этих условий.

Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования

в этом случае - это собственные средства банков (различные фон-

ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд-

ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже-

тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у

других банков.

Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре-

дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен-

ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про-

центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест-

венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей.

Оформление долгосрочного кредитования производится банком на

основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото-

рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст-

вует в течение всего периода пользования кредитом.

Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной

стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет-

@

ся единственным источником финансирования, либо как разность

между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи-

ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка

выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня

этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек-

ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од-

ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации,

кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре-

сурсов.

Общий срок пользования кредитом складывается из норматив-

ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого

кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли-

ваются в пределах окупаемости затрат по проекту.

Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо-

собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные

сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение

кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из

важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях

перехода к рынку.

Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до

заключения кредитного договора на основе анализа его финансово-

го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой

для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет-

ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос-

ти, проектно-сметная документация, планы технического перево-

оружения производства, прогнозные и статистические материалы,

характеризующие как современное экономическое состояние заем-

шика, так и перспективы его развития.

Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить

показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид-

ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др.

При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих

показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует

разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме-

иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе-

рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего

динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-,

нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра-

ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий,

рынок сбыта продукции и др.

Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют

путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек-

та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной

документации и заключений экспертизы, соответствие проектных

технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается

технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при

проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы,

конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз

уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо-

мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых

сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально-

технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор-

ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт-

неров.

В настоящее время процесс установления процентной ставки за

кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- .

ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про-

должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками

гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений

кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска.

Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать

полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле-

ния хозрасчетной деятельности. - '

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются

кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков

строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки

банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро-

ки, предусмотренные кредитным договором.

Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза-

тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало-

та, гарантии, страхования кредитного риска.

Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на

стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета-

лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон-

тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за-

емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные

расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре-

доставлением кредита.

После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем-

щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди-

ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется

со следующего квартала после принятия ответственного решения о

вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных

средств заемщика.

Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий

уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных

кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики.

В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем

объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль-

зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави-

ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак-

тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие

банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо-

лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает

высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю-

щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить

банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею.

Коммерческие банки используют собственные и привлеченные

кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред-

приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для

производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя-

ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй-

ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление

других кризисных явлений в экономике страны.

В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с

нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование

строек и объектов производственного назначения, а также кредито-

ванне целевых производственных программ за счет централизован-

ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре-

доставляется на капитальные вложения только производственного

назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми-

нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе

предложений этих органов Министерство экономики по согласова-

нию с Министерством финансов определяет перечень строек и

объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного

кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров

Украины.

Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото-

рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними

договоры.

После утверждения плана-прогноза экономического и социаль-

ного развития страны Министерство экономики доводит до мини-

195

@

стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и

финансирующих банков объемы государственного кредита на пла-

нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде-

ния которых будут осуществлять государственное кредитование,

планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст-

венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим

банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро-

го целевое назначение.

Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн

кредитные соглашения, где предусматривают:

цель предоставления государственного кредита;

его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен-

ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок

выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет),

льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога-

шения - не должен превышать 3-к лет;

процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли-

ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле-

ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные

ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх-

ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво-

диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус-

новленной для органов хозяйственного управления в целом про

центной ставки;

вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст-

венного кредитования могут быть только стройки, нормативный

срок строительства которых не превышает 3-к лет;

экономические санкции и особые условия кредитования;

обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле-

ния, использования и возврата государственного кредита.

Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле-

ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев-

ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за-

ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен-

него управления сведений об утвержденных им объемах государст-

венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие

банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении

объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ-

ления.

Государственный кредит используется инвесторами для оплаты

расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни-

ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше-

ние государственного кредита начинается через год после оконча-

ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес-

кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет

собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при-

обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша-

ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более

двух лет.

Гарантом погашения государственного кредита выступает мини-

стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления.

Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре-

диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди-

том перечисляются финансирующими банками в доход государст-

венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу-

дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про-

центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных"

процентов.

При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при

консервации или прекращении строительства на такой же срок по

инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин-

весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до-

полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ-

ленные сроки.

Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст-

венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст-

ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини-

стерство финансов Украины.

Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре-

сурсов Национального банка предоставляется только государствен-

ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых

программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе-

редовых технологий, увеличение производства товаров народного

потребления.

Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ-

ственной программы, но не может превышать 5 лет.

Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает

ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой

программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе-

му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо-

@

снованием его потребности и эффективности намеченной про-

граммы.

Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за-

явки. При необходимости получения централизованных ресурсов

Национального банка коммерческие банки подают заявки областно-

му управлению Национального банка.

Региональные управления Национального банка анализируют за-

явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе-

сообразности кредитования целевых производственных программ и

экономических возможностей этих банков направляют в управление

кредитного регулирования Национального банка.

Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина"

также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч-

ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про-

грамм направляют непосредственно в Национальный банк.

Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком-

мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко-

митете и утверждается правлением Национального банка Украины.

Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре-

дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры

платы за кредит и маржи.

Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную

линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное

использование централизованных ресурсов для кредитования произ-

водственных программ.

Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только

на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах

средств, перечисленных им Национальным банком для целевого

кредитования.

Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер-

ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас-

четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю-

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.