бесплатно рефераты
 

Магия

получали от нее в виде даров все необходимое для жизни. Но о трудностях

первобытных людей, о суровых, подчас трагических условиях их жизни

красноречиво говорят следующие цифры: почти 50% неандертальцев не

доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя

продолжительность жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом

положении оказывались женщины и дети: 38% неандертальцев умирало, не

достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У

питекантропов и синантропов смертность была еще выше: 68% синантропов

не достигало и 14 лет.

Эти данные были получены учеными при изучении костных останков

первобытных людей. Высокий уровень смертности чаще всего был

результатом частых голодовок, смертельных ранений в ходе охоты на

крупных животных, что было закономерным и естественным в силу

неразвитости производительных первобытных сил, бедности и слабости

первобытной техники. У людей той эпохи были лишь простейшие орудия

труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли

обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию

древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако

первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто

оставался без добычи, а рыболов без рыбы: зверь исчезал из леса, рыба

покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в

определенные месяцы года.

Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких

предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами

к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у

них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем.

Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные

результаты производственной деятельности, и явились основными причинами

того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных

средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и

явились магические ритуалы и обряды. Так экономическая неразвитость,

слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом

бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на

котором выросла вера в магию.

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения

магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой,

могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ,

помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в

состоянии достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные

формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной

самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие

магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали

буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных

народов в разные времена.

Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые «вонджина», у

туземцев северо-западной Австралии.

Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота. Для этого

туземцы рисовали под «вонджина» то, что им было нужно.

Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не

были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от

них. Как обеспечить себе удачу?

Человек пытался внушить животному, что именно он ждет от него. Он

перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его

повадкам, поведению, которые знал превосходно. Охотники собирались в

потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии,

«настигая» добычу и «убивая» ее. В нарисованный контур животного летели

дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не

рисковало начинать охоту. Очевидно и другое: весь обряд в мельчайших

подробностях передавался следующему поколению как самое ценное

достояние. ( 3)

Так же как процедура охотничьего колдовства, из рода в род

переходили амулеты и талисманы, различные предметы, будто бы обладающие

необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные

приносить человеку удачу и здоровье. Когда в прошлом веке у одного

африканского колдуна обнаружили тайник с талисманами, то насчитали их

около 20 тысяч. Этот своеобразный музей достался ему по наследству, и

старик старательно пополнял его.

Чего там только не было! Горшок с красной глиной, в которую

воткнули петушиное перо, перья попугая, человеческие волосы, различные

фигурки. Здесь же стоял маленький стул и лежала циновка, чтобы

талисманы могли отдохнуть, так сказать, по-человечески. Колдун ухаживал

за сокровищами и то у одного, то у другого — в зависимости от нужд —

выпрашивал милость и помощь. Для себя и для других.

Остров Пасхи. Это крохотный клочок суши, затерянный в безбрежном

Тихом океане. Такое имя дали ему европейцы, открывшие остров накануне

праздника пасхи. Несколько столетий воображение исследователей

будоражили гигантские каменные фигуры таинственных людей, неведомо как

попавшие туда.

И вот в 1955 году на далекий остров отправилась экспедиция во

главе с норвежским ученым и путешественником Туром Хейердалом.

Тур Хейердал и его товарищи прожили на острове целый год. Они

много узнали о жизни туземцев, согласованной с приметами и запретами,

доставшимися им по наследству от далеких предков.

Современные жители острова Пасхи не начинали работу, не принеся в

жертву особым образом запеченную курицу, не приступали к серьезному

делу, не задобрив духов традиционными церемониями, плясками в их честь,

молитвенным пением. На каждом шагу заклинания, счастливые талисманы,

советы с духами умерших предков. Хейердал узнал о существовании

тщательно скрываемых родовых пещер. Ему удалось проникнуть в одну из

них. Перед спуском в тайник с его головы срезали прядь волос – таким

образом, он считался посвященным в тайну пещеры. Вход в нее «охранял»

череп похороненного там предка.

Ученый увидел дощечки с древними загадочными письменами,

фантастические фигурки зверей и птиц, якобы обладавших особой

магической силой. Один из родовых камней изображал собачью голову с

широко разинутой, оскаленной пастью и скошенными глазами, такими

дикими, что они скорее могли бы принадлежать волку или лисе. Были здесь

также птицы, птице-человеки, плоский камень с рельефным изображением

двух свившихся змей.

Хейердал спросил, в, чем смысл этих камней. Островитянин показал

на змей и сказал, что двойные фигуры обладают вдвое большей силой.

А между тем жители острова считались христианами

Европейцы привезли им свою религию, ее обряды, обычаи, учение о

Христе как единственном боге, от которой зависит вся жизнь человека. Но

верования далеких предков, веками бытовавшие на этом одиноком острове,

оказались ближе и понятней религиозных заповедей чужеземного бога из-за

океана.

Местный священник жаловался Туру Хейердалу, что его прихожане-

туземцы продолжают почитать своих далеких предков. Если бы священник

знал о тайных пещерах, где островитяне совершали древние религиозные

обряды! Забавная деталь: домоправительница священника считала своим

предком... кита, выброшенного на берег залива. Все его попытки доказать

упрямой женщине, что людей, как и все вокруг, создал бог, ни к чему не

приводили.

«Она на все отвечала ему,— пишет Тур Хейердал,— что он, хотя и

священник, не может ничего знать об этом, а она слышала это от своего

отца. Ему же рассказал его отец, в свою очередь узнавший об этом от

своего отца, а уж тому ли этого не знать — ведь он сам и был тем

китом!»

Мы воспринимаем мир иначе, чем наши далекие предки. Сейчас уже

ученики начальных классов умеют правильно отвечать на вопросы «кто?»

или «что?», разделять предметы на одушевленные и неодушевленные.

Первобытные люди, выделившиеся из животного мира и еще тесно с

ним связанные, не умели провести четкую границу между одушевленной и

неодушевленной природой. Им казалось, что они находятся в тесном

родстве со всем окружающим миром — камнями, деревьями, животными...

Больше того: люди считали, что растения и животные — те далекие

предки, от которых ведет начало их собственный род. У родов и племен,

занимавшихся рыболовством, священными прародителями были рыбы, морские

животные: островитянка-домоправительница не случайно назвала предком-

отцом кита, самое большое морское животное. Охотники выбирали кенгуру,

медведя, собиратели кореньев, ягод и орехов почитали священными

полезные им растения.

У коренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 предков, 56

можно было отнести к предметам и явлениям природы, большинство же

составили животные и растения. Люди называли себя их именами, считали

священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев,

порядков, а позднее — создателями и хранителями общественной морали.

В чем же выражалось поклонение растениям и животным? (В науке их

называют тотемами, а связанный с ними комплекс верований и обрядов —

тотемизмом.)

С одной стороны, их строго-настрого запрещалось уничтожать и

употреблять в пищу. Они были под особой охраной, и неуважение к ним

нередко становилось причиной распрей, вражды между разными племенами.

А с другой стороны, в определенное время года «предков»

специально убивали. И убийство и поедание священного животного

проходило по особому, тщательно разработанному магическому церемониалу.

Люди хотели принять на себя необыкновенные свойства могущественного

предка. Они были убежденны, что таким образом заключают с ним союз.( 3)

Время возникновения магии

Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного

общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что

магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших

80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих

костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле

(Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как

свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним

из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые

ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст

возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число

этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще

в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и

черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.

Вот история открытия пещеры известной науке, как пещера Трех

Братьев, по-французски Труа Фрер.

Имение графа Бегуэна находилось недалеко от испанской границы, на

самом юге Франции, там, где начинаются отроги Пиренейских гор. Вокруг

холмы, поросшие лесом, таинственные пещеры, окруженные легендами и

преданиями.

Ни самого графа, ни троих его сыновей — Макса, Жака и Луи — не

страшила непроглядная темнота подземных гротов. Они исходили вдоль и

поперек всю местность вокруг имения, спускались и в подземелье,

образованное речушкой Воль.

Даже в военное лето 1916 года, когда двое старших сыновей графа

вырвались в короткий отпуск из-под осажденного Вердена, они решили

разведать, что же скрывается за узкой щелью, обнаруженной неподалеку от

усадьбы.

Приготовили фонари, оставили наверху отца и исчезли под землей.

Прошло минут сорок, но слабо натянутая веревка лежала неподвижно, и

графа начали уже одолевать тревожные мысли. Наконец он услышал какой-то

шум и увидел, как из-за дальнего холма бегут к нему, размахивая руками,

возбужденные сыновья.

Они отыскали новую пещеру, с обширными подземными галереями,

которые тянулись на целые километры. Щель за усадьбой оказалась

отверстием в потолке пещеры. Братьям пришлось продвигаться ползком,

огибать глубокие колодцы. Но они добрались до залов с удивительными

цветными рисунками, украшавшими стены.

Рисунки в подземных залах вызвали оживленные споры, предположения

всего ученого мира. Но уже ни у кого не вызывало сомнений, что найдены

новые образцы доисторической стенописи.

Когда летом 1879 года испанский археолог-любитель Саутуола

продолжил свои раскопки в пещере, ставшей известной под названием

Альтамиры, он взял с собой девятилетнюю дочь. Пока отец занимался своим

делом, девочка бегала по залам, осматривая стены, потолок. «Быки,

быки!» — закричала она, показывая на цветных зубров. Подбежавший на ее

крик Саутуола замер, глядя на многоцветные фрески. Они были красные,

черные, коричневые, желтые — полноценный набор минеральных красок,

которые природа предоставила в распоряжение художников, работавших

здесь десятки тысячелетий до нас. В том, что они расписали пещеру,

Саутуола не сомневался. Он опубликовал статью о своей находке — и

встретил полное доверие. Именитые археологи даже не захотели выехать на

место раскопок.

Об этой статье успели забыть, но через шестнадцать лет

французский археолог Ривьер подтвердил ее выводы. Неподалеку от города

Эйзи он тоже открыл пещерные рисунки. По его мнению, относились они к

ледниковому периоду. И с 1895 года начали тщательно фиксироваться все

находки доисторической стенописи. Чем же в таком случае была

замечательна живопись в пещере Трех Братьев? Почему единого мнения о

ней нет и в наши дни?

Исследователи обратили внимание на то, что ни среди этих

рисунков, ни среди костяных и глиняных фигурок, которые находили в

пещере, практически не было изображения людей, а если они и были, то

носили странный характер. Такое же причудливое существо оказалось в

пещере Трех Братьев.

Со стены, как бы полуприседая в танце, смотрит круглыми глазами

не то зверь, не то обнаженный человек, раскрашенный в черный и красный

цвета. На голове у него оленьи рога. С подбородка свисает борода, на

спине пышный хвост, похожий на лошадиный. Вокруг львы, олени, зубры и

другие животные, которые или давно вымерли, или в современной Франции

уже не водятся.

Обращали на себя внимание и отпечатки рук. В одной из пещер их

насчитали до двухсот. Причем руки были изуродованы: без одного,

нескольких, а то и без всех пальцев. И еще: следы от ран, оставленные

на телах животных острыми дротиками и стрелами.

Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников

верхнепалеолитического периода (поздний каменный век - 40 - 10 тысяч

лет тому назад), то они, и с этим согласны практически все ученые,

свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых

магических представлений и обрядов. В 1879 году в Пиренейских горах

(Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах

и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены

кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди

того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере

Монтеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных

львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от

дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру.

Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в

них попадания.

Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний

день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году

знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за

богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая

часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными

размерами, прекрасно сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в

переходах между ними на стене и потолке первобытный художник изобразил

в различных позах тех животных, которых он видел вокруг себя: оленей,

медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные: использовались три

краски - черная, желтая, красная. На телах животных и рядом с ними были

нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие

рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков.

Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга. ( 4)

Разновидность магии

Существуют различные классификации магических обрядов и

церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов

является классификация, разработанная крупным советским этнографом и

религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе «Сущность и

происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы

. по степени сложности

. по направленности магического акта

. по технике действия

. по сфере применения

. по целям, которые данный ритуал преследует.

В зависимости от общей направленности магического действа С. А.

Токарев различает две группы магии:

. агрессивные, или протрептические

. защитные, оборонительные, или профилактические. (2)

Если первые своей целью имеют перенесение тем или иным способом

магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить,

отогнать вредные магические влияния, защититься от их действия.

В составе этих двух крупных магических направлений ученый

выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга по технике

передачи магической силы или защиты от нее.

Протрептическая магия. Здесь простейшим способом передачи

магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение

источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который

направлено колдовство. При этом носитель магической силы бывает

различным: это и неодушевленный предмет (амулет, талисман), и человек

(например, сам колдун) и т. п. Характер контакта также может быть

различным: ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или

обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид

протрептической магии называется контактной магией.

Более сложным с психологической точки зрения является так

называемая инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная)

магия. Суть се остается, как и в предыдущем типе, той же: магическое

действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.