бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

эмоциональной и поведенческой сферах.

Конечно, мультикультурный человек — это идеал, к которому нужно стремиться.

Процесс психического роста от монокультурного к мультикультурному человеку

- это процесс изменения, в котором новые элементы жизни постоянно

объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Этот процесс

связан с большим стрессом и напряжением из-за необходимости приспособления

к давлению окружающей среды. Не все люди способны к этому. Более того,

поскольку результатом этого процесса может стать психическое заболевание

человека (расщепление сознания), ставится вопрос о возможности и

необходимости мультикультурализма. Тем не менее, современные исследователи

соглашаются с тем, что мультикультурность должна стать важной человеческой

и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует

стремиться.

33. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МК.

Формирование русской культуры

Огромное значение для формирования российского менталитета и культуры

сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте.

Результатом крещения Руси стало не только вхождение Руси в тогдашний

цивилизованный мир, рост международного авторитета, дипломатических,

торговых, политических и культурных связей с другими христианскими

странами. Крещение не только дало толчок к созданию великолепной культуры

Киевской Руси, да и самого древнерусского единого централизованного

государства. С этого момента определились геополитическое положение России

между Западом и Востоком, враги и союзники, смысл назначение российской

истории. С этого исторического события Русь, а затем и Россия выбрали

ориентацию на Восток. С этого времени расширение русского государства шло

только в восточном направлении. Татарское нашествие задержало его, но не

остановило, лишь еще более укрепило Россию в поставленной цели.

Роль православия в формировании и развитии русской культуры всегда была

одной из важнейших тем русской философской и общественно-политической

мысли. О ней писал старец Филофей в своем послании к Василию III,

размышляли западники и славянофилы, все философы — исследователи «русской

идеи» — от Вл. Соловьева до Н. Бердяева.

Еще Филофей, обратившийся к Василию III, заявил, что «Москва — есть Третий

Рим, а четвертому Риму — не бывать», неразрывно связал православие с

сильной государственной властью. В православии каждый человек является

личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном

объединении, интересы которого выше интересов отдельного человека.

Результатом стало закрепление в качестве идеала русской культуры стремления

к авторитарности и коллективности одновременно.

Характерно использование как материальных, так и людских ресурсов

посредством их максимальной сверхконцентрации и сверхнапряжения во всех

звеньях общества. Это развитие происходило в условиях дефицита необходимых

ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, внешнеполитических и

др.), а также зачастую при незрелости внутренних факторов развития, их

неподготовленности к решению поставленных перед обществом задач. Так

формировалась идея приоритета политических факторов развития над всеми

другими.

Все эти особенности развития русской культуры сформировали такие ее черты,

как отсутствие ядра культуры, привели к ее двусмысленности, бинарности,

двойственности, постоянному стремлению сочетать несочетаемое: европейское и

азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое, свободу и

деспотизм. Это и привело к тому, что основным типом динамики русской

культуры стала инверсия (развитие по типу маятникового качания), колебание

от одного полюса культурного значения к другому.

Постоянное стремление успеть за своими соседями (если не успеешь —

погибнешь), прыгнуть выше головы привели к тому что в русской культуре все

время сосуществовали старые и новые элементы, будущее приходило тогда,

когда для него еще не было условий, а прошлое, соответственно, не

торопилось уходить, долго цеплялось за традиции и обычаи. При этом нередко

новое появлялось в результате скачка, взрыва. В этой особенности

исторического развития получает объяснение катастрофический тип развития

России, заключающийся в постоянной насильственной ломкой старого, чтобы

дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо,

как казалось раньше.

Самосознание русской культуры

2.1. Понятие о русском национальном характере

национальный характер — это совокупность специфических физических и

духовных качеств, норм поведения и деятельности, типичных для

представителей той или иной нации.

совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального

характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и

социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,

принадлежащие к Разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы

реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного

народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер

какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ

живет и которое он создал в определенных географических, природных

условиях.

В основе национального характера лежат социальные ценности. Тог* да можно

уточнить и конкретизировать понятие национального характера. Он будет

представлять собой совокупность важнейших способов регулирования

деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей

общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере

народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и нации.

Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор

ценностей, носителем которых является русский народ.

2.2. Роль этностереотипов в изучении национального характера

Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ

своей этнической общности (автостереотип) или представление о других

этнических общностях (гетеростереотип).

Стереотипы формируются на основе избирательности, постоянного сопоставления

соответствующих черт своего и чужого народа. Иными словами, стереотип

формируется при сравнении «нас» с «не нами», хотя это обычно и не

осознается человеком.

Основным критерием при этом выступает религиозная принадлежность, а также

отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется

специфически русское понятие «иностранец», которым обозначаются люди,

относящиеся к западному миру. Для названия всех остальных людей обычно

используют термины, указывающие на этническую принадлежность (японец,

китаец и т.д.).

В наши дни ситуация, безусловно, изменилась, но не кардинально. Иностранцам

по-прежнему дают понять, что они не такие, как все остальные люди (жители

нашей страны). Очень характерно, что в российских гостиницах, музеях в

прейскурантах совершенно официально указаны разные цены на одни и те же

услуги для своих (россиян) и иностранцев. Если учесть, что весь современный

«западный мир» исповедует идею равенства и для его представителей

невозможно (запрещено их воспитанием) выделение людей по расовому,

этническому, половому или какому-либо иному признаку, то становится

понятным, почему они не очень уютно чувствуют себя в нашей стране.

Если воспользоваться рассматривавшейся ранее моделью Беннета, говорящей о

воспитании межкультурной чуткости, то для русского человека этот путь

начинается не с отрицания межкультурных различий, а со стадии защиты, с

преодоления сильно развитого чувства этноцентризма.

2.4. Авто- и гетеростереотипы русских

Представления о наиболее типичных чертах национального характера как

собственного народа, так и других народов обобщаются в автостереотипы и

гетеростереотипы. Автостереотипы представляют собой мнения, суждения,

оценки представителей какого-либо этноса о наиболее характерных чертах и

качествах своего собственного народа. Обычно они содержат только комплекс

положительных оценок. В отличие от них гетеростереотипы представляют собой

совокупность оценочных суждений о каких-либо народах, даваемых им

представителями других народов. Гетеростереотипы могут быть как

положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта

взаимодействия данных народов.

Наряду с иными факторами авто- и гетеростереотипы обусловливают характер

межкультурной коммуникации, способствуя формированию образов «хороших» и

«плохих» народов и обеспечивая таким образом позитивные или негативные

результаты коммуникации.

Кроме непосредственного межэтнического общения авто- и гетеростереотипы

формируются посредством неорганизованных форм передачи информации: слухов,

поговорок, анекдотов. Поговорки усваиваются человеком с детства и

подсказывают ему конкретные образы других народов: «цыган раз на веку

правду скажет, да и то покается» (лживость)…

Ценности русской культуры (община, справедливость, терпение)

Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла уже упоминавшаяся

русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большой

степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и

важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка

существования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов

пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью.

по своей природе русский народ — народ-коллективист. В нашей культуре

интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так

легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. В русской культуре

преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе)

способы действия, которые не просчитываются заранее, могут причинить вред

человеку, совершающему их. То есть они содержат смысл в самих себе,

приносят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что ты

поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку

чувство своей полезности, значимости в этом мире.

Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа

(лишь отчасти, иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в

человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на

накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество

или работу на удивление окружающих.

Вечное для русского человека желание пострадать — это желание

самоактуализации, завоевания себе внутренней свободы, необходимой, чтобы

творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и

движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. В

этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может

вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает,

зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к

некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для

русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было

оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были

весьма почитаемы на Руси).

Русский национальный характер в условиях постсоветской трансформации

4.1. Русские ценности и российский тип хозяйства

4.2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях

Большая часть населения нашей страны до сих переживает глубокий

психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей

(ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и

политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация

России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она

предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу

экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание

личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами:

психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового;

рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины;

способность к выбору — принятию самостоятельных решений относительно

собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению;

честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим

детям; высокая ценность образования.

Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой

политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не

преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества.

Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более

успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в

русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня

образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд

все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа

опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов

«рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и

выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес

«нечестному богатству».

Русские в межкультурных контактах

5.1. Стереотипные представления о русских в Европе

5.1.1. История возникновения

5.1.2. Особенности русской культуры с точки зрения немцев

в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых

ценностей русских, которые, по мнению немцев, обусловливают их образ жизни

и стиль поведения.

То, что Россию и русских трудно понять рационально, издавна отмечалось и

отмечается многими немцами.

Второй комплекс особенностей русской культуры связывается ЩЈ гигантскими по

европейским меркам расстояниями, «размахом» России, ее непознаваемостью и

неисчерпаемыми ресурсами.

5. 2. Особенности немецко-русской коммуникации

5.2.2. Вербальная коммуникация

5.2.2.1. Приветствие и прощание

34. КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МК.

Великобритания

Культура

Их консерватизм неискореним. И все же британцы считают себя честными,

рассудительными, заботливыми и учтивыми людьми. Их оригинальность часто

граничит с эксцентричностью, но на протяжении истории среди них

действительно были оригинальные мыслители, отличавшиеся огромной

изобретательностью. Как ученые, они часто могут блеснуть в науке и

технологии. Изображаемые как нация дилетантов, которая "кое-как"

справляется с кризисами, они проявляют свою внутреннюю силу духа в периоды

крайних бедствий.

Бизнес

Британцы, как правило, заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях, а не

в кратковременных сделках.

Для представителей британских компаний репутация, масштабы фирмы и ее

капитал - весомые аргументы, козыри в переговорах. Что они не так охотно

раскрывают, так это силу своих "закулисных" связей. "Школьные узы", или

"сеть старых приятелей", - реальная сила в деловой жизни Британии.

В некоторых странах нередко сделки совершаются по телефону. Британцы тоже

способны подолгу обсуждать условия соглашения по телефону, но они почти

всегда просят представить их потом в письменном виде. Они хранят в архиве

толстые дела.

Наконец, к вопросу о британской обособленности. Они, как правило, полагают,

что иностранцы стремятся перехитрить их.

Переговоры

Британцы чувствуют себя как дома в общении с другими англоязычными

народами, и с ними они испытывают мало затруднений в установлении простых,

но эффективных взаимоотношений. Они также чувствуют себя комфортно в

отношениях со скандинавами, голландцами и японцами (когда знакомятся с

ними). Они считают, что представляют золотую середину между чрезмерной

формальностью (присущей французам и немцам) и преждевременной

фамильярностью (характерной для американцев и австралийцев).

Юмор играет важную роль в деловых переговорах в Великобритании - шутками и

анекдотами. Британцы могут жестоко подшучивать над представителями

некоторых романских народов и над слишком экспансивными людьми. Юмор

считается одним из наиболее эффективных средств в арсенале британского

менеджера, и некоторые бизнесмены могут завоевывать доверие британцев,

демонстрируя, что не хуже их владеют им.

Британские бизнесмены стараются показать на переговорах, что они

руководствуются благоразумием, компромиссом и здравым смыслом. Можно

заметить, однако, что британцы даже в отсутствие разногласий редко

принимают окончательное решение на первой встрече. Они не любят спешить.

Американцы любят принимать решения тогда, когда только это возможно, и

полагаются на свой инстинкт. Британцы, более связанные традициями, тоже

предпочитают инстинкт логике, однако проявляют больше осторожности. В

переговорах с ними следует предложить: "Не могли бы мы принять

окончательное решение на нашей следующей встрече?"

Британцы редко открыто выражают свое несогласие с предложениями

противоположной стороны. Они по возможности всегда соглашаются, но

ослабляют свое согласие. ("Хм, это очень интересная идея".)

Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и

явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но долго

оставаться довольно жесткими. Они всегда занимают оборонительную позицию,

которую скрывают как можно дольше. Вам следует постараться обнаружить ее

признаки, проявляя такое же благоразумие, юмор, сдержанность и упорство. В

конце концов вы можете увидеть, что это похоже на ваше собственное

отступление в большинстве случаев. Область переговоров с британцами может

быть довольно широкой.

35. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

4.1. Понятие межкультурной компетентности

Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, должно стать одной из

целей современного образования. Именно система образования должна взять на

себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских

взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие

реалиям того единого мира, в котором мы живем.

Наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение

собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой

титульного этноса. В этом случае единственной разумной идеологией и

политикой общества становится мультикультурализм и межкультурная

компетентность, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных

этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических

институтов общества к потребностям разных культурных групп.

Это обстоятельство предусматривает проведение национальной политики, не

требующей культурных потерь от интегрирующейся группы, не допускающей ее

ассимиляции (то есть потери собственной культурной идентичности) или

сепарации. В школьном образовании и социальном законодательстве должны

подчеркиваться выгоды мультикультурализма.

Обязательно нужно делать акцент на том, что аккультурация означает взаимное

приспособление, интеграцию представителей разных групп в рамках одного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.