| |||||
МЕНЮ
| Своеобразие деловой культуры Японии|Нара). Ее фонды насчитывают ок. 1,6 млн. единиц и включают собрание ранних изданий и | |черновиков рукописей коллекционера Лафкадио Херна, англоязычного журналиста и одного из | |первых европейцев, очарованных Японией. В Правительственной библиотеке хранится примерно | |575 тыс. редких и старых книг. В каждой из 47 префектур страны и в крупных городах | |работают публичные библиотеки. В сельских районах действуют передвижные библиотеки, и даже| |в деревнях, в залах для проведения встреч и собраний (комикан), имеются небольшие | |библиотечные фонды. | |В Мино, пригороде Осаки, расположен Государственный музей этнологии, обладающей большой | |этнографической и археологической коллекцией. В столичном парке Уэно находится Токийский | |национальный музей, выделяющийся богатым собранием шедевров японского искусства и | |археологических находок. В музее, получающем мощную государственную поддержку, | |сосредоточены художественные произведения индийских, китайских и корейских мастеров. В | |специально отведенном здании хранятся сокровища 6–7 вв. из храма Хирюдзи (префектура | |Нара). Государственные музеи имеются также в Киото и Наре. Основу их собраний составляют | |картины и скульптуры, принадлежавшие близлежащим храмам. Три интересных частных коллекции | |произведений японского и китайского искусства экспонируются в префектуре Токио: галерея | |Идэмицу, в которой представлено много картин и произведений каллиграфии дзэнского монаха и| |художника конца 18 – начала 19 в. Сэнгая, и художественные музеи Нэдзу и Гото. В токийском| |парке Уэно разместились также Национальный музей современного искусства (основан в 1952), | |в фондах которого хранится более 900 репрезентативных работ японских художников, созданных| |после реставрации Мэйдзи, и Национальный музей западного искусства (открыт в 1959), в | |котором демонстрируются творения европейских и американских мастеров. | |Издательское дело. Практически в каждом оживленном месте в городах можно найти книжный | |магазин. Развита сеть букинистических магазинов. Возле большинства школ расположены | |магазины, в которых книги и комиксы за весьма умеренную плату выдаются на прокат. | |Японские семьи тратят на приобретение книг, газет, журналов и прочих печатных изданий | |примерно 25% расходов на досуг. В стране выходят 420 газет общим тиражом ок. 72 млн. | |экземпляров (Япония – вторая страна в мире после Норвегии по обеспеченности газетами в | |расчете на душу населения), из них пять общенациональных. За исключением одной страницы | |местных новостей, содержание утреннего издания каждой из них одинаково для жителей как | |северного острова Хоккайдо, так и южного острова Кюсю. Самая массовая газета – «Иомиури» | |(ок. 14 млн. экземпляров). За ней следуют чуть менее консервативная «Асахи» (12,7 млн.), | |«Майнити» (10 млн.) и «Санкэй симбун» (3 млн.). Ежедневная газета «Нихон Кэйдзай», | |выходящая тиражом 2,9 млн. экземпляров, специализируется на освещении внутренних и | |международных финансовых новостей. | |Спорт. Японцы – страстные любители спорта. Старейшим национальным видом спорта признана | |борьба сумо, упоминание о которой имеется в хронике 7 в. Нихон Сёки. Ежегодно в стране | |проводятся шесть соревнований по сумо, в которых в рамках высшей лиги (маку-но ути) | |примерно 50 спортсменов борются за Кубок Императора. Борец, показавший лучшие результаты в| |15 встречах, становится победителем. Другие национальные виды спорта – кэндо (вид | |фехтования с использованием бамбуковых мечей), дзюдо, каратэ. С Запада первым пришел в | |Японию бейсбол, и с 1950 существуют две профессиональные бейсбольные лиги, Тихоокеанская и| |Центральная, каждая из которых включает по шесть команд. В 1996 состязания по бейсболу | |посетили примерно 20 млн. человек. Каждую весну и лето проводятся национальные бейсбольные| |турниры среди команд высших учебных заведений. Летние соревнования были организованы | |впервые в 1915 и весенние – в 1924. Профессиональным видом спорта стал в Японии также и | |американский футбол. В спортивном календаре предусмотрены ежегодные состязания по футболу,| |регби, хоккею на траве и льду, волейболу, баскетболу и гандболу. Команды финансируются | |либо университетами, либо фирмами, которые вносят весомый вклад в подготовку | |спортсменов-олимпийцев. В 1946 был учрежден Национальный спортивный фестиваль. | |Представители каждой префектуры встречаются на соревнованиях летом (плавание, яхты), | |осенью (27 видов спорта, включая легкую атлетику, бейсбол, регби и гимнастику) и зимой | |(коньки, лыжи). Кубок Императора достается префектуре, мужчины которой набрали наибольшее | |количество очков, аналогичным образом женщинам вручается Кубок Императрицы. Соревнования | |проводятся каждый год по очереди в какой-либо из 47 японских префектур. Одним из спонсоров| |этих состязаний выступает министерство образования. | |Обычаи и праздники. Новый год – главный из всех отмечаемых праздников. По мере его | |приближения люди собираются на вечеринки, посвященные «поминовению» предыдущего года | |(бонэнкай). Рождество сопровождается покупкой рождественского торта и игрушек детям. 29 | |декабря большинство предприятий закрывается и возобновляет свою работу 4 января. 31 | |декабря традиционно считается днем очищения (охараэ), и люди в большинстве домов съедают | |тарелку длинной лапши, которая ассоциируется с долголетием. В полночь большие колокола в | |храмах бьют 108 ударов, каждый из которых отражает ту или иную душевную боль, переживаемую| |людьми. В первый день года люди заполняют храмы, где бросают монеты и банкноты в большие | |корзины для подаяний, получая взамен благословение буддийских или синтоистских | |священников. Завершение года – повод для обмена подарками (осэйбо). | |Следующий праздник – 15 января, День зрелости, когда молодые люди, достигшие 20-летнего | |возраста и одетые, как правило, в кимоно, посещают общественные мероприятия, устраиваемые | |в их честь. Сэцубун, хотя и не является формально праздником, отмечается в большинстве | |семей 3 или 4 февраля; чтобы изгнать злых духов разбрасывают жареные бобы. 11 февраля – | |День основания государства. 29 апреля, день рождения покойного императора Хирохито, | |переименован в День зелени и посвящен весеннему возрождению природы. 3 мая – День | |конституции и 5 мая – День детей. Не считающийся официальным праздником фестиваль Бон | |проводится в течение трех дней в июле или, в некоторых районах, в августе. Считается, что | |духи умерших возвращаются в дома, где они обитали при жизни. Это опять же случай | |обменяться подарками (отюгэн). 15 сентября – День почитания престарелых. 23 сентября – | |День осени – приурочен ко дню осеннего равноденствия и является днем почитания предков. 10| |октября отмечается День спорта и 3 ноября – День культуры. 23 ноября – День благодарения | |труду, когда выражается признательность за все им содеянное; этот день, ранее известный | |как фестиваль первых плодов, отмечается проводимой самим императором церемонией, в рамках | |которой урожай риса предлагается синтоистским божествам. Национальным праздником является | |также День рождения императора Акихито – 23 декабря. | |ИСТОРИЯ | |Истоки. Археологическими исследованиями установлено, что ок. 7000 лет до н.э. на | |территории Японии обитали древнейшие неолитические племена (т.н. культура протодзёмон). | |Очевидно, что в более позднее время на формирование физического типа и становление | |культуры местного населения немалое воздействие оказали народы Северо-Восточной Азии. | |Уместно говорить также о наличии влияния, исходившего из Южного Китая или Юго-Восточной | |Азии. | |Наиболее ранняя японская культура именуется дзёмон (VI–I тысячелетия до н.э.). Для нее | |характерны находки глиняной посуды с «веревочным узором». Первобытные племена этого | |времени занимались охотой, собирательством, рыболовством и сбором съедобных моллюсков в | |прибрежной полосе. Жили они в землянках и вручную, без использования гончарного круга, | |изготовляли глиняные изделия. Примерно в 3 в. до н.э. дзёмон стал вытесняться на западе | |Японии культурой яёй, для которой характерна глиняная посуда, изготовленная на гончарном | |круге. Племена культуры яёй занимались рисосеянием и разведением скота – коров, свиней, | |лошадей. Из Китая и Кореи были заимствованы бронзовые орудия труда и оружие. В 1 в. н.э. | |бронза широко использовалась для производства таких изделий, имевших церемониальное | |назначение, как зеркала и колокола. | |Культура дзёмон доминировала на севере и востоке Японии в течение многих веков. В | |центральном и западном регионах страны начиная с середины 3 в. н.э. к культуре яёй | |добавилась курганная культура, названная по наличию огромных курганов, в которых были | |погребены правители и знать. По гончарным изделиям (ханива) и другим находкам внутри | |захоронений и вблизи них можно сделать вывод об образе жизни людей той эпохи. Правящий | |класс состоял из воинов-всадников, которые пользовались железным оружием. Вероятно, эта | |культура имела сходство с современной ей корейской культурой. | |Определенно можно сказать, что под курганами были погребены основатели японского | |государства, хотя ранние хроники, основанные на устной традиции, указывают, что | |императорская династия много старше и берет начало от простых смертных, обитавших на | |о.Кюсю, и потомков богини солнца Аматэрасу. Несомненно, первые императоры придерживались | |именно этой версии. В стране не было постоянной столицы, и каждый император переносил ее | |по своему усмотрению. К концу 3 в. центр власти располагался на равнине Ямато, на месте | |современного города Нара. Отсюда он переместился в Идзумо, близ побережья Японского моря, | |затем на Кюсю, а еще позднее на восток, на равнину Канто, в район современного Токио. | |Здесь позиции императоров были слабее, земля и люди оставались под контролем | |полуавтономных кланов, называвшихся удзи (к которым относился и императорский клан). Тем | |не менее существовавшая система политической организации позволила императорам во второй | |половине 4 в. совершить экспансию на юг Кореи. Императоры Одзин (ок. 346–395) и Нинтоку | |(ок. 395–427) обладали большой властью и несметными богатствами, о чем свидетельствуют | |размеры курганов, под которыми они погребены. | |Китайское влияние. Военная интервенция в Корею привела к расширению контактов с | |высокоразвитой цивилизацией на континенте – непосредственно с корейской, а косвенно – и с | |китайской. Одним из результатов стало приобщение Японии ко многим знаниям и ремеслам. | |Особенно важным приобретением стала письменность, введенная примерно в начале 5 в. С тех | |пор стали составляться летописи, преимущественно на китайском языке, хотя постепенно | |вырабатывались приемы использования китайского письма для нужд японского разговорного | |языка. К началу 7 в. поиск знаний велся непосредственно в Китае, куда в 607 была | |направлена официальная миссия, а годом позже – группа учеников. | |Одним из побудительных мотивов для поддержания связей с Китаем было приобщение к буддизму.| |Эта религия начала распространяться в 552, когда одно из корейских королевств прислало в | |Японию священников, сутры и изображение Будды. Однако из-за противодействия со стороны | |семей, связанных с традиционными японскими верованиями, получившими впоследствии название | |Синто (путь богов), в отличие от Буцудо (путь Будды), буддизм прочно закрепился здесь лишь| |в самом конце 6 в. Новая религия принесла счастье семье Сога, которая после победы в | |конфликте по вопросу о престолонаследии в 587–588 возвела на трон своего претендента. С | |тех пор буддизм был признан дворцовой элитой, и в большинстве случаев его приверженцами | |были лично император и высшее дворянство. Синтоизм сохранил значение церемониальной | |религии. | |В период правления династии Сога, в частности в годы пребывания у власти императрицы Суйко| |(593–628), процесс приобщения к китайской культуре распространился на политические | |институты. Племянник императрицы Сетоку, будучи наследным принцем, формально возглавлял | |администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения | |для чиновников двора. В ней регулировались вопросы этики и управленческой деятельности и | |использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Для | |дворянства по китайскому образцу была установлена система рангов, были пересмотрены и | |придворные церемонии. | |Семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что | |это вызвало оппозицию со стороны других семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но | |Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате | |которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Был | |принят китайский календарь и девизы, обозначавшие эры царствования (нэнго). | |Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка (первой эры нэнго) сводился, | |согласно указам 645–646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии. Вся | |земля провозглашалась собственностью государства. Часть ее должна была выделяться | |дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако б[pic]льшая часть | |предназначалась для тех, кто ее обрабатывал, с учетом размера крестьянских семей. В свою | |очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также | |выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские | |чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть | |повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. | |Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены | |полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в | |округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом | |исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, | |в том же 7 в., процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде | |законодательного и административного кодекса, изданного в 701–702, уже в эру Тайхо. | |Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, | |привел к созданию в стране системы централизованного управления. Эта система была | |заимствована из Китая, где правила тогда династия Тан, но имела ряд отличий, обусловленных| |специфическими поисками, проблемами и идеями. Административный контроль оказался в руках | |советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их | |наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор | |налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными | |жителями, а сами деревни наделялись автономией. Система Тайхо установила традицию | |централизованного императорского правления, которая впоследствии никогда существенно не | |менялась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени | |отдавали дань на словах, а не на деле. | |Нара и Хэйан. В 710 была основана постоянная столица в Наре. Ранее столица находилась там,| |где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако | |Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней | |самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили | |составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен | |(Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись | |Нихонги, или Нихон-сёки, написанная по-китайски и первая в серии подобных работ, | |продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита Манъёсю, первая японская | |антология, составленная в стихотворной форме во второй половине 8 в. | |Большую известность как центр культуры приобрела новая столица Хэйан. Решение перенести | |столицу было принято в 784, вероятно, под влиянияем буддистов. Однако лишь через 10 лет | |после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, | |также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанкё), позднее переименованный в | |Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. | |Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в| |Наре. Ведущими вскоре стали две секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, | |созданная вернувшимся из Китая в 805 монахом Сайтё. Многочисленные обитатели основанного | |им монастыря Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть | |видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, была организована Кобо| |Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от | |долины Нара. | |В 8–9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Наре и Хэйане, была | |сосредоточена б[pic]льшая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в | |этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а | |сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного | |аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, | |увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и | |убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. | |Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их | |эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из| |которых признается Гэндзи-моногатари (Повесть о Гэндзи) придворной писательницы Мурасаки | |Сикибу. | |Фудзивара. К концу 9 в. члены семьи Фудзивара доминировали в Хэйане как в политическом, | |так и социальном плане. Наследники государственного деятеля 7 в. Накатоми-но Каматари, они| |с первых дней существования клана использовали любую возможность, чтобы выдать своих | |дочерей замуж за представителей императорской династии, так что в эпоху Хэйан (794–1185) | |большинство императоров являлись их родственниками по материнской линии. Пользуясь | |положением, Фудзивара вскоре установили контроль над всеми важными государственными | |учреждениями. В 858 Фудзивара Ёсифуса стал первым регентом. В 880 Мотоцунэ, племянник | |Ёсифуса, принял титул кампаку, дававший права регента при взрослом императоре. Власть рода| |Фудзивара достигла своего пика во времена Фудзивара Митинага (правил с 996 по 1017). | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|