бесплатно рефераты
 

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы

обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня.

«Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат,

объяснение с современниками с помощью опор – ссылок на предшественников,

приоритет, запрет на повтор-плагиат – все это появилось в процессе

воспроизводства духовных кадров, где обет безбрачия вынуждал использовать

«инородные» для духовной профессии подрастающие поколения».

Теология средневековой Европы в поисках нового объяснения мира

стала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение уже известного

знания, а на созидание новых концептуальных схем, которые смогли бы

объединить столь разные, практически несоединимые системы знания. Это и

привело, в конце концов, к возникновению новой пирамиды мышления – форм,

процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участники

обсуждений добиваются взаимопонимания. Величайшим изобретением

Средневековья можно считать университет как принцип и как

специализированную организацию.

2.2.3 Художественная культура Средневековой Европы.

2.2.3.1 Романский стиль.

Первым самостоятельным, специфически художественным европейским

стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются

искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до

возникновения готики. На первых парах это был пра–романский стиль.

Архитектура V–VIII веков проста, за исключением зданий в

Равенне, возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из

элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими.

Круглые и многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской

архитектуры, строились в течение пра-романского периода. Наиболее известные

и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало

византийского императора Юстиниана в Равенне и восьмиугольная дворцовая

капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле.

Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи,

требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и

часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно

проработанные пра-ромаские монастырские комплексы были возведены в Сент-

Галле, на острове Райхенау и в Монте-Кассино монахами-бинедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была

разработка зданий с каменными вольтами.

Трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной

архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы,

золота изготавливалась под влиянием византийских моделей. Другие элементы

многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего

Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям,

резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения

архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а

также украшения стен. С изображениями висящих тканей. Живописные

композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам из

жизни святых. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном

византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении

итальянских романских церквей.

Пра-романская и романская обработка металлов – широко

распространенная форма искусства – использовалась, главным образом, для

создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Другие металлические

изделия этого периода – ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и

серебряные предметы. Самым известным примером романского текстильного

произведения вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя».

2.2.3.2 Готическое искусство и архитектура.

На смену романскому стилю по мере расцветания городов и

совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический.

В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания,

скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения

изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось

по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в

Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах

Европы и в XVI веке.

Основным представителем и выразителем готического периода была

архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими,

готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь, самого мощного

строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того

времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах

французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное

количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования

католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по

своему характеру преимущественно архитектурной.

2.2.3.3 Средневековая музыка и театр

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и

является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем,

уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден

в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути

расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные

праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы.

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например,

шествие к церкви в вербное воскресенье.

2.2.4 «Духовные леса» культуры нового времени

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века

оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты

научного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления,

дисциплинарная структура познания, без которой не была возможна современная

наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более

эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою

роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего

уровня культуры.

Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К.

Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами.

Средневековая культура по отношению к нашей – современной, сыграла роль

именно таких лесов: без нее западная культура не возникнула бы, хотя сама

средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо

понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и

важной эпохи развития европейской культуры.

2.3 Культура Западно-Европейского Возрождения

2.3.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями Западно-

Европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от

общества феодального – к буржуазному.

Ренессанс – это эпоха великих открытий. Темпы развития

ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Наивысшей точки

своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетию, когда

становится общеевропейским явлением – это, так называемое, Высокое,

классическое Возрождение. В утверждаемой системе ценностей, духовной

культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Он развивается

как идейное движение, становится мощным оружием политиков, утверждается в

массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый

материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская

интеллигенция. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений,

независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они

выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной.

Гуманисты выражают требование исторической ситуации – формируют человека

предприимчивого, активного, инициативного. Гуманизм как принцип культуры

Возрождения и как широкое общественное течение базируется на

антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается

новый центр – могучая и прекрасная личность.

Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог,

обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая

правильный рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубоко

противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия,

архитектура, изобразительное искусство. Покровителями искусств становятся

многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и

ядом, заговорами и войнами. Исследователи многократно отмечали, что добро и

зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом.

2.3.2 Отношение к античной и средневековой культуре

В период Ренессанса возрождается античный идеал человека,

понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических

видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников,

скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и

истории, древние – греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних

языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык,

а на латинском языке были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком

эпохи Возрождения. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями,

любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции

древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских

авторов, восстанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху

Средневековья. Большую роль в распространении античного наследия сыграло

изобретение и распространение книгопечатания. Гуманисты проявили большой

интерес к античной философии – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и

свысока, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековой

культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к

теологии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не

была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и

высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре

отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в

которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового.

2.3.3 Особенности художественной культуры Ренессанса

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с

эволюцией гуманистических концепций. Для литературы раннего Ренессанса

характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью,

прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое

Возрождение отмечено рассветом героической поэмы. В позднее Возрождение,

характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности

складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа

и драмы.

Отличительными особенностями театрального искусства эпохи

Возрождения явилось развитие традиций народного искусства,

жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических,

поэтических и буффонно-площадных элементов.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто

церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым

гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского

музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянского в

Испании, баллада в Англии, мадригал в Италии. Светские гуманистические

устремления проникают и в культовую музыку. Эпоха Возрождения завершается

появлением новых музыкальных жанров – сольных песен, ораторий, оперы.

Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На

первый план выходит живопись. Искусство Возрождения стремилось познать и

отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие.

Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через

перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в

анатомию и математику и так далее. Художники Возрождения разрабатывают

принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. При перспективном

построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим

в мир. Открытие перспективы имело важное значение: она помогала расширить

круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж,

архитектуру. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной

творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным

позднее.

2.4 Новоевропейская культура

2.4.1 Основные доминанты культуры европейского Просвещения

Эпоха просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».

Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять

человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные

устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих

обстоятельств или среды, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о

таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству

добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не

рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные

общества, пути их построения и установления.

Ориентиром для создания утопий XVIII века служило «естественное»

или «природное» состояние общества. Это был исключительно вымышленный,

умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и

писателя эпохи просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда не существовал

и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства

использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были

сады и парки. В них конструировался мир, альтернативный существующему,

отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни,

гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточности

человеческой личности. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и

благородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека.

«Внушив любовь к полям, внушаем добродетель». Парки эпохи Просвещения не

были тождественны естественной природе. Но одной из главных задач было

сохранение «впечатление естественности», ощущение «дикорастущей природы». В

композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи,

театры, храмы.

Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного»,

аллергически надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с

человеком, его повседневной жизнью.

2.4.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия Европейское

искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических

начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе,

развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального,

личностного начала. «Новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей

основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом было и появление течений, не имевших

собственной стилистической формы и не испытавших потребностей в ее

выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего,

синтементализм. Он обращен, прежде всего, к внутреннему, личному, интимному

миру человеческих чувств и мыслей.

Одной из важнейших характеристик этой эпохи является процесс

вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в

XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей

Европы.

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее

внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей

произведений искусства. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные

полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между

зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к

колориту живописных полотен. В работах художников усиливается декоративное

понимание цвета, они стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль

«рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области

прикладного искусства. Архитектура и живопись рококо, прежде всего,

ориентированы на создание комфорта и изящества. Восемнадцатый век привнес

множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой,

предупреждающих его желания.

2.4.3 Расцвет театральной и музыкальной культуры

XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Театр

оказался близким самому духу эпохи. Не случайно именно в эпоху Просвещения

знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно

образом жизни, формой быта. Театр был призван для выполнения целого спектра

задач. Присутствие «социального» контекста – непременный атрибут

театральных постановок XVIII века.

Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле

противостояла тяга ко всему необычному, фантастическому, связана в первую

очередь с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение

получило масонство. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам,

приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное»

пространство.

В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные

выставки – салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и

общества.

Музыка эпохи просвещения поражает человека масштабностью и

глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции и

Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид

музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы

музыкальных произведений – оратория, месса и концерт.

3. Заключение

Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени,

огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-

прежнему составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Сейчас мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь,

пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание

понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В далеких эпохах для

нас еще много неясного и таинственного. Но история мировой культуры всему

отводит свое место.

4. Список литературы

1. Браткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва

1989 г.

2. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых

научных программ. Москва 1980 г.

3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва 1984 г.

4. Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. Москва

1989 г.

5. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Москва

1979 г.

6. Мень П. История религии. Москва 1992 г.

7. Петров М. К. Перед «Книгой природы». 1978 г.

8. Под редакцией А. А. Радугина. Курс лекций. Москва 1998 г.

9. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. Москва 1989 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.