бесплатно рефераты
 

Обрядовая поэзия

В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа,

снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный,

торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой

матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и

последних колосьев на пашне завивали венки.

Говорило ядрёное жито,

В чистом поле стоя!

- Ах, не могу я в поле стояти,

Колосьями мохати,

Я только могу в поле копами,

А в гумне, в гумне стогами,

А в гумне, в гумне стогами,

В клети коробами.

А в клети, в клети коробами,

В печи пирогами,

В печи, в печи пирогами,

На столе проскурами.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу".

"Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия.

Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на

корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение

- краюшка хлеба с солью.

Лежит козёл на мяже,

Дивуется бороде:

А и чья то борода,

А вся мёдом увита?

Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора

урожая:

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жней молодые,

Серпы золотые…

Ой и чьё это поле

Зажелтело, стоя?

Иваново поле

Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые!

Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный

результат годового труда.

Ох, и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали,

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети - закромами,

А в печи пирогами!

Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового

опыта крестьянина - землевладельца.

Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им

возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный

обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство,

смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник.

Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей

семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший

брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль

свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты.

Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых

песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом,

хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности;

интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты

тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и

если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о

порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время

повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки

и угощали пряниками и конфетами.

Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло

в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире,

когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками.

Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости,

заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и

женить невесту и жениха.

Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо

было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в

сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и

приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя

заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а

затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл -

очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же

будущую жизнь молодых.

Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма

поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и

подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем -

символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у

восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных -

обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей

семьи на брак.

На следующий день после свадьбы или через день молодожёны

посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали,

желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были

относиться все в течении всей их жизни.

Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя:

приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось

прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и

матерью.

В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные,

корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры.

Величальные песни

По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным

особенностям - это один из самых ярких жанров.

По своему происхождению - это магические песни.

Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было.

Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они

рисуют участников свадьбы.

Ой - свашенька пылка,

Пылкай поскорей,

Не мучь нашу девку:

Наша девка нежна,

В городе зродилося,

Калачами кормилася,

Мёдом поилася!

Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы:

свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний

боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных.

Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое

содержание, также жанрово обусловлена.

. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-

описания: они строятся на основе прямого изображения внешности

величаемого и выражаемого к нему отношения.

Как у тысяцкого головка -

Ровно маковка в огороде;

А у тысяцкого бородка -

Ровно медянка на блюдце!

. Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня

начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем

следует ответ, в котором изображается внешность величаемого.

- Ещё кто у нас на свадьбе маленек,

- Да маленек?

- Да Пётр у нас на свадьбе всех помене…

. В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее

величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же

величаемый человек вызвал такое восхищение.

Тысяцкий хорошенек! -

На тысяцком рубашка мовчановская,

Как на тысяцком штаны бархатные…

. Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому:

- Уж ты винная ягодинка,

Удалой добрый молодец!

У тебя же, у молодца,

У тебя лицо белое,

Примени к снегу белому!…

. Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо

из участников свадьбы…

- Княгиня - душенька!

- Скажи, пожалуй, нам,

- Про свою гостейку!

- У меня свет гостейка

( Такая-то)

Во любви позвана,

Во чести посажена!

. Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная

часть имеет три разновидности:

( обычно изображается условный пейзаж и несколько

персонажей, один или два из которых обязательно

величаемые, а другие - выражают своё отношение к ним.

На луге, луге стояли три роты,

Три роты восины:

Посредь роты ходит -

Свет Андрей Николаевич!

На нём шуба соболья,

Она крыта парчою,

Что парчою голубою!

Как бояре-то спросят:

- Господин наш полковник,

- Тебя кто шубой дарил? -

Али тесть, али тёща,

Что дарил государь царь.

( в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке

рассказывают или птицы или животные.

На дубочке два голубчика сидят,

Они воркуют, говорят:

- Не было такого молодца

(Ивана Васильевича)

Ни в Казане, ни в городе!

Появился такой молодец у нас:

Он со тысячи на тысячу ступает.

( символическое описание величаемого при помощи параллелизма:

Что у светлого у месяца

Отрастали золотые рога,

Как у князя новобрачного

Отрастали косы русые

По могучим по плечикам!

Соезжались князья да бояры,

Его кудрям дивовалися:

- Ещё что это за кудерьки,

Ещё что это за русые!

. Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в

изображение величаемого.

Чёрная ягода смородинка

Прилегала по круту

Бережку! -

Прилегали кудри русые

Ко тому лицу белому,

Ко тому ль лицу румяному

Что (такого-то);

Русые кудри по плечам лежат,

Брови чёрные, как у соболя,

Очи ясны, как у сокола!

. Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы:

а) в основе построения лежит параллелизм.

б) прямое разъяснение символа.

а) Эта ягодка сладка,

Земляника хороша!

Почему она сладка,

Почему хороша? -

Потому она сладка,

Потому хороша -

На угорышке росла,

Против солнышка цвела -

На восточной стороне!

б) Во саду было, во садику,

Во зелёном виноградику,

Здесь катились два яблочка,

Два яблочка, два садовые,

Садовые, медовые;

Врозь по берегу катилися,

Словно сахар рассыпалися!

1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе

несколько композиционных форм.

- Чарочка моя серебряная,

На золотом блюдечке поднесённая! -

Кому чару пить, кому выпивать?

- Пить чару, выпивать чару Александру,

Александру Михайловичу,

Наталье, Наталье Семеновне! -

На здоровье, на здоровье, на здоровьице им.

2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше

характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню.

3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их

исполнения. Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому

выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням.

Песни - дополнения исполнялись за величальной песней:

Как у дружечки бородка! -

За то его цари любят,

Господа-то почитают,

На большо место сажают!

Слышишь ли, дружка?

Тебе песню поём,

Тебе честь воздоём,

Воеводой называем! -

Воевода ты наш, воевода,

Крепок ты наш содержитель!

Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения

разбивались на части:

Спасибо, дружинушко,

Спасибо, хоробренький,

Что хорошо игриц даришь!

Дружинушко хорошенький,

Дружинушко пригоженький!

Где-то ты хорошился!

Чи в меду, чи в патоке,

Чи в наливном яблоке?

Подари, дружинушка,

Подари, хоробренький,

Не рублём, полтиною -

Золотою гривною!

Художественные средства величальных песен, как и композиция,

достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором.

Итак:

1) в центре внимания находился человек, его характеристика;

2) все образы величальных песен можно разделить на две группы: на

собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь -

намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя

жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца.

3) Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются

внешность, одежда, богатство и т.д.

4) Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они

своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости.

5) Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в

прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра -

функции величания того или иного участника свадьбы.

6) Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют

их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования

художественных общефольклорных средств.

Корильные песни.

Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые

покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится

этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью

как проявление насилия со стороны жениха.

Идёт старик с волоку,

Несёт пестерь с воробу

На Васькину голову:

Чирей с овин

Да короста с блин,

Ниточек с моточек

Да чирей на носочик,

Чашка вкруг -

Да чирей в пуп!

Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые

призываются на его голову.

Корильные песни исполнялись только в доме невесты

Выйди-ка, свекровья горбатая,

Встреть-ка невесту богатую!

Выдь-ка, свекровь сопливая,

Встреть-ка невесту счастливую!

В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-

сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками.

Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к

нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и

только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту

противоречий и играя одной лишь своеобразностью…

Сам шестом

Голова пестом,

Уши ножницами,

Руки грабельками,

Ноги вилочками,

Глаза дырочками!

(про жениха)

В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров,

обжор, пьяниц, дураков:

Дружка-вор, дружка-вор,

Дружка - воровьи глаза!

По своим моральным качествам персонажи корильных песен

противопоставлены персонажам величальных.

Бестолковый сватушко!

По невесту ехали,

В огород заехали,

Пива бочку пролили,

Всю капусту полили,

Верее молилися:

- Верея, вереюшка!

Укажи дороженьку

По невесту ехати!

Характеристика персонажей.

1) возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не

сказываются на его изображении;

2) образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо

различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском

и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются

только адресатом.

Тысяцкий - неумоя,

Сватушка - кукомоя!

Сунься в лоханку - умойся,

На тебе рогожку - утрися,

На тебе лопатку - молися!

Не гнися, дружка, не гнися,

Вот тебе лавочка - садися,

Вот тебе помои - умойся,

Вот тебе помело - утрися,

Вот тебе заслонка - молися!

3) корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором

адресатом является не один человек, а коллектив.

(членам свадебного поезда)

Уж что вы, бояре, не белы

пришли?

Чёрны, как вороны, широки

бороды!

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.