бесплатно рефераты
 

Становление культуры России

культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял

европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия,

где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была

самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории

Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный

для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же

типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь— молодой Петр I.

Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов»

видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские

«генералы»), вели себя как завоеватели к в собственной стране, это была

психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по

отношению к существующим нормам и одновременно утверждающих новую

узаконенность своей власти основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванство вылились в весьма специфичный для

России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины

проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав

экономически независимую власть собственника, который мог быть основой

формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общество

высказалось за ликвидации церковной собственности. Забота церкви о душе,

экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о

церковной собственности вышли на более высокий круг вопросов—о путях ее

развития. Был подтверждая принцип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского

национального самосознания:

1) Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на

высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к

свободе, демократии, характерной для Запада.

2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание.

3) Приверженность к ценностям православия с его своеобразным

миропониманием.

4) Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава,

обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным

национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы

лично каждого.

. XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда

перемешалась старина и новизна. Разрушается Средневековое мировоззрение,

изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали

как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух

культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая

под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся» На место

религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит

горизонтальная «прощлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется

идея единства, быстротечности бесконечности истории, переориентация с

прошлого на будущее. В начале Щ XVII века Борис Годунов проявлял интерес к

просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с

Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «робят».

Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами

культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь

2 % населения. Основная масса населения — крестьяне. Положение их

оставалось без изменений, страна скатывалась к гражданской войне.

С 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет

на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения

авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода

фиксируют «непочтительно» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся»

поведение как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в

реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в

духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Церковь

преследовала цели:

устранение различий в богословской практике между греческой и русской

церквами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным

миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности

для влияния в христианском мире,

введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на

местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих

культов.

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией

на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивление значительной части

общества и церкви. Произошел раскол. С этого времени общественный раскол

как последствие реформы, будет сопровождать всю историю России. Сторонники

Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в

неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных

слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской

власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о

необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская

православная церковь сблизилась с православным миром. Изменения в такой

сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I —

великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского

национального характера. Характер— это совокупность Ц психологических

особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях. Это

устойчивое начало в человеке. Его становление очень длительно. На его

формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы,

лежащие в основе поведения одного человека. Во всей сложности русский

характер был «открыт» в XVII Д веке. Писатели современники стали замечать и

описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от

богословской точки зрения на него, начавшимся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение

на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной

судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он

создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его

трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к

европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века

появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм,

прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о

человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,

освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй

половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской

культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической

литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем

идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на

Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд

произведения, которые призывали к единению русских земель для освобождения

врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная

Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами.

В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в

которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке

(«Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается

летописание Москвы. Каждая летопись— это своеобразная историческая

энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года,

летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства.

В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала

царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная

книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей.

Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского

централизованного государства. Написание последних летописей относится к

XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский

престол.

В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в

записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену

«уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической

точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI

века — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди

народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории

того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 гиду сербом

Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка

Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века —

появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год,

когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван

Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но

рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились

крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие

математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике,

геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для

бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения

были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки

озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с

многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к

рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие

торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами

привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных

слов—азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено

каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во

многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух

основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской

земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви.

Лучшие памятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине.

Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного

зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных

художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением

Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять

художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие

русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные

стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских

архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными

произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений

Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-

километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве

возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений

Москвы пересекались радиальными улицами —дорогами, начинавшимися от Кремля.

Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название

радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости

- Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на

окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание

ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский,

Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади

Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из

выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство

шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри

столбов, и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее

известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия

Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV

века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан

Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист,

свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его

образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв.

Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в

Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством

гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-

XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства,

воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская

глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание

чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и

законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас

фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в

Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К

произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись

Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле.

Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он

достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность

в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, и

зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен

процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в

формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в

сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте

интереса к обобщению практического опыта; в живописи— в разрушении

иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение

городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных

связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в

XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков

— 65%, купцов — 96 %, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются

государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие

предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное

заведение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего

духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья

Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились

представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные

учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в области механики

(в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в

медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются

основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы,

Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и

авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических

сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают.

Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические

характеристики правителей России, создаются более широкие картины

исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской

истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли.

Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в стране, и

публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали

в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко

противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский

характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве —

исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный

средневековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую

повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII

века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и

интересов русских читателей свидетельствует переводная литература с

занимательным сюжетом —рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая

повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные

постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли

иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на

немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан.

В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских

городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр

скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали

скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с

сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы,

художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в

Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась

непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Здесь

трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность

самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас

нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи: объемность,

элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали

работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За

несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных

парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период

монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм

композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре

обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения,

терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое

декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного

строительства, становится более праздничной, живописной. В русской

архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить

черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной

Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно

сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность

построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.

Таким образом, период XIV-XVII веков — это время складывания велико

русского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения

русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти

века окончательно формируется «слободской» тип русского города и

маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все

это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.

Список литературы.

1. "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

2. "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва,

1998 г.,

3. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.