бесплатно рефераты
 

Проблемы совершенствования бухгалтерского учета, контроля и управления в современных условиях хозяйствования

.А. Бланк приводит следующие формы реального инвестирования:

приобретение целостных имущественных комплексов;

новое строительство;

реконструкция;

модернизация;

обновление отдельных видов оборудования;

инновационное инвестирование в нематериальные активы;

инвестирование прироста запасов материальных оборотных активов.

Между тем отмеченное В.В. Царевым в проведенной им классификации инвестиционных проектов, производимых в реальные активы, деление на инвестиционные проекты, направленные на удовлетворение требований государственных органов управления, имеет место в современных российских условиях и, по нашему мнению, дополняет классификацию, представленную И.А. Бланком.

1.3 Развитие индустрии сервиса и проблемы налогообложения

Уровень развития общества и благосостояния населения определяется не только и не столько темпами роста производства, сколько темпами роста потребления услуг. Оживление сферы нематериального производства - верный признак положительной динамики развития страны, региона.

Проанализировав деятельность предприятий сервиса Ростовской области и г. Ростова-на-Дону, приходим к выводу о том, что большая часть из них - это предприятия среднего и малого бизнеса с частной инициативой. Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения. Согласно обследованию малых предприятий, проведенному Федеральным Фондом поддержки МП, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили: "Льготное налогообложение" - эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения. В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малых предприятий: общепринятая и два особых режима:

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

система налогообложения вмененного дохода;

Проанализировав использование в упрощённой системе налогообложения базы исчисления единого налога - доходы минус расходы, можно сделать вывод, что в качестве положительных моментов выступают:

возможность влияния на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы;

возможность перенести убыток, полученный в текущем году, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет;

выгодность применения при небольшой прибыли.

Отрицательные моменты:

риски, связанные с неправильным учётом расходов;

ограниченный перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход;

необходимо рассчитывать минимальный налог;

невыгодно применять, если доходы значительно превышают расходы.

Использование единого налога на вмененный доход предприятиями сервиса также имеет положительные и отрицательные (проблемные) моменты. Размер вмененного налога является неоспоримым. Налогоплательщик, не согласный с размерами вмененного дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, просчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим единый налог на вмененный доход является обязательным, невозможен выбор налогоплательщика между вмененным налогом и общим порядком налогообложения. Также этот налог является формальным; в отличие от дискреционного, он рассчитывается на основании заранее определённых натуральных показателей, и налоговые органы не имеют права по своему усмотрению определить величину налога. Такой вид вмененного налога характеризуется, с одной стороны, меньшей вероятностью произвола со стороны налоговых органов и меньшими возможностями для коррупции в налоговых органов, а с другой - потенциальной несправедливостью.

Несправедливость при обязательности и неоспоримости возникает в силу несовершенства любой системы вменения и возможности существенного различия налоговых баз вменённого налога и того налога, который заменяется вменённым. При значительной дифференциации поправочных коэффициентов, отражающих место расположения, характер реализуемых товаров, ассортимент, сезонность, качество и т.д., возможно установление базы налогообложения фактически в индивидуальном порядке каждому предприятию, причём такую практику легче осуществлять в отдельно взятых регионах по каждому виду деятельности. В этом случае предприятие имеет возможность попытаться добиться для себя привилегированного режима.

Так, в 2002 году в качестве физического показателя для предприятий бытового обслуживания служило количество рабочих мест. С 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ определено, что физическим показателем для таких предприятий является количество работников, включая руководителей, специалистов, обслуживающий вспомогательный персонал. Данное изменение в законодательстве повлекло за собой следующие результаты: сумма единого налога, уплаченного в 3-м квартале 2003 г. в Ростовской области в сравнении с соответствующим периодом 2002 года, значительно возросла, но и уменьшилось количество сотрудников на предприятиях бытового обслуживания. Так, в ЗАО "Прогресс" г. Шахты при снижении численности работающих на 149 человек или на 47,5% сумма единого налога возросла на 52,1 тыс. руб. или на 157,7%, значительно возрос налог по следующим видам услуг: услуги парикмахерских - на 33,9 тыс. руб. или на 157,7% при снижении численности на 59 человек, ремонт ювелирных изделий - на 9,4 тыс. руб. или на 297,2% при снижении численности на 14 человек.

В ЗАО "Сервис" (г. Азов) в целом по предприятию налог возрос на 10,1 тыс. руб. или на 141,4%, в том числе по услугам - ремонт и пошив обуви на 189,6%, услуги фотоателье - на 298%, 5,3 тыс. руб.

В ООО "Юлия" (г. Сальск), оказывающем услуги по ремонту автотранспортных средств, повышение налога составило 13,7 тыс. руб. или 1095%.

В ЗАО "Бытовик" (г. Гуково) при снижении численности на 57% сумма единого налога снизилась незначительно (96,5%), хотя по услугам парикмахерских при снижении численности на 5 человек, сумма единого налога возросла на 202,3%.

В ЗАО "Бытовик" (г. Белая Калитва) при неизменной численности сумма единого налога возросла на 24,1 тыс. руб. или на 269,5%, в том числе по видам услуг: услуги парикмахерских - 228,4%; пошив и ремонт одежды - 429,8%; ремонт и пошив обуви - 275%; ремонт автотранспорта - 564,2%.

В ООО "Вега" (г. Таганрог) при неизменной численности единый налог возрос на 160,75%.

В МУП "Бытсервис" (г. Новочеркасск) при снижении численности на 91,7 размер налога увеличился на 167,9%.

В ЗАО "Каменскбыт" (г. Каменск-Шахтинский) в целом по предприятию единый налог вырос на 227% при снижении численности на 89% или на 25 человек.

В ООО "Фотоцентр" (г. Ростов-на-Дону), оказывающем услуги фотоателье, при незначительном росте численности (5 человек) единый налог возрос за счёт изменения при расчёте физического показателя на 29,7 тыс. руб. или 10%.

Российский единый налог на вменённый доход служит скорее фискальным целям, хотя разрабатывался он с целью упрощения налогообложения и даже стимулирования развития малого предпринимательства. Данный налог применяется в качестве обязательного для определённых видов деятельности, и цель упрощения налогообложения не достигается в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет деятельность различных видов, как подлежащих, так и не подлежащих вмененному налогообложению.

В настоящие время в качестве инструкции для одновременного ведения учёта по двум системам предприятия располагают всего лишь положением двух статей Налогового Кодекса РФ, имеющими к тому же лишь косвенное отношение к рассматриваемой ситуации. Прежде всего, это пп.6 и 7 ст.346.26 НК РФ, касающиеся требований к учёту у многопрофильного "вменёнщика" либо предприятия, которое одновременно ведёт виды деятельности как переведённые, так и не переведённые на единый налог на вмененный доход.

При осуществлении нескольких видов деятельности, в равной мере подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведётся раздельно по каждому виду деятельности. Очевидно, что в этом случае раздельный учет совершенно необходим, но он должен быть организован только в части определения величин тех физических показателей, которые влияют на размер вмененного дохода для конкретного вида деятельности. Если вспомнить, что не один из предусмотренных в п.3 ст.346.29 НК РФ показателей никак не связан с результатами деятельности налогоплательщика, а характеризует только его оснащённость, то становится ясно, что в этой ситуации полностью раздельный учёт не нужен. Ведь достаточно определить, на какой именно площади, силами каких работников, с использования какого количества мест или посредством скольких транспортных средств осуществляется деятельность, в отношении которой предусмотрена уплата ЕНВД, чтобы быть уверенным в правильности исчисления налога. А вот если в рамках предприятия осуществляется деятельность и по системе "упрощёнки", и по нескольким видам деятельности в режиме ЕНВД, то раздельный учёт придётся обеспечивать не только для "упрощёнки", но и для каждого отдельного вмененного режима. С точки зрения организации учётной работы такая ситуация значительно сложнее. В этом случае, согласно требованиям главы 26.3 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики обязаны вести полностью раздельный учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, по которой они уплачивают налог в соответствии с иным режимом налогообложения.

В рамках упрощённой системы налогообложения при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщику необходимо быть уверенным в том, что тот или иной расход произведён именно для деятельности, облагаемой по "упрощённой", а не по "вменённой" системе. Ведь в первом случае он повлияет на величину налога, причитающегося к уплате в бюджет, а во втором - нет. Однако, даже применяя упрощённую систему с объектом налогообложения "доходы", предприятие заинтересовано в том, чтобы раздельный учёт операций вёлся правильно и обоснованно. Ведь размер вмененного налога не изменяется в зависимости от того, много или мало доходов получено от деятельности, осуществляемой в рамках этого налогового режима, чего нельзя сказать о едином налоге по "упрощёнке". Следовательно, как можно больше доходов имеет смысл относить к "вмененке". Так что налогоплательщику важно будет обосновать, что тот или иной доход относится именно к деятельности по системе ЕНВД.

Ещё одна проблема возникает с косвенными расходами, необходимыми для функционирования предприятия в целом и которые невозможно однозначно отнести ни к одному из осуществляемых видов деятельности. Следует упомянуть о методике организации раздельного учёта доходов и расходов для целей налогообложения налогом на прибыль, приведённой в п.9 ст.274 гл.25 Налогового Кодекса РФ. Правда, этот алгоритм распределения доходов и расходов применяют те организации, которые наряду со спецрежимами применяют обычную систему налогообложения, а не упрощённую. Суть метода в том, что расходы, которые не поддаются прямому отнесению к тому или иному виду деятельности, распределяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к одному бизнесу, в доходе организации по всем видам деятельности в целом. Но приведённый алгоритм был разработан и назван в качестве единственно возможного варианта только для ситуаций, когда налогоплательщик одновременно применяет общий режим налогообложения и один из специальных налоговых режимов.

Можно предположить, что при одновременном ведении деятельности в режимах единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения налогоплательщики также должны соблюдать этот порядок, что неофициально подтверждают и налоговые органы. Хотя, строго говоря, в главе 26.2 нет ссылки на статью 274 Налогового Кодекса РФ, поэтому налогоплательщики могут избрать любое обоснование для распределения накладных расходов, например, исходя из количества работников, занятых в двух разных режимах.

Есть ещё одна проблема ЕНВД - двойные ограничения. Подпункты 4 и 5 п.2 ст.346.26 Налогового Кодекса РФ содержат физические показатели площади торгового зала, превышение которых означает невозможность применения системы ЕНВД в отношении данной торговой точки. Ранее это положение п.2 трактовалось налоговыми органами так: налогоплательщики, торгующие в розницу, превысившие ограничения хотя бы по одному объекту, не подлежат переводу на уплату ЕНВД по этому виду деятельности. Это мнение было отражено в Методических рекомендациях по применению гл.26.3, утверждены приказом МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-22/707, а также, например, в письме МНС России от 01.08.2003 г. № 22-2-14/1757-АБ026.

На сегодняшний момент приказом МНС России от 01.04.2004 г. № БТ-3-22/165 методичка по ЕНВД была отменена, однако это вовсе не означает, что налоговики отказались от этой точки зрения. Но есть мнения, что такое понимание формулировки из Налогового кодекса РФ в действительности неверно. Вероятнее всего, разработчики главы 26.3 НК РФ, говоря о площади каждого объекта, имели в виду, что надо считать площадь не суммарно по предприятию, а по каждому залу, используемому для ведения соответствующей деятельности.

Вероятно, что налоговики всё же пересмотрят свой подход. Тем более что Министерство Финансов России, которому перешли полномочия по разъяснению налогового законодательства, подобную точку зрения не разделяет, о чём свидетельствует письмо Минфина России от 15.03.2004 г. № 04-05-12/13. В этом документе разъяснено, что положения главы 26.3 Налогового Кодекса РФ не устанавливают ограничений в применении ЕНВД и общего или иного режима налогообложения в случае превышения установленных ограничений по одному из объектов организации торговли или общественного питания. Просто торговая деятельность налогоплательщика через зал более 150 м2 не подлежит переводу на ЕНВД и требует от налогоплательщика соблюдения положений 6 и 7 ст.346.26 Налогового Кодекса РФ. При этом остальным торговым точкам с площадью залов менее 150 м2, ЕНВД применяется.

Получается, что ограничения, установленные для плательщиков ЕНВД, в отличие от критериев применения "упрощёнки" действуют не просто в отношении отдельных видов деятельности, а даже в части отдельных объектов, через которые она ведётся.

Таким образом, изучив проблемы, возникающие в ведении раздельного учёта при использовании специальных налоговых режимов, большинство режимов малого предпринимательства идут на обложение налогами по общепринятой системе, считая её более простой. Тем более, что переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по предоставлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности. Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что данный налог представляет собой фиксированные платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако следует отметить, что большая часть натуральных показателей, служащих для расчета базы налога, относится к факторам производства, поэтому вмененный налог является по существу налогом на эти факторы. В силу этого обстоятельства, стимулирующая роль вмененного налога отчасти искажается.

Стимулирующая роль возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким, потому что именно в этом случае можно говорить о том, что натуральные показатели, на основании которых рассчитывается налог, является неизменным. В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства может дестимулировать развитие производства. Если же налог слишком велик, он, не влияя на краткосрочные предельные издержки предприятия, может вызвать рост средних издержек до уровня, превышающего цену продукции и, следовательно, выход предприятия с рынка.

Серьезным недостатком обязательного вмененного налога является то обстоятельство, что его применяют все предприятия, осуществляющие определенную деятельность, а значит, невозможна корректная оценка правильности применения натуральных показателей для определения базы налога на основании расчетов, выполненных исходя из данных, полученных от предприятий, ведущих обычный налоговый учет, то есть определяющих базу налогообложения исходя из фактических результатов деятельности.

Важной особенностью вмененного налога в сравнении с налогом на доход (прибыль) предприятия является и то обстоятельство, что в случае вмененного налогообложения все инвестиционные риски полностью ложатся на предпринимателя. Как известно, при налогообложении дохода от капитала (прибыли) государство разделяет риски с инвестором в большей или меньшей степени, в зависимости от возможности "возмещения" налога в случае убытков. Такое возмещение достигается на практике за счет переноса убытков на будущее. К сожалению, перенос убытков в России сильно ограничен, причем как в старом законе о налоге на прибыль, так и в главе 25 Налогового Кодекса РФ. Тем не менее, даже такой ограниченный перенос убытков может быть для предприятия, особенно малого или среднего, чрезвычайно важным с точки зрения снижения риска и развития бизнеса.

20 июля 2004 года Президент РФ подписал два федеральных закона № 65-ФЗ и № 66-ФЗ, которые вносят изменения в порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход.

Закон № 65-ФЗ дополнил перечень услуг, подпадающих под ЕНВД. Теперь на этот налог переводятся платные автостоянки. Физический показатель для них - площадь стоянки в квадратных метрах, а базовая доходность - 50 рублей за 1 м2. Закон вступает в силу через 1 месяц с того дня, когда его официально опубликуют, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. По единому налогу на вмененный доход этот период равен кварталу. Закон был обнародован 28.07.2004 г., т.е. действует он с 01.10 2004 г. Однако ЕНВД - региональный налог. Поэтому чтобы данные изменения заработали, власти субъектов РФ должны внести их в свои законы. Но желающие предприниматели, осуществляющие данный бизнес, могли облагаться ЕНВД и до последнего изменения в законодательстве. Дело в том, что к такому выводу пришел Высший Арбитражный Суд РФ в своем решении от 20.05.2004 г. № 4719/04. Судьи сочли, что содержание транспорта на автостоянках может быть переведено на вмененный налог, так как является разновидностью бытовых услуг (код по ОКУН 017608). Физический показатель для бытовых услуг - количество работников. Отсюда такой вывод.

Пока региональные власти не внесли изменения в законы о едином налоге на вмененный доход, автостоянки могут платить этот налог исходя из количества работников. Ну а когда законы будут поправлены, платить вмененный налог придется исходя из площади стоянки.

Второй документ вносит поправки в статьи 346.27 и 347.29 Налогового Кодекса РФ. Новый закон № 66-ФЗ уточнил, что для целей налогообложения единым налогом на вмененный доход считать транспортные средства. Это легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. А вот прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски не относятся к транспортным средствам. Данная поправка устраняет неясность, которая возникла в Налоговом Кодексе РФ из-за того, что в главе 26.3 не было понятия "транспортное средство".

Дело в том, что перевозчики подпадают под единый налог на вмененный доход, если количество их транспорта не превышает 20 штук. При этом до сих пор было не понятно, считать тут прицепы или нет. Ведь в Правилах дорожного движения прицепы считаются транспортными средствами. Сейчас эта коллизия устранена, причем задним числом, так как поправки введены в действие с 01.01.2004 года. И возможно, что в этом году какие-то фирмы не были переведены на единый налог на вмененный доход именно из-за того, что в количестве транспортных средств были учтены прицепы. Сейчас получается, что они должны платить с начала года единый налог на вмененный доход, а общие налоги надо возвращать из бюджета. Это занимает время и влечет отвлечение средств предприятия из оборота.

И еще одна неприятная новость для предприятий сервиса. Принят Федеральный закон от 29.07.2004 года № 95-ФЗ, который вводит новые ставки по базовой доходности. Надо сказать, что в среднем ставки увеличены на 50%. Также этим законом выявлены новые виды предпринимательской деятельности:

распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы;

распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы.

Данные изменения в Налоговом Кодексе РФ вступают в силу с 01.01.2005 года.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что за 12 лет рыночных реформ в России так и не удалось создать стабильную налоговую систему. Если каждый год менять действующее законодательство, то мы никогда в нашей стране не увидим развитого малого бизнеса.

И все же в настоящий момент Администрации и законодательному Собранию Ростовской области следует выйти в Государственную Думу и правительство РФ по внесению изменений в налоговое законодательство следующих моментов:

разрешить добровольное право перехода на использование единого налога на вмененный доход;

предоставить право регионам устанавливать физические показатели и размеры базовой доходности для определения размера единого налога самостоятельно;

не допустить ввода обложения плательщиков специальных налоговых режимов единым социальным налогом;

не использовать в качестве коэффициентов для определения размера единого налога на вмененный доход КЗ коэффициент дефлятор, который оказывает негативное влияние на формирование вмененного дохода, так как является повышающим в связи с инфляцией;

предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.