| |||||
МЕНЮ
| Природные источники углеводородовбудущем в качестве гомогенных катализаторов процесса получения этан-1,2- диола из синтез-газа: [pic] Эта реакция протекает при температуре 300°С и давлении порядка 500- 1000 атм. В настоящее время такой процесс экономически невыгоден. Продукт этой реакции (его тривиальное название - этиленгликоль) используется в качестве антифриза и для получения различных полиэфиров, например терилена. Метан используется также для получения хлорометанов, например трихлоро- метана (хлороформа). Хлорометаны имеют разнообразные применения. Например, хлорометан используется в процессе получения силиконов. Наконец, метан все больше используется для получения ацетилена [pic] Эта реакция протекает приблизительно при 1500°С. Чтобы нагреть метан до такой температуры, его сжигают в условиях ограниченного доступа воздуха. Этан тоже имеет ряд важных применений. Его используют в процессе получения хлороэтана (этилхлорида). Как было указано выше, этилхлорид используется для получения тетраэтилсвинца(IV). В Соединенных Штатах этан является важным сырьем для получения этилена (табл. 6). Пропан играет важную роль в промышленном получении альдегидов, например метаналя (муравьиного альдегида) и этаналя (уксусного альдегида). Эти вещества имеют особенно важное значение в производстве пластмасс. Бутан используется для получения бута-1,3-диена, который, как будет описано ниже, используется для получения синтетического каучука. § 2. Алкены Этилен. Одним из важнейших алкенов и вообще одним из самых важных продуктов нефтехимической промышленности является этилен. Он представляет собой сырье для получения многих пластмасс. Перечислим их. Полиэтилен. Полиэтилен представляет собой продукт полимеризации этилена: [pic] Полихлороэтилен. Этот полимер имеет еще название поливинилхлорид (ПВХ). Его получают из хлороэтилена (винилхлорида), который в свою очередь получают из этилена. Суммарная реакция: [pic] 1,2-Дихлороэтан получают в виде жидкости либо газа, используя в качестве катализатора хлорид цинка либо хлорид железа(III). При нагревании 1,2-дихлороэтана до температуры 500°С под давлением 3 атм в присутствии пемзы образуется хлороэтилен (винилхлорид) [pic] Другой способ получения хлороэтилена основан на нагревании смеси этилена, хлоро-водорода и кислорода до 250°С в присутствии хлорида меди(II) (катализатор): [pic] Полиэфирное волокно. Примером такого волокна является терилен. Его получают из этан-1,2-диола, который в свою очередь синтезируют из эпоксиэтана (этиленоксида) следующим образом: [pic] Этан-1,2-диол (этиленгликоль) используется также в качестве антифриза и для получения синтетических моющих средств. Этанол получают гидратацией этилена, используя в качестве катализатора фосфорную кислоту на носителе из кремнезема: [pic] Этанол используется для получения этаналя (ацетальдегида). Кроме того, его используют в качестве растворителя для лаков и политур, а также в косметической промышленности. Наконец, этилен используется еще для получения хлороэтана, который, как было указано выше, применяется для изготовления тетраэтилсвинца(IV) - антидетонаторной присадки к бензинам. Пропен. Пропен (пропилен), как и этилен, используется для синтеза разнообразных химических продуктов. Многие из них используются в производстве пластмасс и каучуков. Полипропен. Полипропен представляет собой продукт полимеризации пропена: [pic] Пропанон и пропеналь. Пропанон (ацетон) широко используется в качестве растворителя, а кроме того, применяется в производстве пластмассы, известной под названием плексигласа (полиметилметакрилат). Пропанон получают из (1-метилэтил) бензола или из пропан-2-ола. Последний получают из пропена следующим образом: [pic] Окисление пропена в присутствии катализатора из оксида меди(II) при температуре 350°С приводит к получению пропеналя (акрилового альдегида): [pic] Пропан-1,2,3-триол. Пропан-2-ол, пероксид водорода и пропеналь, получаемые в описанном выше процессе, могут использоваться для получения пропан-1,2,3-триола (глицерина): [pic] [pic] Глицерин применяется в производстве целлофановой пленки. Пропеннитрил (акрилонитрил). Это соединение используется для получения синтетических волокон, каучуков и пластмасс. Его получают, пропуская смесь пропена, аммиака и воздуха над поверхностью молибдатного катализатора при температуре 450°С: [pic] Метилбута-1,3-диен (изопрен). Его полимеризацией получают синтетические каучуки. Изопрен получают с помощью следующего многостадийного процесса: [pic] Эпоксипропан используется для получения полиуретановых пенопластов, полиэфиров и синтетических моющих средств. Его синтезируют следующим образом: [pic] Бут-1-ен, бут-2-ен и бута-1,2-диен используются для получения синтетических каучуков. Если в качестве сырья для этого процесса используются бутены, их сначала превращают в бута-1,3-диен путем дегидрирования в присутствии катализатора - смеси оксида хрома(Ш) с оксидом алюминия: [pic] § 3. Алкины Важнейшим представителем ряда алкинов является этин (ацетилен). Ацетилен имеет многочисленные применения, например: - в качестве горючего в кислородно-ацетиленовых горелках для резки и сварки металлов. При горении ацетилена в чистом кислороде в его пламени развивается температура до 3000°С; - для получения хлороэтилена (винилхлорида), хотя в настоящее время важнейшим сырьем для синтеза хлороэтилена становится этилен (см. выше). - для получения растворителя 1,1,2,2-тетрахлороэтана. § 4. Арены Бензол и метилбензол (толуол) получают в больших количествах при переработке сырой нефти. Поскольку метилбензол получают при этом даже в бльших количествах, чем необходимо, часть его превращают в бензол. С этой целью смесь метилбензола с водородом пропускают над поверхностью платинового катализатора на носителе из оксида алюминия при температуре 600°С под давлением: [pic] Этот процесс называется гидроалкилированием. Бензол используется в качестве исходного сырья для получения ряда пластмасс. (1-Метилэтил)бензол (кумол или 2-фенилпропан). Его используют для получения фенола и пропанона (ацетона). Фенол применяется для синтеза различных каучуков и пластмасс. Ниже указаны три стадии процесса получения фенола. [pic] Поли(фенилэтилен) (полистирол). Мономером этого полимера является фенил-этилен (стирол). Его получают из бензола: [pic] Глава 6. Анализ состояния нефтяной промышленности . Доля России в мировой добыче минерального сырья остается высокой и составляет по нефти 11.6%, по газу — 28.1, углю — 12-14%. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При занимаемой территории в 10% в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля. В структуре минерально- сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы топливно- энергетического комплекса (нефть, газ, уголь). Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн долларов, что на порядок превосходит стоимость всей приватизируемой недвижимости России. Таблица 8 Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации | |Бензин |Дизельное|Мазут |Смазочные|Битумы |Кокс | | | |топливо | |масла | | | |Россия |45.5 |71.4 |96.8 |4.7 |8.1 |0.99 | |США |300.2 |145.4 |58.4 |9.0 |26.2 |36.2 | |Япония |28.7 |44.6 |38.8 |2.0 |5.8 |0.4 | |Германия |20.2 |33.7 |9.0 |1.4 |2.7 |1.4 | |Франция |15.6 |27.7 |12.5 |1.7 |2.8 |0.9 | |Великобритания|27.2 |25.4 |16.5 |0.9 |2.1 |1.5 | |Италия |15.9 |26.2 |24.8 |1.1 |2.4 |0.8 | В структуре производства и потребления РФ значительно больший удельный вес занимают тяжелые остаточные нефтепродукты. Выход светлых близок к их потенциальному содержанию в нефти (48-49%), что указывает на низкое использование вторичных процессов глубокой переработки нефти в структуре отечественной нефтепереработки. Средняя глубина переработки нефти (отношение светлых нефтепродуктов к объему переработки нефти) составляет около 62- 63%. Для сравнения, глубина переработки на НПЗ промышленно развитых стран составляет 75-80% (в США — около 90%) С начала 90-х годов в условиях относительно стабильного спроса на светлые нефтепродукты наблюдалось понижение уровня загрузки по большинству процессов. Дальнейшее падение этого показателя и, как следствие, глубина переработки, достигшей минимума в 1994 г. (61.3%), вызвана снижением потребления моторного топлива в условиях углубляющегося спада промышленного производства по России в целом. На отечественных заводах недостаточно развиты процессы гидроочистки дистиллятов, отсутствует гидроочистка нефтяных остатков. НПЗ являются крупными источниками загрязнения окружающей среды: суммарные выбросы вредных веществ (диоксида серы, окиси углерода, окислов азота, сероводорода и др.) в 1990 г. составили 4.5 кг на тонну переработанной нефти. Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в 8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая структура все меньше соответствует потребностям национального рынка, поскольку приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута при дефиците высококачественных моторных топлив. Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных процессов лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей, а также большой изношенности технологического оборудования. Из более 600 основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в 1991 г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же большинство (67.8%) введено в строй более 25 лет назад и требует замены. Состояние установок первичной перегонки в Российской Федерации в целом наиболее неудовлетворительное. Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе- риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов. Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ. Новые стандарты качества моторных топлив (так называемых "реформулированных" моторных топлив) предусматривают: . для бензинов — значительное снижение содержания ароматических (бензола до 1%) и олефиновых углеводородов, сернистых соединений, показателя летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений (до 20%); . для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%. В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только неэтилированные бензины. На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина. Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства авто бензинов в 1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около 45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий современным требованиям развития двигателестроения. Несколько лучше состояние производства дизельного топлива как экспортно-способного продукта. Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г. составила 63.8%, в 1995г. - до 76%. В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил 4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение производства масел имело место на грозненских (в настоящее время производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и Омском НПЗ. Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов, 13264 тыс. куб. м резервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии. Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до 30 лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение К. ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится невозможным. Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле. Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ. Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум 60-80 млрд руб. К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспечения (НПрО) включала в себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28 миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около 320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные, 14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская, Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров. Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема перекачки по трубопроводам. НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства. К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами специальным структурным подразделением — службами ГСМ (горюче смазочных материалов). Служба между федеральными и региональными органами исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК. Основными объектами нефтепродуктораспределения на автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий. Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы НПрО. В этот период единая система Госкомнефтепродукта РСФСР была реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|