бесплатно рефераты
 

Шпоргалка по Культурологии

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Вопрос 24 Сакральная традиция Древней Индии. Хьюстон Стюарт Чемберлен

определил следующие свойства индийского мышления. 1) Чистота мышления –

свобода от каких либо привнесений 2) мышление целого народа – выросло из

глубоких корней 3) органичность мышления. В древней Индии различались 2

пути духовной реализации 1) Дэва – яна ( путь богов) – предназначалась для

интеллектуальной элиты 2) Питри – яна ( путь предков) В первом из этих

путей духовная свобода воплощается в достижении высшего Я, в становлении

сверхчеловека. Результатом этого пути является выход по ту сторону

ограничений, которые ставит перед человеком космическая среда.. Идеалом

данного пути является МОКША, т.е. великое освобождение, которое реализуется

в достижении единства с абсолютом, в растворении в этом абсолюте.

Второй путь имеет отношение к добровольному сплавлению с органическим

человеческим коллективом. На этом пути индивидум преодолевает свою

ограниченность с отождествлением себя с коллективным целым. Ради общины он

рождается, ради общины он умирает. На пути предков человек свою

индивидуальную свободу воспринемал через свободу членов своего коллектива.

Как и во всех других традициях священная литература древней индии

разделяется на канон откровения . Канон откровения состоит: Веды,

ведическая литература разделяется на 4- части: РИГВЕДЫ ( книга гимнов)

ЯДЖУРВЕДЫ(книга жертвенных изречений), АТХАРВАВЕДЫ (книга заклинаний),

САМАВЕДЫ. Как и во всякой традиционной цивилизации в древней индии

существовало разделение на социальные слои (КАСТЫ). Существовало 4 касты:

1) Брахманы (жрецы, священство) 2)Кшатрии ( аристократия, войны) 3) Вайшьи

(торговцы, ремесленники) 4) Шудры (слуги) В индуизме существовали следующие

основные направления: 1)брахманизм – связан с поклонением брахману, 3

основные направления брахмана: Брахма ( бог творец), Вишну ( бог

хранитель), Шива (бог разрушитель)

2) Вишнуизм – существовало воззрение что Вишну имеет 10 проявлений. 3)

Шактизм – поклонение богине Шакти 4) Шивоизм – поклонение Шиве. Здесь Шива

и творец и разрушитель. Шива проявляется в энергетической силе Шакти.

Вопрос 25 Искусство Древней Индии. Индийская культура занимает одно из

почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными

достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с

долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных

культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Первые

центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. —

это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд.

Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство

(памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась

письменность, до сих пор не расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.

Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,

наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.

Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не

найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого

совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,

статуэтки. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев,

жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до

сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В

эпоху, когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже

преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком

уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной

ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные

формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали

городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных

скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”

выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре

сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),

зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно

переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что

произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой

культуры, имевшими кожу другого цвета (темного). Индийскую культуру нельзя

понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая

система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых

регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и

межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были

географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими

отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре

сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения

между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами

эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы),

сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей

группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый

человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для

членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Оптимизм

индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой

космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец

изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой

Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония природы, его

представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня любви. Вишну

появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой одноименного

эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива,

известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета,

погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он

держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет

страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы

символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.Следует

подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей,

решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо

подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках

специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма

находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как

“Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Вопрос 27 Культура Древнего Китая. Наиболее древ. периодом китайской

цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в

долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и

правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз.

новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых

княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность , кот.

путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию

, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время

ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как

компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и

порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и

подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена .Также был

изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл.

шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование

десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П,

открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ.

китайцы были образованными астрономами , составили одну из первых в мире

звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным,

централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы,

связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов,

поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных

расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их

инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов,

направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений

воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились

грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих

рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали

проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые

применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием,

прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали

оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была

создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной

лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность

духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в

мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-

ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности.

Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те

боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми,

став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-

идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств.

Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и

функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой,

противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты,

будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и

авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство

делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое

место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ.

китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов

развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом

сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное

время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов,

воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с

конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии

распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее

трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как

нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд.

Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов.

Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано

развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним

миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля,

но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

Вопрос 28 Культура Древней Японии. Культура Японии принадлежит к великому

кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд

особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная

японская культура вкладывалась в значительной степени под влиянием

буддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.Японская

культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена

контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость,

гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой стороны —

острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию,

которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама.

Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глубокой

преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы; необычное даже

для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором сочетаются

скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства,

интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой

в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным

двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма. Синто —

путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих пор не

установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Вопрос 32 Общая характеристика западного типа культуры. Западный тип

культуры в отличии от средневековья представляет собой горизонтальный тип

культуры ( гл. человек) Этот тип ставит задачу выявления всего богатства

внутренних возможностей человеческого существа. Если в средневековье

сознания было иерархичным и весь сакральный комплекс воспринимался как

последовательно идущие вверх иерархичные ступени, то начиная с эпохи

возрождения в сознание людей начинает проникать эголитарные тенденции (

эголос – равенство). Западный тип культуры, начиная с первых его эпох,

характеризуется утверждениями антропоцентризма – человек воспринимается как

центр мироздания. Зап. тип культуры заложил новые основы понимания

исторического процесса. Всем традиционным цивилизациям было свойственно

воспринимать историю как упадок, культура запада воспринимает историю как

прогресс и развитие человечества воспринимается как последовательное

совершенствование его возможностей. Новое восприятие мира утвердило

рационализм в качестве основы правильного мышления, которое должно

полагаться только на твердые основы человеческого разума. Важным фактором

западной цивилизации являлся индивидуализм. Он был противоположением

средневековой идеи соборности как органически воспринятого единства

человечества. Отныне личность воспринимается как основа всего того, что

является необходимым для нормального развития культуры.

Вопрос 36 Культура Реформации. Реформация которая являлась антифеодальным

движением отрицавшим церковное предание и настаивающем на упрощении

церковных ритуалов. Представители- Томас Мюнцер, Мартин Люттер и др.

Реформация отколола от романо-католической культуры почти все народы

относящиеся к германо-скандинавской этнической ветви. Католичество ответило

контр реформацией. Представители Вильгельм Оранский, Игнатий Лайола. В

области худ. Культуры принципы контр реформации были выражены в стиле

Борокко. В следущую эпоху просвещения нарастал разрыв в светской и духовной

форме культуры. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в деятельности

энциклопедистов которые открыто встали на антирелигиозные позиции.

Представители просвещения создали базу для великой французской революции

выдвинув лозунг “Свобода! Равенство! Братство”. Лидеры фактически

уничтожили эти идеи, приводя политику революционного террора. Это показало

что крайняя антирелигиозная позиция всегда черевата негативными

последствиями и в дальнейшем романо-католическая культура развивается в

соответствии с принципом единства традиций и новаций. В данной культуре в

сравнении с северо-западной, в большей степени присущ консерватизм и

верность традиционным вопросам.

Вопрос 29 Культура Древней Греции. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-

ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним

из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос

творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др.

Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.