бесплатно рефераты
 

Западно-европейская культура

велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей

Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета:

общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь

свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие

факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный

факультет). Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за

преподаванием в университетах. Так, по требованию церкви из университетов

изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали

привилегированное положение среди коллег.

Литература. Важным элементом художественной культуры Средневековья

было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия.

Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и

Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о

Беовуфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах

мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник

древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти

произведения исполнялись певцами-музыкантами.

Еще одно крупное направление художественного творчества – рыцарская

литература, получившая повсеместное развитие в период Классического

Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-

феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция),

рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о

Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой

Европы была поэзия ватангов (от лат. vagary- бродить), родиной которой

считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и

возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся

этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества ватангов

была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало

ответные репрессивные меры со стороны церкви.

Городская культура. С развитием городской культуры связано творчество

жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI-XII вв.

на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.

Среди шпильманов (spilman – букв. игрец) можно было встретить и небогатого

рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна

преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксоновское зерцало»,

VIII-IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Однако, когда в

XII в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики,… отношение

к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные

особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские

поручения в силу специфики из образа жизни и достаточно высокого

образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были

характерны анонимность, то есть автор не называл своего имени и не давал

собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также

гиперболизм (намеренное преувеличение числа или силы).

Искусство. Переходя к средневековому искусству Западной Европы, нам

придется вернуться к концу античного мира, к тем временам, когда на

обломках единой Римской империи образовались, с одной стороны, Византийское

государство, а с другой – молодые государства варваров: остготское (а затем

лангобардское) на Апеннинском полуострове, королевство вестготов на

Пиринейском полуострове, англо-саксонское королевство Британии,

государство франков на Рейне и другие. Франкский вождь Хлодвиг, принявший

христианство, и его преемники расширили границы государства, оттеснили

вестготов и вскоре стали гегемонами на территории Западной Европы. Но

франки еще оставались настоящими «варварами», обществом земледельцев и

воинов, не знавших ни роскоши, ни чинопочитания, ни придворных церемоний,

не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших

памятники античной культуры. В то время как византийские государи

(басилевсы) восседали на золотом коне, окруженном позолоченными статуями

львов и золотыми поющими птицами, короли франков ездили в деревянных

повозках, запряженных парой волов, которыми правил пастух.

Эти «варвары» сделали большое историческое дело: они омолодили и

оживили мир. Сметя одряхлевшую римскую цивилизацию, покончив с

рабовладением, они установили строй (еще префеодальный), где основой был

труд свободного крестьянина. Мы берем слово «варвары» в кавычки, так как

позднейшая традиция сделала его синонимом безжалостного разрушения

культуры, а настоящие, исторические варвары были не только разрушителями,

но и родоначальниками новой культуры.

Полихромный стиль. На ранней стадии, до середины VI века, преобладал

так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались

перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями,

преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Эти предметы из

драгоценных материалов служили в то время народом, не ведшим денежного

обмена, вместо денег.

«Абстрактный звериный орнамент». С середины VI века «полихромный

стиль» сменился «абстрактным звериным орнаментом», плоскотным, линейным,

составленным из плетенки, в которую включалось изображения отдельных частей

тел животных – головы или пасти, лапы или сустава ноги. Скорее всего,

плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты

орнамента.

Изображение человека. Изображения человека появляются в искусстве

варваров с VII века, причем вначале это были образы не христианской, а

германской мифологии. Так, на знаменитом рельефе из Хорнхаузена представлен

воин с копьем, едущий на коне. Вдоль нижнего края рельефа тянется плетеный

орнамент, означающий попираемое воином змеевидное чудовище. Такие фигуры

воинов часто встречаются также на протяжках VII века. Они свидетельствуют о

том, как медленно и на первых порах поверхностно христианизировались

варварские народы, но также и том, что в VII веке их искусство уже подошло

к стадии изобразительности, и приближалось то время, когда оно, как некогда

античное искусство, могло быть использовано библейских персонажей и

событий.

Но это случилось лишь через сто лет. Еще в VIII веке даже в наиболее

основательно христианизированной части Европы, в Ирландии и Англии,

орнаментика одерживала верх над антропоморфными христианскими образцами.

Искусство Ирландии и Англии. В VII-VIII веках в Ирландии и Англии

церковная культура достигала высокого уровня. Там существовали монастыри,

где знали греческий язык и латынь, где переписывались и украшались

миниатюрами богослужебные книги. Иногда в миниатюрах англоирландских

евангелий вся страница бывает заполнена рядами плоских ленточных спиралей.

Порой почти всю страницу занимает огромная заглавная буква, инициал, очень

ясно очерченный орнаментом. Такой же повод для орнаментальной стилизации

предоставляет в этих миниатюрах и человеческая фигура, изображения Христа

или евангелистов. Это были первые подступы к средневековому искусству.

Художественная традиция средних веков ведет свое начало с конца VIII-IX

века.

Искусство каролингской эпохи

В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме папой

Львом III и стал императором. Уже в 40-х годах IX века империя Карла

Великого оказалась разделенной между его потомками. Впервые Европа,

объединенная властью одного правителя, представляла как нечто целостное и

единое. Карл Великий опирался в своем правлении на две социальные силы –

военное сословие и церковь, и этим он заложил основы будущего общественного

развития. Наделяя своих военачальников, формирование класса феодалов, а,

основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные

центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века

ее союз со светской властью.

Авторитетом, который бы поддерживал начинания Карла Великого, был

древний христианский Рим. Поэтому он сознательно культивировал среди

приближенной к нему знати античные формы образованности: при его дворе

создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских

примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским

образцам. Центрическая дворцовая капелла в Аехане, любимой резиденции Карла

Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне.

Карл Великий строил резиденции, украшая фресками, изображавшими деяние

древних полководцев и франкских королей. В монастырских скрипториях

копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. В

евангелиях и библиях IX века и черты унаследовали евангелисты.

Антикизирующее изображения евангелистов в каролингской миниатюре были

важным и перспективным новшеством для европейского искусства. Они означали

переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному

искусству. Каролингское искусство, как и раннехристианское, нуждалось в

античной одежде, но по существу служило уже новым целям и отражало

потребности новой, средневековой действительности. В эпоху Карла Великого

каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием

архитектуре Рима. Церковные здания каролигской эпохи обладают чертами,

которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и

культовыми потребностями и указывают в будущее. Большое распространение

получили в каролингскую эпоху крипты, предназначавшиеся для хранения

реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Именно в криптах

впервые появляется в эту эпоху элемент, получивший впоследствии большое

значение в наземных частях романских церквей – кольцевой обход вокруг

апсиды, позволявший паломникам обозревать реликвии.

Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти

не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания,

вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением

трансепта и нефа. Их верхние части, обычно деревянные, не всегда

гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился

тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в

романскую эпоху.

Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный

облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что

с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении,

производимом архитектурой.

Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и

культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое

столетие приостановилось. В X веке новая волна вторжений – норманнов с

севера, арабов – с юга и венгров – с востока подвергла опустошению большую

часть европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная

деятельность почти замерла.

Искусство оттоновской эпохи.

В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная

часть Германии – Саксония, далекая от больших рек, по которым норманны

пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась

саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них – Оттон I получил

в Риме императорскую корону.

Опираясь на авторитет Рима, Оттон I и его последователи не имели

последовательной программы возрождения античных традиций. Саксонские земли

были очень удалены от Рима, и никаких следов античной цивилизации там не

существовало. С другой стороны, каролингская эпоха оставила в наследство

искусству X века достаточное количество ценных художественных идей.

Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного

строительства.

Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св.

Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Эти церкви с

гладкими толстыми стенами и массивными башнями имеют суровый грозный вид.

Сохраняя основные черты раннехристианской базилики, трехнефную структуру и

деревянные покрытия, они в то же время унаследовали и развили то новое, что

содержалось в каролингской архитектуре – четкость наружных, прямоугольных и

цилиндрических объемов трансептов, апсид, башен и главное, сами башни у

фасадов и над средокрестием.

[pic]

Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было

еще более новаторским, чем архитектура. В нем труднее заметить следы

воздействия античных форм, зато можно видеть вполне определившимися многие

специфические черты средневекового искусства. Они особенно заметны в

бронзовых рельефах.

Стремлению сделать цикл легко читаемым подчинена и образная система

этих рельефов. Фигурки, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными

чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не

удивительная красноречивость их жестов. Жест, а также поза становятся в

этих рельефах главными средствами выразительности.

В немецких миниатюрах X века появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды

Священного писания, причем фигуры в этих сценах обладают той же

выразительностью жеста, что и в гильдесгеймских рельефах. Руки и пальцы

персонажей даже чрезмерно удивляются, чтобы смысл жеста легче воспринимался

зрителем.

Миниатюры «оттоновской» эпохи, выполняющиеся в монастырских

скрипториях с двух- или трехвековой традицией переписывания и украшения

книг, к тому же предназначавшиеся для глаз императора и высшего

духовенства, отличает гораздо большая сложность художественного языка. Их

образы ярко свидетельствуют о духовной силе церкви. Все эти миниатюры

исполнены мрачного пафоса. Фигуры в них полностью утрачивают объемность,

унаследованную каролингской эпохой от античности. Они рисуются на

непроницаемой плоскости золотого фона. В этих миниатюрах почт нет ни

зданий, ни растений, которые бы характеризовали место действия. В этом

искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и

непреклонно утверждает догматы веры.

Романский стиль. Все черты «оттоновскогго» искусства – тяжесть масс и

ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, систематическая

последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном

искусстве – являются уже чертами романского стиля, особенно получившего

развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот

в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство

обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми

арками и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью

форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты

массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали

настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы.

Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских

сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской

архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале,

Оксфорде, Винчестере и др.

[pic]

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное

двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в

изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом,

напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью,

зачастую крайне наивны.

[pic]

Готический стиль.К концу XII в. романский стиль сменяется готическим

(от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов).

Расцвет его относится к XII-XV вв. Эпоха готики совпала со временем

становления и развития городских центров в период Классического

Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие

образцом для более поздних сооружений, характеризуются стройными колоннами,

собранными как бы в пучки; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными

витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе готического

храма лежит форма латинского креста.

Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами,

живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики –

устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре,

Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны

большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов.

Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское

аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным,

чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества

сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в

северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику,

распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным

готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой

было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой

по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах

Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и

живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более

реалистичным, богаче палитра красок.

Заключение.

Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в

развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также

едва ли можно смотреть на нее как период своеобразного застоя. При всей

противоположности культурологического процесса более правомерно утверждение

о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского

христианского типа культуры на основе повсеместного распространения

христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в

рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах

культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи

классического средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации,

прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических

идей.

Список используемой литературы.

1. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией проф.

А.Н.Марковой. М.:ЮНИТИ,2000.

2. Очерки истории искусства под редакцией Н. Е. Григоровича и Г. Г.

Поспелова. М.: Советский художник, 1987 г.

3. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1985 г.

4. П. П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997 г.

-----------------------

Дворцовая капелла Карла Великого в Аахене. Интерьер. Вид с северо-востока.

Ок. 800

Церковь св. Панталеона в Кёльне. Интерьер. Вид с востока. 984-1000

Рельефы бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме. 1015

Церковь Сен-Савен-сюр-Гартам. Интерьер. Вид с запада. Ок. 1060-1085

Церковь Сент-Фуа в Конке. Вид с востока. Ок. 1050-1130

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.