бесплатно рефераты
 

Семиотика цвета в восточной и западной культурах

Семиотика цвета в восточной и западной культурах

С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой,

способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции

человека. Об этом говорят бесчисленные археологические и этнографические

данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об

этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.

Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от

социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых

воспринимается цвет.

Эмоциональное действие цвета имеет две главные причины:

1. непосредственно физиологическую – возбуждающее или успокаивающее

действие;

2. ассоциации, которые с ним связываются.

Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном

характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной

принадлежностью и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому

вопрос эмоционального воздействия цвета на человека является чрезвычайно

сложным.

В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости,

красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным

сочетаниям, радующим глаз.

Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из

тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь

природы, являющейся неистощимой кладовой цветовых сочетаний.

Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые

цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие; холодные

(фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) – сдержанные,

успокаивающие. Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное

возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует

на физиологию и психику.

Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его

определенным символическим значением.

С давних времен у того или иного народа начала складываться

определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы

и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа,

окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-

голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к

открытым ярким цветовым сочетаниям.

От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций,

эстетический норм и религиозных воззрений зависело распространение того или

иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.

Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику

(в странах мусульманского мира – исламскую, в Европе – христианскую, в

Китае или странах Юго-Восточной Азии – конфуцианскую, буддийскую или

синтоистскую и т.д. ). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону

религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от

истины.

Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована.

В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов,

закрепленных разными религиями. Помимо этого здесь всегда было большое

стремление к тонкому восприятию цвета, но не к рациональному, а к

субъективному, личностно-интимному. Тенденция к подобному восприятию цвета

у японцев разрушала привнесенные ими освященные религиозным культом

отношения к цвету. Внимание и любовь к цвету отражают их чуткое и

чрезвычайно тонкое чувство природы.

Помимо религиозно-мистериальной значимости цвета олицетворяли

социально-функциональные и половозрастные деления общества. Например, в

Европе цвета делились на несколько категорий, которые соответствовали

определенным сословиям общества.

Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми

космогоническими символами, с первыми магическими обрядами и ритуалами.

Исследования древнейших культур (каменного века) показали, что уже тогда

люди придавали особое значение трем цветам: красному, белому и черному.

Этими красками обычно делали росписи в пещерах. Иногда использовались также

желтая и коричневая, но, по мнению английского этнографа, социолога и

фольклориста В. У. Тернера, «цветовая триада белое – красное – черное везде

имеет выдающееся значение» (Тернер В. У. Символ и ритуал. – М., 1983). В

Африке найдены захоронения среднего каменного века, в которых тела были

густо забрызганы красной охрой. В захоронениях бушменов (Африка) позднего

каменного века в могилы клали половинки страусиных яиц, выкрашенных изнутри

черной краской, а извне – красной охрой.

В пещерной и наскальной живописи каменного века широко использовались

и белые краски. Все три цвета первичной триады, конечно, имели

символический и магический смысл. Может, именно поэтому до сих пор эти три

цвета обладают самыми противоречивыми значениями в различных религиях и

культурах.

Рассмотрим значения каждого цвета в восточной и западной культурах.

Красный

Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был, по-видимому,

красный. Академик А. Окладников объясняет это «первородство» красного тем,

что он ассоциировался в сознании людей с кровью, огнем, солнцем, осенними

листьями. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека.

Найденная первобытными людьми красная охра была воспринята ими как

кровь мифического первочеловека-гиганта, демиурга, из тела которого было

создано все живое. В первых мифах человек вылепляется из глины (в глине

всегда присутствует красная краска – окислы железа). Например: в сказаниях

острова Пасхи говорится о том, что человек родился из красно-бурого

вулканического туфа – «цветной земли»; индейский бог Магадео вылепил из

красной глины мужчину и женщину; праотец племени майду (Калифорния)

сотворил людей таким же способом – вылепил две белые фигуры (мужскую и

женскую) с красными глазами и черными волосами. Адам также был создан богом

Яхве из красной земли, называемой «адама». Это слово – женский род от слова

«адам», что значит человек. Оно также родственно слову «Едом» -- «красный»

(Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1985). Поэтому первоначальное

значение красного – это жизнь, кровь, полученная человеком от богов. В

крови заключается душа (в Священном писании людям запрещено есть кровь

животных), а в душе – сама жизнь, энергия, без которой невозможно

существование живого.

У древних греков и римлян красный был символом плодородия. Статую

Приапа (бога плодородия) окрашивали в этот цвет. В Древнем Китае

существовала легенда о красной птице, которая пролетала в небе, держа в

клюве девять колосьев. Зерна упали в землю, проросли. Хлеба не только

спасали людей от голода, но были вечнорастущими.

Поскольку и жизнь, и плодородие связаны с любовью и браком, то красный

цвет – знак всего, что сопровождает эти явления.

В средневековой Японии красный был символом любви.

В наше время стало привычным одевать невесту в белое. Между тем у

русских крестьян XIX и начала 20 века свадебный наряд был красным.

Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным. Для каждой

болезни существовало свое лекарство, но оно непременно было связано с

красным. Эва Вундерлих пишет, что «Плиний в качестве средства от лихорадки

рекомендует носить с собой в красной тряпочке первые анемоны, которые

показываются весной. Александр из Траллеса против лихорадки рекомендует

носить навозного жука, завернутого в красную тряпочку. Против

ревматизма рекомендовали прикладывать к больному месту красных улиток.

Эпилепсию также лечат красными средствами – такими, как птицы малиновки,

сок гранатовых яблок».

Жизнетворная сила красного, по поверьям древних, проявляется еще и в

том, что он отпугивает злых духов, демонов и другой нечисти. Поэтому столбы

критских дворцов окрашивались в красный цвет, люди носили красные амулеты,

повязки, окрашивали различные предметы. Новорожденных детей красили красной

краской целиком или только лицо, надевали на руку красную повязку.

Мальчиков при инициации окрашивали так же, чтобы защитить от болезней и

злых духов.

В свое время народ Израиля спасся от десятой казни тем, что выкрасил

косяки домов кровью. Христианин, регулярно вкушающий кровь Христа (в

которую превращается вино после молитв) чувствует себя защищенным от всяких

зол.

Кроме всего прочего красный незаменим в колдовстве (в виде крови,

краски, различных предметов).

Красный – цвет жизнетворного тепла и света, огня. Именно поэтому

солнце красное, заря красная, боги, дарящие тепло, -- красные. «Земные

боги» -- цари, императоры, короли, военачальники – также носили красные

одежды (напр., в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат

был одет в красную мантию; византийские кесари одевались сплошь в пурпур и

даже указы подписывали чернилами такого же цвета; распятый Христос был одет

в багряницу – красную мантию, которая должна была говорить о том, что

погибший – «Царь Иудейский»). Мария Стюарт в момент казни была освобождена

от верхнего платья и предстала в нижнем – из алого шелка. Смысл такого

наряда королевы на эшафоте тот же, что и в изречении: «В моем конце – мое

начало», алый – символ воскресения.

Красный цвет производит на человека самое возбуждающее действие и

вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе.

Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный».

Все перечисленные выше значения красного цвета являются

положительными. Но этот цвет имеет также множество негативных значений,

которые, к сожалению, иногда перевешивают значения положительные. Красным

отмечены смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы.

Этот цвет связывается с агрессивностью, плотскими желаниями. Это символ

греха и позора (например, «Великая блудница», олицетворение Рима и

Вавилона, явилась св. Иоанну Богослову в виде женщины, «облеченной в

порфиру и багряницу, украшенной золотом, драгоценными камнями и жемчугом и

держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою

блудодейства ее» (Откровение 17).

Как мы видим, с самой древности красному цвету приписывались

преимущественно позитивные смыслы. Но в XVII веке красный цвет начинает

приобретать негативные значения. Рембрандт придает ему драматические, даже

трагические оттенки, а французская Академия изящных искусств осуждает

Рубенса за чистый яркий цвет в его картинах.

Начиная с XVIII века в Европе красный цвет заменяют розовым. В моду

входят оттенки «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра

испуганной нимфы».

Красный цвет приглушается, разбавляется, теряет энергию. И

возвращается к концу века как цвет Великой французской революции.

В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции

продолжаются потрясения: Парижская коммуна, реставрация Бурбонов, империя

Бонапарта… Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой

борьбой, нечеловеческого напряжения.

В прикладном искусстве XIX века красный угасает, приглушается,

темнеет. Он превращается в цвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок»,

мальвы, вянущей розы… Модерн и ар нуво предпочитает разбеленные гаммы,

избегает чистых тонов. Сложные цвета, теряя насыщенность, теряют вместе с

ней символические значения.

В XX веке происходит революция – социальная, политическая, культурная.

Знаком обновления выступает красный цвет. Без него не могут обойтись

кубисты, супрематисты, футуристы. Здесь красный излучает силу, энергию,

мужество, а порой ярость и воинственный дух. Уже в начале века писатели и

поэты, наделенные пророческим даром, видят в нем зловещий символ. Андрей

Белый замечает над Петербургом кровавое зарево и размышляет: «Не есть ли

это геенское пекло?» В романе «Петербург» героя терроризирует злобный

шутник, дразня красным плащом. В пьесе Горького «Дети солнца» чахоточная

героиня ненавидит красный цвет, который напоминает ей сцену дикой расправы

озверевшей толпы с помещиками. У А. Грина красный – знак больного сознания,

у Б. Брехта – пошлости и порочности («Трехгрошовый роман»). У К.

Шахназарова – глупости и глухоты к страданиям ближнего (фильм «Курьер).

И только в народном искусстве, в сознании «неученых» художников и

простых людей он остается любимым – не за символизм, а за непосредственное

эстетическое восприятие.

Белый

Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет.

Вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Это свое

значение он сохранил и до настоящего времени, хотя с физической точки

зрения он таковым не является. Древнейшие символические значения белого в

основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту,

здоровье, приумножение потомства, мир, согласие.

Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не

«обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных

богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.

В ритуалах ндембу и всех других примитивных народов белый цвет, в виде

одежды, окраски, талисманов, употребляется как знак очищения и приобщения к

добру.

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми.

Белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами,

которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты,

безгреховности, безмятежности. Белый – это цвет божества и добрых духов,

противостоящий черному как цвету демонических и злых сил.

В Китае и Индии этому цвету был придан мистический и

трансцендентальный смысл, который происходит не из чувственных восприятий

или ассоциаций, но возникает как визуализация философских понятий.

Так, уникальное космическое и миростроительное начало дао в древнем

Китае не имеет формы, веса, вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими

реалиями, как вода, туман, облака. Даосская живопись из всех красок

предпочитает китайскую тушь, из всех цветов – хризантему, а из всех птиц –

аистов и белых журавлей. Помимо этой философской символики в Китае

придавали белому и более простые значения – это был знак Запада, осени,

металла.

В древней Индии белым цветом было отмечено южное направление и

ритуальные гимны. Кроме того, белым цветом в индийской философии кодируются

ключевые понятия «шунья» и «саттва». Шунья означает пустоту, но не

пространство, лишенное материи, а психологическое состояние, т.е. душевную

пустоту – отсутствие страстей, эмоций, восприятий, даже восприятия

собственного «я». Достигший такого состояния превращается в святого,

бодхисаттву. «Саттва» -- понятие, близкое «шунье». Оно означает чистоту и

безмятежность.

В античном мире белый – цвет благородства, знатности, величия. Этот

цвет наряду с красным и пурпурным был привилегированным.

В Древнем Риме представители верхушки общества носили тоги и туники,

женщины «из общества» -- белые платья (столы).

Белый – это цвет богов, святых, праведников. В эпоху цивилизации белый

всюду символизирует главное, верховное божество, а оно отождествлялось с

солнцем.

Египетские жрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и

покойников (что в их понятии было одно и то же).

В раскраске этажей зиккуратов, стен храмов и дворцов белый занимал

самое почетное место. Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская

башня) были увенчаны белыми кубами божественных «спален», где бог солнца

проводил ночи в обществе храмовых жриц.

Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на

максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к.

представлял свет – это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона

Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет

миру…»

Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого

завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Белый

цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве

– это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо.

Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.

В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам

Аллах – «свет небес и земли», и хотя ангелы его одеты в зеленое, верные ему

люди и сам пророк Магомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным

климатом сакрализуют триаду красный – белый – черный, то в Аравийской

пустыне предпочитают триаду зеленый – белый – черный. Эти цвета являются

священными символами, и вместе с тем они наиболее любимы в странах ислама.

Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения

белого. Седина – это приближение смерти, белый – цвет савана покойника,

проказы и лишаев.

В природе белый – не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям,

чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн,

недоступные горные вершины, облака…

В момент горя, в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых

переживаний волосы белеют. Все это является источником ассоциаций

негативного характера: белый связывается в сознании с холодом, безмолвием,

смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или

неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают эти его

негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии

белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви:

Белотканых

Рукавов разлуку

Омыла роса,

И, пронизывая холодом,

Осенний ветер подул.

На осеннем ветру

В Фукиаге стоящие

Белые хризантемы.

Подует ветер,

И расходятся на вершине

Белые облака…

Совсем безжалостно сердце твое!

(Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха. – М., 1978)

В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону

негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание,

истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.

Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи

(супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин

отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белые стены

воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX

века были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет

является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX век. Воображение

рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя.

И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается

некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено

осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями,

обращенными в потусторонний мир. Так, у Блока белый цвет означает смерть,

тоску, холод, отчужденность. Нюансы белого обозначаются такими словами, как

снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный:

…Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен…

Белая ты, в глубине несмутима,

В жизни – строга и гневна.

Тайна тревожно и тайно любима

Дева, Заря, Купина…

Терны венчают смиренных и мудрых

Белым огнем Купины.

В наше время белый цвет принят как символ божества во всех религиях

мира. Помимо традиционных, его присвоили новые религиозно-философские

течения – теософия, агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.