| |||||
МЕНЮ
| Обрядовая поэзияВ начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Говорило ядрёное жито, В чистом поле стоя! - Ах, не могу я в поле стояти, Колосьями мохати, Я только могу в поле копами, А в гумне, в гумне стогами, А в гумне, в гумне стогами, В клети коробами. А в клети, в клети коробами, В печи пирогами, В печи, в печи пирогами, На столе проскурами. Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. Лежит козёл на мяже, Дивуется бороде: А и чья то борода, А вся мёдом увита? Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая: Жали мы, жали, Жали, пожинали: Жней молодые, Серпы золотые… Ой и чьё это поле Зажелтело, стоя? Иваново поле Зажелтело, стоя: Жницы молодые, Серпы золотые! Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда. Ох, и слава богу, Что жито пожали, Что жито пожали, И в копы поклали: На гумне стогами, В клети - закромами, А в печи пирогами! Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - землевладельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией. Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами. Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя: приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Величальные песни По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров. По своему происхождению - это магические песни. Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Ой - свашенька пылка, Пылкай поскорей, Не мучь нашу девку: Наша девка нежна, В городе зродилося, Калачами кормилася, Мёдом поилася! Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных. Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. . Первую композиционную форму величальных песен представляют песни- описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде; А у тысяцкого бородка - Ровно медянка на блюдце! . Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого. - Ещё кто у нас на свадьбе маленек, - Да маленек? - Да Пётр у нас на свадьбе всех помене… . В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение. Тысяцкий хорошенек! - На тысяцком рубашка мовчановская, Как на тысяцком штаны бархатные… . Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому: - Уж ты винная ягодинка, Удалой добрый молодец! У тебя же, у молодца, У тебя лицо белое, Примени к снегу белому!… . Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы… - Княгиня - душенька! - Скажи, пожалуй, нам, - Про свою гостейку! - У меня свет гостейка ( Такая-то) Во любви позвана, Во чести посажена! . Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная часть имеет три разновидности: ( обычно изображается условный пейзаж и несколько персонажей, один или два из которых обязательно величаемые, а другие - выражают своё отношение к ним. На луге, луге стояли три роты, Три роты восины: Посредь роты ходит - Свет Андрей Николаевич! На нём шуба соболья, Она крыта парчою, Что парчою голубою! Как бояре-то спросят: - Господин наш полковник, - Тебя кто шубой дарил? - Али тесть, али тёща, Что дарил государь царь. ( в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные. На дубочке два голубчика сидят, Они воркуют, говорят: - Не было такого молодца (Ивана Васильевича) Ни в Казане, ни в городе! Появился такой молодец у нас: Он со тысячи на тысячу ступает. ( символическое описание величаемого при помощи параллелизма: Что у светлого у месяца Отрастали золотые рога, Как у князя новобрачного Отрастали косы русые По могучим по плечикам! Соезжались князья да бояры, Его кудрям дивовалися: - Ещё что это за кудерьки, Ещё что это за русые! . Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого. Чёрная ягода смородинка Прилегала по круту Бережку! - Прилегали кудри русые Ко тому лицу белому, Ко тому ль лицу румяному Что (такого-то); Русые кудри по плечам лежат, Брови чёрные, как у соболя, Очи ясны, как у сокола! . Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы: а) в основе построения лежит параллелизм. б) прямое разъяснение символа. а) Эта ягодка сладка, Земляника хороша! Почему она сладка, Почему хороша? - Потому она сладка, Потому хороша - На угорышке росла, Против солнышка цвела - На восточной стороне! б) Во саду было, во садику, Во зелёном виноградику, Здесь катились два яблочка, Два яблочка, два садовые, Садовые, медовые; Врозь по берегу катилися, Словно сахар рассыпалися! 1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм. - Чарочка моя серебряная, На золотом блюдечке поднесённая! - Кому чару пить, кому выпивать? - Пить чару, выпивать чару Александру, Александру Михайловичу, Наталье, Наталье Семеновне! - На здоровье, на здоровье, на здоровьице им. 2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. 3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения. Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням. Песни - дополнения исполнялись за величальной песней: Как у дружечки бородка! - За то его цари любят, Господа-то почитают, На большо место сажают! Слышишь ли, дружка? Тебе песню поём, Тебе честь воздоём, Воеводой называем! - Воевода ты наш, воевода, Крепок ты наш содержитель! Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части: Спасибо, дружинушко, Спасибо, хоробренький, Что хорошо игриц даришь! Дружинушко хорошенький, Дружинушко пригоженький! Где-то ты хорошился! Чи в меду, чи в патоке, Чи в наливном яблоке? Подари, дружинушка, Подари, хоробренький, Не рублём, полтиною - Золотою гривною! Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором. Итак: 1) в центре внимания находился человек, его характеристика; 2) все образы величальных песен можно разделить на две группы: на собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. 3) Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т.д. 4) Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости. 5) Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. 6) Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств. Корильные песни. Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Идёт старик с волоку, Несёт пестерь с воробу На Васькину голову: Чирей с овин Да короста с блин, Ниточек с моточек Да чирей на носочик, Чашка вкруг - Да чирей в пуп! Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову. Корильные песни исполнялись только в доме невесты Выйди-ка, свекровья горбатая, Встреть-ка невесту богатую! Выдь-ка, свекровь сопливая, Встреть-ка невесту счастливую! В отличие от величальных песен, корильные создают комическо- сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками. Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью… Сам шестом Голова пестом, Уши ножницами, Руки грабельками, Ноги вилочками, Глаза дырочками! (про жениха) В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков: Дружка-вор, дружка-вор, Дружка - воровьи глаза! По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных. Бестолковый сватушко! По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Верее молилися: - Верея, вереюшка! Укажи дороженьку По невесту ехати! Характеристика персонажей. 1) возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении; 2) образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. Тысяцкий - неумоя, Сватушка - кукомоя! Сунься в лоханку - умойся, На тебе рогожку - утрися, На тебе лопатку - молися! Не гнися, дружка, не гнися, Вот тебе лавочка - садися, Вот тебе помои - умойся, Вот тебе помело - утрися, Вот тебе заслонка - молися! 3) корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. (членам свадебного поезда) Уж что вы, бояре, не белы пришли? Чёрны, как вороны, широки бороды! |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|