бесплатно рефераты
 

Язычество древних славян

(длаку) медведя или другого животного. Волхвы – своего рода учёные, мудрецы

древности, знающие свою культуру, во всяком случае, лучше многих.

Большая часть названий богов, явлений и предметов, данных народом под

наитием художественного творчества, основана на весьма смелых метафорах. Но

те исходные нити, к которым они были прикреплены изначала, часто рвались,

метафоры теряли свой поэтический смысл, принимались за простые,

непереносимые выражения и в таком виде переходили от одного поколения к

другому, переживая века, дробясь по местностям, кочуя с народами. Одни

звуки заменялись другими. Словам придавались новые значения. Смысл древних

речений становился всё загадочнее и темнее, метафорический язык утрачивал

свою общедоступность, ясность. Понадобилась помощь вещих и знающих свой

язык и культуру людей, жрецов-истолкователей. У славян это были волхвы.

Весьма почитаемыми были у славян женщины-богини, восходящие к древнему

культу Рожаниц, а также пантеону богов индоевропейского мира.

Наиболее древняя – богиня западных славян Триглава (Тригла). Она

изображалась с тремя лицами, идолы её стояли всегда под открытым небом – на

горах, пригорках, у дорог. Её отождествляли с богиней Земли. Расшифровку

понятия «Триглава» надо искать в тысячелетней культуре индоиранского мира.

В индийской мифологии Трилока (лока – место, определённый

пространственный предел) – трёхчленная вселенная, состоящая из неба и воды,

земли и воды, подземного нижнего мира и воды, хотя понятие «вода» чаще

всего выпадает при толковании триады, оно всегда как бы держится в уме.

В индийской языческой мифологии существовал тройственный образ бога

Тримурти: Брахма – творец мира; Вишну – его хранитель; Шива – разрушитель.

Чаще всего все три функции представлял Вишну. Позже (в I тысячелетии до

н.э.) – Шива. В первом тысячелетии до нашей эры формировались предки

славян, как одна из ветвей индоевропейских народов. Именно поэтому древние

божества у разных племён (разнопроизносимые) здесь носят в женской своей

ипостаси имена во многом созвучные: Жива (ср. Шива – буквально жизнь, бог

жизни); Сива; Дива («div» - инд. бог); Дева; Дзiва; Зiва; Циза; Зiзе (зiзе

у поляков – грудь женщины); Дидилия (от дитя); Ляля (Леля, Лель) и т.д.

Таким образом, все эти богини воплощали в себе движение жизни на земле.

Слова «жива» (Шива) связано с многими в сфере обозначениями плодородия

и, как следствие – богатства, обеспеченности, довольства: «живот», «жильё»,

«нажива», «наживаться» (богатеть), «выжить», «зажить», «жито», «житница»,

«живность» (съестные припасы), «жировать» (материальное довольство),

«зажиточный», «пажить» (пастбище) и т.д.

Макошь – одна из главных богинь восточных славян. Имя её составлено из

двух частей: «ма» – мать, и «кошь» – кошёлка, корзина, кошара. Макошь –

мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а

именно богиня итогов сельскохозяйственного года, богиня урожая,

подательница благ.

Объём урожая при равных трудовых затратах года определяет жребий,

судьба, доля, счастливый случай. Поэтому Макошь почитали ещё как богиню

судьбы. Эта богиня связывала отвлечённое понятие счастливой судьбы с

конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему очагу, стригла

овец, пряла, наказывала нерадивых. По белорусскому поверью, негоже

оставлять на ночь кудель, а то «Макоша опряде».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Конкретное

понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение нити судьбы»,

Судьба – Среча. Сербы говорят: «Несреча тонко пряде». То есть, если нить

судьбы слишком тонка, счастье и жизнь в любой момент могут оборваться.

В русском православии Макошь перевоплотилась в Праскеву Пятницу.

Поскольку в её распоряжении были все плоды земные, она ведала и судьбой

урожая, то есть распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного

производства. Именно поэтому она хозяйствовала на торгу,

покровительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году была построена

церковь Праскевы Пятницы на Торгу, такие же храмы были возведены в XII-XIII

вв. в Чернигове, Москве в торговом и охотном ряду. Пятница на Руси –

торговый день.

Известен особый апокрифический пятничный календарь, состоящий из 12-ти

пятниц. Это хорошо осмысленная цепь сменных праздников. Ни одному божеству

христианского мира не оказано столько внимания.

Праздник Праскевы Пятницы - 28 октября, когда собран урожай, скот не

гоняют в поле, начинаются зимние домашние работы: прядение, ткачество,

подготовка приданого и т.д.

Особенно любили славяне Ладу – богиню любви, красоты, очарования. С

наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали

и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки. Гореть – любить. Любовь

часто сравнивали с красным цветом, огнём, жаром, пожаром. Остуда –

нелюбовь. Красный цвет – род, родство, кровь, любовь, а также солнечные

признаки: родъство – пекло; родрый, ръдрый, ръдяный – красный; ръдется,

ръдеть – краснеть.

С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения, союза и мира.

Лад – супружеское согласие, основанное на любви; ладить – жить любовно;

ладковать – сватать; лады – помолвка; ладило – сват; ладники – уговор о

приданом; ладканя – свадебная песня; ладный – хороший, красивый. И самое

распространённое – лада, так называли любимых. Это можно найти в «Слове о

полку Игореве».

С Ладой связано дитя её, имя которого встречается в женской и мужской

ипостасях: Лель (Леля, Лелио) или Ляля (Лелия). Лель – дитя Лады, он

побуждает природу к оплодотворению, а людей – к брачным союзам.

Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник – ляльник.

На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды,

перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову одевали венок из

весенних цветов. Вокруг неё водили хороводы, пели песни, просили об урожае.

Додолы – девушки в платьях с бахромой внизу – исполняли танец дождя, моля о

дожде.

Полеля – второй сын Лады, бог супружества. Не случайно он изображался

в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он

подавал супруге. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний

семейный путь.

С Ладой также связан Зничь – огонь, жар, пыл, пламя любовное,

священный пыл любви (ср. навзничь).

Богам солнца, жизни и любви, земного царства противопоставлялись боги

смерти и подземного царства. Среди них – Чернобог, властитель подземного

мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия «чёрная душа»

(человек, погибший для благородства), «чёрный день» (день бедствия).

Одним из главных служителей Чернобога был Вий (Ний). Он считался

судьёй над мёртвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те,

кто жили беззаконно, не по совести, обманывая других, и несправедливо

пользовались не принадлежащими им благами, не наказаны. Они искренне

верили, что отомстится, отольётся чужое горе хоть не на этом – на том

свете. Как и многие народы, славяне полагали, что место казни для

беззаконников внутри земли. Вий также связан со смертью природы во время

зимы. Этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и привидений,

особенно для тех, у кого не чиста совесть.

С сезонной смертью природы на время зимы связан Кащей – божество

подземного царства. Он символизирует окостенение, оцепенение от мороза в

зимнюю пору всей природы. «Кошь» - также «кошт», «кость», «костлявый».

Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лёд и

другое состояние – окостеневают. Затем приходит герой – красная девица,

добрый молодец (весна, солнце) и они оживают от поцелуя (луча) или слезинки

(капели).

Отсюда же русское «кощун», «колдун», «кощуны творить».

Как-то связаны с этим понятием «вязень» – «узень». Узник – враг,

попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в

«Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Кащей – не настоящий

бог смерти, власть его недолговечна.

Настоящей богиней смерти была Мара (Мор). Отсюда, вероятно, слова

«умереть», «смерть», «мрут», «вымирают», «мёртвые».

У славян были также трогательные образы женских божества смертной

печали Карны (ср. окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в

«Слове о полку Игореве»; Кручины и Журбы (в других племенах) – воплощавших

беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имён

(пожалеть, жалость), облегчает души и может спасти от многих бедствий в

дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и

причитаний.

Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака – «нечёта»,

как символ несчастья, именно поэтому он часто встречается в заклинаниях.

Ярославна плачет: «Светлое и тресветлое солнце!» Не случайно и день,

установленный в память умершего, включавший в свою программу несколько

ритуальных действий, назывался Тризна. Погребальные игры воинов, тоже

называвшиеся тризна, напоминали о земных делах умершего и о том, что

человек одинаково принадлежит трём мирам: небесному, земному и подземному

(отсюда сакральное «три»). Затем была страва – поминки, которые иногда

неправильно называют тризна.

Тысячу лет на нашей земле властвует христианство. Если бы оно пришло

на голую землю, оно не укоренилось бы так прочно. Оно легло на

подготовленную духовную почву, имя ей – вера в Бога. Язычество и

христианство при том, что можно найти в них самые противоположные позиции

по отношению к тем или иным явлениям (например, к жертвоприношениям, к

понятию греха, врагам), роднит главное: и то, и другое – вера в Бога –

создателя и хранителя всего видимого нами мира.

Менялся человек, менялось мышление, усложнялась, менялась и вера.

Христианство, пришедшее на Русь с мечом князя Владимира I Святого и

растоптавшее языческие капища и святыни, не могло противостоять этике

народа, его эстетическим пристрастиям, не могло не учитывать сложившийся

регламент жизни.

Так Пасха – оптимистический праздник христианского спасения и

воскресения – соединилась с языческой Радуницей – днём памяти предков всех

умерших. В христианстве не принято было поминать умерших едой – это чисто

языческая традиция, но именно она сейчас и взяла верх. Даже семьдесят лет

атеизма не вычеркнули из регламента жизни православного славянина день,

когда он привык поминать умерших родных. В разгул самых ужасных вакханалий

союза воинствующих безбожников, в годы войны, голода, людской поток на

кладбище в дни Пасхы не прерывался, ибо этой традиции не тысяча лет, а

несколько тысяч лет.

Таким образом, не только христианство влияло на язычество, но и

наоборот. Через тысячелетие христианства благополучно прошёл языческий

праздник – масленица. Это проводы зимы и встреча весны. Язычники испекали

блин – символ жаркого весеннего солнца – и съедали его горячим, наполняя

таким образом, себя солнечной энергией жизни, солнечной силой и здоровьем,

которых должно было хватить на весь сельскохозяйственный годовой цикл.

Часть печива давали животным, на забывая помянуть души умерших.

Зимние и летние святки – игры в честь бога Световида в период поворота

солнца на лето или на зиму также не совсем забыты. Летние святки отчасти

слились с христианской Троицей, а зимние – с рождественнскими праздниками.

Примеры слияния праздников и отдельных богов можно приводить ещё.

Таким образом, и та, и другая вера от изначального своего естества

претерпели немало изменений и теперь уже существуют слитно и монолитно,

получив не случайно название Русское Православие.

Все нынешние споры о том, что лучше – язычество или христианство? –

беспочвенны. Ну, допустим, язычество лучше. И что? Ведь его нет в чистом

виде, в широконародной вере, в широком знании. Спросите у людей, кто знает,

как назывался славянский бог солнца? – ответят не многие. Также и

христианство – его раскололи на множество течений: католичество,

лютеранство, григорианство и т.д.

Единственно приемлемо для современного русского человека – вернуться к

Русскому Православию. Но это не значит, что надо считать всё дохристианское

негодным и никчёмным. Язычество нужно изучать как древнейший период нашей

культуры, младенческий период жизни наших пращуров, что укрепит наш дух,

даст каждому из нас прочность духовно-национальной почвы, которая поможет

выстоять в самые тяжёлые моменты бытия.

Духовное состояние русского народа перед принятием христианства было

совершенно подготовлено всей его предшествующей историей, что и определило

политические и культурные последствия этого шага. Именно с этих позиций и

возрастает значение христианизации Руси как духовного праздника: возврат

веры, соответствующей духовному миросозерцанию русского народа, проклятие

корысти и стяжательства, гимн братской общности и единой цели –

установлению справедливого царства Божия для людей на Земле, в противовес

разобщённым силам зла. Для становления и единения общества – это

наиважнейшие положения.

Изучение религии древних славян необходимо нынешнему поколению, чтобы

осмыслить, обсудить исторические, культурные и нравственные аспекты жизни

наших предков, что поможет нам, ныне живущим, узнать своё далёкое-далёкое

прошлое, прошлое светлое и достойное. Прошлое, у которого нет пределов

древности для установления юбилейных дат.

Прошлое, которое каждый русский человек должен знать и котором вправе

гордиться.

Древнеславянские боги и их функции.

1. Перун – грозное славянское божество. Считался покровителем всех

воздушных явлений.

2. Златая мать – богиня тишины и покоя.

3. Световид – внук Златой матери (Златой Бабы) – обозначал «весь

белый свет».

4. Знич – обозначал изначальный огонь, животворящую теплоту.

5. Белбог – покровитель различных благ.

6. Сильный бог – бог телесной крепости.

7. Даждьбог – податель всяких благ земных, богатства, счастья,

благополучия.

8. Живот – жизнедатель, хранитель жизни.

9. Лёд – бог войны. Начальник над воинскими действиями и

кровопролитием.

10. Коляда – бог мира.

11. Услад – покровитель удовольствий у увеселений.

12. Лада – богиня любви и красоты.

13. Леля – покровитель воспламенения любви в сердцах человеческих. Сын

Лады.

14. Полеля – хранитель благополучия брака. Второй сын Лады.

15. Дид – бог супружеской жизни. Третий сын Лады.

16. Дидилия – богиня благополучных родов. Лечит бесплодие.

17. Мерцана – богиня зари.

18. Триглава – означала три начала: земля, вода, воздух.

19. Волос – бог крупного скота.

20. Могошъ – бог мелкого скота.

21. Купало – бог земных плодов.

22. Родомысл – покровитель законов, податель благих советов, мудрости,

красных и умных речей.

23. Сьва – богиня осени и садовых плодов.

24. Зевана – богиня звериной ловли.

25. Чур – бог межей. Его просили о сохранении межей на полях.

26. Прове – бог прорицания, прознания.

27. Радегаст – покровитель городов.

28. Корс – покровитель охотников до пива и мёду.

29. Позвизд – бог бурь и непогод.

30. Догода – бог хорошей погоды.

31. Зимерзла – богиня суровых морозов.

32. Чернобог – покровитель несчастий.

33. Стрибог – бог, наказывающий беззаконников в преисподней.

34. Баба Яга – страшная злая волшебница.

35. Кикимора – бог сна и ночных видений.

36. Царь морской – бог моря.

37. Зимцерла – богиня весны.

38. Вий – божество преисподни. Главный служитель Чернобога.

39. Хорс – бог солнца.

40. Святибор – бог леса.

41. Поренуч – бог беременных женщин.

42. Дон – река, приравненная к богу. Славяне приносили реке жертвы,

для того, чтобы она их защищала и кормила.

43. Буг – река, такие же функции как и у реки Дон.

44. Макошь – богиня хорошего урожая.

45. Стриба – бог воздушных течений и стихий.

46. Масленица – богиня весеннего солнца. В её честь пекут блины, а

чучело сжигают.

Полудухи.

Лешие – обитатели и хранители лесов.

Водяные духи – или дедушки, живут в глубоких местах рек, гди имеют

великолепные домы. Они уносят купающихся по тем местам людей, особливо

мальчиков, коих и приучают жить у себя в домах.

Домовые – живут в домах и дворах. Ежели в котором дому Домовой полюбит

хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого

хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет

хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая

всё в доме.

Русалки – полудухи женского рода. Живут в речках, из которых в ясную

погоду выходят на берег чесать свои зелёные волосы гребнем; но лишь

заприметят кого-либо идущего, тотчас бросаются в воду.

Богатыри.

Они почитаемы были не как боги, но как люди, одарённые перед прочими

высшими дарами неба, или как у греков их полубоги (сатиры и нимфы).

Волоты – исполины непомерной величины и силы. Имели дар неуязвимости.

Полкан – также богатырь, но только чудного телосложения. Он до

половины был человек (муж), а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро,

облечён в латы, сражался стрелами.

Славян – брат Вандала. Ему приписывали чрезмерные силу, мужество и

храбрость.

Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком – были дети Славяна. Волхв –

великий волшебник. Братья – богатыри, имели дар превращаться в громадных

змей.

Горыня – служитель Перуна. Очень сильный богатырь.

Вода – (воевода) – покровитель воинов. Сильный военачальник.

Дубыня – богатырь, использующий в качестве оружия вырванный с корнем

дуб.

Семаргл – священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………..4

Основное представление о религии древих славян……………5

Заключение……………………………………………………...22

Языческий пантеон богов (боги и их функции)……………....23

Полудухи………………………………………………………...25

Богатыри…………………………………………………………25

Работа была мной успешно защищена 24.05.2002 года. (оценка:

«отлично»).

-----------------------

[1] То же, что вампир.

[2] ). Св. Вальпургия, либо Вальпурга, либо Вальбурга - в зависимости от

места и времени, в котором она упоминается, родилась в английском графстве

Суссекс на рубеже VII и VIII веков и получила образование в Уинборне,

графство Дороет, где после пострижения в монахини прожила 27 лет. Затем

она, по настоянию своего дядюшки Св. Бонифация и брата, Св. Вилибальда

отправилась с другими монахинями основывать религиозные заведения в

Германии. Первое из них было создано в Бишофштайне, что в Майнцской

епархии, а двумя годами позже Св. Вальпургия становится аббатисой в женском

бенедиктинском монастыре Айштадтского аббатства ее брата Св. Вилибальда в

Баварии, где другой ее брат, Винебальд также возглавил монастырь. После его

смерти в 760 году она взяла на себя его обязанности и руководила обоими

аббатствами вплоть до своей смерти 25 февраля 779 года. Ее мощи были

перевезены в Айштадт, где были возложены в пустоту одной из скал, откуда

потом стало выделяться битумное масло, известное как Вальпургиево и имеющее

чудодейственные свойства против болезней. Пещера стала местом паломничества

и там была построена большая церковь. Св. Вальпургия почиталась в разные

дни, но, в основном, 1-го мая. Канун мая был олицетворен как ночь, в

которую все демоны, привидения, злые духи и прочая нечисть появляется на

свет и закатывает дикие празднества, символизируя наступление весеннего

равноденствия.

[3] По поверью, оборотень – это человек, превратившийся в волка или

наоборот; существо, убивающее людей для того, чтобы напиться их крови и

вкусить плоть. То же: волкодлак (длака – шкура), вурдалак, вервульф,

вервольф.

[4] Как и у греков: сатиры и нимфы.

[5] Плутон – греческий бог подземного царства.

[6] Сказочная птица, по представлениям древних, в старости сжигавшая себя и

возрождавшаяся из пепла молодой и обновлённой; символ вечного возрождения.

[7] . Солнцестояния и равноденствия также праздновались в качестве первых

дней времен года. Разница между солнцестоянием и равноденствием является

семантическим определением взаимоотношений Солнца, Луны и неподвижных

звезд. Солнцестояния выпадают на зиму и лето, равноденствия относятся к

осени и весне. Летнее солнцестояние - в июне, зимнее - в декабре. Осеннее

равноденствие - в сентябре, весеннее - в марте. И солнцестояния и

равноденствия меняют свою дату на день или два от года к году, что зависит

от лунного цикла в данный момент, но, как правило, попадают на 21-е или 22-

е число соответствующего месяца. От пяти до шести недель после этих дат

празднуются языческие праздники. Деревенская молодежь сопровождала все это

весельем и чувственными утехами, а более старые тщательно оберегали свои

дома от злых духов, ведьм и демонов, обладавших в эти праздники необычайной

силой.

[8] См. ранее.

[9] Так рождается ордалий – «суд божий», состоящий в испытании (не пытке!)

соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространёнными способами

ордалия в славянских племенах были испытания железом, водой, огнём. Особой

формой ордалия был поединок.

[10] См. ранее.

[11] Функции славянского бога Перуна точь-в-точь совпадают с функциями и

назначением греческого бога-громовержца Зевса.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.